-Пока эта тема находится в стадии обсуждения, - заявил эксперт. - Причем, вопрос возобновления полетов больше всего инициируют наши ближайшие соседи из стран СНГ, которые хотели бы восстановить авиасообщение в том числе в связи с тем, что начинается лето. Традиционно все наши ближайшие курорты в этих странах открываются где-то с 15 июня. К этому времени уже море прогревается. Становится тепло. И, конечно же, наши соседи, к примеру Армения, Грузия, Абхазия крайне заинтересованы в российских туристах.
-Какое же море в Армении?
-Через Армению наши туристы летают в Грузию, что для Армении очень выгодно. Абхазия тоже как бы заграница. Думаю, что эти направления откроются в первую очередь. А вот Европа, скорее всего, нет, так как она все еще продолжает оставаться очагом коронавирусной инфекции. Внутри Евросоюза границы, может, и откроются, а вот внешний периметр – вряд ли. В страны СНГ, думаю, потихоньку летать начнем. Но не факт, что все нас там очень-то захотят принимать. Мы ведь и сами сейчас являемся коронавирусными разносчиками.
-Зачем же тогда они сами поднимают этот вопрос?
-Потому, что там есть много интересантов. Авиакомпании хотят летать, туриндустрия – продавать путевки, гостиничный бизнес – принимать туристов. Эти бизнесы стремятся побыстрее начать работать и просят: откройте границы, мы хотим зарабатывать. Все спешат поправить свое финансовое положение. Тем более, с середины июня традиционно начинается летний сезон.
-Но почему только СНГ, больше всех, наверное, в открытии авиасообщения летом заинтересована Турция?
-Конечно. И турки, мне кажется, примут любых наших туристов. Им, по большому счету, все равно - приедут к ним больные или здоровые. Им сейчас очень нужны деньги. Турецким авиакомпаниям, которые присутствуют у нас на авиарынке – тоже.
Но вот для Европы я не вижу предпосылок для того, чтобы с ней открылось авиасообщение. Причем, сама Европа, думаю, нас не пустит. Да мы и сами туда пока не хотим. Там в целом прозрачные границы. И представьте, что для всех стран откроют, к примеру, Италию. Туда тут же поедут со всего мира, включая США, где обстановка с коронавирусом пока наиболее неблагоприятная. Ну, и зачем нам туда ехать, чтобы цеплять там вирус и везти к себе домой?
И сами мы с какого перепугу открываться будем? Чтобы оттуда привезти больных в большом количестве? Зачем, если у нас только-только пошло на улучшение? Так что я пока не вижу предпосылок к тому, чтобы мы, допустим, открыли авиамаршруты в ту же Италию или Францию.
-Ну, хорошо, а каков на сегодня опыт самой Европы в плане открытия границ?
-Пока Европа открылась очень ограниченно. В основном внутри. Да и то не со всеми странами. В каждой стране расписана собственная дорожная карта до 1 июля включительно. И каждая страна определяет самостоятельно - для кого из соседей они открывают международные полеты. Число стран очень ограниченное. В основном это страны ЕС. Так что нас туда сейчас вряд ли пустят.
Такое положение дел касается не только Европы. Возьмем, к примеру, Китай. Там количество заболевших минимально. И казалось бы, давайте с Китаем откроем сообщение? Но тут возникает вопрос: а захочет ли Китай открывать с нами сообщение? Вряд ли. А ведь китайских туристов раньше каждый год по несколько миллионов через Россию пролетало. Сейчас нет.
Так что я полагаю, что пока рановато говорить о массовых полетах за рубеж. Пока, думаю, открываться будет что-то лишь точечно. Отдельные конкретные страны. В основном на основе двусторонних межправсоглашений.
-Но если предположить, что кое-что пусть даже частично все же откроется, то сколько будут стоить авиабилеты? Цены подрастут или напротив, авиакомпании начнут демпинговать?
-Думаю, это будет зависеть от спроса. Допустим, если откроют Грузию, а половина грузин живут и работают в России, плюс летом будет много желающих там отдохнуть, то цены сразу вырастут. Или, допустим, на Украину начнем летать? Представляете, сколько лет люди туда не летали, а тут вдруг полетят. На билеты туда явно цена будет высокой.
А если откроют не самые популярные направления, куда и раньше пассажиропоток был небольшим, а сейчас стал еще меньше, то и цена билетов туда окажется минимальной. Хотя и тут авиакомпании, конечно, начнут ее регулировать.
Если меньше спрос - меньше рейсов, соответственно, цена на билеты сразу повысится. Так ведь бывает всегда: если не хватает кресел, цена сразу подрастает. Авиакомпании все равно сделают так, чтобы цены на билеты их устраивали. Ниже себестоимости летать могут только авантюристы. К слишком низким ценам на авиабилеты я бы относился с опаской.