Авиакомпании нередко задерживают рейсы, в некоторых случаях пассажиры вынуждены сидеть в салоне часами или ждать регистрацию. Что делать в таком случае, на что можно рассчитывать и есть ли смысл жаловаться в контролирующие органы, телеканалу «МИР 24» рассказал главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
- Эти трудности, о которых мы слышим сейчас, временные?
Роман Гусаров: Ориентироваться на данные сервисов можно, но задержка задержке рознь. Если она 20 минут, то пассажиры ее не замечают, и самолет может нагнать. Другое дело – случаи, о которых мы слышим в СМИ, когда задержки исчисляются часами. Да, такое происходит, виной всему структура пассажиропотока. Мы очень мало летаем зимой, и авиация практически стоит, и почти весь пассажиропоток сконцентрирован в течение трех летних месяцев. Авиация зимой стоит, а летом работает на пределе возможностей.
Зачастую в аэропорту взлетают каждые полторы – две минуты, или садится самолет. При такой интенсивности любой сбой дальше влечет за собой целую цепочку задержек, потому что понятно, что этот самолет не прибывает вовремя в какой-то аэропорт, значит, вовремя не заберет следующих пассажиров, а он вылетает не в расписание, значит, его могут еще задержать, и дальше все, как нарастающий снежный ком.
Сейчас авиакомпании, у которых ввиду ограничений полетов на международных рейсах есть запас прочности, то есть дополнительные экипажи и самолеты, они могут затыкать свободные дыры. Авиакомпании помельче в случае сбойной ситуации сталкиваются со сложностями.
- Чего чаще не хватает – экипажей или бортов?
Роман Гусаров: Большинству авиакомпаний хватает и летного состава, и воздушных судов, особенно у тех авиакомпаний, которые раньше интенсивно летали за границу. Сейчас избыток провозных емкостей, да, внутри России мы бьем все рекорды, в этом году пассажиропоток будет рекордным, максимальным, загрузка будет очень высокой, но, конечно, авиакомпании, которые, в основном, ориентировались на внутрироссийский рынок, будут работать на пределе возможностей.
А у больших авиакомпаний, которые летали на международных направлениях, и сейчас есть запас прочности существенный, они очень сильно недозагружены.
- Хватает ли грузчиков, сотрудников на стойках регистрации, технических специалистов?
Роман Гусаров: Да, существует такая проблема. Мы являемся клиентами авиакомпаний, за качество предоставления услуги отвечает авиакомпания. В то же время, у нее много контрагентов – аэропортовые службы, заправщики, бортовое питание и так далее. Любое субподрядчик, который оперативно не выполняет свои обязательства, допускает сбой. Мы ругаем авиакомпанию, но не всегда она виновата в этом. В конце концов, мы с ней заключаем договор перевозки, она за всех отвечает.
То, что иногда не хватает грузчиков, техники в аэропортах, это зона ответственности аэропорта. Повлиять на это могут только авиакомпании через договорные обязательства, санкции. Если нас не привезли вовремя в пункт назначения, мы свои претензии будем все равно предъявлять авиакомпании, а дальше она сама будет разбираться, кто у нее допустил сбой.
- Если авиакомпания регулярно из какого-то аэропорта вылетает с задержками, и это проблема авиакомпании, она будет этому аэропорту больше платить?
Роман Гусаров: Конечно, авиакомпания крайне заинтересована в корректности вылета, потому что она платит за самолеты лизинговые сборы. Это значит, чем больше самолет находится в воздухе, тем больше он денег приносит, у него больше оборачиваемость, его доходность выше. Летает самолет или нет, все равно за него надо платить. Авиакомпания заинтересована, чтобы самолет вовремя вылетел. Вовремя прилетел в следующий аэропорт, быстро развернулся и улетел в другом направлении. Да, авиакомпании за это борются. Большинство аэропортов распределены между крупными холдингами, и эти структуры стараются быть достаточно надежными партнерами.
Но бывают ситуации, когда в регионе один аэропорт, и авиакомпаниям приходится иметь дело только с этим аэропортом. Как говорится в том анекдоте, пойди по рынку, поторгуйся, а другого аэродрома в регионе нет, и летать туда приходится. И здесь очень сложно повлиять. Да, есть рычаги со стороны регулятора. У нас есть Росавиация, Ространснадзор контролируют, ведут мониторинг, в том числе и задержек. Если это не крупный аэропорт, нужны инвестиции, нужно развиваться, не хватает терминальных мощностей, пропускная способность низкая, да, не хватает персонала, те или иные проблемы, вплоть до электричества, канализации и еще много чего. Поэтому здесь процесс (как всегда сложный) коммерческих взаимоотношений, административного воздействия, и не всегда удается все это выстроить четко.
За минувшее десятилетие наша аэропортовая инфраструктура шагнула далеко вперед. Модернизировали практически все крупные аэропорты. Сегодня у нас в стране мне не стыдно летать. Я прибываю во многие регионы и вижу европейские или аэропорты мирового класса. Это приятно, правда, есть обратная сторона медали: после каждой реконструкции повышаются аэропортовые сборы, потому что сделаны инвестиции, их надо возвращать, банковские кредиты, проценты. Здесь авиакомпании недовольны, потому что им поднимают ставки, соответственно, им надо перекладывать на стоимость авиабилета, поскольку других источников денег, кроме пассажиров, нет. Поэтому здесь идет постоянный баланс интересов. Но то, что мы развиваемся в лучшую сторону, это крайне заметно. В минувшее десятилетие наш пассажиропоток вырос в разы, и наша гражданская авиация с ним справляется.
- Сейчас регулятор начинает отслеживать пунктуальность вылетов только в случае частых задержек рейсов от двух часов и более, а при систематической задержке авиакомпаниям со стороны регулятора что-то грозит?
Роман Гусаров: Росавиация, регулятор отслеживают пунктуальность вылетов. Это всегда отслеживается, но тот рейтинг, который был публичным, сейчас не публикуется, ввиду того, что там есть своеобразные нюансы.
Если авиакомпания летает мало, и она выполнила два рейса в неделю, выполнила своевременно, то у нее 100% рейтинг. А если она летает по 100 рейсов в день, и всего лишь один рейс задержался, то она скатилась в конец рейтинга. Поэтому, чтобы не раздражать, не давать преимущества тем, кто мало летает, выдавать корректную информацию, сейчас она не публикуется, но, в любом случае, ситуация контролируется для того, чтобы видеть, если у авиакомпании есть системные проблемы, то есть постоянно задерживаются рейсы, то Росавиация начинает изучать структуру ее полетов, ее парк воздушных судов, наличие персонала. Если видит, что авиакомпания взяла на себя обязательства больше, чем может выполнить, Росавиация вправе ограничить ее в полетах и отозвать разрешение на полеты по тем или иным направлениям. Это применяется редко, но периодически такое случается.
Авиакомпании, допускающие сбои, мы это чаще видим на чартерных рейсах, где авиакомпании иногда перебирают заказов для туроператоров, а потом не могут выполнить. И в таком случае ранее выданные разрешения отзываются, и объемы присутствия авиакомпании на рынке корректируются.