Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Борис Елисеев:
МГТУ ГА открывает новые направления в подготовке авиационных специалистов


06.12.21 12:56 Илья Вайсберг, АвиаСоюз


Уходящий 2021 г. в силу известных причин был сложным для учебных заведений отечественной гражданской авиации.  О некоторых итогах работы в 2021 г. и перспективных направлениях подготовки авиаспециалистов в Московском государственном техническом университете гражданской авиации (МГТУ ГА), отметившим недавно полувековой юбилей, в эксклюзивном интервью журналу «АвиаСоюз» рассказал ректор университета, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации Борис Елисеев.

Уходящий 2021 г. в силу известных причин был сложным для учебных заведений отечественной гражданской авиации. 
О некоторых итогах работы в 2021 г. и перспективных направлениях подготовки авиаспециалистов в Московском государственном техническом университете гражданской авиации (МГТУ ГА), отметившим недавно полувековой юбилей, в эксклюзивном интервью журналу «АвиаСоюз» рассказал ректор университета, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации Борис Елисеев.

«АС»: Борис Петрович, с какими результатами ведущий вуз гражданской авиации России входит в 2022 г.? 

Б.П.: МГТУ ГА, головной вуз и филиалы, в 2021 г. выпустил 2100 инженеров и техников, успешно освоивших программы среднего и высшего образования. Приемная кампания была в полной мере реализована с активным использованием дистанционных технологий, но в уходящем году мы смогли частично возобновить и очный набор. Однако, хотел бы отметить, что богатый опыт «удаленки» и современные технологии позволяют нам принимать документы от поступающих заочно, и такой формат не проигрывает традиционному, очному. 

Итогом набора стали более 2500 студентов и курсантов в Москве, Ростове-на-Дону, Иркутске, Егорьевске, Троицке, Кирсанове и Рыльске. В феврале 2022 г. состоится традиционный «зимний» выпуск.

В новом учебном году мы открыли Технопарк беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Можно сказать, что организационно и технически мы несколько опередили время, поскольку пока ведем подготовку операторов только БПЛА массой до 30 кг в рамках курсов дополнительного образования, но готовимся к открытию набора на профиль высшего образования по программе «Аэронавигация». С сентября 2022 г. мы начнем готовить специалистов по обслуживанию БПЛА!

«АС»: Это означает, что в наступившем году следует ожидать приятных сюрпризов от МГТУ ГА? Чем еще удивите, помимо открытия нового учебного направления? 

Б.П.: Мы не пытаемся кого-либо удивить или устроить «сюрприз». Наша задача – подготовка высококвалифицированных инженеров для авиационной отрасли, тех, кто ей нужен. Неоднократно уже отмечали, что оперативно открываем те направления и профили, которые запрашивают авиакомпании, аэропорты и другие предприятия отрасли. 

В настоящее время есть запрос на внешних пилотов, инженеров по обслуживанию БПЛА, и наш вуз уже работает в этой сфере. В 2021 г. специалисты университета уже вовсю работали с применением БПЛА в Иркутске. Там ведется экологический мониторинг прибрежных зон Иркутского водохранилища, Ангары и Байкала с помощью беспилотных летательных аппаратов, достигнута предварительная договоренность с Байкальским музеем Иркутского научного центра Сибирского отделения РАН о применении беспилотников для учета численности поголовья нерпы на Байкале. Это, помимо подготовки инструкторов-операторов и операторов БПЛА массой до 30 кг в Москве, с тренировочными полетами в Егорьевске.

«АС»: Борис Петрович, как повлияло на процесс обучения то, что в новом учебном году студентов головного вуза впервые одели в форму гражданской авиации, а также стали обеспечивать их горячим питанием? 

Б.П.: Как и ожидалось, крайне положительно. Что такое форма? 

Это одежда служащих на благо своего народа, в нашем случае – служащих на транспорте, в авиации. Студент в форме не только воспринимается по-другому, но и сам себя по-другому ощущает, форма дисциплинирует и напоминает об ответственности за жизни людей, которая будет лежать на плечах будущего выпускника. 

Что касается питания, вспоминается известная фраза: «ты – то, что ты ешь». Студенты тратят огромное количество энергии во время учебы, а в свободное время занимаются спортом, творческой деятельностью. Если при этом неправильно питаться, то затраченная энергия может не восполняться в полной мере, кроме того, не у всех студентов есть возможность питаться полноценно по тем или иным причинам. 

Мы считаем правильным, что университет, снимая со студента проблему питания в процессе обучения, помогает сконцентрироваться на текущих задачах. Вуз заботится о своих студентах и делает все для того, чтобы они получили возможность стать авиационными инженерами международного уровня!

«АС»: Борис Петрович, насколько я знаю, Вы участвовали в совместном заседании коллегий Министерства транспорта РФ и Министерства науки и высшего образования РФ. В чем, по вашему мнению, польза от консолидации усилий двух федеральных ведомств? 

Б.П.: Эти министерства занимаются совсем разными сферами, но «встречаются» в делах транспортного образования. Есть образовательные стандарты, установленные Минобрнауки, однако, образование на транспорте имеет свою специфику. Мы готовим кадровый состав не для сегодняшнего транспорта, а для завтрашнего, здесь невозможно десятилетиями учить «по одной методичке». Только имея под рукой транспортную стратегию на годы вперед, только владея ситуацией «на передовой», можно подготовить специалиста, готового к работе сразу после выпуска из вуза. 

Поэтому в этом вопросе необходима консолидация усилий ведомств, которые отвечают за образование и за транспорт, ведь Минтранс не должен отвечать за процесс и стандартизацию обучения, а Минобрнауки не может самостоятельно разработать стандарт, который будет адаптивным к быстроменяющейся обстановке на транспорте, особенно в гражданской авиации.

Таким образом, для решения текущих задач ведомствами запланировано создание межведомственного экспертного совета по науке в сфере транспорта, будут приобретаться новые воздушные суда и тренажеры, вводиться в строй комфортабельные кампусы.

«АС»: Понятно, что деятельность гражданской авиации не ограничивается лишь внутрироссийской транспортной стратегией, а затрагивает и международное сотрудничество.
 

Б.П.: Совершенно верно! Гражданская авиация призвана соединять не только города и административные округа, но страны и континенты. Поэтому МГТУ ГА сотрудничает с десятками ведущих научных и образовательных учреждений разных стран Европы и Азии. Мы тесно взаимодействуем с Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). 

Пандемия не остановила и научное сотрудничество. Наш вуз продолжает проводить в очном и онлайн-формате международные научные конференции, а также участвовать в международных проектах. Вам, наверное, известно, что МГТУ ГА является одним из учредителей Международной ассоциации авиационного и аэрокосмического образования ALICANTO? Одна из задач, поставленных перед ALICANTO – развитие кооперации авиационных учебных заведений, внесенных в реестр ICAO, их взаимодействие, совместная разработка инновационных образовательных программ и стратегии подготовки нового поколения специалистов для гражданской авиации.

Кстати, возвращаясь к первому вопросу об итогах ушедшего года. В сентябре «Научный вестник» МГТУ ГА был проиндексирован в Китайcком рейтинге научных публикаций WJCI Report (The World Journal Clout Index Report). Для коллектива университета – это большое достижение, ведь теперь наши научные публикации имеют серьезный вес не только в России и Европе, но и в центре Азии – Китае!

«АС»: Можно ли сказать, что если политики «сражаются» на международной арене, то авиаторы на ней объединяются?

Б.П.: Объединяет нас, прежде всего, безопасность полетов. В вопросе сохранения жизни пассажиров не может быть борьбы и несогласия. Наука и международное сотрудничество сводится, в первую очередь, в этом. 

Но это не значит, что в авиации нет места международному соревнованию. Вы знаете, что студенческая команда России заняла первое место среди обучаемых и второе место среди профессионалов в международном соревновании Capture the flag? А команда профессионалов из России взяла первое место в общем зачете. Это турнир по информационной безопасности международного уровня. Команды получают идентичные серверы с набором уязвимых сервисов, на которые жюри периодически посылает приватную информацию – флаги. Задача каждой команды – найти и устранить уязвимости на своем сервере и воспользоваться найденными уязвимостями для получения флагов у соперников. В 2021 г. в одну из команд-победителей вошел аспирант МГТУ ГА Георгий Кигурадзе, и не случайно, ведь уже в течение пяти лет наш университет проводит чемпионаты по AeroCTF, разросшемуся от внутривузовского чемпионата до международного уровня. 

«АС»: Что, по вашему мнению, ждет гражданскую авиацию в ближайшем будущем, и как это повлияет на авиационное образование? 

Б.П.: Отрасль уже активно возвращается к докризисным показателям, ведь даже такая страшная напасть, как пандемия, не может погубить всеобщую глобализацию, которая держится на необходимости быстро и надежно перевозить по всему миру пассажиров и грузы. А за возвратом к прежним показателям неминуемо последует рост и дальнейшее развитие, в первую очередь, находящейся «в тренде» беспилотной авиации. 

Что касается авиационного образования – ведущие образовательные учреждения, в число которых входит и МГТУ ГА, должны оперативно реагировать на запросы авиарынка и поставлять высококвалифицированные кадры для отрасли. Отрасли нужны операторы БПЛА, инженеры и программисты для их обслуживания? Будем готовить внешних пилотов и специалистов по технической эксплуатации, а также программированию БПЛА. Готовятся к серийному производству новые авиалайнер МС-21-300/310 и модификация Ил-114-300? Подготовим инженеров по технической эксплуатации новых самолетов. Качественное авиационное образование не стоит на месте и шагает «в ногу» с общероссийскими и общемировыми тенденциями. 

«АС»: Борис Петрович, благодарю Вас за интересное и информативное интервью.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer