Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Сергей Чемезов:
Глава Ростеха Чемезов: на Dubai Airshow 2021 мы показываем будущее авиации России


12 ноября 2021 года Милена Синева, Мария Амирджанян, ТАСС


В преддверии Dubai Airshow 2021 глава госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов рассказал в интервью ТАСС о передовых возможностях и конкурентных преимуществах российских гражданских авиалайнеров и боевых машин, авиабеспилотниках, выводимых Россией на международных рынок, а также о перспективах программы создания легкого тактического истребителя Checkmate и первого отечественного электрического самолета.

Одна из наиболее авторитетных международных выставок — Dubai Airshow 2021 — стартует 14 ноября в Объединенных Арабских Эмиратах. Россия в этом году подготовила для посетителей авиасалона поистине эксклюзивную программу, полную премьер и прорывных решений. Впервые на зарубежной выставке будут продемонстрированы сразу шесть натурных образцов вертолетной техники. Дебютантами станут ударные вертолеты Ми-28НЭ и Ка-52, многоцелевая машина Ми-171А2 и модернизированный легкий вертолет Ка-226Т "Альпинист".

В линейке гражданской авиации Ростех впервые представит на иностранной выставке российский флагман МС-21-310 с новыми российскими двигателями ПД-14, а также новый бизнес-джет на базе Superjet в стилистике Aurus. Также в этой стилистике будет продемонстрирована бизнес-версия вертолета "Ансат". Самой ожидаемой премьерой российской экспозиции станет прототип первого российского однодвигательного истребителя пятого поколения Checkmate, доставленный в Дубай на самолете Ан-124 "Руслан".

В преддверии Dubai Airshow 2021 глава госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов рассказал в интервью ТАСС о передовых возможностях и конкурентных преимуществах российских гражданских авиалайнеров и боевых машин, авиабеспилотниках, выводимых Россией на международных рынок, а также о перспективах программы создания легкого тактического истребителя Checkmate и первого отечественного электрического самолета.

— Сергей Викторович, Dubai Airshow — одна из наиболее представительных авиационных выставок, неудивительно, что Ростех принимает в ней участие. Скажите, что планируете показать на выставке впервые? 

— Dubai Airshow — традиционное место встречи ведущих мировых производителей и своего рода витрина для потенциальных заказчиков. По значимости выставка стоит в одном ряду с авиасалоном в Ле-Бурже или Singapore Airshow. 

В этом году мы представляем новинки производства Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), "Вертолетов России". Это — флагман гражданской авиации МС-21, новый бизнес-джет на базе Superjet в стилистике Aurus, самолет пятого поколения Checkmate, широкая линейка вертолетной техники. Ряд машин мы показываем за рубежом впервые.

— Почему именно эти машины?

— Это машины, за которыми будущее авиации. МС-21 — среднемагистральный лайнер нового поколения. У него много преимуществ: широкий просторный салон, современные двигатели, крыло из композитов, бортовые системы последнего поколения. Таким набором могут похвастаться только лучшие самолеты мира. Лайнер комфортный и экономичный — это главные качества машины. Для самолета МС-21-310, оснащенного новыми российскими двигателями ПД-14, это первый зарубежный визит. Хотим показать лайнер в деле, поэтому он будет участвовать в летной программе.

Бизнес-суперджет — это другой сегмент. Самолет получил новый комфортабельный салон, высокоскоростной спутниковый интернет, пассажиры могут управлять мультимедийными возможностями, освещением и температурой в салоне со смартфона. На борту — полноценная душевая кабина. С технической точки зрения — возросла дальность, она превышает 7 тыс. км. У самолета семь новых топливных баков. Он может совершить перелет из Москвы во Владивосток без посадки, к примеру. Опциональный встроенный трап с электрическим приводом расширит возможности базирования самолета и повысит его автономность. Бизнес-версию в прежней комплектации уже используют несколько иностранных и российских клиентов. Уверен, новая конфигурация борта также вызовет интерес в мире, в том числе в странах Персидского залива.

— А самим самолетом со смартфона управлять когда можно будет?

— (Улыбается.) Не исключаю, что технически это может быть реализуемо. Современные самолеты, такие как МС-21 или бизнес-суперджет, — это, можно сказать, крылатые цифровые системы, очень умные машины. Но управлять самолетом все-таки должны профессионалы.

— А что же Checkmate? Какой интерес к самолету вы прогнозируете в регионе?

— У Checkmate есть ряд несомненных преимуществ. Это малая заметность, передовая бортовая электроника, в том числе радар с АФАР (активная фазированная антенная решетка), и очень эффективная система РЭБ. Еще один плюс — открытая архитектура и возможность адаптации машины под конкретного заказчика. Среди однодвигательных самолетов пятого поколения и машин предыдущих поколений сопоставимыми характеристиками может похвастаться только главный конкурент Checkmate — F-35. Однако в отличие от последнего наш самолет экономически выгоднее. Совокупность этих свойств делает этот самолет уникальным и привлекательным, в том числе для стран Ближнего Востока.

— На самолет уже есть заказы? 

— Были переговоры с иностранными делегациями, сейчас формируем для них предложения по облику самолета. Часть потенциальных заказчиков хотят получить машину, адаптированную под свои нужды. Это зависит от географии применения, финансовых возможностей и ряда других факторов.

В Checkmate впервые реализован модульный принцип — он может быть сконфигурирован оптимальным способом под конкретного клиента. Благодаря этому заказчик платит только за базовую машину и нужные ему опции. 

— Вы рассматриваете иностранные инвестиции в проект?

— На данном этапе машина создается за счет собственных средств при поддержке Минпромторга России. Тем не менее при интересе наших партнеров мы открыты к участию иностранного капитала в проекте.

— На какой стадии находится проект сегодня?

— Идет активная работа по проекту. Технический облик машины в целом сформирован, выстраивается кооперация. 

— Вы упомянули, что в этом году Ростех покажет на выставке широкую линейку вертолетов. О каких машинах идет речь?

— Прежде всего, это наши гражданские вертолеты: легкий многоцелевой Ка-226Т, бизнес-версия "Ансата" в стилистике бренда Aurus и его медицинская версия. В медицине есть понятие "золотой час" — это первый час, за который очень важно доставить критического пациента в больницу. Медицинский "Ансат" — легкий и скоростной вертолет — помогает не только уложиться в это время, но и провести на борту необходимый комплекс реанимационных мероприятий. Вертолет уже используется в России, показывает прекрасные результаты в санитарной авиации.

Также впервые на выставку привезем боевой модернизированный Ми-28НЭ. Это серьезная ударная машина с современным бортовым оборудованием и вооружением. Еще покажем разведывательно-ударный Ка-52. Его особенность — тандемное расположение экипажа. В боевой обстановке это дает совершенно иную слаженность работы между летчиком и оператором систем. Вертолет выполнен по соосной схеме, поэтому он очень тихий. Это полезное качество для разведывательных операций. Кроме того, впервые на Ближнем Востоке покажем многоцелевой Ми-171А2. 

— Прошлогодний конфликт в Нагорном Карабахе наглядно продемонстрировал возможности беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Что Россия готова предложить иностранным покупателям в этом сегменте?

— Очевидно, что часть задач, которые ранее решали дорогие ударные самолеты, могут выполнить относительно "доступные" беспилотные аппараты. Мы внимательно проанализировали локальные конфликты последних лет и учли их опыт. Сегодня наша компания-спецэкспортер "Рособоронэкспорт" предлагает БЛА практически всех существующих классов. На выставке, к примеру, представят продукцию "Кронштадта": скоростной ударный "Гром" или разведывательно-ударный комплекс "Орион-Э" — экспортный вариант комплекса, который уже поставляется в российскую армию. Также можно будет увидеть БЛА радиолокационного дозора "Гелиос-РЛД". Он способен находиться в воздухе около суток, непрерывно передавая информацию о ситуации в небе.

— На рынке БЛА много сильных игроков, для России же это новый сегмент. Какие шансы потеснить других производителей на ближневосточном рынке?

— Мы не боимся конкуренции, для нас это дополнительный стимул. Да, где-то мы пока в роли догоняющих, но у нас есть и сильные стороны.

Часто мы предлагаем нетривиальные решения. К примеру, специалисты Zala Aero из группы компаний "Калашников" разработали разведывательный БЛА вертикального взлета и посадки Zala VTOL. Это "умный" БЛА с элементами искусственного интеллекта. Он может передавать "картину боя" в HD-качестве, самостоятельно сопровождать цель, барражировать и не упускать ее из вида на протяжении нескольких часов.

Еще пример — КУБ-БЛА. Барражирующий боеприпас можно запускать с транспортно-десантных катеров и кораблей специального назначения. Он развивает скорость до 130 км/ч, может выполнять миссии в составе ведомого роя. Основной этап государственных испытаний для этого изделия уже пройден. В этом сегменте мы одни из мировых лидеров.

Отмечу, что многие образцы, которые мы предлагаем на внешний рынок, испытаны в реальных боевых условиях и доказали свою надежность и эффективность. В отличие от некоторых конкурентов, которые дальше испытательного полигона не летали. 

Страны Ближнего Востока — одни из главных потребителей военной техники, в ближайшие несколько лет эта тенденция сохранится. Перспективы отечественных БЛА на этом рынке, считаю, очень хорошие.

— Вернемся к классической боевой авиации. Какие военные самолеты вызывают наибольший интерес у стран Ближнего Востока? Ростех продвигает эту продукцию?

— Прежде всего, назову Су-57. Это единственный в мире тяжелый истребитель пятого поколения, предлагаемый на экспорт. Это кардинально другие боевые возможности: малая заметность, высокая скорость, боевая нагрузка, маневренность, поэтому интерес к самолету соответствующий. Также интерес вызывают МиГ-35, транспортные Ил-76МД-90А, заправщики Ил-78М-90А, конечно же, Су-35 и Су-30.

Преимущества российских истребителей на Dubai Airshow можно будет увидеть в деле. В летной программе выступит авиационная группа высшего пилотажа "Русские витязи" на Су-30. Самолеты этого типа — прекрасный пример успеха российских продуктов на международном рынке. Мы, кстати, сейчас испытываем модернизированную версию — Су-30СМ2. Интерес к самолетам зависит от пожеланий конкретного заказчика, его планов на модернизацию ВВС и финансовых возможностей. С иностранными коллегами мы работу ведем.

— В зарубежных СМИ Су-57 часто критикуют…

— Значит, видят в нем конкурента. Бульварные заголовки не влияют на боевые возможности самолета. Если смотреть на эту машину в деле, то половина вопросов отпадает сама собой. Например, про мощность двигателей.

Некоторые нападки ничего, кроме улыбки, не вызывают. Недавно, в частности, в зарубежной прессе прозвучало, что Су-57 никогда не будет поставляться в войска! Но самолет уже производится серийно и поставляется в российскую армию. Такие информационные атаки на наш ОПК — это тоже проявление недобросовестной конкуренции. 

— Денис Мантуров заявил, что в ближайшем будущем Россия не планирует поставлять гражданские самолеты за рубеж. Тем не менее к самолетам проявляют интерес иностранные заказчики? Возможно, ведутся переговоры на дальнюю перспективу?

— Тот же МС-21 ничем не уступает последним модификациям Boeing семейства 737 или Airbus семейства 320 и даже имеет ряд преимуществ. Интерес к проекту за рубежом очень большой. При этом иностранные заказчики смотрят прежде всего на результаты эксплуатации на внутреннем рынке. Поэтому на первом этапе важно создать образцовую модель взаимодействия производителя с эксплуатантами, которая сможет впечатлить иностранных партнеров и будет не хуже, чем у Boeing или Airbus.

Сейчас надо завершить сертификацию МС-21 и начать поставки авиакомпаниям. Параллельно авиастроителями организуется качественная система послепродажной поддержки, чтобы наладить поставку запчастей, техническое обслуживание и подготовку экипажей. Это позволит избежать проблем, с которыми сталкивались эксплуатанты Superjet в прошлом, на начальном этапе вывода машины на рынок.

В части Superjet, кстати, тоже сделан большой шаг вперед — сформирован пул запасных частей, организуются сервисные центры, налажена логистика между производителем и сервисными операторами. На складе в Жуковском, к примеру, хранится около 15 тыс. номенклатурных номеров — это более 1 млн единиц различного авиационно-технического имущества. Время подбора на складе не превышает 20 минут. Объем ежедневных операций — порядка 200 единиц по приемке и отгрузке агрегатов со склада.

В целом SSJ сегодня — это основной самолет для российских региональных перевозок. Общая доля пассажиров, перевезенных на Superjet, среди всех региональных авиалайнеров сейчас составляет более 60%. Самолет совершил более 8 тыс. посадок.

Словом, сейчас мы закладываем фундамент доверия. Потенциальные партнеры в других странах внимательно наблюдают за нашими действиями. 

— На выставке в Дубае в 2019 году было озвучено, что Як-130 будет модернизирован и получит новые боевые возможности. На какой стадии этот проект сейчас?  

— Самолет действительно модернизируется. Он получит новые качества, которые значительно расширят его сферу применения, в первую очередь — в боевой обстановке. Потенциал у машины хороший, но какие-либо подробности озвучивать рано.

— Как катастрофа экспериментального Ил-112В отразится на производстве других машин и на программе Ил-114 с двигателем ТВ-117? Какие выводы комиссии?

— Катастрофа в Кубинке для всех стала трагедией. Надо понимать, что самолет был экспериментальным. Машина проходила испытания — это всегда рискованный процесс. Сейчас очень важно найти причины и сделать необходимые выводы. Для этого комиссия по расследованию происшествия продолжает работу. Программы Ил-112В и Ил-114-300 будут продолжены с учетом результатов расследования.

— Во всем мире набирают популярность проекты электрических самолетов. Возможно ли создание отечественного электрического самолета?

— Это реально. На последнем МАКС можно было увидеть первые российские образцы таких машин. Эти самолеты имеют меньший углеродный след и целый ряд других преимуществ. Но есть и сложности, которые предстоит преодолеть, в первую очередь — с системой питания, которая должна состоять из целого ряда элементов, от обычных аккумуляторов до суперконденсаторов и системы управления. Наши компании ведут разработки в области электрификации воздушных судов. По ряду агрегатов уже есть хороший технический задел.

Добавлю, что мы начали разработку авиадвигателей на водородном топливе. Сформирована рабочая группа проекта, начаты опытно-конструкторские работы. Мы видим в этом направлении большой потенциал.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров




Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer