Еврокомиссар Оливер Вархели пока не может сказать наверняка, попадёт ли “Белавиа” в новый пакет европейских санкций.
Но если европейские лизинговые компании расторгнут контракты с “Белавиа”, у белорусского перевозчика останется ещё 12 самолётов. Минимум 8 из них — в собственности.
Мы спросили у экспертов авиационной сферы, на что можно заменить “Эмбраеры” и “Боинги”, которых может лишиться “Белавиа”. Рассказываем, какие самолёты можем увидеть во флоте компании, если заработают санкции.
1. Sukhoi Superjet 100
Почему. Выгодно. А в пандемию — дважды выгодно.
Нюанс. “Суперджетов” побаиваются после катастрофы в аэропорту “Шереметьево”.
Если западные компании откажутся дать самолёт в аренду из-за санкций, то “Белавиа” сможет обратиться за “Суперджетами” в Россию.
Это ближне- и среднемагистральные самолёты. То есть ими можно заменить и бразильские “Эмбраеры”, и небольшие американские “Боинги”.
Правда, взять в аренду “Суперджет” сейчас не так и просто — за ним уже выстроилась очередь, говорит руководитель интернет-портала Avia.ru Роман Гусаров. Во-первых, потому что производитель предлагает выгодные условия и льготные кредиты. Во-вторых, потому что Covid-кризис показал: летать на заполненном маленьком самолёте выгоднее, чем на полупустом большом.
— На днях я вернулся из командировки. Летал большим самолётом — порядка 180 кресел. На борту было человек 50. Такой рейс для авиакомпании убыточный, потому что доход будет меньшим, чем расходы. А если бы вместо этого самолёта летел “Суперджет” [87-108 пассажиров. — Еврорадио], рейс был бы рентабельным. Роман Гусаров, руководитель интернет-портала Avia.ru
Поэтому может оказаться, что в условиях снижения пассажиропотока “Суперджет” станет популярным самолётом, пусть и не на всех направлениях.
— По всем параметрам это современный магистральный самолёт. Хотя у нас, в России, его называют региональным. Но самолёт, который с пассажирами может пролететь 4,5 тысячи километров — вся Европа поперёк, всё же сложно назвать региональным. Это обычный магистральный самолёт.
2. МС-21, он же — Магистральный самолёт ХХI века
Почему. Российский аналог Airbus A320neo и Boeing 737 8.
Нюанс. Придётся подождать лет 10.
Этот самолёт проходит завершающую стадию сертификации.
— Я недавно вернулся с авиасалона в Дубае, где презентовали этот самолёт с российскими двигателями. Получить его у “Белавиа” шанс есть — но нескоро. Начало серийных поставок намечено только на следующий год. И первые самолёты, скорее всего, получит группа компаний “Аэрофлот”, — говорит Роман Гусаров.
К тому же в первый год произвести много самолётов не получится. Серийное производство лайнеров — это маховик, который раскручивается постепенно, поясняет нам эксперт. В лучшем случае в следующем году сделают 5 самолётов, ещё через год — 10. Ждать долго.
— Боюсь, что в ближайшие годы “Белавиа” не перепадёт. Заказы примерно на 200 самолётов уже размещены — а это до конца десятилетия.
3. Турбовинтовой самолёт L-410
Почему. Производится в России в немалых количествах, можно заказать хоть сегодня.
Нюанс. Летает недалеко.
Купить такой самолёт довольно легко — нехватки нет.
Вот только “Белавиа” в основном ориентируется на среднемагистральные полёты, так что и самолёты нужны не турбовинтовые, а реактивные. С хорошей скоростью и большой дальностью полёта. Чтобы не до Москвы довезли, а до курорта, так что едва ли это будет хорошим вариантом пополнения парка.
4. Российские турбовинтовые самолёты регионального класса
Почему. Летают далеко, до курорта довезут.
Нюанс. Поставки могут начаться только в 2024 году.
Авиакомпании могли бы подойти турбовинтовые самолёты регионального класса, говорит Гусаров.
Например, Ил 114-300, который в России производят для внутренних перелётов.
— Но их поставка находится ещё в более дальней перспективе, чем МС-21.
5. Взять в субаренду всё, что захочешь
Почему. У многих авиакомпаний из-за пандемии парк простаивает.
Нюанс. Было бы куда лететь.
— Сейчас рынок в таком состоянии, что у любой авиакомпании можно взять самолёт в субаренду. У всех авиакомпаний немалый процент парка стоит — можно взять и полететь, — говорит Гусаров.
А можно взять технику в аренду через китайские лизинговые компании. Главные проблемы у “Белавиа” связаны вовсе не с техникой.
— Немалую часть бизнеса “Белавиа” составляло обслуживание транзитного пассажиропотока. Это и полёты из Украины в Россию — после того, как прямых рейсов не стало, многие пользовались минским аэропортом как пересадочным пунктом. Это и транзитные пассажиропотоки российских туристов, следующих в Европу. Сейчас всё это в основном закрыто, подавляющая часть бизнеса блокирована санкциями”.
И это — проблема. А техника — не проблема, уверен Гусаров.