Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Роман Гусаров:
"Покупает самолетик и летает себе над тайгой без пилотского удостоверения"


12 октября 2021 года Ольга Божьева, MK.ru


Начавшаяся в июле череда российских авиакатастроф не прекращается. Очередная трагедия произошла с самолетом L-410, на котором разбились парашютисты. Больше всего катастроф - в так называемой авиации общего назначения, к которой относятся частные легкие самолеты и вертолеты. В них погибли 18 человек. О проблемах легкой авиации рассказал ведущий авиаэксперт, главный редактор интернет-портала AVIA.RU Роман Гусаров.

Начавшаяся в июле череда российских авиакатастроф не прекращается. Очередная трагедия произошла с самолетом L-410, на котором разбились парашютисты. Больше всего катастроф - в так называемой авиации общего назначения, к которой относятся частные легкие самолеты и вертолеты. В них погибли 18 человек. О проблемах легкой авиации рассказал ведущий авиаэксперт, главный редактор интернет-портала AVIA.RU Роман Гусаров.

- Чем объяснить всплеск аварийности? Может, у нас в стране стало больше небольших частных вертолетов и самолетов, потому они теперь и бьются чаще?

- Нет, про авиацию общего назначения так не скажешь. Раньше у нас тоже такие аппараты много летали. Хотя, конечно, теперь летают всё больше - потому что все больше становится тех, кто может себе позволить небольшой самолёт или вертолет. Понятно, что по мере увеличения количества авиатехники будет ухудшаться и статистика происшествий.

Если, к примеру, посмотреть на США, там этот сегмент авиации очень развит, но и число аварий очень большое. Казалось бы, развитая страна, богатые люди могут себе позволить не «бэушные», а новые самолёты и вертолеты, хорошее техническое обслуживание, летают по правилам, контроль налажен такой, что нам и не снилось. И что? Количество аварий всё равно огромное. 

- Так выходит, у нас не все так плохо?

- Нет, у нас всё очень даже нехорошо. В отличие от тех же США или Европы, у нас, когда начинают разбираться во всех этих катастрофах с частными самолетами и вертолетами, выясняется, что в подавляющем большинстве случаев либо самолёт неправильно обслуживался, либо у пилота имеются какие-то нарушения в подготовке и получении лицензии. Или пилотское удостоверение у него просрочено.

В любом случае выявляются какие-то нарушения. И здесь встает вопрос: следует ли ужесточать контроль над этим сегментом авиации, или наоборот, как говорят пилоты-любители, у нас слишком жёсткие требования, мы их не в состоянии выполнить, потому мы и нарушаем. Пока здесь имеются две противоположные позиции, и они никак не сойдутся.

- Ну, и кто же, на ваш взгляд, в этой ситуации прав? Государство, которое за ужесточение контроля, или пилоты-любители, требующие ослабить вожжи?  

- Я думаю, здесь нужен компромисс. С одной стороны, действительно, необходимо облегчать условия владения самолетами и получения пилотских разрешений. Сделать их более либеральными. И не только их, но и условия получения всей разрешительной документации. Но при этом серьезно ужесточить контроль.

То есть, считаю, следует пойти по такому пути: хорошо, мы идём вам навстречу, снимая множество запретов и ограничений, но при этом, если попадетесь на нарушениях, то наказание, извините, будет вплоть до уголовного.

Сегодня ведь в отрицательную статистику по летным происшествиям часто попадают те, кто вообще не должен летать. Условно говоря, хулиганье. Просто у кого-то есть бабки, он покупает какой-нибудь самолетик и летает себе в удовольствие где-нибудь за Уралом или на просторах Сибири. Он может этот самолет даже не регистрировать. И не иметь пилотского удостоверения. Просто летает там у себя над тайгой, и его не поймаешь. Разве только когда он грохнется, тогда и узнаешь о таком. Вот их надо отсекать. Очень жестко для них закручивать гайки.

- Но тут как посмотреть… Грохаются не только в Сибири, но и здесь, под Москвой. Вот неделю назад вертолет Robinson в подмосковном Лыткарине упал прямо рядом с автотрассой.

- Кстати, там был очень опытный пилот. Но такое и с опытными случается. Пока трудно сказать, что стало причиной. Возможно, был отказ техники. Ведь Robinson - это одномоторный поршневой маленький вертолет, такая «пыхтелка», у которой движок стоит как на автомобиле. Вот заглох движок и всё - сразу в лепешку.

- У нас в стране для этого сегмента авиации какая-то техника производится, или все летают исключительно на американских машинах?

- В основном на иностранной технике. Правда, у нас есть производители небольших самолетов. Например, в Самаре. Это частная фирма, которая постоянно демонстрирует свою продукцию, в том числе и на МАКСе в Жуковском. Она даже поставляет свои небольшие двухместные самолетики на экспорт. Ставит на них американские двигатели, потом туда же в Штаты и отправляет.

Но в данном случае речь ведь не идет о больших дальнемагистральных лайнерах. Так что, я считаю, абсолютно не важно, кто производитель этих маленьких самолетов и вертолетом. Какая разница: отечественные они будут или нет? Просто в Штатах, к примеру, такая техника, как тот же Robinson, давно поставлена на поток и очень распространена. Дешевле этих вертолетов машину никто уже не сделает. Фактически это воздушные «Жигули»: дешево и сердито.  

- У нас эти Robinson в основном новые покупают, или к нам сюда приходят уже подержанные машины?

- По-разному бывает. Но это ведь, по сравнению с другой авиатехникой, очень недорогие машины. По стоимости часто меньше серьезного автомобиля. Именно потому они так и распространены, что очень простенькие и дешевенькие.  

- Выходит, участившиеся катастрофы нельзя связать с тем, что Robinson - это подержанная американская техника?

- Нет, конечно. Во всем мире летают и на подержанных, и даже на очень подержанных машинах. Но там, где люди ответственно подходят к обслуживанию этой техники, и происшествий меньше. Хотя от отказов тоже никто не застрахован.

В большинстве случаев, когда у нас начинается расследование летных происшествий, мы видим, что отказ техники не является доминирующим фактором. Причина чаще всего связана с неумением пилота, слабой квалификацией и различными другими нарушениями.

- То, что называют человеческим фактором?

- Вот именно. И даже когда что-то происходит с техникой, в этом тоже немалая доля человеческого фактора. Вот, к примеру, подошел у тебя период регламентных работ, а ты их не провел. Или надо было их сделать в техническом центре, а ты сделал в гараже, на коленке. То есть всё это - тоже человеческий фактор. И здесь, конечно, надо что-то кардинально менять.

- Что именно? Вы же сами говорите, что тотальными запретами ничего не добиться, будет только хуже. И проконтролировать все досконально невозможно? Какой выход?

- Тут вот какая проблема… Меня часто спрашивают: почему у нас в авиации общего назначения нет никакой общественной организации - объединения пилотов. Я отвечаю: да вообще-то есть всякие ассоциации. Но проблема в том, что они занимают позицию эдаких а-ля профсоюзов, которые встают в боевую стойку и воюют с Росавиацией и Минтрансом.

Причем позиция по отношению к этим госструктурам у ассоциаций такая: вы, дескать, плохие, не даете нам летать. А когда им говорят: если вас что-то не устраивает, сформулируйте какие-то конкретные предложения относительно того, что нужно поменять в законодательстве? В ответ они только отмахиваются и ничего не делают. Видимо, профессиональной квалификации не хватает.

- Не удивительно: они же пилоты, а не юристы.

- Да, но думаю, если у людей есть деньги на самолеты, то и на юристов можно найти. Но они все только ругают государство. Считают, что дешевле бегать «между струйками». 

- Так ведь добиваются...

- Почему я считаю, что в сегменте авиации общего назначения необходимо решать принципиальные вопросы с помощью собственной организации? Потому что есть такой формат как саморегулируемая организация - СРО. Существует закон, по которому любая общественная организация может довести свои стандарты до определённых требований и перерегистрироваться как саморегулируемая организация.

- Для чего создавать себе такие проблемы?

- Наоборот, это возможность решить проблемы. В этом случае государственные структуры будут иметь право передать ряд собственных полномочий по регулированию структуре СРО.

В других отраслях общественные организации этим прекрасно пользуются, забирая себе вопросы по сертификации, аттестации и так далее. То есть всем этим занимается уже не государство, а саморегулируемые организации, которые уполномочены государством. Но в авиации у нас ничего подобного нет.  И получается, что в АОН пилоты все шумят, шумят, а добиться того, чтобы создать свою саморегулируемую организацию, которой бы передали часть государственных функций контроля - этого нет.  Никто до этого не дошел и, судя по всему, не собирается.

- Возможно, люди в АОН слишком разрознены? Это ведь небольшие авиапредприятия, аэродромы. Здесь все больше владельцы самолетов и вертолетов - любители, для которых авиация - хобби.

- Да, но сейчас в большинстве случаев в АОН летают не на своих собственных вертолетах и самолетах. Их для этого иметь в собственности не обязательно. Есть аэроклубы. Там имеется техника.

Пришел туда человек, говорит: хочу полетать. Заплатил деньги, показал документы, в трубочку дунул - врач его проверил, ему выдали вертолет и вперед - полетел. Так удобней и дешевле.  Тем более, за техническое состояние машины отвечает аэроклуб. У него есть свой ремонтный ангар, свои механики и всё необходимое. 

- Но почему вы считаете, что именно пилотам АОН нужно объединяться? 

- Потому, что во всех других сегментах нашей авиации в авариях не прослеживается какой-то системы. Чаще всего причины разные. А вот в авиации общего назначения с очевидностью просматривается тенденция ухудшения ситуации. Здесь в большинстве случаев за каждым событием прослеживаются правовые нарушения со стороны пилотов-любителей и владельцев авиатехники. А значит, здесь надо предпринимать какие-то серьёзные шаги по усилению структуры и системы регулирования.

Поскольку сегмент авиации общего назначения растущий, надо понимать, что теми имеющимися сейчас малыми силами уже не справиться. Надо увеличивать количество инспекторов в регионах, пересматривать правила, законодательство, систему контроля… Здесь очень много работы.

- И кому всё это делать?

- Тут уж кому поручат. У нас есть Минтранс, который, в общем-то, формируют законодательную базу.

- Но вы считаете, если к этому процессу подключатся сами пилоты-любители, порядка будет больше?

- Безусловно. В этом случае будет применяться самоконтроль. Они будут сами у себя наводить порядок. И я думаю, они должны понимать: если они сами вырабатывают стандарты регулирования, контроля, и будут следить, не позволяя случайным людям хулиганить в небе, то им самим станет проще, а порядка будет больше. Ну а если уж не справятся, то, извините, государство всё заберёт назад и закрутит гайки. Тогда уж они сами будут виноваты. Но попробовать, думаю, стоит.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer