Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Александр Атаманов:
"Двадцать рублей за километр": когда москвичи смогут передвигаться на летающем такси


5 апреля 2021 года Марина Найденкова, Вечерняя Москва


Москвичи в ближайшие годы, вероятно, смогут пользоваться услугами летающего такси. Компаний, которые занимаются разработками подобных дронов, в мире немного. Поэтому конкуренция для российских изобретателей невысока. О том, что представляет собой новый вид транспорта, когда он появится в столице и каким будет уровень безопасности пассажиров, в интервью «Вечерней Москве» рассказал генеральный директор компании, занимающейся созданием аэротакси, Александр Атаманов. 

— Александр, как возникла идея создать летающее такси?

— Мой отец летал на дельтаплане, брал меня в полеты. Я вдохновлялся ощущением полета, и однажды появилась мечта: поднять себя в воздух на собственном изобретении. По ночам, будучи уже взрослым человеком, после основной работы я работал над воплощением мечты в реальность. Через несколько лет создал квадрокоптер, на котором все же поднялся в небо. Еще позже собрал единомышленников, и мы занялись проектом по созданию летающего транспорта.

В 2016 году у нас появился первый в мире летающий мотоцикл. Эта экстремальная разработка вдохновила многих людей. Многие обращались с просьбой продать им мотоцикл. Благодаря выделенным по линии НТИ (Национальной технологической инициативы — прим. ВМ) средствам мы смогли доработать прототип HoverBike, поднять его в воздух и продемонстрировать инвесторам. В 2017 году мы заключили сделку с полицией Дубая, подарив им свой первый серийный экземпляр ховербайка S3 и начав обучение офицеров пилотированию.

Заказы на создание ховербайка продолжают поступать. На сегодняшний день у нас более 4000 предзаказов от интернет-пользователей со всего мира. Однако через некоторое время в целях безопасности людей мы решили сосредоточить внимание на создании летающего такси. Все принципы, заложенные в мотоцикле, были перенесены в аэротакси.

— Сколько человек трудятся над созданием аэротакси? Кто эти люди?

— Над проектом трудятся более 15 человек и консорциум из нескольких предприятий. Этого достаточно. Мы не занимаемся мелкими разработками, мы сконцентрированы на большой цели и не беремся за что-то другое. Наша команда состоит из молодых и энергичных инженеров, выпускников ведущих вузов. Кстати, был период, когда мы привлекали к проекту инженеров из-за рубежа. Но они, как оказалось, ничем не лучше наших, а оплата за их работу выше.

— На какой стадии сегодня находится разработка аэротакси?

— Сейчас у нас есть прототип летающего такси. На нем мы делаем обкатку до того момента, пока не начнем производить дроны серийно. Капсула — кузов, проще говоря, — для такси уже заказана. Мы ориентируемся на то, что скоро ее можно будет «множить».

В мире есть пять компаний, которые могут вас прокатить на прототипе аэротакси прямо сейчас. Мы — одна из них. Скоро проведем эксперимент по поднятию прототипа на высоту до 150 метров, а до 2022 года рассчитываем получить предсерийный образец.

— Во сколько обошлась разработка дрона?

— На мотоциклы и летающее такси мы потратили около 3 миллионов долларов. В эту сумму входит и аренда, и зарплата. Это немного, учитывая, что мы работаем над инновацией.

— Где проект берет деньги? Кто его поддерживает?

— Мэрия и департамент предпринимательства и инноваций оказывает нам большую поддержку. Москва — технически развитый мегаполис, поэтому нам уделяется большое внимание в расчете на то, что скоро в городе будут беспилотные такси.

В «Сколкове» мы создаем беспилотную зону, где, несмотря на близость аэродрома, мы могли бы запускать свои дроны и предоставляют различные площадки для тренировочных полетов.

Большую поддержку оказывает ассоциация «Аэронет» НТИ. Мы получаем различные субсидии и выигрываем гранты. В целом у нас есть восемь инвесторов, которые вложили в нас деньги. Инвесторы видят в проекте большие перспективы и получение огромной прибыли в будущем, а также им интересно наше дело.

— Почему вы занимаетесь проектом именно в Москве?

— Где родился, там и пригодился. У нас были варианты работать за рубежом, но та поддержка, которую мы получаем в Москве, — уровень развития города, логистики — нам подходят идеально. Интереса работать где-то в другом городе и уж тем более в другой стране — у нас нет.

— Каковы основные технические характеристики аэротакси?

— Наша разработка стоит на трех столпах: безопасность, скорость, удобство. Скорость — до 200 километров в час. Время полета, к сожалению, пока только полчаса. Самые топовые литийионные аккумуляторы дольше летать пока не позволяют. За эти полчаса можно пролететь 100 километров. Грузоподъемность — 300 килограммов.

Компактные габариты — дрон может сесть на любое парковочное место, получив разрешение, и заезжать в гаражи. С центральным сервером он «общается» по сети связи нового поколения 5G.

Немаловажно, что дрон работает тихо и экологичен. Текущие транспортные магистрали уже перегружены, и специалисты по транспорту даже не знают, что делать, кроме как переходить в третье измерение, то есть подниматься над дорогами, приходить в воздух и передвигаться именно там. Наше аэротакси позволит это сделать. Ограничение по высоте полета — до 150 метров. Планируем, что именно этот эшелон нам предоставят.

Что касается внутреннего устройства, сейчас мы работаем над конфигурацией кабины. Предполагается, что в ней будет два места, багажник и детское место.

Кроме того, в такси будут установлены камеры, контролирующий орган будет отслеживать происходящее во время полета на случай попыток совершения противоправных действий. Если что-то пойдет не так, мы всегда сможем подключиться к аппарату и изменить его маршрут.

— Насколько безопасно ваше изобретение для пассажира и для города в целом? Есть ли риски, связанные с «восстанием» машины и использованием ее в противоправных целях?

— Самый главный риск для аварии — человеческий фактор. Мы его исключаем. Защищенные каналы и современные методы шифрования сводят риск взлома дрона к минимуму. Что касается безопасности, то алгоритм намного лучше справляется с задачей управления.

Есть целый набор датчиков безопасности. Например, компьютерное зрение, лидары, лазеры, которые сканируют пространство и исключают возможность столкновения с другими летательными аппаратами, проводами, столбами. Кроме того, аэротакси смогут обмениваться сообщениями и генерировать свои траектории движения.

Винтомоторные элементы в такси продублированы: откажет одна деталь, заработает другая. И то это вряд ли пригодится ввиду качества комплектующих, которые мы заказываем у лучших производителей в мире, на различных заводах, где делают то, что нам подходит. Однако на случай аварийной посадки в такси будет располагаться спасательная система с парашютом, который всегда плавно посадит капсулу. Сама капсула также защищена от повреждений изнутри и снаружи — она бронирована.

Аэротакси может летать практически в любых погодных условиях. Ни сильный ветер, ни снег, ни дождь не являются помехой к взлету. Дрон отрабатывает полет в сотни раз быстрее и качественнее любого самого опытного летчика.

— Когда планируете начать перевозку москвичей?

— Мы договариваемся с индустриальными партнерами, чтобы сертифицировать и производить такси массово. Кроме того, нужна защита наших интересов на законодательном уровне. Москва нам очень помогает в вопросе внедрения аэротакси в город, все видят, что городу нужен такой транспорт. Однако сложностей, с которыми мы столкнемся, думаю, будет немало. Помимо этого, мы рассматриваем вариант предоставления летающих машин агрегаторам услуг и другим игрокам нового рынка по аналогии с Uber. При этом машина может использоваться не только как городской транспорт, но и как воздушная скорая помощь.

Мы ориентируемся на срок в пять лет: за это время индустрия должна начать существовать.

— Вариант междугородних перевозок есть в планах?

— Да, есть. Но пока думаем о полном покрытии Москвы, а потом и регионов.

— Сколько будет обходиться москвичу стоимость одной поездки?

— Мы рассчитываем, что полет на аэротакси будет обходиться в 20 рублей за километр. Это значительно дешевле обычного такси, ведь отсутствует оплата работы водителя и это быстрее. Например, от Кремля до «Москвы-Сити» можно будет добраться не более чем за 20 минут, а на обычной машине — за час, если пробки небольшие.

— Какую реакцию москвичей на транспортную новинку вы ожидаете?

— Есть два типа людей. Одни боятся летать на любом формате летающего транспортного средства. Другие — жаждут сесть на борт даже неизвестного летающего аппарата, чтобы испытать эмоции. Думаю, что в конечном счете даже те, кто сначала сомневался, пересядут в аэротакси, потому что это быстрый и безопасный способ перемещения, и им понравится.

— Какой вы видите транспортную инфраструктуру города через 20 лет?

— Все то, что есть сейчас, хорошо функционирует. Но через 10–20 лет я вижу возможным сценарий, когда в рамках одного приложения человек сможет выбрать, как он хочет добраться до нужного места в городе, как ему быстрее — по воздуху или по земле. Вообще, я уверен, что как минимум сотня аппаратов смогут быть в воздухе и сделать жизнь горожан проще, не ударяя по личному бюджету.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer