Ростех сегодня объединяет более 800 научных и производственных организаций самых разных направлений. На предприятиях Корпорации работает без малого 600 тыс. сотрудников, среди которых есть представители интересных, а порой и просто уникальных профессий. Мы уже рассказывали об испытателях оружия, промышленных дизайнерах, маркшейдерах и других специальностях. Герой сегодняшнего выпуска – инженер-конструктор по проектированию и конструированию авиационной техники.
О своем опыте и нюансах профессии рассказывает Мария Громыко, инженер-конструктор второй категории отдела двигательных установок ПАО «Ил» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию Госкорпорации Ростех).
– Мария, расскажите, пожалуйста, как попасть в профессию? Какое образование для этого нужно? Сколько лет учиться?
– Нужно поступить в технический вуз соответствующего направления, отучиться пять с половиной лет и, получив высшее образование, выбирать себе предприятие, в котором ты планируешь расти, развиваться и привязывать свою жизнь к той отрасли, которую выбрал в момент поступления. Но, наверное, это идеальная схема. Работаешь тем, на кого учился. Я поступала в МАИ и работаю в авиационной отрасли – практически идеально получилось. Обучалась на аэрокосмическом факультете, не на авиационном. Но, поработав в аэрокосмической отрасли, приняла решение перейти в авиационную, потому что здесь больше работы, проектов, больше предприятий, которые находятся на территории Москвы или рядом с ней, которые предоставляют возможность роста. А много проектов – это значит много ежедневной технической работы. Это важно для развития инженера. И молодой коллектив, что тоже плюс.
– Как пришло решение о выборе профессии?
– У меня вся семья инженеры, выбора не было. Я думаю, есть львиная доля знаний, которые можно освоить, не обладая врожденной одаренностью, но склонность к техническим вопросам и желание ими заниматься – существенная фора по сравнению с гуманитарным складом ума. Просто легче осваивать более сложные технические науки, если у тебя есть к этому личный интерес. В школе я училась в классах с углубленным изучением физики и математики. Было интересно, и с момента школы стало понятно, что техническая специальность мне ближе, нежели языки, например. Для поступления в вуз усиленной физики и математики достаточно, не обязательно посещать специальные курсы или кружки. Вузы дают конкретные предметы, которые необходимы для того, чтобы влиться в профессию.
– На каком курсе в вузе начинается изучение специальных направлений?
– Специализированные предметы начинаются уже с первого курса, хотя обобщенных предметов все-таки больше. Большой объем конкретики наступает на третьем курсе, когда уходят общие предметы и остаются специалитеты. Это проектирование, конструирование, теоретическая механика, инженерная графика, баллистика и гидроаэродинамика, электрические системы, то есть то, с чем сейчас непосредственно приходится сталкиваться.
– Как восстанавливали упущенное?
– У нас отличный коллектив, каждый готов помочь, это очень здорово. Именно в КБ есть возможность расширить свои знания, обсудив задачи со специалистами соседних подразделений, которые ориентированы на узкую специализацию, та же электротехника, например. Всех задач в учебнике не пропишешь. Каждая конкретная задача решается по-своему. Без контакта и совещаний, коллективных решений нельзя найти решение в одиночку по учебнику.
В процессе решения задач постепенно приходит осознание, что теория, объединяясь с такой углубленной практикой, позволяет тебе постигать профессию основательно, и ты понимаешь, что растешь, поднялся на ступеньку выше. Это профессиональный драйв, очень классное чувство. Характерно, что с каждым годом усложнение задач происходит все чаще, что тоже определяет твой рост.
Но самое классное, когда ты видишь, как поднимается самолет, над которым ты работал. Мы все с замиранием сердца следили за первым полетом Ил-112. Мне кажется, никто не дышал в момент взлета и посадки. Все этого ждали и очень переживали. Очень приятно осознавать, что получилось, что ты долго и упорно работал – и вот оно, визуализированное, и все хорошо, все работает.
Самое классное, когда ты видишь, как поднимается самолет, над которым ты работал. Мы все с замиранием сердца следили за первым полетом Ил-112. Мне кажется, никто не дышал в момент взлета и посадки.
– С каким оборудованием работаете? Как проходит ваша работа?
– Компьютер и голова. Работаем со специальными программными продуктами по проектированию техники.
– Какие навыки и умения самые важные?
– Безусловно, инженер-конструктор должен обладать углубленными узкопрофильными знаниями в своей специализации, а это довольно большой объем информации – от сведений о самом аппарате и особенностях его эксплуатации до спецпрограмм по проектированию. Нужно уметь осуществлять комплексные математические вычисления, работать в специализированных компьютерных программах, уметь быстро концентрировать свое внимание на задаче. Желательно знать английский язык, логическое мышление и спокойный характер.
– Какие знания и опыт нужны?
– Знания, полученные в вузе, помогают войти в профессию, но решать задачи комплексно и эффективно ты начинаешь с приобретением опыта, на отработке конкретных задач. Думаю, это и есть опыт, который приходит не сразу, примерно после года работы.
– Как вы думаете, какие перспективы у вашей профессии?
– Я думаю, со временем больше внимания будет уделено опытным разработкам. Научно-исследовательские работы важны для прогрессивного развития отрасли. Мне бы очень хотелось, чтобы это направление развивалось, находились финансы, время, оборудование, люди – все вкупе. Считаю, будущее для конструкторов будет еще более интересным!
– Вы любите свою профессию?
– Наверное, да. Эта работа позволяет мне заниматься тем, на кого я училась, что в меня вкладывали с 10-го класса, применять мои знания и зарабатывать себе на жизнь головой, а не руками. Это плюс.