Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Борис Елисеев:
Научный подлет


8 июня 2021 года Наталия Ячменникова, Российская Газета


Дроны все активнее завоевывают российское небо. Из-за пандемии в разы выросла доставка товаров, еды, почты роверами и квадрокоптерами. Автоматы научились многому: перевозить стандартные грузовые контейнеры, проводить авиамониторинг, искать заблудившихся в лесу... А в воздух уже поднимаются прототипы для пассажиров. Как, где и чему учат пилотов для беспилотников? Об этом корреспондент "РГ" беседует с ректором Московского государственного технического университета гражданской авиации Борисом Елисеевым.

Борис Петрович, насколько я знаю, ваш вуз начал системную подготовку операторов для беспилотников?

Борис Елисеев: Да, это так. Разработаны, утверждены и реализуются программы дополнительной профессиональной подготовки специалистов и инструкторов по управлению и эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих одно или несколько воздушных судов с взлетной массой до 30 кг. Уже прошли обучение несколько десятков человек. Есть у вуза и договор о сотрудничестве с одним из ведущих производителей беспилотных систем.

Совместно с Росавиацией разработана типовая программа по данному направлению подготовки. После утверждения она может быть использована авиационными учебными центрами гражданской авиации.

Идея беспилотника подразумевает как полное управление искусственным интеллектом, так и управление "с земли". Пилот - оператор дрона и пилот самолета несут равную ответственность за безопасный полет?

Борис Елисеев: Безусловно. Пилот беспилотника, как и командир самолета или вертолета, должен обладать знаниями в области воздушного права, производства и планирования полетов, производственных нагрузок, аспектов человеческого фактора, метеорологии, навигации, процедур эксплуатации, принципов полета и радиотелефонной связи. Отсюда - серьезнейшая учебная программа.

Пилот - оператор дрона и пилот самолета несут равную ответственность за безопасный полет

Но к этому пришли не сразу?

Борис Елисеев: Еще в 2013 году одна российская компания начала серийное производство дронов-доставщиков. И уже тогда мы оценили новацию. Стало понятно: это одна из наиболее перспективных ниш современного авиарынка. Поэтому университет, тщательно все взвесив, приступил к разработке целого ряда специальных проектов. Так, сегодня успешно работает наш научно-образовательный центр беспилотных авиационных систем (БАС) и робототехники, в котором проводятся лекции, мастер-классы и практические занятия по моделированию и программированию беспилотников.

Это инженерная образовательная площадка, где наши ребята участвуют в реальных научных исследованиях. Здесь идет реализации в "железе" дипломных проектов, связанных с беспилотными авиационными системами. Успехи? Команда центра одержала победу в международном соревновании по программированию квадрокоптеров CopterHack 19. И это в турнире, где участвовали более полусотни команд из программистов, инженеров, конструкторов и пилотов дронов.

Современные беспилотники - это не столько коптеры на радиоуправлении, сколько суперроботы, работающие на сложном программном обеспечении?

Борис Елисеев: Именно. Поэтому имея богатый опыт в подготовке программистов для авиации, МГТУ ГА успешно справляется и с этой задачей.

Видела беспилотные летательные системы ваших студентов на Национальной выставке и форуме инфраструктуры гражданской авиации NAIS 2021. Впечатляют. А новая специальность по технической эксплуатации беспилотников уже появилась?

Борис Елисеев: В гражданской авиации появление любой новой образовательной программы - целое событие. В новом учебном году в рамках направления подготовки "Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей" начнем реализацию нового модуля - "Техническая эксплуатация беспилотных авиационных систем".

Недавно ваш вуз отметил свое 50-летие. Начинавший когда-то как филиал Киевского института инженеров гражданской авиации, он превратился сегодня в крупнейший университетский комплекс.

Борис Елисеев: У нас обучаются и работают более 15 тысяч человек. Корпуса и учебные аэродромы шести филиалов разбросаны от Москвы до Иркутска и Ростова-на-Дону. Более 50 тысяч выпускников круглосуточно обеспечивают технологическую безопасность полетов пассажирских воздушных судов.

МГТУ ГА "прирос" четырьмя авиационно-техническими колледжами. Как они себя чувствуют?

Борис Елисеев: Мы очень бережно относимся к среднему профессиональному образованию. К слову, сейчас специалисты с дипломами техника очень востребованы на рынке труда. Особенно в московском аэроузле.

Система управления университетским комплексом совершенствуется постоянно. Например, в Иркутске объединили филиал высшего образования и авиационно-технический колледж, присоединили авиационный учебный центр. Сгруппировали интеллектуальные ресурсы и материальную базу. Приобрели самые современные тренажеры, включая Boeing и Airbus. Сейчас Иркутский филиал вуза - полноценный региональный институт в Прибайкалье, который успешно готовит авиационные кадры для Сибири и Дальнего Востока России. И, кстати, недавно там лицензирована образовательная программа среднего профобразования "Эксплуатация беспилотных авиационных систем".

Технологии меняются стремительно. Университет успевает за изменениями?

Борис Елисеев: А как иначе? Мы готовим инженера и специалиста, базовые знания которого позволят освоить технику, что поступит в эксплуатацию и через двадцать лет. Держим руку на пульсе всех новаций, касающихся авиатехники, аэронавигационных систем, программных продуктов и т.д. Стараемся оперативно что-то добавить к уже имеющимся программам, разрабатываем новые профили и специализации. Приобретение и закрепление навыков, профессиональная траектория должны быть непрерывными. Это то, на чем всегда стоял и стоит вуз.

Из-за пандемии мировая гражданская авиация переживает непростые времена. Говорят, отрасли, как никогда, нужны квалифицированные управленцы?

Борис Елисеев: Для нас главное - качественное обучение профессиональным навыкам, компетенциям. На всех уровнях: среднего профобразования, бакалавриата, специалитета. А управленческие навыки авиационный специалист может получить в магистратуре. Да, это узкое профессиональное образование в отличие от абстрактно-универсальных компетенций. За последние двадцать пять лет мне неизвестны факты приглашения универсальных специалистов в сфере управления из России в крупные зарубежные авиапредприятия. А вот пилотов с отечественной подготовкой, членов кабинных экипажей и линейных авиационных инженеров - более чем. Дополнительное профобразование, это вторая, не менее важная, составляющая подготовки полноценного авиаспециалиста, которая "преследует" его постоянно.

Непрерывность образования?

Борис Елисеев: Именно. В приложение к сертификату авиационного учебного центра МГТУ ГА, который выдается Росавиацией, внесена 151 программа. Все они недавно актуализированы. Учтены последние требования нормативной практики ИКАО. Правда, эти программы по-разному распределены по филиалам университета. Если в Егорьевском авиационном техническом колледже имени В. П. Чкалова реализуется 61 программа, то в Троицком филиале в Челябинской области - всего две. Все зависит от квалификации преподавателей и учебно-тренажерной базы.

Самый свежий пример. Пандемия сделала невозможным обучение специалистов на базе Bombardier в Монреале. И мы создали свою программу повышения квалификации, значительно улучшив методику. Уже состоялось вручение удостоверений первым слушателям.

То есть без прохождения дополнительной подготовки полноценным авиационным специалистом не стать?

Борис Елисеев: Диплома о высшем или среднем профессиональном образовании недостаточно. Это точно. Обязательно надо пройти подготовку в сертифицированном авиационном учебном центре (АУЦ) и иметь определенный стаж работы на авиапредприятии. Но мало кто знает, что человек с полным среднем образованием, имеющий трехлетний практический опыт работы, может закончить АУЦ, получить соответствующий допуск. Это реальный путь в отличную рабочую профессию.

МГТУ ГА входит в международный рейтинг Ranking Web of Universities. Многие относятся к рейтингам скептически. А вы?

Борис Елисеев: Любой рейтинг - это своего рода международная табель о рангах. Всегда полезно знать, где ты находишься. Поэтому какой скепсис? Ranking Web of Universities - достаточно любопытный рейтинг: он измеряет объем веб-содержимого вуза (буквально количество страниц и выложенных файлов) и востребованность этого веб-контента (число внешних ссылок). В перечень, обновляемый два раза в год, входят 25 тысяч вузов из разных стран. Российских транспортных вузов там только два - МГТУ ГА и Российский университет транспорта (МИИТ).

Наш вуз - один из учредителей Международной ассоциации авиационного и аэрокосмического образования ALICANTO. Внесен в реестр Международной организации гражданской авиации (ИКАО). На днях оттуда в университет пришло письмо. Предлагается 30 онлайн-бесплатных международных программ для обучения молодых авиационных специалистов, 230 стипендий и 14 грантов.

Какую работу вы считаете перспективной для себя как ученого?

Борис Елисеев: Это серьезная динамика развития национального законодательства о регулировании деятельности беспилотной авиации. В марте, на 222-й сессии Совет ИКАО принял новые документы, обеспечивающие значительный прогресс в области международной безопасности полетов и интероперабельности дистанционно пилотируемых авиационных систем.

Новые положения вступят в силу 12 июля 2021 года и будут применяться с 26 ноября 2026 года. Наиболее важные из них относятся к Приложению 8 к Чикагской конвенции "Летная годность воздушных судов" и охватывают требования по сертификации дистанционно управляемых самолетов и вертолетов. Это обеспечит базовый уровень требований, который страны могут использовать для сертификации беспилотников, используемых в международных грузовых перевозках или авиационных работах. В будущем деятельность будет касаться перевозок пассажиров, а также более современных возможностей, которые, несомненно, появятся в сфере городской авиационной мобильности.

Так что будет очень много работы для российских авиационных юристов - управленцев по приведению в соответствие национальной системы правовых норм. Законов и подзаконных актов, ведомственных и локальных распорядительных документов.

А о чем мечтает ректор?

Борис Елисеев: Честно? О возрождении в вузе военной подготовки. До 2008 года к диплому МГТУ ГА "прилагались" погоны лейтенанта ВВС. Потом это упразднили. А ведь выпускники вуза, отлично разбирающиеся в техническом обслуживании воздушных судов, в любой момент могут быть востребованы в Воздушно-космических силах, и не обязательно с офицерским званием. И навыки управления беспилотниками им очень даже могут пригодиться.



комментарии (3):

Алексей Андреевич      09/06/2021 [10:25:11]#1
Молодцы, так держать.Развитие беспилотных ЛА очень актуальная тема.

andres555      09/06/2021 [17:46:59]#2
Спасибо автору! Глубокая и содержательная статья. Наконец-то начата подготовка специалистов по управлению БПЛА. Не важно называть ли их "пилотами" или "операторами". Но отсутствие профессиональных пилотов\операторов безусловно сдерживает развитие беспилотной авиации как и отсутствие проработанной нормативки. Ну а вернуть в инженерный ВУЗ подготовку офицеров вообще не подлежит сомнению, абсолютно правильная инициатива.

Стальная птица      09/06/2021 [20:27:30]#3
Доучиваюсь в университете. И уже устроен по получаемой профессии. Очень доволен выбором вуза! Успел и спортом позаниматься пока учился. Хороший старт для любителя авиации)













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer