Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Сергей Поздняков:
Сергей Поздняков: впервые на МАКС покажем прототип нового скафандра


19 июля 2021 года РИА Новости


Научно-производственное предприятие "Звезда" – единственное в России и одно из немногих в мире, кто занимается производством космических и авиационных систем жизнеобеспечения – скафандров, катапультных кресел, противоперегрузочных костюмов для летчиков. Традиционно предприятие представит свою продукцию на Международном авиакосмическом салоне МАКС-2021. О разработке нового спасательного скафандра для перспективного космического корабля "Орел", возможности возвращения пистолета в носимый аварийный запас космонавтов, планах разработки скафандра для полета на Луну и изменениях костюма летчиков российского истребителя пятого поколения в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Дмитрию Струговцу рассказал генеральный директор – генеральный конструктор предприятия Сергей Поздняков.

Научно-производственное предприятие "Звезда" – единственное в России и одно из немногих в мире, кто занимается производством космических и авиационных систем жизнеобеспечения – скафандров, катапультных кресел, противоперегрузочных костюмов для летчиков. Традиционно предприятие представит свою продукцию на Международном авиакосмическом салоне МАКС-2021. О разработке нового спасательного скафандра для перспективного космического корабля "Орел", возможности возвращения пистолета в носимый аварийный запас космонавтов, планах разработки скафандра для полета на Луну и изменениях костюма летчиков российского истребителя пятого поколения в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Дмитрию Струговцу рассказал генеральный директор – генеральный конструктор предприятия Сергей Поздняков.

– Сергей Сергеевич, что НПП "Звезда" представит на МАКС-2021?

– В рамках салона мы планируем презентовать демонстрационный образец защитного шлема и летного комбинезона, созданных специально по заказу российской пилотажной группы "Первый полет". Также на нашем стенде будет представлен комплект снаряжения для будущего российского пилотируемого космического корабля "Орел": доработанное по результатам первичных оценок амортизационное кресло "Чегет", обновленная версия прототипа нового спасательного скафандра "Сокол-М", новый теплозащитный костюм ТЗК-14М и модернизированная версия гидрокомбинезона "Форель-М", предназначенного для спасения космонавтов в случае аварийного приводнения возвращаемого аппарата. Не исключаю, что новый гидрокомбинезон может войти в комплект средств спасения экипажей кораблей "Союз".

Кроме того, планируем показать новый вариант комплекта оборудования для кислородного обеспечения альпинистов, доработанную версию системы катапультирования для гражданских легкомоторных самолетов, в которой заголовник обеспечивает дополнительную защиту при преодолении остекления, катапультное кресло для самолета пятого поколения, кислородные системы, современный скафандр для выходов в открытый космос "Орлан-МКС".

– В 2019 году на МАКСе вы уже демонстрировали прототип скафандра "Сокол-М". Чем будет отличаться новая версия?

– Над новым спасательным скафандром для перспективного транспортного корабля нового поколения, который получил название "Орел", мы работаем уже несколько лет. До этого смотрели в сторону технологии герметизации скафандра с помощью гермомолнии и разных вариантов ее размещения. Именно такой скафандр был представлен на прошлом МАКСе. Со временем мы пришли к выводу, что гермомолния не обеспечивает необходимой надежности скафандра, а с учетом необходимости обеспечения многоразовых применений, требования по надежности становятся еще выше. Решили реализовать принципиально иной подход. У нового прототипа на поясе жесткий стыковочный разъем, к которому крепятся оболочки ног.

Прототип скафандра демонстрируется впервые. Сам прототип после авиасалона отправится на конструкторско-доводочные испытания. На МАКСе, кстати, будет представлена одна из версий скафандра с гермомолнией.

– Вы сказали о жестком разъеме на поясе. Как конструкция сочетается с креслом "Чегет"?

– Получается изящная конструкция, которая хорошо сочетается с новым амортизационным креслом "Чегет". Были сомнения, что жесткая конструкция будет мешать во время пребывания человека в кресле, но мы провели предварительную эргономическую оценку, и наши опасения не подтвердились. В случае чего, всегда можно вернуться как к идее с гермомолнией, так и к традиционной конструкции с "аппендиксом", которая сейчас используется в скафандрах "Сокол-КВ2".

В новом скафандре используются только современные материалы. Оболочка сделана из полиуретановой пленки. Отдельно от оболочки выполнен вентиляционный костюм. Это упрощает вход в скафандр, вентиляционные трубки не мешают. В принципе, в аварийной ситуации если космонавт наденет скафандр без вентиляционного костюма, ничего страшного – подача воздуха будет осуществляться в зону дыхания, без распределения вентиляции по телу.

– В каком состоянии сейчас работы над скафандром?

– Отработана технология производства оболочки, изготовлен прототип для эргономической оценки. После выставки займемся изготовлением образцов для других видов испытаний.

– В предыдущей итерации "Сокола-М" исчезла ширинка, что грозило прервать идущую с полета Юрия Гагарина традицию помочиться на колесо автобуса перед стартом. В этой версии скафандра ее вернули?

– Здесь она не нужна. Скафандр для похода "по-маленькому" да и "по-большому", легко расстегивается на уровне пояса. Это намного проще, не требуется ничего расшнуровывать и зашнуровывать.

– Полиуретан для оболочки скафандра закупался за рубежом. Сохраняются ли сейчас трудности с доступом к материалам?

– К сожалению, ситуация остается прежней. Качественных полиуретановых пленок в России не производят. Но совершенно по другой нашей тематике мы начали сотрудничество с одной отечественной компанией, которая готова изготовить по международным стандартам ткань для спасательных трапов Ил-114В. Тестовый образец новой ткани показал неплохие результаты. Возможно, к следующему МАКСу мы представим образец трапа уже из новых материалов. И если исполнитель зарекомендует себя в этой работе хорошо, обратимся к нему для производства полиуретана.

– А для нового российского самолета МС-21 надувные трапы вы не делаете?

– В этих машинах стоит импортная продукция. Если у нас все получится с Ил-114В, возможно мы предложим свои решения для МС-21.

– Вернемся к космической тематике. Изменится ли как-то носимый аварийный запас экипажа космического корабля "Орел" по сравнению с действующим запасом экипажей кораблей "Союз"? Вернется ли в комплект огнестрельное оружие?

– Никаких изменений в техническое задание на носимый аварийный запас с целью добавления пистолета никто не вносил, а сама необходимость иметь оружие на борту космического корабля, по-моему, сомнительна. В остальном все останется примерно в той же комплектации. Некоторые позиции будут заменены более современными решениями.

– Корабль "Орел" получит новое амортизационное кресло "Чегет". В каком состоянии его испытания?

– Проведено несколько сбросов массо-габаритного макета кресла. Подтверждено, что амортизация работает, параметры кресла выбраны правильно. Сейчас по требованию заказчика в лице Ракетно-космической корпорации "Энергия" мы работаем над снижением массы кресла.

– Когда завершится весь цикл испытаний, и вы приступите к изготовлению кресел для реального космического корабля?

– В 2023-24 году.

– Помимо тяжелого корабля "Орел", Ракетно-космическая корпорация "Энергия" разрабатывает облегченную версию под условным названием "Орленок", предназначенную для облета Луны. По части продукции НПП "Звезда" вам какие-то задачи ставились?

– Никаких специальных заданий по этой теме нам не поступало. Насколько я понимаю, пока в приоритете эксплуатация МКС и строительство новой российской орбитальной служебной станции.

– В связи с планами создания российской орбитальной служебной станции, какие задачи по своей тематике вы видите?

– Долговременный объект на околоземной орбите всегда нуждается в обслуживании с внешней поверхности, соответственно, понадобится шлюзовой отсек и скафандры. То есть все те же системы, которые мы изготавливали для российского сегмента МКС и предыдущих станций. Чего-то нового или особенно по этому направлению пока не вижу.

– Сейчас на МКС имеется два скафандра текущего поколения "Орлан-МКС" и два запасных "Орлана-МК" старого поколения. В ближайшие дни запланирован запуск модуля "Наука". Подключение модуля к системам станции потребует около десяти выходов космонавтов в открытый космос. Соответственно, после этого ресурс скафандров по количеству разрешенных выходов будет исчерпан. А новых скафандров нет и они не заказаны. Правильно?

– Почти правильно.

– Что делать?

– Нужны новые скафандры. Уже три года я убеждаю заказчика, что требуется начинать изготовление новой партии скафандров. Но до сих пор контракт на изготовление не заключен. За то время, пока согласовывался контракт, пропали некоторые поставщики, исчезли необходимые материалы. Сейчас для производства новой партии скафандров "Орлан-МКС" из-за необходимости замены комплектующих требуется проводить отдельную опытно-конструкторскую работу и подтверждающие испытания. А это время и деньги. На согласования технических заданий, к сожалению, уходят годы. Илон Маск, думаю, узнав, какая цепочка согласований требуется, просто бы посмеялся над нами. Существующая система согласований и утверждений не позволяет нам оперативно реагировать, выпускать новую продукцию. Все вязнет в бюрократическом болоте.

– Если нет новых, можно ли продлить сроки эксплуатации имеющихся на МКС скафандров?

– Существует практика, когда после завершения установленного ресурса после дополнительных проверок, если состояние систем позволяет, принимается решение о допуске снаряжения для проведения одного-двух-трех выходов в космос. Но это уже не гарантийный период. Всегда требуется смелость для принятия таких решений.

– Сколько еще будут находиться на станции два старых скафандра "Орлан-МК"?

– Один скафандр оснащен новыми оболочками ног и рук и используется как резервный на случай неполадок с одним из двух скафандров "Орлан-МКС". Второй "Орлан-МК" в ближайшее время будет частично разобран и утилизирован.

– Недавно в одном из российских скафандров "Орлан-МКС" была проткнута мембрана клапана системы автоматического терморегулирования и произошла утечка воды. Космонавт загерметизировал отверстие и успешно совершил выход в открытый космос. Будет ли заменена пробитая деталь?

– Новый клапан уже доставили на МКС. В ближайшее время его установят на место неисправного.

– Как обстоит дело с перспективными разработками: добавлением проекционного экрана в шлем скафандра, системы возвращения космонавта на станцию, если он улетел в открытый космос, композитной кирасой?

– Мы постоянно работаем над новыми решениями, развиваем все указанные технологии. Возможно, в скафандре для российской орбитальной станции или скафандре для исследования Луны они найдут применение.

– В планах "Роскосмоса" – обеспечение высадки российских космонавтов на Луну в 2030 году. Ставилась ли вам задача разработки соответствующих скафандров?

– Насколько мне известно, "Роскосмос" готовится в ближайшее время объявить конкурс на проведение научно-исследовательской работы по определению требований к лунному скафандру. Работы рассчитаны на три года. После этого потребуется опытно-конструкторская работа, которая займет еще лет пять. Таким образом, к 2030 году можно представить готовый скафандр.

– Сообщалось, что НПП "Звезда" поставит продукцию в Индию для реализации индийской национальной пилотируемой миссии. Изготовлено ли необходимое оборудование? Какое? Когда оно будет поставлено заказчику?

– Для нас заказчиком является дочерняя компания "Роскосмоса" "Главкосмос", мы свои обязательства выполняем с опережением сроков. Если говорить без подробностей, то была изготовлена продукция, близкая по составу той, которую мы поставляем для российских космических кораблей "Союз".

– Во второй половине года планируется два полета на МКС непрофессиональных участников: в октябре на станцию летят актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко, а в декабре – два японских туриста. Отлиты ли ложементы и изготовлены ли скафандры для актрисы и режиссера?

– Отливки ложементов для них были выполнены несколько недель назад. Изготовление ложементов и летных скафандров идет полным ходом. Ориентировочно в августе состоятся примерки. Готовое снаряжение передадим в Ракетно-космическую корпорацию "Энергия" примерно за месяц до пуска.

– А для японских туристов?

– Все туристы у нас уже были. Работы по изготовлению снаряжения для них начались.

– Помимо космической тематики, ваше предприятие является единственным производителем в России катапультных кресел и снаряжения для летчиков, в том числе по тематике нового истребителя. В каком состоянии находится испытание систем жизнеобеспечения для летчиков самолета Су-57?

– Все испытания систем, которые ставятся на борт самолета, завершены. Работы по снаряжению летчика (высотно-компенсирующий костюм, шлем, маска и т.д.) выделены в отдельную тему. Поступило много рекомендаций и пожеланий по изменению образцов, которые были изготовлены. С учетом накопленных знаний мы начинаем изготовление модернизированного снаряжения. Например, претерпят изменения интерфейсы шлема и маски, габариты маски, появится дополнительная вентиляция шлема. Высотно-компенсирующийся костюм будет другим.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer