Мощный стресс-тест
— Денис Валентинович, пандемия пока не снижает обороты, промышленное производство с начала года уже упало на 4,5%. Среди самых пострадавших отраслей — торговля и автопром. Выпуск легковых автомобилей в августе сократился на 30%. Что намерен делать Минпромторг, чтобы купировать эту ситуацию?
— Пандемия коронавируса стала мощным стресс-тестом для промышленности — она научила нас работать даже в очень жестких и сложных условиях. Но сегодня ситуация не столь драматична — она достаточно стабильна, что видно по показателям. Вы сказали, что пандемия не снижает обороты, но отчасти в росте статистики по заболеваемости присутствует фактор того, что люди стали больше тестироваться, поэтому и такие цифры.
Действительно, за период с марта нынешнего года по август мы наблюдаем снижение потребительского спроса, но при этом идет восстановительный тренд практически по всем отраслям. Мы рассчитываем на сохранение существующего положительного тренда.
Автопрому как одной из наиболее пострадавших отраслей в этом году дополнительно было выделено более 25 млрд рублей для стимулирования потребительского спроса. А с учетом целевых закупок — это больше 35 млрд рублей.
Автопром — мощный индикатор и мультипликатор для других секторов промышленности и экономики. Все, что можно было сделать для поддержки этой отрасли, со стороны государства было сделано. И мы видим эффект — по результатам августа Россия заняла второе место по рынку автомобилей в Европе после Германии.
Конечно, мы выйдем с минусом к концу года в части автопрома. По рынку падение будет, думаю, около 25–30%, в производстве ситуация лучше за счет восстановительного тренда по заказам грузовых автомобилей, легкого коммерческого транспорта, автобусов. Производство автобусов загружено практически на 100% до конца нынешнего года. Это касается и производственных площадок «КамАЗа», и «Группы ГАЗ».
— В какой из отраслей к концу года можно ожидать самых плачевных результатов?
— Лучше думать о хорошем — кто выйдет с лучшим результатом. Это отрасли, которые были непосредственно связаны с борьбой против COVID-19: фармацевтика, медицинская промышленность, предприятия легпрома — особенно те, которые были задействованы в производстве защитных костюмов. Мы видим, что достаточно быстро восстанавливается лесоперерабатывающая промышленность, химическая, по металлургии мы выйдем на показатель в 100%. Автопром — это крупный рынок и поэтому влияет на индикаторы промпроизводства и обрабатывающих отраслей, но за счет других отраслей промышленности мы рассчитываем, что выйдем по итогам года «в ноль» либо в несущественный минус.
— Какой рост вы ожидаете в фармацевтике?
— Думаю, что будет не менее 10%. Но с учетом того, что продолжаются поставки на экспорт и закупки внутри страны, может быть и 15%.
— Пандемия коронавируса стала мощным стресс-тестом для промышленности — она научила нас работать даже в очень жестких и сложных условиях. Но сегодня ситуация не столь драматична — она достаточно стабильна, что видно по показателям. Вы сказали, что пандемия не снижает обороты, но отчасти в росте статистики по заболеваемости присутствует фактор того, что люди стали больше тестироваться, поэтому и такие цифры.
Действительно, за период с марта нынешнего года по август мы наблюдаем снижение потребительского спроса, но при этом идет восстановительный тренд практически по всем отраслям. Мы рассчитываем на сохранение существующего положительного тренда.
Автопрому как одной из наиболее пострадавших отраслей в этом году дополнительно было выделено более 25 млрд рублей для стимулирования потребительского спроса. А с учетом целевых закупок — это больше 35 млрд рублей.
Автопром — мощный индикатор и мультипликатор для других секторов промышленности и экономики. Все, что можно было сделать для поддержки этой отрасли, со стороны государства было сделано. И мы видим эффект — по результатам августа Россия заняла второе место по рынку автомобилей в Европе после Германии.
Конечно, мы выйдем с минусом к концу года в части автопрома. По рынку падение будет, думаю, около 25–30%, в производстве ситуация лучше за счет восстановительного тренда по заказам грузовых автомобилей, легкого коммерческого транспорта, автобусов. Производство автобусов загружено практически на 100% до конца нынешнего года. Это касается и производственных площадок «КамАЗа», и «Группы ГАЗ».
— В какой из отраслей к концу года можно ожидать самых плачевных результатов?
— Лучше думать о хорошем — кто выйдет с лучшим результатом. Это отрасли, которые были непосредственно связаны с борьбой против COVID-19: фармацевтика, медицинская промышленность, предприятия легпрома — особенно те, которые были задействованы в производстве защитных костюмов. Мы видим, что достаточно быстро восстанавливается лесоперерабатывающая промышленность, химическая, по металлургии мы выйдем на показатель в 100%. Автопром — это крупный рынок и поэтому влияет на индикаторы промпроизводства и обрабатывающих отраслей, но за счет других отраслей промышленности мы рассчитываем, что выйдем по итогам года «в ноль» либо в несущественный минус.
— Какой рост вы ожидаете в фармацевтике?
— Думаю, что будет не менее 10%. Но с учетом того, что продолжаются поставки на экспорт и закупки внутри страны, может быть и 15%.
В ожидании самолета
— Пандемия ударила по авиаотрасли. В каком состоянии сегодня находится проект производства МС-21? Сначала ему мешали санкции, потом пандемия. Когда все-таки наши авиакомпании получат этот самолет?
— Санкции не ослабевали, этот фактор сохраняется. При этом мы стараемся с нашими зарубежными партнерами находить компромиссные решения — там, где это возможно сделать. Где нет — решаем задачи импортозамещения.
Ситуация с COVID-19 действительно повлияла на проведение сертификационных полетов — по абсолютно объективным причинам они были отложены. Параллельно идут сертификации Росавиации и Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA), несколько месяцев мы потеряли, но пока рассчитываем, что поставка самолетов первым заказчикам произойдет до конца 2021 года. Сейчас мы идем в графике, который был подкорректирован в рамках пандемии.
— Кто станет первым заказчиком?
— Первым и основным заказчиком был и останется «Аэрофлот». При этом по МС-21 у нас сверстаны заказы почти на 170 машин. Темп будет наращиваться поступательно, но на ближайшие несколько лет программа уже сверстана.
— Как распределятся эти 170 машин среди авиакомпаний?
— Не менее 50 машин — это «Аэрофлот». Остальные заказы — разные по количеству и комплектации — будут распределены среди других российских авиакомпаний, включая Red Wings, через лизинговых операторов. Мы для себя приняли решение, что сначала машины должны поставлять внутри страны, чтобы наработать сервисную составляющую и не повторить ситуацию с Sukhoi Superjet. Тогда мы сразу активно начали поставки на экспорт, но обожглись на том, что не успели обеспечить наши сервисные склады и сервисные центры достаточным количеством запасных частей, особенно длинноцикловых. Сейчас этот опыт уже отработан, поэтому для МС-21 уже сегодня изготавливаются запчасти, формируются склады для того, чтобы с запуском самолета весь процесс был налажен «с колес».
— Будет ли создаваться новый двигатель под Sukhoi Superjet? Он будет только российским или станет производиться в кооперации с французской компанией Snecma? Когда будет сертифицирован и готов к эксплуатации полностью российский двигатель ПД-8?
— «Объединенная двигателестроительная корпорация» в настоящее время разрабатывает двигатель ПД-8 класса 8 тонн с использованием технологий ПД-14. Этот двигатель будет ставиться, возможно, не только на Sukhoi Superjet, но и на другие типы самолетов, которые уже находятся в линейке ОАК и будут появляться дальше. Пока сроки реализации проекта — 2023 год.
— Санкции не ослабевали, этот фактор сохраняется. При этом мы стараемся с нашими зарубежными партнерами находить компромиссные решения — там, где это возможно сделать. Где нет — решаем задачи импортозамещения.
Ситуация с COVID-19 действительно повлияла на проведение сертификационных полетов — по абсолютно объективным причинам они были отложены. Параллельно идут сертификации Росавиации и Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA), несколько месяцев мы потеряли, но пока рассчитываем, что поставка самолетов первым заказчикам произойдет до конца 2021 года. Сейчас мы идем в графике, который был подкорректирован в рамках пандемии.
— Кто станет первым заказчиком?
— Первым и основным заказчиком был и останется «Аэрофлот». При этом по МС-21 у нас сверстаны заказы почти на 170 машин. Темп будет наращиваться поступательно, но на ближайшие несколько лет программа уже сверстана.
— Как распределятся эти 170 машин среди авиакомпаний?
— Не менее 50 машин — это «Аэрофлот». Остальные заказы — разные по количеству и комплектации — будут распределены среди других российских авиакомпаний, включая Red Wings, через лизинговых операторов. Мы для себя приняли решение, что сначала машины должны поставлять внутри страны, чтобы наработать сервисную составляющую и не повторить ситуацию с Sukhoi Superjet. Тогда мы сразу активно начали поставки на экспорт, но обожглись на том, что не успели обеспечить наши сервисные склады и сервисные центры достаточным количеством запасных частей, особенно длинноцикловых. Сейчас этот опыт уже отработан, поэтому для МС-21 уже сегодня изготавливаются запчасти, формируются склады для того, чтобы с запуском самолета весь процесс был налажен «с колес».
— Будет ли создаваться новый двигатель под Sukhoi Superjet? Он будет только российским или станет производиться в кооперации с французской компанией Snecma? Когда будет сертифицирован и готов к эксплуатации полностью российский двигатель ПД-8?
— «Объединенная двигателестроительная корпорация» в настоящее время разрабатывает двигатель ПД-8 класса 8 тонн с использованием технологий ПД-14. Этот двигатель будет ставиться, возможно, не только на Sukhoi Superjet, но и на другие типы самолетов, которые уже находятся в линейке ОАК и будут появляться дальше. Пока сроки реализации проекта — 2023 год.
До новой волны
— Ритейл обратился недавно к Роспотребнадзору с просьбой гарантировать рознице непрерывную работу, если все-таки будет вторая волна пандемии и ухудшение эпидемиологической ситуации. Что делает Минпромторг, чтобы помочь торговле? Удалось ли решить этот вопрос с Роспотребнадзором?
— Уже наработан качественный опыт в рамках пандемии. Регионы и Роспотребнадзор, и сам ритейл понимают требования, которые предъявляются сегодня к работе, чем они будут отличаться, если возникнет ухудшение эпидемиологической ситуации. Но мы все-таки рассчитываем на то, что не получим второй волны, и должны пройти комфортно осень и зиму этого года.
— На сегодняшний день уже есть договоренности о поставках российской вакцины от коронавируса в 30 стран, среди них Белоруссия, Казахстан, Мексика, Бразилия и другие. Не считаете ли вы преждевременным соглашения с таким количеством стран? А что у нас с производством для нашей страны?
— Могу всех успокоить: когда мы говорим о поставках за рубеж, — это в первую очередь организация за рубежом совместных производств на базе существующих предприятий. Построить новое производство — не месяц, не два и даже не год, ведь нужно получить все разрешения и провести большое количество согласительных процедур. РФПИ сегодня проводит работу со странами, с их системами здравоохранения на предмет коллаборации и возможности производства вакцины на местах с учетом формулы вакцины, которая разработана НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи. В первую очередь, когда мы говорим о больших объемах экспорта, работа предполагается именно в таком ключе.
Поставки же небольших партий, которые исчисляются тысячами и даже сотнями тысяч доз, возможно осуществлять безболезненно для нашего рынка и потребителя.
Первая компания, которая участвует в апробации и организации производства у себя, — это «Биннофарм», наряду с производственной составляющей самого института им. Гамалеи. Начиная с октября-ноября, к этой работе будут подключены компании «Генериум» и «Р-Фарм», а также, возможно, другие производители для того, чтобы обеспечить ритмичность и наращивание объемов производства.
Это приблизительные цифры компаний, но мы рассчитываем, что в октябре будет наработано около 500 тыс. единиц вакцины, до конца года — 2–3 млн единиц. На максимальную мощность планируем выйти с февраля следующего года. На каждом из этих этапов после производства вакцина должна будет пройти необходимые исследования для выпуска в гражданский оборот.
— Минпромторг в рамках госконтракта должен получить почти 7 тыс. аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Была история с их возгоранием в Москве и Петербурге, Росздравнадзор временно приостанавливал эксплуатацию аппаратов. Что с реализацией госконтракта?
— На сегодняшний день Минпромторг России обеспечил производство 100% заявленных аппаратов ИВЛ (6,7 тыс.) — аппараты уже поступили в 83 региона России в соответствии с заявленной Минздравом России потребностью. АО «КРЭТ» (госкорпорация «Ростех») выступал единственным исполнителем. Он консолидировал эту работу. Контракт был подписан с реализацией до конца года, но до сентября все эти объемы уже поставлены заказчикам в регионы. И это помимо коммерческих контрактов, которые заключали регионы самостоятельно в дополнение к централизованным поставкам.
— Сообщалось, что США после пожаров стали возвращать аппараты. Экспортные контракты сегодня есть?
— Те, которые были ранее подписаны, исполняются, появляются и новые. Это, конечно, не тысячи, как было организовано правительством в централизованной закупке, но в общей сложности в этом году на экспорт будет поставлено более 1,3 тыс. российских аппаратов ИВЛ. Это то, что уже подписано и реализуется.
— В какие страны осуществляются поставки?
— Речь о странах ЕАЭС, СНГ, европейских потребителях, а также странах Юго-Восточной Азии.
— Уже наработан качественный опыт в рамках пандемии. Регионы и Роспотребнадзор, и сам ритейл понимают требования, которые предъявляются сегодня к работе, чем они будут отличаться, если возникнет ухудшение эпидемиологической ситуации. Но мы все-таки рассчитываем на то, что не получим второй волны, и должны пройти комфортно осень и зиму этого года.
— На сегодняшний день уже есть договоренности о поставках российской вакцины от коронавируса в 30 стран, среди них Белоруссия, Казахстан, Мексика, Бразилия и другие. Не считаете ли вы преждевременным соглашения с таким количеством стран? А что у нас с производством для нашей страны?
— Могу всех успокоить: когда мы говорим о поставках за рубеж, — это в первую очередь организация за рубежом совместных производств на базе существующих предприятий. Построить новое производство — не месяц, не два и даже не год, ведь нужно получить все разрешения и провести большое количество согласительных процедур. РФПИ сегодня проводит работу со странами, с их системами здравоохранения на предмет коллаборации и возможности производства вакцины на местах с учетом формулы вакцины, которая разработана НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи. В первую очередь, когда мы говорим о больших объемах экспорта, работа предполагается именно в таком ключе.
Поставки же небольших партий, которые исчисляются тысячами и даже сотнями тысяч доз, возможно осуществлять безболезненно для нашего рынка и потребителя.
Первая компания, которая участвует в апробации и организации производства у себя, — это «Биннофарм», наряду с производственной составляющей самого института им. Гамалеи. Начиная с октября-ноября, к этой работе будут подключены компании «Генериум» и «Р-Фарм», а также, возможно, другие производители для того, чтобы обеспечить ритмичность и наращивание объемов производства.
Это приблизительные цифры компаний, но мы рассчитываем, что в октябре будет наработано около 500 тыс. единиц вакцины, до конца года — 2–3 млн единиц. На максимальную мощность планируем выйти с февраля следующего года. На каждом из этих этапов после производства вакцина должна будет пройти необходимые исследования для выпуска в гражданский оборот.
— Минпромторг в рамках госконтракта должен получить почти 7 тыс. аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Была история с их возгоранием в Москве и Петербурге, Росздравнадзор временно приостанавливал эксплуатацию аппаратов. Что с реализацией госконтракта?
— На сегодняшний день Минпромторг России обеспечил производство 100% заявленных аппаратов ИВЛ (6,7 тыс.) — аппараты уже поступили в 83 региона России в соответствии с заявленной Минздравом России потребностью. АО «КРЭТ» (госкорпорация «Ростех») выступал единственным исполнителем. Он консолидировал эту работу. Контракт был подписан с реализацией до конца года, но до сентября все эти объемы уже поставлены заказчикам в регионы. И это помимо коммерческих контрактов, которые заключали регионы самостоятельно в дополнение к централизованным поставкам.
— Сообщалось, что США после пожаров стали возвращать аппараты. Экспортные контракты сегодня есть?
— Те, которые были ранее подписаны, исполняются, появляются и новые. Это, конечно, не тысячи, как было организовано правительством в централизованной закупке, но в общей сложности в этом году на экспорт будет поставлено более 1,3 тыс. российских аппаратов ИВЛ. Это то, что уже подписано и реализуется.
— В какие страны осуществляются поставки?
— Речь о странах ЕАЭС, СНГ, европейских потребителях, а также странах Юго-Восточной Азии.
В очередь за маркировкой
— Постоянно расширяется список товаров, которые подпадают под маркировку. Каких еще новшеств стоит ожидать в этом направлении?
— Номенклатура вся опубликована, в перечне всего 12 наименований. Недавно мы объявили два направления. Первое — маркировка упакованной воды, где эксперимент уже идет, а весной следующего года это станет обязательным требованием. Также среди новшеств и алкоголь. На первом этапе мы предложили ввести маркировку пива, начать именно с этого напитка и в случае успешного эксперимента перенести его и на другой алкоголь.
По разным оценкам, объем нелегального пивного рынка может составлять от 5% до 12%. Помимо прямых угроз, которые эта ситуация создает для потребителей, потери бюджета могут достигать 22 млрд рублей в год. Как и в других отраслях, полное «обеление» рынка может привести к увеличению прибыли легальных производителей. В данном случае на 2,5–3 млрд рублей. А также создать до 1,7 тыс. рабочих мест и увеличить налоговые поступления на 20 млрд рублей в год.
— В случае успешности эксперимента с пивом какой вид алкоголя будет промаркирован следующим?
— Пока имеет смысл говорить о маркировке крепкого алкоголя как логичном следующем шаге, но окончательные решения будут приниматься постепенно, исходя из успешности эксперимента.
— Что сегодня делает Минпромторг, чтобы затраты на маркировку не перекладывались на плечи производителей и, как следствие, на потребителя?
— Для компаний мы предусматриваем конкретные меры поддержки. Так, по предприятиям фармацевтики открыта отдельная программа в Фонде развития промышленности, которая предусматривает выдачу льготного займа под 1% годовых на закупку и модернизацию упаковочных линий, где проводятся работы по установке современной маркировки на товары. Решения сбалансированы, и для конечного потребителя повышение цены составит меньше, чем процент инфляции. Покупатель точно никак на себе это не ощутит.
— Есть ли товары, от маркировки которых вы все же готовы отказаться? Например, очень много сегодня споров в молочной отрасли.
— Мы не планируем отказываться от принятых решений, тем более по молочной продукции. C 20 января 2021 года маркировка этой продукции перейдет в режим обязательной.
— По новому проекту СанПиНов, перевозить продукты и бытовую химию придется на разных машинах, что отразится на конечной стоимости товаров. Минпромторг что-либо предпринимает, чтобы эта спорная идея Роспотребнадзора не была реализована?
— Согласно техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» совместная перевозка пищевой продукции и иных грузов уже сейчас осуществляется при обеспечении условий, исключающих их соприкосновение, загрязнение и изменение органолептических свойств. Поэтому онлайн-магазины давно доставляют пищевые и бытовые продукты, исключая их контакт. Введение нового требования о разграничении транспорта для перевозки продуктов питания и бытовой химии приведет лишь к повышению цен не только на доставку товаров до двери потребителя, но и в розничных точках, так что мы не видим никакой целесообразности в дополнительном регулировании и считаем, что это может лишь негативно отразиться на отрасли.
— «Ростех», «Ростелеком» и правительство заключили трехстороннее соглашение о создании отечественного оборудования для 5G, планируется создать первую российскую базовую станцию для диапазона 3,4–3,8 Ггц, но эта частота занята военными. Как вы решаете эту проблему?
— Пока еще не принято окончательное решение по частотам, но я уверен, что оно будет принято в ближайшее время. Весь мир идет в этом направлении, и мы не должны отставать. От этого зависит и качество выполнения задач программы цифровизации, которые поставлены правительством. За счет 5G это можно сделать в ускоренном формате. В мире развивается несколько частотных диапазонов.
Что касается производства оборудования, основная часть может производиться и уже инициативно разрабатывается компаниями. Мы запустим всю линейку оборудования в разработку после принятия окончательных решений по частотам.
— Общественное движение «Народный контроль» предложило ввести штрафы за продажу дистиллятов на АЗС. Минпромторг как раз работает над тем, чтобы запретить их реализацию на заправках. Считаете ли необходимым ввести штрафы и в каком объёме?
— В КоАП уже предусмотрена отдельная статья — оборотные штрафы в размере 1% от оборота АЗС за нарушение требований по физико-химическим характеристикам реализуемого на заправках топлива, но не менее 500 тыс. рублей, и в размере 3% от оборота АЗС за повторное нарушение, но не менее 2 млн рублей. Продажа на АЗС дистиллятов, печного и судового топлива, а также других видов неавтомобильного топлива уже является нарушением, ответственность за которое предусмотрена этими нормами КоАП. Аналогичную норму ответственности планируется предусмотреть и в новом КоАП, в настоящее время она включена в проект акта.
— Номенклатура вся опубликована, в перечне всего 12 наименований. Недавно мы объявили два направления. Первое — маркировка упакованной воды, где эксперимент уже идет, а весной следующего года это станет обязательным требованием. Также среди новшеств и алкоголь. На первом этапе мы предложили ввести маркировку пива, начать именно с этого напитка и в случае успешного эксперимента перенести его и на другой алкоголь.
По разным оценкам, объем нелегального пивного рынка может составлять от 5% до 12%. Помимо прямых угроз, которые эта ситуация создает для потребителей, потери бюджета могут достигать 22 млрд рублей в год. Как и в других отраслях, полное «обеление» рынка может привести к увеличению прибыли легальных производителей. В данном случае на 2,5–3 млрд рублей. А также создать до 1,7 тыс. рабочих мест и увеличить налоговые поступления на 20 млрд рублей в год.
— В случае успешности эксперимента с пивом какой вид алкоголя будет промаркирован следующим?
— Пока имеет смысл говорить о маркировке крепкого алкоголя как логичном следующем шаге, но окончательные решения будут приниматься постепенно, исходя из успешности эксперимента.
— Что сегодня делает Минпромторг, чтобы затраты на маркировку не перекладывались на плечи производителей и, как следствие, на потребителя?
— Для компаний мы предусматриваем конкретные меры поддержки. Так, по предприятиям фармацевтики открыта отдельная программа в Фонде развития промышленности, которая предусматривает выдачу льготного займа под 1% годовых на закупку и модернизацию упаковочных линий, где проводятся работы по установке современной маркировки на товары. Решения сбалансированы, и для конечного потребителя повышение цены составит меньше, чем процент инфляции. Покупатель точно никак на себе это не ощутит.
— Есть ли товары, от маркировки которых вы все же готовы отказаться? Например, очень много сегодня споров в молочной отрасли.
— Мы не планируем отказываться от принятых решений, тем более по молочной продукции. C 20 января 2021 года маркировка этой продукции перейдет в режим обязательной.
— По новому проекту СанПиНов, перевозить продукты и бытовую химию придется на разных машинах, что отразится на конечной стоимости товаров. Минпромторг что-либо предпринимает, чтобы эта спорная идея Роспотребнадзора не была реализована?
— Согласно техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» совместная перевозка пищевой продукции и иных грузов уже сейчас осуществляется при обеспечении условий, исключающих их соприкосновение, загрязнение и изменение органолептических свойств. Поэтому онлайн-магазины давно доставляют пищевые и бытовые продукты, исключая их контакт. Введение нового требования о разграничении транспорта для перевозки продуктов питания и бытовой химии приведет лишь к повышению цен не только на доставку товаров до двери потребителя, но и в розничных точках, так что мы не видим никакой целесообразности в дополнительном регулировании и считаем, что это может лишь негативно отразиться на отрасли.
— «Ростех», «Ростелеком» и правительство заключили трехстороннее соглашение о создании отечественного оборудования для 5G, планируется создать первую российскую базовую станцию для диапазона 3,4–3,8 Ггц, но эта частота занята военными. Как вы решаете эту проблему?
— Пока еще не принято окончательное решение по частотам, но я уверен, что оно будет принято в ближайшее время. Весь мир идет в этом направлении, и мы не должны отставать. От этого зависит и качество выполнения задач программы цифровизации, которые поставлены правительством. За счет 5G это можно сделать в ускоренном формате. В мире развивается несколько частотных диапазонов.
Что касается производства оборудования, основная часть может производиться и уже инициативно разрабатывается компаниями. Мы запустим всю линейку оборудования в разработку после принятия окончательных решений по частотам.
— Общественное движение «Народный контроль» предложило ввести штрафы за продажу дистиллятов на АЗС. Минпромторг как раз работает над тем, чтобы запретить их реализацию на заправках. Считаете ли необходимым ввести штрафы и в каком объёме?
— В КоАП уже предусмотрена отдельная статья — оборотные штрафы в размере 1% от оборота АЗС за нарушение требований по физико-химическим характеристикам реализуемого на заправках топлива, но не менее 500 тыс. рублей, и в размере 3% от оборота АЗС за повторное нарушение, но не менее 2 млн рублей. Продажа на АЗС дистиллятов, печного и судового топлива, а также других видов неавтомобильного топлива уже является нарушением, ответственность за которое предусмотрена этими нормами КоАП. Аналогичную норму ответственности планируется предусмотреть и в новом КоАП, в настоящее время она включена в проект акта.