Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Игорь Бакарас:
Опасные астероиды сможем отслеживать не ранее 2030 года


21 августа 2020 года Дмитрий Струговец, РИА Новости


В начале июля Международная космическая станция провела маневр уклонения от угрожавшего ей космического мусора. Учитывая количество таких объектов на орбите, а по открытым данным, мусора размером от 1 сантиметра в поперечнике насчитывается около 600-700 тысяч единиц, обеспечение безопасности станции и российской орбитальной группировки становится все более важной задачей. О том, как работает российская система слежения за спутниками и мусором на орбите, можно ли с ее помощью обнаружить угрожающие Земле астероиды и запущенный в космос автомобиль Tesla, в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Дмитрию Струговцу рассказал начальник информационно-аналитического центра ЦНИИмаш (головной научный институт Роскосмоса) Игорь Бакарас.

— Вы возглавляете автоматизированную систему предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве (АСПОС ОКП). Расскажите, что это такое? Как работает система?
— Система создана по заказу госкорпорации "Роскосмос", в 2015 году успешно прошла межведомственные испытания и с 1 января 2016 года введена в эксплуатацию. Основными задачами АСПОС ОКП являются, во-первых, сбор, обработка и анализ информации о космических объектах, представляющих потенциальную опасность для пилотируемых и автоматических космических аппаратов. Во-вторых, оперативное доведение до потребителей информации о фактах возникновения и прогнозе развития опасных ситуаций в околоземном космическом пространстве, включая сближения пилотируемых и других космических аппаратов российской орбитальной группировки с потенциально опасными космическими объектами. В-третьих, прогнозирование рисков сходов с орбит и районов падения космических объектов. В-четвертых, установление фактов разрушения космических объектов.

— В начале года стало известно, что система получила название "Млечный путь". Это так?
— На самом деле название "Млечный путь" относится к перспективной системе информационно-аналитического обеспечения безопасности космической деятельности в околоземном космическом пространстве, создание которой планируется не ранее 2030 года. Работы по формированию концепции создания данной системы, стратегической целью которой является обеспечение устойчивости и безопасности космической деятельности России в условиях растущего техногенного засорения околоземного космического пространства, а также развитие технологии мониторинга опасных сближений с Землей небесных тел естественного происхождения – комет и астероидов, близятся к завершению.

— Может ли сейчас система засечь летящие к Земле опасные астероиды?
— В настоящий момент мониторинг естественных небесных тел не входит в зону ответственности АСПОС ОКП. Основным назначением системы является обеспечение безопасности космической деятельности путем формирования предупреждений об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве и выдачи их потребителям. Под околоземным космическим пространством понимается сфера с нижней границей, проходящей на уровне 100 километров над поверхностью Земли (экваториальный радиус Земли 6378 километров плюс 100 километров), и верхней границей на высоте 44 164 километра (радиус геостационарной орбиты 42 164 километра плюс 2000 километров).

— Какие средства необходимы системе, чтобы отслеживать потенциально опасные астероиды?
— Для того чтобы эффективно наблюдать за астероидами, необходимо иметь средства, способные обнаруживать опасные объекты на достаточно большом расстоянии от Земли, примерно 30 миллионов километров. В настоящее время АСПОС ОКП не располагает специализированными оптико-электронными средствами, позволяющими в обзорном режиме наблюдать небесные тела естественного происхождения в области дальнего космоса.

В целях противодействия угрозам астероидно-кометной опасности прорабатывается вопрос создания в рамках перспективной системы "Млечный путь" Российского центра малых небесных тел. При разработке технического задания на создание Центра будут определены требования к системе как по дальности обнаружения, так и по минимальному размеру потенциально опасных для Земли небесных тел естественного происхождения.

— Таким образом, российскими средствами не виден и запущенный к Марсу Илоном Маском автомобиль Tesla?
— Оптические средства, которые в настоящий момент включены в состав АСПОС ОКП, не могут наблюдать космические объекты на таком далеком расстоянии от Земли. Кроме того, указанный объект не относится к объектам, входящим в сферу интересов АСПОС ОКП.

— Какие средства наблюдения сейчас входят в состав системы АСПОС ОКП?
— Одним из основных структурных элементов системы, обеспечивающих ее первичной информацией об обстановке в околоземном космическом пространстве, является комплекс специализированных оптико-электронных средств. По сути, это территориально разнесенные наблюдательные пункты, размещенные на территории России и за ее пределами. В каждом таком пункте могут находиться несколько специализированных телескопов. Самый восточный наблюдательный пункт на территории России расположен вблизи города Уссурийска в Приморском крае, самый западный – в поселке Научный в Крыму. Один из специализированных пунктов в рамках соглашения между правительствами Российской Федерации и Бразилии размещен недалеко от города Итажуба на территории Бразильской астрофизической обсерватории Пико-Дос-Диас. В будущем планируется размещение очередного специализированного пункта за рубежом.

Результатами наблюдений являются измерения координат космических объектов и космических аппаратов. Помимо координатных измерений аппаратурой комплекса фиксируется блеск космического аппарата, по изменениям которого можно судить о работоспособности системы ориентации или о нештатной ситуации на борту.

Результаты обработки информации позволяют осуществлять уточнение параметров движения космических объектов, обнаруживать новые космические объекты, образовавшиеся в ходе запусков или разрушения объектов в космическом пространстве.

— Сближения космического мусора с российскими спутниками и МКС на какие дистанции считаются опасными?
— Для оценки угрозы столкновения космических аппаратов, в том числе и МКС, с космическими объектами устанавливаются зоны безопасности для этих аппаратов. Если в результате прогноза какой-либо космический объект попадает в такую зону, то рассчитывается вероятность их столкновения, которая зависит от положения и скорости объектов относительно друг друга, размеров сближающихся объектов, точности определения и прогнозирования параметров их движения.

Сближение двух космических объектов считается опасным, если рассчитанное значение вероятности столкновения превышает вероятность 1:1000000.

В правилах полета МКС устанавливаются пороги зон риска столкновений: желтый и красный. При этом желтый порог определяется условием, что достоверная вероятность столкновения находится между значениями 1:100000 и 1:10000, а красный порог характеризуется вероятностью столкновения, превышающей 1:10000. Указанные критерии — пороговые значения вероятности — были выбраны на основании результатов проведенных исследований.

— Средства АСПОС ОКП осуществляют непрерывный мониторинг околоземного космического пространства или периодический?
— Основными ограничениями для непрерывного мониторинга наблюдательными средствами являются относительно небольшое количество телескопов (на данный момент 36) и возможность их работы только в ночное время суток при отсутствии облачности и других мешающих факторов. Для увеличения эффективности работы системы необходимо дальнейшее развитие средств мониторинга, состав которых необходимо расширять не только путем увеличения количества телескопов, но и за счет включения в состав системы радиолокационных средств, способных работать в круглосуточном режиме.

Рассматривается возможность создания специализированного космического сегмента мониторинга околоземного космического пространства, включающего в свой состав космические аппараты, оснащенные высокочувствительной оптико-электронной аппаратурой. Такое развитие предполагается в рамках создания системы "Млечный путь", которая должна обеспечить глобальный охват, оперативность и полноту мониторинга околоземного космического пространства.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение



Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer