Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


"Выйдем в ноль либо в несущественный минус"


22 сентября 2020 года Ирина Цырулева, Известия


Пандемия коронавируса поставила многие отрасли промышленности на грань выживания. Например, автомобильный рынок по итогам года упадет на 25–30%, рассказал в интервью «Известиям» глава Минпромторга Денис Мантуров. Но в целом он рассчитывает на то, что отечественная промышленность в итоге выйдет в ноль или небольшой минус — в том числе за счет фармацевтики, набирающей обороты на фоне эпидемии. Министр также рассказал, когда авиакомпании получат отечественный самолет МС-21, какой алкоголь промаркируют после пива и как в России будут развивать 5G.

Мощный стресс-тест

— Денис Валентинович, пандемия пока не снижает обороты, промышленное производство с начала года уже упало на 4,5%. Среди самых пострадавших отраслей — торговля и автопром. Выпуск легковых автомобилей в августе сократился на 30%. Что намерен делать Минпромторг, чтобы купировать эту ситуацию?

— Пандемия коронавируса стала мощным стресс-тестом для промышленности — она научила нас работать даже в очень жестких и сложных условиях. Но сегодня ситуация не столь драматична — она достаточно стабильна, что видно по показателям. Вы сказали, что пандемия не снижает обороты, но отчасти в росте статистики по заболеваемости присутствует фактор того, что люди стали больше тестироваться, поэтому и такие цифры.

Действительно, за период с марта нынешнего года по август мы наблюдаем снижение потребительского спроса, но при этом идет восстановительный тренд практически по всем отраслям. Мы рассчитываем на сохранение существующего положительного тренда.

Автопрому как одной из наиболее пострадавших отраслей в этом году дополнительно было выделено более 25 млрд рублей для стимулирования потребительского спроса. А с учетом целевых закупок — это больше 35 млрд рублей.

Автопром — мощный индикатор и мультипликатор для других секторов промышленности и экономики. Все, что можно было сделать для поддержки этой отрасли, со стороны государства было сделано. И мы видим эффект — по результатам августа Россия заняла второе место по рынку автомобилей в Европе после Германии.

Конечно, мы выйдем с минусом к концу года в части автопрома. По рынку падение будет, думаю, около 25–30%, в производстве ситуация лучше за счет восстановительного тренда по заказам грузовых автомобилей, легкого коммерческого транспорта, автобусов. Производство автобусов загружено практически на 100% до конца нынешнего года. Это касается и производственных площадок «КамАЗа», и «Группы ГАЗ».

— В какой из отраслей к концу года можно ожидать самых плачевных результатов?

— Лучше думать о хорошем — кто выйдет с лучшим результатом. Это отрасли, которые были непосредственно связаны с борьбой против COVID-19: фармацевтика, медицинская промышленность, предприятия легпрома — особенно те, которые были задействованы в производстве защитных костюмов. Мы видим, что достаточно быстро восстанавливается лесоперерабатывающая промышленность, химическая, по металлургии мы выйдем на показатель в 100%. Автопром — это крупный рынок и поэтому влияет на индикаторы промпроизводства и обрабатывающих отраслей, но за счет других отраслей промышленности мы рассчитываем, что выйдем по итогам года «в ноль» либо в несущественный минус.

— Какой рост вы ожидаете в фармацевтике?

— Думаю, что будет не менее 10%. Но с учетом того, что продолжаются поставки на экспорт и закупки внутри страны, может быть и 15%.

В ожидании самолета

— Пандемия ударила по авиаотрасли. В каком состоянии сегодня находится проект производства МС-21? Сначала ему мешали санкции, потом пандемия. Когда все-таки наши авиакомпании получат этот самолет?

— Санкции не ослабевали, этот фактор сохраняется. При этом мы стараемся с нашими зарубежными партнерами находить компромиссные решения — там, где это возможно сделать. Где нет — решаем задачи импортозамещения.
Ситуация с COVID-19 действительно повлияла на проведение сертификационных полетов — по абсолютно объективным причинам они были отложены. Параллельно идут сертификации Росавиации и Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA), несколько месяцев мы потеряли, но пока рассчитываем, что поставка самолетов первым заказчикам произойдет до конца 2021 года. Сейчас мы идем в графике, который был подкорректирован в рамках пандемии.

— Кто станет первым заказчиком?

— Первым и основным заказчиком был и останется «Аэрофлот». При этом по МС-21 у нас сверстаны заказы почти на 170 машин. Темп будет наращиваться поступательно, но на ближайшие несколько лет программа уже сверстана.

— Как распределятся эти 170 машин среди авиакомпаний?

— Не менее 50 машин — это «Аэрофлот». Остальные заказы — разные по количеству и комплектации — будут распределены среди других российских авиакомпаний, включая Red Wings, через лизинговых операторов. Мы для себя приняли решение, что сначала машины должны поставлять внутри страны, чтобы наработать сервисную составляющую и не повторить ситуацию с Sukhoi Superjet. Тогда мы сразу активно начали поставки на экспорт, но обожглись на том, что не успели обеспечить наши сервисные склады и сервисные центры достаточным количеством запасных частей, особенно длинноцикловых. Сейчас этот опыт уже отработан, поэтому для МС-21 уже сегодня изготавливаются запчасти, формируются склады для того, чтобы с запуском самолета весь процесс был налажен «с колес».

— Будет ли создаваться новый двигатель под Sukhoi Superjet? Он будет только российским или станет производиться в кооперации с французской компанией Snecma? Когда будет сертифицирован и готов к эксплуатации полностью российский двигатель ПД-8?

— «Объединенная двигателестроительная корпорация» в настоящее время разрабатывает двигатель ПД-8 класса 8 тонн с использованием технологий ПД-14. Этот двигатель будет ставиться, возможно, не только на Sukhoi Superjet, но и на другие типы самолетов, которые уже находятся в линейке ОАК и будут появляться дальше. Пока сроки реализации проекта — 2023 год.

До новой волны

— Ритейл обратился недавно к Роспотребнадзору с просьбой гарантировать рознице непрерывную работу, если все-таки будет вторая волна пандемии и ухудшение эпидемиологической ситуации. Что делает Минпромторг, чтобы помочь торговле? Удалось ли решить этот вопрос с Роспотребнадзором?

— Уже наработан качественный опыт в рамках пандемии. Регионы и Роспотребнадзор, и сам ритейл понимают требования, которые предъявляются сегодня к работе, чем они будут отличаться, если возникнет ухудшение эпидемиологической ситуации. Но мы все-таки рассчитываем на то, что не получим второй волны, и должны пройти комфортно осень и зиму этого года.

— На сегодняшний день уже есть договоренности о поставках российской вакцины от коронавируса в 30 стран, среди них Белоруссия, Казахстан, Мексика, Бразилия и другие. Не считаете ли вы преждевременным соглашения с таким количеством стран? А что у нас с производством для нашей страны?

— Могу всех успокоить: когда мы говорим о поставках за рубеж, — это в первую очередь организация за рубежом совместных производств на базе существующих предприятий. Построить новое производство — не месяц, не два и даже не год, ведь нужно получить все разрешения и провести большое количество согласительных процедур. РФПИ сегодня проводит работу со странами, с их системами здравоохранения на предмет коллаборации и возможности производства вакцины на местах с учетом формулы вакцины, которая разработана НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи. В первую очередь, когда мы говорим о больших объемах экспорта, работа предполагается именно в таком ключе.

Поставки же небольших партий, которые исчисляются тысячами и даже сотнями тысяч доз, возможно осуществлять безболезненно для нашего рынка и потребителя.

Первая компания, которая участвует в апробации и организации производства у себя, — это «Биннофарм», наряду с производственной составляющей самого института им. Гамалеи. Начиная с октября-ноября, к этой работе будут подключены компании «Генериум» и «Р-Фарм», а также, возможно, другие производители для того, чтобы обеспечить ритмичность и наращивание объемов производства.

Это приблизительные цифры компаний, но мы рассчитываем, что в октябре будет наработано около 500 тыс. единиц вакцины, до конца года — 2–3 млн единиц. На максимальную мощность планируем выйти с февраля следующего года. На каждом из этих этапов после производства вакцина должна будет пройти необходимые исследования для выпуска в гражданский оборот.

— Минпромторг в рамках госконтракта должен получить почти 7 тыс. аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Была история с их возгоранием в Москве и Петербурге, Росздравнадзор временно приостанавливал эксплуатацию аппаратов. Что с реализацией госконтракта?

— На сегодняшний день Минпромторг России обеспечил производство 100% заявленных аппаратов ИВЛ (6,7 тыс.) — аппараты уже поступили в 83 региона России в соответствии с заявленной Минздравом России потребностью. АО «КРЭТ» (госкорпорация «Ростех») выступал единственным исполнителем. Он консолидировал эту работу. Контракт был подписан с реализацией до конца года, но до сентября все эти объемы уже поставлены заказчикам в регионы. И это помимо коммерческих контрактов, которые заключали регионы самостоятельно в дополнение к централизованным поставкам.

— Сообщалось, что США после пожаров стали возвращать аппараты. Экспортные контракты сегодня есть?

— Те, которые были ранее подписаны, исполняются, появляются и новые. Это, конечно, не тысячи, как было организовано правительством в централизованной закупке, но в общей сложности в этом году на экспорт будет поставлено более 1,3 тыс. российских аппаратов ИВЛ. Это то, что уже подписано и реализуется.

— В какие страны осуществляются поставки?

— Речь о странах ЕАЭС, СНГ, европейских потребителях, а также странах Юго-Восточной Азии.

В очередь за маркировкой

— Постоянно расширяется список товаров, которые подпадают под маркировку. Каких еще новшеств стоит ожидать в этом направлении?

— Номенклатура вся опубликована, в перечне всего 12 наименований. Недавно мы объявили два направления. Первое — маркировка упакованной воды, где эксперимент уже идет, а весной следующего года это станет обязательным требованием. Также среди новшеств и алкоголь. На первом этапе мы предложили ввести маркировку пива, начать именно с этого напитка и в случае успешного эксперимента перенести его и на другой алкоголь.

По разным оценкам, объем нелегального пивного рынка может составлять от 5% до 12%. Помимо прямых угроз, которые эта ситуация создает для потребителей, потери бюджета могут достигать 22 млрд рублей в год. Как и в других отраслях, полное «обеление» рынка может привести к увеличению прибыли легальных производителей. В данном случае на 2,5–3 млрд рублей. А также создать до 1,7 тыс. рабочих мест и увеличить налоговые поступления на 20 млрд рублей в год.

— В случае успешности эксперимента с пивом какой вид алкоголя будет промаркирован следующим?

— Пока имеет смысл говорить о маркировке крепкого алкоголя как логичном следующем шаге, но окончательные решения будут приниматься постепенно, исходя из успешности эксперимента.

— Что сегодня делает Минпромторг, чтобы затраты на маркировку не перекладывались на плечи производителей и, как следствие, на потребителя?

— Для компаний мы предусматриваем конкретные меры поддержки. Так, по предприятиям фармацевтики открыта отдельная программа в Фонде развития промышленности, которая предусматривает выдачу льготного займа под 1% годовых на закупку и модернизацию упаковочных линий, где проводятся работы по установке современной маркировки на товары. Решения сбалансированы, и для конечного потребителя повышение цены составит меньше, чем процент инфляции. Покупатель точно никак на себе это не ощутит.

— Есть ли товары, от маркировки которых вы все же готовы отказаться? Например, очень много сегодня споров в молочной отрасли.

— Мы не планируем отказываться от принятых решений, тем более по молочной продукции. C 20 января 2021 года маркировка этой продукции перейдет в режим обязательной.

— По новому проекту СанПиНов, перевозить продукты и бытовую химию придется на разных машинах, что отразится на конечной стоимости товаров. Минпромторг что-либо предпринимает, чтобы эта спорная идея Роспотребнадзора не была реализована?

— Согласно техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» совместная перевозка пищевой продукции и иных грузов уже сейчас осуществляется при обеспечении условий, исключающих их соприкосновение, загрязнение и изменение органолептических свойств. Поэтому онлайн-магазины давно доставляют пищевые и бытовые продукты, исключая их контакт. Введение нового требования о разграничении транспорта для перевозки продуктов питания и бытовой химии приведет лишь к повышению цен не только на доставку товаров до двери потребителя, но и в розничных точках, так что мы не видим никакой целесообразности в дополнительном регулировании и считаем, что это может лишь негативно отразиться на отрасли.

— «Ростех», «Ростелеком» и правительство заключили трехстороннее соглашение о создании отечественного оборудования для 5G, планируется создать первую российскую базовую станцию для диапазона 3,4–3,8 Ггц, но эта частота занята военными. Как вы решаете эту проблему?

— Пока еще не принято окончательное решение по частотам, но я уверен, что оно будет принято в ближайшее время. Весь мир идет в этом направлении, и мы не должны отставать. От этого зависит и качество выполнения задач программы цифровизации, которые поставлены правительством. За счет 5G это можно сделать в ускоренном формате. В мире развивается несколько частотных диапазонов.

Что касается производства оборудования, основная часть может производиться и уже инициативно разрабатывается компаниями. Мы запустим всю линейку оборудования в разработку после принятия окончательных решений по частотам.

— Общественное движение «Народный контроль» предложило ввести штрафы за продажу дистиллятов на АЗС. Минпромторг как раз работает над тем, чтобы запретить их реализацию на заправках. Считаете ли необходимым ввести штрафы и в каком объёме?

— В КоАП уже предусмотрена отдельная статья — оборотные штрафы в размере 1% от оборота АЗС за нарушение требований по физико-химическим характеристикам реализуемого на заправках топлива, но не менее 500 тыс. рублей, и в размере 3% от оборота АЗС за повторное нарушение, но не менее 2 млн рублей. Продажа на АЗС дистиллятов, печного и судового топлива, а также других видов неавтомобильного топлива уже является нарушением, ответственность за которое предусмотрена этими нормами КоАП. Аналогичную норму ответственности планируется предусмотреть и в новом КоАП, в настоящее время она включена в проект акта.

 

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Денис Мантуров окончил в 1997 году социологический факультет МГУ. В начале 1990-х годов занимался бизнесом, связанным с авиаперевозками, с 1993 года — экспортом вертолетов Ми-8. В конце 1990-х занимал должность заместителя гендиректора Улан-Удэнского авиационного завода. В «нулевых» был коммерческим директором ОАО «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля», руководил ОАО «Объединенная промышленная корпорация Оборонпром». В Минпромторг пришел в 2012-м.

По данным декларации за 2019 год, Денис Мантуров занял первое место по доходам среди всех членов российского кабмина (586 млн рублей) и 24-ю позицию в рейтинге Forbes-2020 богатейших госслужащих и депутатов России.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета




ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer