— Какие меры поддержки нужны авиаотрасли?
— Государство вряд ли может как-то повлиять на ситуацию возврата пассажиров на авиалинии. Все, что сейчас государство может сделать — это быстрее справиться с эпидемией и восстановить доверие граждан к возможности перемещения. Все, что сейчас нужно авиаотрасли, — это финансовая поддержка. Причем масштабы проблемы настолько велики, что налоговые каникулы, льготные кредиты не помогут, нужна прямая финансовая помощь. Если мы посмотрим, что делают другие страны, то они прибегают к этому механизму. Это делают и в США, и в Европе, а это крупнейшие авиационные передовые рынки, и надо смотреть, как поступают они. Вчера, например, Air France получил от правительства Франции 7 млрд. евро. Если государство не решится на эти меры, то ландшафт нашей авиационной отрасли сильно изменится. Сейчас даже трудно предположить, что мы получим на выходе.
— Насколько государство будет помогать и как уже помогает?
— Некоторые шаги были сделаны, в первую очередь, как в целом для бизнеса. Целевым образом было выделено 23 млрд. рублей на поддержку авиаотрасли. Потом было постановление правительства о предоставлении такой же суммы, но не напрямую авиакомпаниям, а банкам в качестве компенсации субсидирования льготных ставок по кредитам. Сейчас рассматривается вопрос ФАСом о легализации ваучеров, так как у авиакомпаний сейчас нет денег, и они физически не могут вернуть деньги за билеты. Поэтому ваучер здесь выступает неким финансовым обязательством. Пока это незаконно, но, может, правительство даст такой инструмент авиакомпаниям. Но это только одна часть. Ведь у авиакомпании есть проблемы с зарплатами персоналу. Только в группе компании «Аэрофлот» работают 35 тыс. человек. Одни пилоты получают от 200 до 500 тыс. рублей в месяц. Это очень дорогостоящие специалисты.
Еще расходы на самолеты, которые находятся не в собственности, а в лизинге. И за эти самолеты нужно платить вне зависимости от того, есть ли полеты. Кстати, некоторые банки и российские лизинговые структуры сейчас идут на переговоры с авиакомпаниями и предоставляют рассрочки по платежам. Но это передышка сегодня, все равно эти деньги нужно будет вернуть завтра. А из чего их возвращать, если пассажиры вернуться на рейсы еще очень нескоро. И вопрос еще, в каком платёжном состоянии они вернуться. Это только отсрочит агонию, но не спасет. Авиакомпании не смогут отдать эти долги.
Я предполагаю, что государство дойдет до более масштабной помощи, но пока оно находится в режиме ожидания и смотрит, как будет развиваться ситуация. Есть еще один момент, который стоит учитывать. Очевидно, что на выходе из кризиса авиакомпаний, самолетов будет больше, чем нужно стране, потому что спрос упадет во всем мире. Например, ожидается, что в России пассажиропоток сократится в два раза. Это значит, что нет смысла помогать всем. Потому что, если они сегодня выживут, завтра у них все равно не будет пассажиров, и они все равно «умрут».
Я привел в пример Air France, но там все намного проще. Во Франции одна крупная авиакомпания и там понятно, кого и как спасать. У нас более ста авиакомпаний и здесь все неоднозначно.
— Государство вряд ли может как-то повлиять на ситуацию возврата пассажиров на авиалинии. Все, что сейчас государство может сделать — это быстрее справиться с эпидемией и восстановить доверие граждан к возможности перемещения. Все, что сейчас нужно авиаотрасли, — это финансовая поддержка. Причем масштабы проблемы настолько велики, что налоговые каникулы, льготные кредиты не помогут, нужна прямая финансовая помощь. Если мы посмотрим, что делают другие страны, то они прибегают к этому механизму. Это делают и в США, и в Европе, а это крупнейшие авиационные передовые рынки, и надо смотреть, как поступают они. Вчера, например, Air France получил от правительства Франции 7 млрд. евро. Если государство не решится на эти меры, то ландшафт нашей авиационной отрасли сильно изменится. Сейчас даже трудно предположить, что мы получим на выходе.
— Насколько государство будет помогать и как уже помогает?
— Некоторые шаги были сделаны, в первую очередь, как в целом для бизнеса. Целевым образом было выделено 23 млрд. рублей на поддержку авиаотрасли. Потом было постановление правительства о предоставлении такой же суммы, но не напрямую авиакомпаниям, а банкам в качестве компенсации субсидирования льготных ставок по кредитам. Сейчас рассматривается вопрос ФАСом о легализации ваучеров, так как у авиакомпаний сейчас нет денег, и они физически не могут вернуть деньги за билеты. Поэтому ваучер здесь выступает неким финансовым обязательством. Пока это незаконно, но, может, правительство даст такой инструмент авиакомпаниям. Но это только одна часть. Ведь у авиакомпании есть проблемы с зарплатами персоналу. Только в группе компании «Аэрофлот» работают 35 тыс. человек. Одни пилоты получают от 200 до 500 тыс. рублей в месяц. Это очень дорогостоящие специалисты.
Еще расходы на самолеты, которые находятся не в собственности, а в лизинге. И за эти самолеты нужно платить вне зависимости от того, есть ли полеты. Кстати, некоторые банки и российские лизинговые структуры сейчас идут на переговоры с авиакомпаниями и предоставляют рассрочки по платежам. Но это передышка сегодня, все равно эти деньги нужно будет вернуть завтра. А из чего их возвращать, если пассажиры вернуться на рейсы еще очень нескоро. И вопрос еще, в каком платёжном состоянии они вернуться. Это только отсрочит агонию, но не спасет. Авиакомпании не смогут отдать эти долги.
Я предполагаю, что государство дойдет до более масштабной помощи, но пока оно находится в режиме ожидания и смотрит, как будет развиваться ситуация. Есть еще один момент, который стоит учитывать. Очевидно, что на выходе из кризиса авиакомпаний, самолетов будет больше, чем нужно стране, потому что спрос упадет во всем мире. Например, ожидается, что в России пассажиропоток сократится в два раза. Это значит, что нет смысла помогать всем. Потому что, если они сегодня выживут, завтра у них все равно не будет пассажиров, и они все равно «умрут».
Я привел в пример Air France, но там все намного проще. Во Франции одна крупная авиакомпания и там понятно, кого и как спасать. У нас более ста авиакомпаний и здесь все неоднозначно.