— Есть ли подвижки в переговорном процессе с российской стороной по поводу открытия границ?
— Шри-Ланка, как и все страны, хочет вернуться к нормальной экономике, чтобы граждане смогли жить в привычном для них ритме. Мы планировали открыть границы для других стран 15 августа, однако вспышка в реабилитационном центре для наркозависимых заставила нас повременить. Так к относительно небольшому, в сравнении с показателями в других странах, количеству зараженных (2,5 тыс.) 600 случаев добавились за неделю. Приняв во внимание угрозу второй волны, мы решили даже приостановить программу репатриации, из-за чего многие соотечественники остались в странах Ближнего Востока. Совсем недавно мы возобновили вывозные рейсы, потребуется время, чтобы завершить этот процесс.
— Получается, что говорить о возобновлении авиасообщения между странами преждевременно?
— В данных условиях делать прогнозы сложно. Пока мы надеемся, что авиасообщение возобновится в сентябре. При этом я убежден, что именно восстановление прямых рейсов Москва–Коломбо сможет предотвратить всплеск заражений из-за транзитных перелетов. Шри-Ланка беспокоится и принимает все меры для предотвращения передачи коронавирусной инфекции между туристами, которые приезжают из разных стран.
— Если гражданин РФ, оказавшись на Шри-Ланке, заразился коронавирусом во время отдыха, будет ли он помещен в местный госпиталь или его отправят лечиться на родину?
— Система здравоохранения Шри-Ланки справляется с COVID-19 достаточно успешно: у нас всего 11 смертей. Безусловно, иностранцы смогут пользоваться услугами наших врачей, но им предоставят и возможность вернуться на родину, если тому не будут препятствовать медицинские показатели. Так, в начале пандемии туристка из Китая прошла лечение и покинула страну. Стоит отметить, что в случае, если вспышку заболевания зафиксируют именно среди туристов, вероятнее всего, придется закрыть границы снова.
— Покрывает ли расходы на лечение от COVID-19 электронная виза, которая из-за пандемии перестала быть бесплатной?
— Стандартная электронная виза (ЕТА) всегда была бесплатной для российских туристов, но из-за условий, диктуемых пандемией, она превратилась в расширенную версию, так называемую Визу+. Теперь путешественнику требуется оплатить $100, чтобы каждый четвертый–пятый день отпуска проходить тестирование на COVID-19. При этом стоимость одного исследования — почти $40. Наше правительство с радостью бы отменило визовый сбор, но стоит учитывать, что из-за эпидемии наша экономика и туристический сектор серьезно пострадали. К тому же серия терактов в прошлом году (в апреле 2019 года в нескольких городах Шри-Ланки, включая столицу Коломбо, произошли взрывы в католических церквях и отелях. — «Известия») также заставила многих туристов отложить поездку. Мы продолжаем работать над этим вопросом. Как я уже отмечал, если виза станет бесплатной, то в первую очередь для российских туристов.
— Как будет происходить прием гостей в условиях пандемии? Нужно ли им предоставлять отрицательные результаты тестирования в аэропорту?
— На пограничном контроле потребуют результаты ПЦР-исследования на COVID-19, сделанные не позднее чем за 72 часа до прибытия. Непосредственно в аэропорту Шри-Ланки всех путешественников будет ждать еще один бесплатный тест, результаты которого сообщат на следующее утро. Из-за этого на первый день отдыха стоит забронировать специальный отель неподалеку от аэропорта. Если тест покажет отрицательный результат, турист сможет отправиться в другую гостиницу из списка, утвержденного Управлением по развитию туризма Шри-Ланки (SLTDA). Республика разработала подробные протоколы, которые будут использоваться всеми заинтересованными сторонами, связанными с туризмом. Именно поэтому курорты Шри-Ланки совсем недавно получили статус безопасности от Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC).
— Некоторые путешественники из России, оказавшиеся на Шри-Ланке, до сих пор не смогли попасть на эвакуационные рейсы. Есть ли информация об условиях их существования?
— Мы очень плотно сотрудничали с МИД РФ по вывозу российских туристов. Некоторым из них удалось успеть на прямые рейсы, другие воспользовались транзитами через Доху, Лондон или Стамбул. По нашей информации, те, кто остались на территории республики, не столкнулись с проблемами в области здравоохранения, безопасности или гостиничной индустрии. Многие отели продолжают предоставлять им жилье. Кроме того, для некоторых российских туристов спасением стало общение с местным населением. Кому-то даже удалось найти любовь. Скоро ожидается новый вывозной рейс из Шри-Ланки, вероятнее всего, он будет со стыковкой на Ближнем Востоке.
— На ваш взгляд, как будут развиваться двусторонние отношения наших стран в постковидный период?
— Конечно, стоит ожидать изменений, но только в лучшую сторону. Если проследить за развитием отношений между Россией и Шри-Ланкой за последние годы, стоит отметить, что они очень тесные. Наши президенты встречались в 2017 году в Москве и в 2019-м в Таджикистане. В этом году нашу страну посетил глава МИД РФ Сергей Лавров. Кроме того, существует Межправительственная Российско-Ланкийская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Наши посольства и МИДы работают бок о бок. Россия — наш друг, который всегда помогает, поэтому нет никаких сомнений, что наши отношения будут только улучшаться.
— Какие новые области могут связать Россию и Шри-Ланку?
— На мой взгляд, необходимо взять курс на развитие отношений в академической сфере. Несколько наших университетов уже установили контакты друг с другом. Посольство в данный момент нацелено на диалог с администрацией Санкт-Петербурга (мы прибыли в город с официальным визитом 10 дней назад), нам удалось установить связи с властями Самары и Уральского региона. В Шри-Ланке есть 30 школ, в которых дети изучают русский язык. Почему бы не устраивать смешанные занятия? Так юные граждане наших стран смогут обмениваться мнениями, а услышать их голос — очень важно.