Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Борис Елисеев:
МГТУ ГА открывает новые направления в подготовке авиационных специалистов


06.12.21 12:56 Илья Вайсберг, АвиаСоюз


Уходящий 2021 г. в силу известных причин был сложным для учебных заведений отечественной гражданской авиации.  О некоторых итогах работы в 2021 г. и перспективных направлениях подготовки авиаспециалистов в Московском государственном техническом университете гражданской авиации (МГТУ ГА), отметившим недавно полувековой юбилей, в эксклюзивном интервью журналу «АвиаСоюз» рассказал ректор университета, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации Борис Елисеев.

Уходящий 2021 г. в силу известных причин был сложным для учебных заведений отечественной гражданской авиации. 
О некоторых итогах работы в 2021 г. и перспективных направлениях подготовки авиаспециалистов в Московском государственном техническом университете гражданской авиации (МГТУ ГА), отметившим недавно полувековой юбилей, в эксклюзивном интервью журналу «АвиаСоюз» рассказал ректор университета, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации Борис Елисеев.

«АС»: Борис Петрович, с какими результатами ведущий вуз гражданской авиации России входит в 2022 г.? 

Б.П.: МГТУ ГА, головной вуз и филиалы, в 2021 г. выпустил 2100 инженеров и техников, успешно освоивших программы среднего и высшего образования. Приемная кампания была в полной мере реализована с активным использованием дистанционных технологий, но в уходящем году мы смогли частично возобновить и очный набор. Однако, хотел бы отметить, что богатый опыт «удаленки» и современные технологии позволяют нам принимать документы от поступающих заочно, и такой формат не проигрывает традиционному, очному. 

Итогом набора стали более 2500 студентов и курсантов в Москве, Ростове-на-Дону, Иркутске, Егорьевске, Троицке, Кирсанове и Рыльске. В феврале 2022 г. состоится традиционный «зимний» выпуск.

В новом учебном году мы открыли Технопарк беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Можно сказать, что организационно и технически мы несколько опередили время, поскольку пока ведем подготовку операторов только БПЛА массой до 30 кг в рамках курсов дополнительного образования, но готовимся к открытию набора на профиль высшего образования по программе «Аэронавигация». С сентября 2022 г. мы начнем готовить специалистов по обслуживанию БПЛА!

«АС»: Это означает, что в наступившем году следует ожидать приятных сюрпризов от МГТУ ГА? Чем еще удивите, помимо открытия нового учебного направления? 

Б.П.: Мы не пытаемся кого-либо удивить или устроить «сюрприз». Наша задача – подготовка высококвалифицированных инженеров для авиационной отрасли, тех, кто ей нужен. Неоднократно уже отмечали, что оперативно открываем те направления и профили, которые запрашивают авиакомпании, аэропорты и другие предприятия отрасли. 

В настоящее время есть запрос на внешних пилотов, инженеров по обслуживанию БПЛА, и наш вуз уже работает в этой сфере. В 2021 г. специалисты университета уже вовсю работали с применением БПЛА в Иркутске. Там ведется экологический мониторинг прибрежных зон Иркутского водохранилища, Ангары и Байкала с помощью беспилотных летательных аппаратов, достигнута предварительная договоренность с Байкальским музеем Иркутского научного центра Сибирского отделения РАН о применении беспилотников для учета численности поголовья нерпы на Байкале. Это, помимо подготовки инструкторов-операторов и операторов БПЛА массой до 30 кг в Москве, с тренировочными полетами в Егорьевске.

«АС»: Борис Петрович, как повлияло на процесс обучения то, что в новом учебном году студентов головного вуза впервые одели в форму гражданской авиации, а также стали обеспечивать их горячим питанием? 

Б.П.: Как и ожидалось, крайне положительно. Что такое форма? 

Это одежда служащих на благо своего народа, в нашем случае – служащих на транспорте, в авиации. Студент в форме не только воспринимается по-другому, но и сам себя по-другому ощущает, форма дисциплинирует и напоминает об ответственности за жизни людей, которая будет лежать на плечах будущего выпускника. 

Что касается питания, вспоминается известная фраза: «ты – то, что ты ешь». Студенты тратят огромное количество энергии во время учебы, а в свободное время занимаются спортом, творческой деятельностью. Если при этом неправильно питаться, то затраченная энергия может не восполняться в полной мере, кроме того, не у всех студентов есть возможность питаться полноценно по тем или иным причинам. 

Мы считаем правильным, что университет, снимая со студента проблему питания в процессе обучения, помогает сконцентрироваться на текущих задачах. Вуз заботится о своих студентах и делает все для того, чтобы они получили возможность стать авиационными инженерами международного уровня!

«АС»: Борис Петрович, насколько я знаю, Вы участвовали в совместном заседании коллегий Министерства транспорта РФ и Министерства науки и высшего образования РФ. В чем, по вашему мнению, польза от консолидации усилий двух федеральных ведомств? 

Б.П.: Эти министерства занимаются совсем разными сферами, но «встречаются» в делах транспортного образования. Есть образовательные стандарты, установленные Минобрнауки, однако, образование на транспорте имеет свою специфику. Мы готовим кадровый состав не для сегодняшнего транспорта, а для завтрашнего, здесь невозможно десятилетиями учить «по одной методичке». Только имея под рукой транспортную стратегию на годы вперед, только владея ситуацией «на передовой», можно подготовить специалиста, готового к работе сразу после выпуска из вуза. 

Поэтому в этом вопросе необходима консолидация усилий ведомств, которые отвечают за образование и за транспорт, ведь Минтранс не должен отвечать за процесс и стандартизацию обучения, а Минобрнауки не может самостоятельно разработать стандарт, который будет адаптивным к быстроменяющейся обстановке на транспорте, особенно в гражданской авиации.

Таким образом, для решения текущих задач ведомствами запланировано создание межведомственного экспертного совета по науке в сфере транспорта, будут приобретаться новые воздушные суда и тренажеры, вводиться в строй комфортабельные кампусы.

«АС»: Понятно, что деятельность гражданской авиации не ограничивается лишь внутрироссийской транспортной стратегией, а затрагивает и международное сотрудничество.
 

Б.П.: Совершенно верно! Гражданская авиация призвана соединять не только города и административные округа, но страны и континенты. Поэтому МГТУ ГА сотрудничает с десятками ведущих научных и образовательных учреждений разных стран Европы и Азии. Мы тесно взаимодействуем с Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). 

Пандемия не остановила и научное сотрудничество. Наш вуз продолжает проводить в очном и онлайн-формате международные научные конференции, а также участвовать в международных проектах. Вам, наверное, известно, что МГТУ ГА является одним из учредителей Международной ассоциации авиационного и аэрокосмического образования ALICANTO? Одна из задач, поставленных перед ALICANTO – развитие кооперации авиационных учебных заведений, внесенных в реестр ICAO, их взаимодействие, совместная разработка инновационных образовательных программ и стратегии подготовки нового поколения специалистов для гражданской авиации.

Кстати, возвращаясь к первому вопросу об итогах ушедшего года. В сентябре «Научный вестник» МГТУ ГА был проиндексирован в Китайcком рейтинге научных публикаций WJCI Report (The World Journal Clout Index Report). Для коллектива университета – это большое достижение, ведь теперь наши научные публикации имеют серьезный вес не только в России и Европе, но и в центре Азии – Китае!

«АС»: Можно ли сказать, что если политики «сражаются» на международной арене, то авиаторы на ней объединяются?

Б.П.: Объединяет нас, прежде всего, безопасность полетов. В вопросе сохранения жизни пассажиров не может быть борьбы и несогласия. Наука и международное сотрудничество сводится, в первую очередь, в этом. 

Но это не значит, что в авиации нет места международному соревнованию. Вы знаете, что студенческая команда России заняла первое место среди обучаемых и второе место среди профессионалов в международном соревновании Capture the flag? А команда профессионалов из России взяла первое место в общем зачете. Это турнир по информационной безопасности международного уровня. Команды получают идентичные серверы с набором уязвимых сервисов, на которые жюри периодически посылает приватную информацию – флаги. Задача каждой команды – найти и устранить уязвимости на своем сервере и воспользоваться найденными уязвимостями для получения флагов у соперников. В 2021 г. в одну из команд-победителей вошел аспирант МГТУ ГА Георгий Кигурадзе, и не случайно, ведь уже в течение пяти лет наш университет проводит чемпионаты по AeroCTF, разросшемуся от внутривузовского чемпионата до международного уровня. 

«АС»: Что, по вашему мнению, ждет гражданскую авиацию в ближайшем будущем, и как это повлияет на авиационное образование? 

Б.П.: Отрасль уже активно возвращается к докризисным показателям, ведь даже такая страшная напасть, как пандемия, не может погубить всеобщую глобализацию, которая держится на необходимости быстро и надежно перевозить по всему миру пассажиров и грузы. А за возвратом к прежним показателям неминуемо последует рост и дальнейшее развитие, в первую очередь, находящейся «в тренде» беспилотной авиации. 

Что касается авиационного образования – ведущие образовательные учреждения, в число которых входит и МГТУ ГА, должны оперативно реагировать на запросы авиарынка и поставлять высококвалифицированные кадры для отрасли. Отрасли нужны операторы БПЛА, инженеры и программисты для их обслуживания? Будем готовить внешних пилотов и специалистов по технической эксплуатации, а также программированию БПЛА. Готовятся к серийному производству новые авиалайнер МС-21-300/310 и модификация Ил-114-300? Подготовим инженеров по технической эксплуатации новых самолетов. Качественное авиационное образование не стоит на месте и шагает «в ногу» с общероссийскими и общемировыми тенденциями. 

«АС»: Борис Петрович, благодарю Вас за интересное и информативное интервью.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров




Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer