Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Дмитрий Рогозин:
"Космос - это не бездумное соперничество"


4 июня 2021 года Дмитрий Дриз, КоммерсантЪ


Каких прорывов и новых достижений ждать от космической отрасли в ближайшем будущем? Существует ли дефицит кадров в этой сфере? И помогает ли соперничество с Америкой в достижении целей? Эти вопросы Дмитрий Дризе обсудил с генеральным директором госкорпорации «Роскосмос» Дмитрием Рогозиным в студии “Ъ FM” на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).

Каких прорывов и новых достижений ждать от космической отрасли в ближайшем будущем? Существует ли дефицит кадров в этой сфере? И помогает ли соперничество с Америкой в достижении целей? Эти вопросы Дмитрий Дризе обсудил с генеральным директором госкорпорации «Роскосмос» Дмитрием Рогозиным в студии “Ъ FM” на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).

— Как изменилось восприятие наших достижений в космосе?

— Все зависит от того, насколько общество само по себе зрелое для того, чтобы воспринимать действительную важную информацию, которая идет от российской ракетно-космической промышленности. Международная космическая деятельность открыта и является элементом полемики. Конечно, мы сталкиваемся с каким-то проблемами, но это все-таки некая внешняя обертка, а внутри это серьезнейшая работа. «Роскосмос» — огромная корпорация, где работает 180 тыс. человек. Слава богу, пошло большое количество молодежи, которая участвовала в разработке проектов «Луна-25», «Луна-26», «Луна-27», «ЭкзоМарс». Мы уже совершили 59 безаварийных пусков.

Сейчас сформировалась новая команда, идет переход на новую ракетно-космическую технику.

С 2023 года мы начинаем запускать ракетоносители, в том числе «Союз-5» полутяжелого класса, полетит новый пилотируемый корабль. Кроме того, мы собираемся разворачивать новую орбитальную станцию.

— А сколько зарплата у молодого специалиста?

— За 100 тыс. руб. получают, естественно, хорошие специалисты, зарплаты варьируются в диапазоне 150-300 тыс. Если бы мы не ценили своих сотрудников, они бы давно уехали в Америку. Если это серьезный разработчик, мы сделаем все, чтобы его удержать. Наши предприятия очень успешны. Например, ракетно-космический центр «Прогресс», который делает «Союз-2», другие космические аппараты. Он прибыльный, да, сейчас, конечно, компания сокращает персонал, чтобы избавиться от тех людей, кто не связан с профильной работой. Когда-то в советское время там было 27 тыс. человек, сейчас 17 тыс., но ракеты летают, коммерческие заказы идут.

OneWeb подписал с ними контракт на пуск 21 ракеты — это примерно миллиард евро, собственно говоря, это только один такого рода контракт, есть и другие. Естественно, работает не только само предприятие, но и Самарский аэрокосмический университет, где мы создаем уникальный технопарк, также стоит обратить внимание на НПО «Энергомаш» в Химках. Ребята туда идут с удовольствием, там стоит очередь. То есть предприятия не просто окупаемы, а зарабатывают и являются донорами для всей остальной отрасли.

— С какими проблемами «Рокосмос» сталкивается на данный момент?

— У нас есть и отстающие предприятия — Центр Хруничева. Когда я пришел в 2018 году, объем долгов составлял 127 млрд руб., и перспектив было ноль, по сути дела, неминуемое банкротство. Мы с новой командой, которую я пригласил в «Роскосмос», искали варианты решения этой проблемы, очищения от этого огромного груза долгов. В итоге на данный момент их объем сократился до 28 млрд.

Вы найдите еще одно предприятие в России, которое за три года смогло сбросить с себя 99 млрд долгов. Это на самом деле заслуга, которая требует колоссального уважения в обществе.

В 2024 году по завершении летных испытаний «Ангары» Центр Хруничева переходит к ее серийному производству, и мы выходим не только в ноль, но и в плюс, то есть это уже будет успешное предприятие. Более того, еще введен Национальный космический центр. До нас завод с этой земли хотели выкинуть, перевести всех, включая инженеров и конструкторов в Омск и получить за это 25 млрд.

Однако сейчас мы договорились и вместе с мэрией Москвы создаем технопарк на 140 га, где разместим производства, связанные с «Роскосмосом». На 50 га остаются завод, он никуда не уезжает, КБ «Салют». Кроме того, сейчас там строится инженерный центр, будет создано 250 тыс. кв. м современных рабочих мест для 20 тыс. наших инженеров, в том числе для 8 тыс. работников центра Хруничева. «Роскосмос» — это команда высочайших профессионалов, которая собрана по разным дисциплинам: экономисты, финансисты, инженеры, конструкторы, которые делают сегодня невозможное. Несколько лет тому назад шла тенденция на затухание ракетно-космической отрасли, сейчас же мы начали летать, американцы относятся к нам с уважением. Нас ждет встреча с главой NASA Биллом Нельсоном, где мы обсудим вопросы будущего МКС и нашего сотрудничества с американцами. То есть мы на самом деле сегодня испытываем возросшее уважение наших коллег.

— Насколько плодотворно сотрудничество с США в связи с возросшей напряженностью между странами Москвой и Вашингтоном? И можем ли мы посоперничать с этой страной?

— Мы продолжаем сотрудничество по техническим контактам, другим проектам. Да, космос — это соперничество, но только не бездумное. Когда говорят: немедленно все бросаем, закрываем программы и срочно летим на Луну, деньги бросаем только на это, а после люди думают, что делать дальше, — это выглядит, по меньшей мере, глупо. Такими вещами заниматься нельзя. Если мы начинаем осваивать какую-то планету или ту же самую Луну, то нужно иметь план, понимать, что делать, как разворачивать исследования. Хватит уже махать флагами. Это несерьезно, особенно в нашей ситуации, когда у нас бюджет в 13 раз меньше. Мы деньги направим на то, что реально принесет пользу стране, а не на участие в соревнованиях по прыжкам в мешках в сторону Луны.

"Роскосмос" не будет подыгрывать этим глупым настроениям в обществе, лучше сберечь народные деньги, чтобы сделать то, что полезно для страны.

— Каким сегментам госкорпорация уделяет основное внимание?

— Есть три направления работы «Роскосмоса». Первое — военное. Мы, конечно, об этом не говорим, но откуда берутся стратегические ядерные силы, твердотопливные ракеты? Сейчас «Роскосмос» провел испытания наземного морского базирования и работает над ракетой «Сармат» — это основа нашего ядерного потенциала, важнейшее направление, которое мы развиваем.

Второе направление — социально-экономический космос — это ГЛОНАСС. Такой чип зашит в каждый смартфон, то есть используется не только GPS. Во всех Samsung, iPhone есть и то, и другое. Несколько миллиардов смартфонов работают на нашей навигационной системе. Что касается цветного цифрового телевидения, как думаете, кто создал орбитальную группировку? Это наши аппараты летают. Космическая связь, система наблюдения, геолокация и многое другое — это все современный космос и наша госкорпорация. И третье направление — это фундаментальные космические исследования. Мы впервые за 45 лет нарушаем тишину и начинаем лунные исследования, готовим сложнейшую миссию «Луна-25». Мы делаем все, чтобы подстраховаться по всем элементам этой тяжелой операции, потому что коллектив молодой.

— Какие международные проекты планируются в будущем?

— В следующем году мы проведем совместную с Европой миссию на Марс — «ЭкзоМарс». Наш десантный модуль должен сесть на поверхность планеты и выкатить европейский марсоход. Это тоже сложнейшая тема. Уже работает космическая обсерватория на расстоянии 1,5 млн км от Земли «Спектр-РГ», которая дает всю карту звездного неба и уже заработала несколько Нобелевских премий. Это тоже одно из наших достижений. Также мы готовим новые миссии, в том числе по Венере — эту тему с американцами мы тоже будем обсуждать, так что работы много.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров




Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer