Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Чтобы господство в воздухе оставалось за нами


3 июля 2020 года Александр Тихонов, Красная звезда


Вклад ВКС в обеспечение обороноспособности страны сегодня переоценить невозможно. О растущем боевом потенциале ВКС с учётом поступления новых образцов вооружения, военной и специальной техники (в том числе БПЛА), развития системы предупреждения о ракетном нападении, совершенствования организации боевой и оперативной подготовки и развёртывания новых формирований, улучшения материально-технического обеспечения вида Вооружённых Сил, а также об участии военно-транспортной авиации в мероприятиях по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции рассказывает главнокомандующий Воздушно-космическими силами генерал-полковник Сергей Суровикин.

– 1 августа 2020 года исполнится 5 лет с момента формирования нового вида Вооружённых Сил РФ – Воздушно-космических сил. Сергей Владимирович, каких результатов удалось достичь за истекший период, насколько обновился состав авиации и войск ПВО, как совершенствовалась боевая подготовка и система боевого дежурства ВКС с учётом роста количества мероприятий, проведения Армейских международных игр, приобретённого в Сирийской Арабской Республике опыта, влияния других факторов?

– Состав вооружения и военной техники Воздушно-космических сил за последние пять лет существенно изменился.

В соответствии с Государственным оборонным заказом авиасоединения с 2015 года ежегодно получают современные летательные аппараты, такие как новейшие самолёты Су-30СМ, Су-34, Су-35С и модернизированные самолеты МиГ-31БМ, боевые вертолёты Ка-52, Ми-28Н, Ми-35М, Ми-8АМТШ и другие. В результате на новую технику перевооружены более 20 авиаполков.

Поставлено более 550 единиц современных образцов вооружения номенклатуры войск противовоздушной обороны, более 300 новых и перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники номенклатуры космических войск.

Приняты в эксплуатацию и поставлены на боевое дежурство радиолокационные станции высокой заводской готовности системы предупреждения о ракетном нападении в городах Орск, Барнаул, Енисейск, оптический комплекс системы контроля космического пространства «Прицел», лазерный комплекс специального назначения «Пересвет», первая станция загоризонтного обнаружения «Контейнер-ЗМ».

В результате доля современного вооружения Воздушно-космических сил уже превысила 70 процентов.

Что касается системы боевой подготовки, то она постоянно совершенствуется с учётом развития средств воздушного нападения и их способов применения в зарубежных странах, а также опыта применения Вооружённых Сил в Сирийской Арабской Республике. Это позволяет на практике отрабатывать новые способы и приёмы ведения борьбы с воздушным противником.

В ходе Армейских игр накоплен положительный опыт подготовки и проведения конкурсов «Авиадартс», «Ключи от неба», «Воздушные рубежи». Проведён анализ организации боевой подготовки в Воздушно-космических силах и иностранных государствах.

Полученный опыт находит своё применение при корректировке курсов и программ боевой подготовки, разработке методических указаний (рекомендаций) и используется для совершенствования системы боевой подготовки личного состава Воздушно-космических сил.

Боевое дежурство организовано установленным составом сил и средств Воздушно-космических сил.

За последние пять лет в связи с постановкой на боевое дежурство современных образцов вооружения и военной техники, развёртыванием подразделений в новых районах боевого предназначения на порядок возросли боевые возможности дежурных по ВКО сил.

Так, с принятием на вооружение ЗРК С-400, «Панцирь-С», истребителей Су-30СМ и Су-35С, вертолётов Ми-28Н и Ка-52, новых радиолокационных станций, в том числе предупреждения о ракетном нападении, комплексов радиоэлектронной борьбы обеспечивается своевременное обнаружение и уничтожение (функциональное подавление систем) существующих и перспективных средств воздушного нападения во всём диапазоне высот и скоростей их полёта, в том числе всех типов беспилотных летательных аппаратов.

Заступление в Республике Мордовия на боевое дежурство радиолокационной станции загоризонтного обнаружения обеспечило контроль воздушного пространства над всей территорией Европы и Ближнего Востока, что существенно увеличило время на принятие решения на ответные действия. Кроме того, развёртывание подразделений радиотехнических войск на островах и архипелагах Северного Ледовитого океана позволило существенно нарастить радиолокационное поле в арктических широтах.

– В последние годы на базе авиационных соединений и частей Воздушно-космических сил проводился ряд учений по видам обеспечения. Каков результат проведённых учений? Продолжится ли практика их проведения в дальнейшем?

– Учения по специальным видам обеспечения – эффективная форма оперативной подготовки органов управления Воздушно-космических сил к боевым действиям, а также совершенствования и проверки боевой выучки соединений, воинских частей и подразделений Воздушно-космических сил, их готовности к выполнению поставленных боевых и специальных задач.

Начиная с 2018 года, в преддверии крупномасштабных стратегических командно-штабных учений («Восток-2018», «Центр-2019») под руководством главнокомандующего Воздушно-космическими силами были проведены учения по специальным видам обеспечения военно-воздушных сил.

Впервые в Воздушно-космических силах были развёрнуты и показаны полевые элементы авиационной системы инженерно-авиационного и материально-технического обеспечения военно-воздушных сил, что позволило отработать целый ряд практических вопросов.

Во-первых, это подготовка авиационной техники к вылету и аэродромно-техническому обеспечению вылетов воздушных судов как на основных аэродромах базирования, так и в полевых условиях на внебазовом аэродроме. Во-вторых, выполнение регламентных работ на авиационной технике при приведении в высшие степени боевой готовности и восстановлении авиационной техники средствами подвижной ремонтной группы. В-третьих, подготовка сводной автомобильной колонны полка к убытию на аэродром рассредоточения, выводу авиационной и наземной техники из-под авиационного удара.

Цель учений – совершенствование работы групп боевого управления и получение практических навыков должностных лиц командований, объединений, соединений и воинских частей Воздушно-космических сил в организации специальных видов обеспечения в ходе подготовки и ведения боевых действий.

Учения по специальным видам обеспечения пройдут и в этом году перед стратегическим командно-штабным учением «Кавказ-2020».

Внедрение полученного опыта в практику подготовки войск (сил) по организации специальных видов обеспечения позволит улучшить качество выполнения мероприятий обеспечения авиации при ведении боевых действий.

– Как в целом можно сегодня охарактеризовать состояние материально-технического обеспечения Воздушно-космических сил?

– В настоящее время состояние материально-технического обеспечения Воздушно-космических сил в целом удовлетворяет потребности объединений, соединений, воинских частей и организаций при проведении мероприятий повседневной деятельности.

– Как складывается процесс перевооружения на современные образцы техники подразделений МТО?

– В Воздушно-космические силы из оборонно-промышленного комплекса страны в 2020 году спланировано поставить более 250 единиц различных образцов техники (аэродромно-эксплуатационная, электрогазовая техника и автомобильная техника общевойскового назначения), более 3 тысяч тонн материальных средств.

– Каковы возможности структур МТО обеспечить выполнение задач по предназначению?

– Возможности вооружения, военной и специальной техники Воздушно-космических сил таковы, что они способны обеспечить выполнение задач по предназначению в установленные сроки.

– Сергей Владимирович, какие перспективные образцы вооружения и техники разрабатывают предприятия промышленности в интересах Воздушно-космических сил или планируются к поставке в ближайшем будущем?

В результате поставок из оборонной отрасли за последние пять лет на новую технику перевооружены более 20 авиаполков

– В настоящее время в Воздушно-космических силах проходят государственные испытания новые образцы авиационной техники, разрабатываемые предприятиями промышленности, такие как боевой вертолёт Ми-28НМ, десантно-транспортный вертолёт Ми-38Т и многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57.

Для радиотехнических войск ведётся создание нового радиолокационного комплекса «Ниобий» с использованием современной компонентной базы. Технические характеристики радиолокационного комплекса превысят возможности стоящего на вооружении радиолокационного комплекса «Небо-М» по дальности обнаружения различных типов летательных аппаратов, в том числе гиперзвуковых.

В рамках создания Единой космической системы (ЕКС) к 2024 году предусмотрено развёртывание орбитальной группировки космических аппаратов.

Завершение создания ЕКС позволит обеспечить выполнение задач по глобальному контролю поверхности Земного шара, а также повышению живучести системы боевого управления в условиях помехового противодействия.

В сентябре текущего года мы планируем завершить испытания космического комплекса связи с космическими аппаратами «Благовест» на геостационарной орбите.

В 2022 году предусмотрено обеспечить начало развёртывания перспективной Единой системы спутниковой связи третьего этапа Вооружённых Сил Российской Федерации, а с 2023 года – развёртывание высокоорбитальной космической системы разведки.

Также, в интересах Воздушно-космических сил создаётся унифицированная командно-измерительная система «Топаз», которая позволит управлять космическими аппаратами на всех типах орбит.

– Как реализуется программа развития аэродромной сети?

– В настоящее время основные усилия совершенствования аэродромной сети направлены на завершение развития инфраструктуры аэродромов, реконструкция которых началась в прошлые годы, такие как Степь (Забайкальский край) и Воронеж, а также на проектирование инфраструктуры аэродромов, реконструкцию которых планируется начать в ближайшие годы.

За последние шесть лет осуществлено строительство новых взлётно-посадочных полос на 10 аэродромах, в том числе двух в Арктическом регионе.

На сегодняшний день работы по реконструкции выполняются на 25 аэродромах, два из которых – Степь и Воронеж – мы планируем ввести в эксплуатацию в этом году. До 2023 года планируется завершить реконструкцию и развитие инфраструктуры ещё на пяти аэродромах (Плесецк, Саваслейка, Нагурская, Кызыл и Буревестник).

Это позволит обеспечить размещение и эксплуатацию поступающей в войска новой авиационной техники в требуемых условиях.

– Сергей Владимирович, а как совершенствуются полигоны Воздушно-космических сил? Какими техническими средствами обучения, учебно-тренировочными комплексами они оборудованы, какие задачи позволяют отрабатывать личному составу ВКС? Какая работа будет продолжена в этом направлении в будущем?

– Для проведения лётно-тактических учений с применением авиационных средств поражения, тактических учений с боевой стрельбой оборудованы и содержатся к постоянному использованию по предназначению авиационные полигоны и центры боевой подготовки и боевого применения.

Полигоны оборудуются новыми типами мишеней, оснащаются современными комплексами объективного контроля боевого применения.

В целях создания условий, максимально приближенных к боевым, мишенная обстановка на авиационных полигонах создаётся с использованием списанной авиационной, автомобильной и бронетанковой техники.

В настоящее время продолжается строительство блочно-модульных пунктов управления полётами на 48-м авиационном полигоне Наготай командования дальней авиации и на мишенном поле «Ратчино» 55-го авиационного полигона Алфёровский Краснодарского авиационного училища лётчиков.

– Как известно, в России создано сплошное радиолокационное поле системы предупреждения о ракетном нападении, позволяющей отследить пуски баллистических ракет. При этом продолжается строительство новых радиолокационных станций. Что даст ввод в строй этих станций, как повысятся возможности ВКС? Каковы в целом перспективы развития СПРН?

– На сегодняшний день наземный эшелон СПРН в составе 10 радиолокационных станций образует сплошное периферийное радиолокационное поле и обеспечивает гарантированное обнаружение атакующих баллистических ракет на всех стратегических воздушно-космических направлениях (СВКН) по всем типам траекторий полёта.

В целях развития наземного эшелона СПРН осуществляется создание сплошного двухдиапазонного периферийного радиолокационного поля за счёт развёртывания на территории Российской Федерации радиолокационных станций высокой заводской готовности (РЛС ВЗГ).

Проводятся работы по созданию двухдиапазонного радиолокационного комплекса (ДРЛК) ВЗГ в районе Воркуты и высокопотенциальной РЛС ВЗГ дециметрового диапазона (далее – РЛС ВЗГ-ВП) в районе Мурманска со сроками завершения в 2021 и 2022 годах соответственно.

Ввод в состав СПРН этих станций обеспечит завершение перевооружения СПРН на РЛС нового поколения.

Кроме того, учитывая актуальность развёртывания РЛС на юго-западном ракетоопасном направлении, принято решение о создании РЛС ВЗГ метрового диапазона в Севастополе со сроком завершения в 2024 году.

В перспективе до 2030 года развитие СПРН предусматривает модернизацию ряда РЛС ВЗГ, несущих боевое дежурство в Краснодарском крае, Иркутской области, и создание в Ленинградской области и Дальневосточном федеральном округе новых средств, обладающих повышенными характеристиками и помехоустойчивостью.

– Сейчас продолжается работа по созданию радиолокационного поля по аэродинамическим целям. В новую систему войдут загоризонтные радиолокационные станции типа «Контейнер». Первая такая станция уже заступила на боевое дежурство в Республике Мордовия, вы уже о ней упомянули. Расскажите о развитии данной системы, каковы её перспективы?

– Да, в декабре 2019 года заступила на боевое дежурство первая станция загоризонтного обнаружения «Контейнер-ЗМ» в Мордовии. Данная станция ведёт разведку воздушного пространства над государствами Европы и Ближнего Востока.

В настоящее время организована работа по формированию еще трёх таких же радиолокационных станций: Сибирской, Восточной и Калининградской, что позволит контролировать воздушное пространство со всех стратегических воздушно-космических направлений.

– Также в рамках развития системы контроля космического пространства ведётся строительство ряда новых объектов. Как повлияет запуск и эксплуатация данных объектов на возможности космических войск по мониторингу околоземного пространства?

– В современных условиях одним из важнейших факторов обеспечения национальной безопасности является получение оперативной и достоверной информации о космической обстановке.

Следует отметить, что с этой задачей вот уже более 50 лет успешно справляется система контроля космического пространства.

Заступление в Республике Мордовия на боевое дежурство радиолокационной станции загоризонтного обнаружения обеспечило контроль воздушного пространства над всей территорией Европы и Ближнего Востока

С целью развития данной системы создаются современные радиолокационные, оптические и радиотехнические комплексы, а также улучшаются технические характеристики существующих средств контроля космического пространства.

Так, в настоящее время завершены монтажно-настроечные работы и проводятся испытания специализированной радиолокационной станции, развёрнутой в Московской области, многофункционального радиоизмерительного комплекса в Смоленской области.

В ближайшей перспективе планируется завершить развёртывание и ввод в эксплуатацию оптических станций на территории Республики Крым.

Кроме того, в 2020 году предусматривается завершение модернизации командного пункта системы контроля космического пространства, обеспечивающего обработку и анализ всей поступающей информации о состоянии дел в околоземном космическом пространстве.

В целом проводимая работа по совершенствованию системы контроля космического пространства позволит повысить возможности ведения разведки космической обстановки и прогнозирования её развития. При этом будет обеспечен контроль развёртывания и определения целевого назначения малоразмерных космических аппаратов иностранных государств.

– Скажите, когда состоится очередной пуск ракеты-носителя тяжёлого класса «Ангара-А5» с космодрома Плесецк? Сколько необходимо пусков такой ракеты для принятия её в штатную эксплуатацию?

– В рамках опытно-конструкторской работы на космодроме Плесецк проходят лётные испытания космического ракетного комплекса «Ангара», которые предусматривают шесть пусков ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5» и три пуска ракеты-носителя лёгкого класса «Ангара-1.2».

В настоящее время выполнено два квалификационных пуска данных типов ракет-носителей. До конца текущего года запланирован очередной квалификационный пуск ракеты-носителя тяжёлого класса «Ангара-А5», подготовка к которому организована в установленном порядке.

– Как известно, самолёт пятого поколения Су-57 в настоящий момент прошёл большое количество испытаний на базе Государственного лётно-испытательного центра Минобороны России. Что можно сейчас рассказать о возможностях этого самолёта? Насколько он отвечает требованиям, предъявляемым к самолётам пятого поколения?

– Многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57 в настоящее время проходит государственные совместные испытания на базе испытательного полигона 929-го Государственного лётно-испытательного центра Минобороны России. Требования заданным тактико-техническим заданием к самолёту пятого поколения в процессе пройденных на сегодняшний момент испытаний подтверждаются в полном объёме.

– Когда ожидается поставка «пятьдесят седьмых» в состав ВКС?

– Она начнётся уже в этом году, и ежегодно будет увеличиваться.

– А как будет организовано обучение лётного и инженерно-технического состава на новый тип авиационной техники?

– Будет организовано по мере её поступления на военные аэродромы Вооружённых Сил Российской Федерации.

– По заявлениям представителей авиационной промышленности, в настоящее время проходят совместные испытания несколько типов техники армейской авиации, в частности, вертолёты Ми-28НМ, Ми-38. Что можно рассказать об этих образцах? Для решения каких задач данные вертолёты будут поставляться в ВКС, каковы их возможности?

– Вертолёт Ми-28НМ  – модернизированный вариант боевого вертолёта Ми-28Н, способный выполнять широкий спектр задач, от воздушной разведки и целеуказания до уничтожения разновидных наземных и воздушных целей. Ми-28НМ предназначен для поиска и уничтожения днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях на переднем крае и в тактической глубине обороны противника бронетанковой техники; живой силы; небронетанковой техники, радиолокационных станций, пусковых установок; огневых точек типа ДОТ/ДЗОТ; малоразмерных наземных и надводных объектов; низколетящих малоскоростных воздушных целей типа «вертолёт», «БПЛА»; железнодорожных станций и эшелонов, мостов и переправ, скоплений техники, взлётно-посадочных полос.

Кроме того, вертолёт Ми-28НМ обеспечивает авиационную поддержку Сухопутных войск на поле боя, целеуказание и лазерный подсвет целей для артиллерии, а также обучение и совершенствование лётной подготовки экипажа вертолёта.

Что касается вертолета Ми-38, то это – средний многоцелевой вертолёт нового поколения. При его разработке применены инновационные технологии, лучшие достижения и многолетний опыт эксплуатации вертолётов марки «Ми».

Современная авионика, радиосвязное оборудование, авариестойкая топливная система и энергопоглащающие элементы конструкции обеспечивают безопасную эксплуатацию круглосуточно, в простых и сложных метеоусловиях, в диапазоне температур от -50 до +50 С.

Благодаря мощной силовой установке, современной несущей системе и бортовому оборудованию вертолёт Ми-38 превосходит аналогичные вертолёты среднего класса по лётно-техническим и эксплуатационным характеристикам.

Транспортный вариант вертолёта Ми-38 предназначен для перевозки грузов внутри транспортной кабины и на внешней подвеске, перевозки десанта (до 30 пассажиров). Размеры кабины позволяют перевозить крупногабаритные грузы массой до 6000 кг. Внешняя подвеска обеспечивает возможность перевозки 7000 кг груза, а также может использоваться для проведения операций по пожаротушению с применением водосливных устройств.

– Весной 2020 года военно-транспортная авиация была задействована в мероприятиях по борьбе с распространением коронавирусной инфекции, а именно в эвакуации российских граждан из китайского города Ухань, доставке специалистов Минобороны России в Италию и Сербию, переброске гуманитарных грузов в США, Молдавию, Китай и так далее. Как бы вы оценили работу командования и экипажей ВТА при выполнении данных задач?

– В оказании помощи мировому сообществу в борьбе с пандемией наша военно-транспортная авиация, безусловно, сыграла очень важную роль.

Решая задачи международного уровня, командование военно-транспортной авиации в очередной раз наглядно продемонстрировало свою высокую мобильность и стратегический размах.

С конца марта экипажами ВТА перевезено более 3 тысяч тонн медицинского оборудования, медикаментов, и гуманитарных грузов, что помогло спасти тысячи жизней, а это наивысшая оценка проделанной работы.

– В состав Воздушно-космических сил уже поступил первый комплект зенитного ракетного комплекса С-350 «Витязь». Каковы возможности этой системы, для каких задач она поступает в ВКС? И что сегодня можно сказать о перспективном комплексе С-500?

– Зенитная ракетная система С-350 «Витязь» предназначена для обороны административно-политических центров, важнейших объектов и районов страны, группировок войск от массированных ударов средств воздушно-космического нападения, в том числе крылатых ракет, тактических и оперативно-тактических баллистических ракет.

В числе основных особенностей системы – увеличенный боекомплект зенитных управляемых ракет (в 4 раза по сравнению с ЗРС С-400) и повышенная огневая производительность за счёт применения ЗУР с активной головкой самонаведения; повышенная живучесть за счёт применения в составе дивизиона 2-3 многофункциональных радиолокаторов.

Завершение создания Единой космической системы позволит обеспечить выполнение задач по глобальному контролю поверхности Земного шара

В настоящее время в учебном центре зенитных ракетных войск Военной академии Воздушно-космической обороны им. Г.К.Жукова проводится комплекс мероприятий по освоению преподавательским составом ЗРС С-350 и подготовке учебно-материальной базы к обучению военных специалистов.

В рамках Государственной программы вооружения в интересах Воздушно-космических сил спланирована дальнейшая поставка комплектов ЗРС С-350, что позволит в 4 раза повысить эффективность отражения массированных ударов крылатых ракет противника по важнейшим объектам обороны.

Зенитный ракетный комплекс С-500 «Прометей» разрабатывается акционерным обществом «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» как новое поколение зенитных ракетных систем, в котором будет применен принцип раздельного решения задач уничтожения баллистических и аэродинамических целей.

Основная задача комплекса – уничтожение баллистических ракет средней дальности, а при необходимости и боевых блоков межконтинентальных баллистических ракет на конечном участке траектории их полёта.

Кроме того, комплекс С-500 способен уничтожать гиперзвуковые летательные аппараты, самолёты и беспилотные летательные аппараты.

По своим тактико-техническим характеристикам С-500 можно отнести к первому поколению систем противокосмической обороны, так как в дальнейшем он будет способен уничтожать низкоорбитальные спутники и космические средства поражения.

Заложенные в ЗРС С-500 характеристики позволяют уничтожать помимо аэродинамических и баллистических целей гиперзвуковое оружие всех модификаций, в том числе в ближнем космосе. Можно с уверенностью сказать, что аналогов этой системы просто не существует.

– Хотелось бы затронуть тему расширения в последние годы географии присутствия дальней авиации Воздушно-космических сил… В каких районах земного шара выполняются полёты на воздушное патрулирование экипажами стратегических ракетоносцев и дальних бомбардировщиков, в чём особенность таких полётов?

– Хороший вопрос. Если отвечать на него кратко, то следует отметить что за сравнительно недавно дальняя авиация добавила в свою биографию посещение аэродромов таких иностранных государств, как ЮАР и Индонезия. При этом обычными стали полёты на воздушное патрулирование самолётами Ту-95МС и Ту-160 в северо-восточной части Атлантического океана, северо-западной и западной частях Тихого океана, и, конечно же, над акваторией Северного Ледовитого океана. Особенность таких задач заключается в выполнении полётов над безориентирной местностью и дозаправки топливом в воздухе.

Все полёты самолётов Воздушно-космических сил России выполняются в строгом соответствии с Международными правилами использования воздушного пространства.

Периодически во время таких полётов наши самолёты сопровождаются истребителями иностранных государств.

– Сергей Владимирович, интересно узнать вашу оценку перспектив развития беспилотной авиации. Какие образцы БПЛА сейчас создаются и проходят испытания, каковы их задачи и возможности? В каком году можно ожидать появления в составе авиационных частей ВКС комплексов БПЛА?

– Развитие беспилотной авиации происходит интенсивно во всём мире.

В России прилагаются значительные усилия сразу по нескольким направлениям развития данной техники. Одним из важнейших является разработка разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов средней и большой дальности. Беспилотники создаются как многофункциональные базовые платформы, позволяющие реализовать их актуальные функциональные возможности на длительную перспективу путём совершенствования целевого оборудования и расширения его номенклатуры.

Особое внимание при разработке уделяется интеграции беспилотных летательных аппаратов в существующие и перспективные разведывательно-ударные комплексы Вооружённых Сил, совместное применение в боевых порядках пилотируемой авиации.

В начале 2020 года первый серийный образец беспилотного комплекса средней дальности после завершения испытаний поставлен в учебный центр для освоения и подготовки инструкторско-преподавательского состава.

Оснащение подразделений беспилотной авиации комплексами средней и большой дальности спланировано с 2021 года.

На сегодняшний день работы по реконструкции выполняются на 25 аэродромах, два из которых – Степь и Воронеж – планируется ввести в эксплуатацию в этом году

– В настоящее время активно ведутся работы по модернизации системы противоракетной обороны. Уже проведено несколько испытательных пусков новой модернизированной противоракеты системы ПРО. Расскажите, каковы перспективы модернизации данной системы, как это повлияет на возможности ВКС в этой области?

– Несомненно, одна из важнейших задач, стоящих перед предприятиями ОПК, – это модернизация уже существующей, стоящей на боевом дежурстве системы противоракетной обороны города Москвы А-135.

Испытания средств системы в настоящее время проводятся, и уже в ближайшей перспективе Воздушно-космические силы получат обновлённую многофункциональную радиолокационную станцию и модернизированные противоракеты системы ПРО.

Возможности огневых средств системы по обороне столицы нашей Родины и Московского промышленного района будут увеличены в два раза, что неоднократно подтверждено на проведённых предварительных испытаниях противоракеты.

– В последние годы предприятиями ОПК ведётся активная работа по модернизации и ремонту техники, стоящей на вооружении. Как эта работа обеспечивается в Воздушно-космических силах, как организовано взаимодействие с авиазаводами? Довольны ли вы её результатами?

– Действующей Государственной программой вооружения предусмотрено плановое поддержание ВВСТ, стоящих на вооружении Воздушно-космических сил, в исправном состоянии в рамках проведения ремонта (сервисного обслуживания) и модернизации.

За многие годы сложилась устойчивая кооперация из предприятий оборонно-промышленного комплекса, которые реализуют указанные мероприятия и являются в основном разработчиками и изготовителями вооружения для Воздушно-космических сил.

В соответствии с поручениями министра обороны и начальника Генерального штаба в Главном командовании Воздушно-космических сил организовано дежурство по контролю выполнения заданий государственного оборонного заказа предприятиями промышленности.

В целом, результатами работы доволен, но считаю, что на достигнутом не нужно останавливаться, предстоит огромная работа как Главному командованию ВКС, так и предприятиям промышленности в целях укрепления обороноспособности нашей страны.

– С 2018 года в вузах Воздушно-космических сил проводятся полноценные выпуски офицеров. Расскажите об условиях (социальных, бытовых), созданных в частях ВКС, в которых предстоит проходить службу молодым офицерам. Какими правами и возможностями обладает выпускник? Каковы условия службы и профессиональной подготовки молодых лётчиков в авиационных частях?

– Военные учебные заведения Воздушно-космических сил ориентированы на подготовку военных кадров в интересах укрепления обороноспособности Российской Федерации в современных военно-политических условиях.

В Воздушно-космических силах внедрён институт наставничества. Персональное закрепление за офицерами-выпускниками опытных офицеров, профессионалов высокого уровня, имеющих лучшие показатели в служебной деятельности и характеризующихся образцовым исполнением воинского долга, доказало на практике свою эффективность при вводе в строй выпускников военных вузов.

В ходе общения наставник интересуется, чем дорожит и что ценит в жизни его подопечный, какие цели ставит в военной карьере, какие средства реализации этих целей считает возможными, какая помощь старших товарищей необходима.

Командование соединений и воинских частей обязательно проводит с офицерами и их супругами личные встречи, в ходе которых прибывших к первому месту службы офицеров знакомят с боевыми традициями, разъясняют порядок оформления и получения полагающихся денежных выплат, обеспечения жильём, организации медицинского, торгово-бытового и других видов обеспечения в гарнизонах.

Созданные в ВКС социально-бытовые условия прохождения военной службы молодыми офицерами позволяют обеспечить их успешное становление в должности.

Лейтенант-выпускник за штурвалом самолёта– это норма лётной работы. «Встать на крыло» – устойчивое выражение для молодых лётчиков, возможность испытать себя в рамках полётных заданий, когда лётный состав отрабатывает технику пилотирования, воздушную навигацию, порядок действий в нештатных ситуациях.

Программа-минимум первого года службы – налёт более 100 часов в простых и сложных метеоусловиях под руководством опытного инструктора и получение допуска к самостоятельным полетам.

Контроль выполнения мероприятий по приёму, размещению и вводу в строй молодых офицеров в Главном командовании ВКС проводится еженедельно, в воинских частях – ежедневно.

Профессиональная компетентность лётного и инженерно-технического состава, социальная защищённость, сохранность духовного и физического здоровья, достойный уровень жизни семей военнослужащих обеспечивают подъём уровня боеспособности и боеготовности Воздушно-космических сил.

– Как можно охарактеризовать учебно-материальную базу, инфраструктуру учебных заведений, уровень подготовки специалистов? Как совершенствуется содержание учебного процесса, в том числе с учётом сирийского опыта? С каким уровнем подготовки выпускается современный лётчик, специалист противовоздушной обороны, космических войск?

– Учебно-материальную базу, инфраструктуру военно-учебных заведений Воздушно-космических сил можно охарактеризовать как динамично развивающуюся и в полной мере отвечающую современному уровню развития военной науки.

В настоящее время военно-учебные заведения обеспечиваются современными учебно-тренировочными комплексами. Основными из них являются учебно-тренировочные комплексы самолётов Су-30СМ, Як-130, Су-34 и вертолетов Ми-28Н, Ка-52, Ми-8МТВ-5, зенитных ракетных систем С-400 и ЗРПК «Панцирь-С».

Указанные тренажёрные комплексы имеют 3D-визуализацию, позволяют в полном объёме имитировать полётные задания различного уровня сложности, боевое применение авиационных средств поражения, дозаправку топливом в полёте, выполнение фигур сложного пилотажа, имитацию сверхманёвренности, совершенствование навыков боевой работы расчетов ПВО.

База общевоенной и физической подготовки включает в себя объекты, оборудованные и оснащенные в соответствии с требованиями общевоинских уставов Вооружённых Сил Российской Федерации, а также спортивные комплексы и сооружения: спортивные залы, бассейны и стадионы.

В 2020 году министром обороны Российской Федерации утверждены Программы развития вузов до 2026 года, которые служат основой развития учебно-материальной базы, инфраструктуры учебных заведений, определяют цели, задачи и ресурсы для их достижения.

При решении задач совершенствования качества обучения в вузах используются современные информационные образовательные технологии. Для проведения занятий применяются интерактивные мультимедийные технические средства обучения, современные лабораторные установки, цифровые обучающие программы, разрезные узлы и агрегаты вооружения, военной и специальной техники.

Обучение курсантов и слушателей осуществляет квалифицированный профессорско-преподавательский состав, имеющий опыт боевых действий в локальных конфликтах, в том числе и за переделами нашей страны.

С учётом этого опыта совершенствуется и учебный процесс. В учебные планы вносятся дополнения по вопросам боевого применения и обеспечения боевых действий при проведении специальных операций за пределами Российской Федерации. Постоянно совершенствуются электронные учебники и учебные пособия, в том числе с учётом сирийского опыта.

Кроме этого, совершенствуется и научная деятельность в части обоснования перспектив создания и развития вооружения и военной техники.

Практическое обучение лётчиков проводится в авиационных базах на современной авиационной технике. Отработка навыков боевого применения осуществляется на специально подготовленных и оборудованных авиационных полигонах.

Всё это позволяет направлять в ряды Воздушно-космических сил современных военных лётчиков с высоким уровнем подготовки, имеющих общий налёт до 200 часов, готовых выполнить задачи по предназначению.

– В завершении нашей беседы хотелось бы уточнить задачи, стоящие перед Воздушно-космическими силами в летнем периоде обучения. Сергей Владимирович, в каких мероприятиях боевой подготовки будут задействованы ВКС?

– Интенсивность боевой учёбы в летнем периоде обучения увеличится и будет характеризоваться проведением ряда крупных мероприятий стратегического уровня.

В перечне приоритетных задач боевой учёбы, прежде всего, – целенаправленная подготовка органов управления, войск и сил, учебно-материальной базы боевой подготовки к розыгрышу практических действий войск и сил в ходе стратегического командно-штабного учения «Кавказ-2020» и проведению ряда учений по плану командующих объединениями. Во-вторых, –  совершенствование одиночной (индивидуальной) подготовки военнослужащих в ходе совместных мероприятий боевой подготовки группировок войск и сил, в том числе по выполнению учебно-боевых задач в различных условиях обстановки. Также в числе приоритетов – подготовка экипажей в составе пары, звена (отряда), эскадрильи, авиационной воинской части, увязанная с обеспечением слаживания общевойсковых подразделений, воинских частей и соединений. Следующий приоритет – подготовка к выполнению молодым лётным составом зачётных упражнений в соответствии с курсами боевой подготовки. В центре внимания также подготовка и проведение тактических учений с боевой стрельбой (лётно-тактических учений с применением авиационных средств поражения) с соединениями и воинскими частями с отработкой тактических задач по видам боя совместно с подразделениями всестороннего обеспечения.

В целях выполнения приоритетных задач в летнем периоде обучения в Воздушно-космических силах спланировано более 200 учений различного уровня и более 800 сборовых мероприятий с различными категориями военнослужащих.

Для создания атмосферы состязательности среди военнослужащих ВКС в летнем периоде обучения будут проведены всеармейские и международные этапы конкурса по воздушной выучке лётных экипажей «Авиадартс-2020», а также конкурса по выучке расчётов беспилотных летательных аппаратов «Соколиная охота».



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer