Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Герберт Ефремов:
Фантастам такое в голову не приходит


20 сентября 2020 года Игорь Елков, Российская газета


О награждении орденом Святого апостола Андрея Первозванного конструктор ракетной и космической техники Герберт Ефремов узнал накануне видеоконференции с президентом.

"В пятницу в семь вечера мне сообщили, что предстоит разговор по видеосвязи с Владимиром Владимировичем", - рассказал по телефону корреспонденту "РГ" легендарный оружейник.

Герберт Александрович, Трамп заявил, что все "технологии гиперзвука" русские украли у американцев. Если бы у вас была возможность в режиме видеоконференции поговорить еще и с президентом США, то что бы ему сказали?

Герберт Ефремов: Трамп сказал, что русским сдал эти "секреты" Обама. Только Барак Обама - президент США с 2009 года. Наши эксперименты по этим делам начинали в советское время, когда Обама был подростком. Он еще в школу ходил, а мы уже экспериментировали с гиперзвуком.

Когда камеры выключили, вы пообщались с Путиным наедине. То, что вы ему сказали, полагаю, секрет. Но на какую тему у вас с президентом была беседа, сказать можете?

Герберт Ефремов: Говорили о будущем.

О будущем вашего "НПО машиностроения", которое создает эти прорывные системы и технологии?

Герберт Ефремов: Не только. О будущем страны, мира. И всего, с чем связаны наши возможности. Это единственный человек из руководителей нашей страны, а я с некоторыми из первых лиц общался, который понял, что не нужно гоняться за цифрами. Как обычно рассуждают? У наших оппонентов, допустим, есть тысяча ракет - и мы столько должны произвести. А так отвечать на вызовы не надо! Сделай это по-своему, похитрее. И он это отлично понимает. Например, в свое время мы создали ракету "Метеорит". Хотя первоначально на вызов со стороны США - на тысячи американских "томагавков" - начали отвечать созданием аналогичных дозвуковых ракет. Мы же предложили сверхзвуковую ракету, которая отвечала условиям нашей страны. И один "Метеорит" был по эффективности равен десяткам "томагавков".

"Метеорит" летел на высоте 22 - 25 км. Вражеские радары его не видели. А видели ложную цель, которую он буксировал. И это была настоящая "невидимка": первый "Стелс" в мире. На нем еще стоял генератор искусственной ионизации окружающей среды. И все это - на ракете, которую начали создавать в СССР еще в 1976 году!А в годы перестройки готовый проект был уничтожен. Доводы конструкторов о том, что десяток "метеоритов" успешно заменяют большое число дозвуковых крылатых ракет, наверху не услышали. А сегодня вас слышат?

Герберт Ефремов: Этим и отличается Путин. Он великолепный аналитик.

Его назвали в честь писателя-фантаста. Но фантазии о будущем Герберту скоро наскучили - проекты были интереснее

С вашим участием и под вашим руководством создали десятки систем. Для обывателя слишком велик объем информации. Назовите три из них: важных, удивительных, интересных.

Герберт Ефремов: Давайте не три, а пять. Итак, П‑5: челомеевская крылатая ракета, в работе над которой и я принимал участие, когда пришел к Челомею молодым специалистом. Далее: противокорабельная П‑6. Упомянул бы еще "Гранит", "Метеорит" и УР‑100Н УТТХ.

Вы ученик Владимира Николаевича Челомея, а нынешний руководитель "НПО машиностроения" Александр Леонов - ваш. Так?

Герберт Ефремов: У меня учеников нет. И я не ученик Челомея. У нас не учатся, а работают. И все сами осваивают в процессе. В условиях окружающей новизны. И мой сменщик Александр Георгиевич Леонов, конструктор и разработчик, продолжает в том же духе.

Вас мама назвала в честь Герберта Уэллса. Хорошо к фантастике относитесь?

Герберт Ефремов: Плохо! Начинал читать, но потом уже не мог. Наши дела более интересные, чем фантастика. Тебе ставят задачу, которую еще в мире никто не решал. А решить нужно. Вот ты вместе с коллективом специалистов из разных отраслей и ломаешь голову: сочиняешь, придумываешь. Какой тут писатель-фантаст справится!? В нашем деле ты сам обязан быть почище любого фантаста.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer