Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Игорь Насенков:
Нет права на ошибку


22 марта 2021 года Милена Синева, ТАСС


Отработка нештатных авиационных ситуаций, сложных полетных заданий и боевых задач начинается на земле. В подготовке военных летчиков и оттачивании их навыков огромную роль играют авиатренажеры, которые с каждым годом становятся все совершенней и реалистичней. В интервью ТАСС генеральный директор холдинга "Технодинамика" госкорпорации "Ростех" Игорь Насенков рассказал о том, какие тренажеры в ближайшее время поступят в войска, какие новинки уже разрабатываются для российской армии, а также о самых передовых авиатренажерах на подвижном основании, которые позволяют испытать чувство настоящего полета.

— Игорь Георгиевич, расскажите, для каких самолетов и вертолетов холдинг сейчас готовит тренажеры?

— Разработка уникальных тренажеров для подготовки экипажей — неотъемлемая часть комплексной работы в авиастроении, которую мы ведем вместе с Объединенной авиастроительной корпорацией, "Вертолетами России" и другими предприятиями Ростеха. В контуре "Технодинамики" на исследованиях и разработках в области авиационных тренажеров специализируется центр научно-технических услуг "Динамика". Начиная с 1995 года предприятие реализовало более 300 проектов для 50 модификаций различных типов летательных аппаратов. Вместе с тем мы не намерены останавливаться на достигнутом и в настоящее время разрабатываем более десяти новых модификаций тренажеров как для военных, так и для гражданских машин.

Так, для ударного вертолета Ми-28Н мы готовим учебный компьютерный класс для подготовки и переучивания летных экипажей. Для экспортной версии "Ночного охотника" — Ми-28НЭ линейка разрабатываемых обучающих средств гораздо шире: комплексные тренажеры как на неподвижном основании, так и на подвижной динамической платформе, рабочее место оператора по созданию и редактированию ландшафтных сцен визуализации, учебные компьютерные классы.

Комплексный и процедурный тренажеры для экипажа, а также учебно-тренировочный комплекс воздушно-десантной подготовки получит вертолет Ка-28, а Ми-8АМТШ и Ка-52 — автоматизированную систему обучения для теоретической подготовки летного и инженерно-технического состава.

Если говорить о самолетах, то для военно-транспортного самолета Ил-76МД мы создаем комплексный тренажер (тренажеры самого высокого уровня, зачастую имеют систему подвижности и визуализации, кабина комплексного тренажера полностью повторяет реальную кабину воздушного судна — прим. ТАСС), а для многофункционального истребителя-бомбардировщика Су-34 — процедурный (такие тренажеры не предназначены для приобретения навыков пилотирования, они не оборудуются системой визуализации; пульты, приборы и органы управления обычно имитируются с помощью сенсорных мониторов — прим. ТАСС). Для перспективного российского легкого транспортного самолета Ил-112В "Технодинамика" разрабатывает комплексный и процедурный тренажеры, а также учебный компьютерный класс для экипажа самолета.

Кроме того, "Динамика" выполняет составные части опытно-конструкторских работ, касающихся, в частности, разработки корпуса кабины комплексного тренажера истребителей Су-35, Су-30МК2, Су-27СКМ, а также аппаратного комплекса системы имитации внешней визуальной обстановки тренажера.

Что касается гражданских летательных аппаратов, то комплексный тренажер с системой подвижности разрабатывается для нового вертолета Ми-171А2, а для Ми-38 — автоматизированная обучающая система для теоретической подготовки летного и инженерно-технического персонала.

— Какие новинки сейчас реализуются в авиационных тренажерах? В чем принципиальное отличие от тренажеров предыдущего поколения?

— Самой последней новинкой, реализованной в холдинге, являются комплексные тренажеры на подвижном основании для самолетов и вертолетов Ростеха. Это буквально переход на новый уровень обучения, новое качество боевой подготовки и повышение безопасности полетов. Они позволяют получить практически полный комплекс акселерационных ощущений, присущих реальному полету. То есть буквально прочувствовать все изменения скорости и движения, улавливаемые вестибулярным аппаратом. Ну и, конечно же, их основное назначение — отработка целого ряда специфических задач обучения с большей степенью достоверности, чем на неподвижных тренажерах.

"Технодинамика" уделяет большое внимание инвестициям в развитие и продвижение технологий виртуальной реальности в области разработки новейших технических средств обучения в авиации.

Например, система визуализации тренажера для подготовки парашютистов выполнена с использованием шлема виртуальной реальности. На экран выводится изображение окружающего воздушного пространства, включая специальные эффекты, которые позволяют парашютисту визуально определять скорость и направление ветра у поверхности земли. Наша разработка позволяет увидеть рельеф местности, наземные и воздушные подвижные и неподвижные объекты. Все это — при различных метеоусловиях и в различное время суток
Шлем виртуальной реальности используется и в тренажере оператора внешней подвески вертолета, который разработан в рамках проекта создания комплексных тренажеров для подготовки экипажей.

— Какие тренажеры уже поставлены в российские войска? Какие планируются к поставке в ближайшее время?

— На сегодняшний день в российскую армию поставлены авиационные тренажеры для самолетов Су-33, Су-34, МиГ-31БМ, Ил-78М, Л-39 и вертолетов Ми-24П, Ми-28Н, Ка-52/К, Ми-8МТВ-1/8МТВ-5/АМТШ, Ка-27М, Ка-29.

В ближайшее время планируются к поставке тренажеры для обучения экипажей вертолетов Ка-226.80, Ми-26, "Ансат-У", Ми-8АМТШ, Ми-8МТВ-5, Ми-28Н, Ка-52, а также для экипажей самолетов Су-34 и Ил-76МД.

— Что на сегодняшний день позволяют отработать тренажеры, какие наиболее сложные ситуации?

— Начнем с того, что тренажеры решают огромный спектр задач. Они могут обеспечить как первоначальное обучение экипажа, так и переучивание с другого типа воздушного судна, повышение квалификации летного состава или ее восстановление после перерыва в летной работе.

В качестве примера возьмем комплексный тренажер с системой подвижности для экипажа военного вертолета. Он предназначен для обучения пилотированию, аэронавигации, работе с системами вертолета, ведению радиосвязи и процедурам координации действий экипажа в штатных режимах полета. Начать можно с азов — с предполетной подготовки и руления по взлетно-посадочной полосе, а закончить фигурами высшего пилотажа.

Кроме того, тренажер позволяет отработать пилотирование в неблагоприятных метеоусловиях, когда полет полностью или частично выполняется по приборам. Экипажи также могут проработать нештатные ситуации, вызванные ошибками пилотирования или отказами систем вертолета — например, отказом двигателя.

Как бы громко ни звучало, но тренажеры спасают огромное количество жизней. Ведь здесь, на земле, можно отработать любую летную ситуацию несколько раз, отточить навык. А в воздухе шанса на ошибку нет.

Другой пример — тренажер самолета-заправщика Ил-78. В него входит кабина оператора заправки. Возможность отработать процесс дозаправки очень важна, ведь это имеет прямое отношение к безопасности полета. Летчики-испытатели отмечают, что очень важно привыкнуть именно психологически к тому, как самолет подходит к конусу дозаправки, под каким углом, с какой скоростью. Отработать всю цепочку действий, превратив ее в автоматический навык: выпустить шланг, открыть насос и включить перекачку… Одно дело, когда все происходит в обычных условиях, и совсем другое, когда действовать необходимо в нештатной ситуации. И, повторюсь, тренажеры позволяют все эти ситуации отработать. 

Летчики отмечают, что достоверность "полетов" на наших симуляторах очень высока. Уже через пару минут после "взлета" даже профессионалы перестают понимать, что сидят в кабине тренажера, а не реального вертолета или самолета.

— Как долго служат авиационные тренажеры? Есть ли возможность их модернизации?

— Назначенный ресурс комплексного тренажера на подвижном основании — 30 000 часов. Гарантийный срок службы составляет 12 месяцев, а гарантийная наработка — 2000 часов в течение гарантийного срока эксплуатации.

Все составные части наших тренажеров имеют модульную структуру. Поэтому и модернизацию изделий мы можем осуществлять по упрощенной схеме. Такая необходимость может возникнуть не только при модернизации имеющегося авиапарка, но и, например, при появлении вычислительной техники нового поколения или существенном улучшении характеристик систем визуализации. Но подобный качественный скачок мы можем ожидать не ранее чем через семь-восемь лет. Работы, связанные с модернизацией изделий, уже находящихся в эксплуатации, могут быть выполнены ЦНТУ "Динамика" по отдельному контракту.

— Разрабатываете ли вы тренажеры для новейшего истребителя Су-57 и легкого транспортного самолета Ил-112В?

— В настоящее время "Динамика" выполняет составную часть опытно-конструкторской работы, касающейся разработки комплексного тренажера самолета Ил-112В, процедурного, а также учебного компьютерного класса теоретической подготовки летного и инженерно-технического состава. Относительно Су-57 вопрос находится на стадии рассмотрения.

— Российские авиационные тренажеры экспортируются за рубеж?

— Тренажеры и учебно-тренировочные комплексы "Технодинамики" эксплуатируются в десяти странах мира. Помимо России это — Казахстан, Китай, Чехия, Египет, Мексика, Никарагуа, Перу, Алжир и Мьянма. На этом мы, конечно, останавливаться не планируем. Иностранные заказчики, эксплуатирующие российскую технику, все чаще обращаются к нам за техническими средствами обучения, поэтому в ближайшем будущем мы сможем увеличить свое присутствие на зарубежном рынке.

— Планируете ли представить тренажеры на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021?

— "Технодинамика" на МАКС-2021 впервые будет представлять свою продукцию в собственном отдельном павильоне. В экспозиции будет отражено как наше авиационное направление, в том числе и тренажеры, так и изделия входящих в контур управления "Технодинамики" холдингов "Техмаш" и "Спецхимия". Пока не буду раскрывать всех секретов. Скажу лишь, что экспозиция будет яркой.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров




Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer