Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Роман Гусаров:
В России объяснили, можно ли обвинить Белоруссию в воздушном терроризме


24 мая 2021 года Ольга Божьева, Московский комсомолец


За инцидент с принудительной посадкой самолета авиакомпании Ryanair, летевшего из Афин в Вильнюс, с целью ареста белорусского оппозиционера — основателя Telegram-канала NEXTA Романа Протасевича, Белоруссия уже подвергается международной обструкции. К примеру, Литва обвинила Минск в «государственном терроризме», Латвия запретила своему национальному авиаперевозчику AirBaltic летать над Белоруссией. Слышатся угрозы отлучить страну от членства в Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и объявить ряд других наказаний, включая запрет пролета над ее территорией.

Возможность подобных санкций с точки зрения международного права «МК» прокомментировал ведущий российский авиационный эксперт, главный редактор портала «Авиа.ру» Роман ГУСАРОВ: 

- Можно ли в принципе считать действия белорусских авиационных властей законными? Нет ли здесь состава «воздушного терроризма»?

- С точки зрения авиационного законодательства и международного права придраться к белорусской стороне вообще нет никакого шанса. Здесь все нормально. У белорусов был сигнал о возможном теракте. Они обязаны были его отработать в соответствии со своими обязательствами перед международным сообществом и перед ИКАО. Вот если бы был такой сигнал, но они его не отработали, тогда можно было бы предъявить им претензии. В данном случае правительство страны было просто обязано предпринять все возможные меры и использовать все инструменты для обеспечения безопасности полётов, что оно и сделало. Самолет  приземлился. Его обследовали специалисты на предмет взрывоопасных веществ. Проверили его и всех пассажиров на возможную причастность к этому инциденту. Ну, и в процессе проверки обнаружилось, что на борту находится человек который в Белоруссии  числится в розыске. Его задержали. 

- А мог ли экипаж отказаться выдать властям этого своего пассажира?

- Командир воздушного судна обеспечивает безопасность полетов и безопасность пассажиров. Но при этом он не имеет права брать на себя функцию определения виновности или невиновности пассажиров перед законом. Ведь даже когда в воздухе происходит какой-то инцидент, допустим хулиган на борту судна дебоширит, и командир принимает решение сесть в ближайшем аэропорту, то этого пассажира он передаёт авиационным властям, точнее силовым структурам этого аэропорта. И там уже на земле компетентные органы решают, что с этим человеком делать. Командир не имеет права определять его вину. 

- Теперь, после случившегося, Белоруссию грозят исключить из ИКАО. Если такое случится, то какие последствия это будет иметь для Минска?

- Опять-таки, не только с точки зрения международного права, но и принятых международных авиационных традиций, к Белоруссии никаких претензий тоже быть не может. Нет никаких законных оснований принимать какие-либо ограничения, санкции, или говорить об исключении из ИКАО. Особенно на фоне того, что подобные случаи были не раз. И даже куда более вопиющее, чем данный инцидент.

Вот сейчас многие вспоминают момент, когда искали Сноудена, то самолёт президента Боливии Эво Моралеса принудительно посадили в Австрии. Тогда  даже не было сообщений о бомбе, или теракте. Его просто принудили к посадке и обыскали. Но что-то я не помню, что после этого кто-то кого-то откуда-то исключил. 

- Но тогда это нужно было США, а теперь Белоруссии — большая разница...

- Конечно. Что сейчас произойдет однозначно сказать трудно, так как теперь все международные правила и институты активно разрушаются самими же их создателями. Теперь бывает достаточно простых обвинений без каких-либо доказательств, чтобы считать вас виновными. Затем вам предлагают: либо признайте вину, либо мы на вас наложит санкции. Я не исключаю, что все может пойти именно по такому пути и политические санкции на Белоруссию будут наложены.

- Но коснется ли это давление именно белорусской авиации? Минск — крупный пересадочный пункт. Через него многие летают в другие страны.

- Понятно, что в одностороннем порядке любая страна может перестать летать через Беларусь. К примеру, какие-то их европейских стран. Но в этом случае их авиакомпании ждут большие финансовые потери, так как над территорией Белоруссии они летают не только в Россию, но и, к примеру, в ту же юго-восточную Азию или Китай.

- Выходит, санкции они могут принять против себя самих. Но такое ведь уже было и с поставками продуктов, и с Северным потоком, когда действуют по принципу «назло маме отморожу себе уши».

- Понятное дело, что какие-то политические санкции будут. Политики могут постараться надавить в целом на международное авиационное сообщество. Но оно, к счастью, пока не настолько политизировано.  Так что здесь еще большой вопрос. Ведь даже по вопросу с Крымом, который до сих пор в мире считается спорной территорией, ИКАО сделала заявление о том, что она не занимаемся проведением границ и определением юрисдикции территорий. Там сказали: мы отвечаем только за безопасность полетов, и я надеюсь, что позиция ИКАО в данном случае будет точно такой же.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer