Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Мир после вируса — мир дронов? Эксперт раскрыл черты новой реальности


7 мая 2020 года РИА Новости


Вторжение беспилотников в нашу жизнь, по мнению экспертов, является одной из волн робототехнической революции, происходящей на наших глазах. Дроны легко справляются с множеством задач, невыполнимых ранее, с каждым днем становясь все более умелыми и незаменимыми. О тех, кто постучит к нам в дверь раньше андроидов, РИА Новости рассказал руководитель Центра беспилотных систем Самарского университета Давид Овакимян.

– Давид Николович, дроны уже изменили нашу жизнь?

– Конечно. Беспилотники окончательно перестали быть просто дорогими игрушками или узкоспециализированной экзотикой. Сегодня их применение меняет целые индустрии, переворачивает старые профессии и создает новые.

Главное преимущество беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) – относительная дешевизна. Они не требуют дорогостоящей наземной инфраструктуры и большого персонала. Аппараты одной и той же комплектации можно использовать как для любительской съемки, так и для решения масштабных профессиональных задач.

Быстрая бесконтактная доставка грузов, экологический и промышленный мониторинг, сельское хозяйство, связь, картография, творчество, реклама и развлечения — вот лишь некоторые области, где гражданские беспилотники уже обосновались очень прочно. Дальнейшее развитие технологий только расширит их значение для нас. Думаю, можно смело заявить, что наступила новая технологическая эпоха — эпоха дронов.

– В чем еще беспилотники смогут помочь нам?

– Надо понимать, что дрон редко является просто дроном самим по себе: любое серьезное применение беспилотников предполагает их интеграцию в систему, объединяющую не только средства управления и обеспечения, но и средства обработки данных.

В идеале такая система может быть полностью автоматизирована, примеры чего легко найти уже сейчас. Система самостоятельно обеспечивает подзарядку дронов, ставит полетную задачу и позволяет качественно выполнять огромный спектр работ. Точечное распыление удобрений, борьба с очагами лесных пожаров, контроль качества кровельного или дорожного покрытия – при помощи дронов эти и, наверное, еще сотни других процессов вполне могут быть реализованы по принципу "включил и забыл".

Благодаря таким способностям перспективы беспилотников просто безграничны. При этом, уверен, текущая кризисная ситуация сильно подстегнет развитие в нашей области – активное повышение спроса уже началось.

Во время строгого карантина в Китае беспилотники справлялись не только с дезинфекцией улиц, но даже взяли на себя полицейские и санитарные функции: бесконтактно замеряли температуру, патрулировали улицы, преследуя нарушителей. Заметьте, что в большинстве случаев – полностью автономно. Насколько мне известно, сейчас подобные системы успешно тестируются в Москве и Московской области.

Во многих сферах деятельности мониторинг средствами беспилотников постепенно заменяет авиацию и даже спутники, поскольку оказывается намного более дешевым, оперативным, эффективным. Группировки дронов смогут полностью контролировать в реальном времени улицы и инфраструктуру мегаполисов, поля, плантации и заповедники, тысячекилометровые трубопроводы.

– Какие "профессии" дронов возникнут в ближайшем будущем?

– Несомненно, наибольший интерес будут вызывать автоматизированные охранные системы – от дронов-колясок до дронов-силовиков. Системы, реализованные на беспилотниках, могут выявлять, скажем, взрывчатку намного точнее и быстрее собак. Беспилотники-няньки способны ненавязчиво, но абсолютно надежно контролировать активность детей, так что поручить им присмотр за ребенком – идеальное решение многих проблем, на мой взгляд.

Вероятно, также быстро появятся и беспилотнки-спасатели. Они смогут обнаружить человека в беде, дадут сигнал в экстренные службы, доставят медикаменты, окажут психологическую поддержку, а при необходимости смогут эвакуировать раненного или помочь тонущему. Серьезным дополнением к телемедицине станут дроны скорой помощи: по результатам онлайн-консультации беспилотник доставит лекарства до пациента и заберет анализы.

Еще одна из интересных идей – дроны-тренеры. Представьте аппарат, летящий чуть впереди атлета и знающий его не просто в лицо, но на уровне биохимических показателей: он задает ритм и маршрут, анализирует состояние организма и технику движений, подбадривает и выступает соперником в беге.

На самом деле, можно долго фантазировать на этот счет, и, подозреваю, самые смелые прогнозы рано или поздно оправдаются. Я бы выделил два вектора "профессионального развития" дронов: во-первых, создание универсальных многофункциональных беспилотных платформ, и во-вторых, напротив, повышение узкоспециализированных навыков.

– Дроны заменят людей в каких-то специальностях?

– О замене говорить пока рано, но потесниться, наверное, придется многим профессионалам. В первую очередь тем, чья деятельность связана с большими рисками и работой на высоте – пожарным, монтажникам, промышленным альпинистам. В Китае и других странах уже сейчас дроны активно применяют на стройках, при отделке зданий или мытье окон.

Очень бурно, конечно, будут развиваться всевозможные дроны-доставщики. Их преимущества очевидны – скорость, гибкость, относительно низкие издержки. Недавно, например, я помог товарищу изящно сделать предложение своей девушке, доставив коптером кольцо на ее дачу, в разгар семейного торжества. Уже совсем скоро, думаю, подобные ситуации станут нормой и не будут никого удивлять.

Большой коммерческий потенциал, по всей видимости, у дронов-официантов, дронов-гидов и других систем, автоматизирующих сферу услуг. Кроме того, беспилотники станут просто незаменимыми в журналистике. Вероятно, они даже ощутимо потеснят самих работников медиа.

Я уже не говорю про аэротакси, которое сейчас тестируется в реальных городских условиях, например, в Нью-Йорке или Дубае. Перспективы дронов безграничны, но не думаю, что они будут массово отнимать у людей работу – скорее, они снимут с наших плеч целую гору привычных трудностей и малоэффективного труда.

– Какие проблемы решают сегодня разработчики дронов?

– Расширение функционала беспилотных систем сегодня активно ведется во всем мире, есть огромный запрос на интеллектуализацию дронов. Развитие программных средств обработки фото-, видеоизображений, так называемого машинного зрения – ключ к повышению автономности и эффективности беспилотников.

Сегодня технологии позволяют распознавать объекты по целому ряду признаков, например, идентифицировать человека можно не только по лицу, но и по походке, осанке, жестам. Возможно даже чисто визуальное ориентирование БПЛА на местности, без привязки к спутникам – это направление сейчас активно развивает наш университет.

Не менее важна разработка нетривиальных летных схем. К примеру, если "скрестить" коптеры, идеально приспособленные для тесных городских улиц, с дронами самолетного типа, имеющими высокую скорость и грузоподъемность, то получатся аппараты типа конвертопланов – очень перспективный вариант. Также в последнее время становятся актуальны дроны вертолетного типа.

Другое направление – повышение энергетической автономности аппаратов. Это достигается, например, за счет совмещения двигателей разных типов, оптимизированных для отдельных этапов полета. Интересное решение, позволяющее обеспечить работу аппарата почти неограниченное время – так называемые привязные дроны, питающиеся через кабель от наземного источника. Такие системы отлично зарекомендовали себя как мобильные ретрансляторы спутникового или GSM-сигнала.

Думаю, сейчас основные трудности носят вовсе не технический характер. Законодательство большого числа стран, и в том числе России, пока адаптируется к тому разнообразию возможностей, что приносят дроны. В ближайшее время, скорее всего, нас ожидают заметные подвижки в этом вопросе.

– Как беспилотники развиваются в России?

– Пока что наиболее развит промышленный мониторинг, особенно трубопроводов: в силу нормативно-правовых барьеров дроны еще далеки от городов. Производят БПЛА у нас около десятка компаний, причем примерно половина из них обеспечивает полный пакет услуг по разработке и эксплуатации дронов для агробизнеса — сейчас это направление дает наибольшие коммерческие перспективы.

Российские компании уверенно действуют как на внутреннем, так и на мировом рынке. При этом сохраняется серьезный задел для будущего роста, поскольку спрос только начинает развиваться.

К сожалению, на сегодняшний день производители отечественной электроники не очень конкурентоспособны, поэтому большинство разработчиков делают ставку на развитие интеллектуальных систем, на усовершенствование алгоритмов. В этой сфере у нас отличные позиции, поэтому есть все шансы, что в ближайшие пару лет нам удастся занять выгодное место на мировом рынке.

В Самарском университете мы решаем весь спектр задач, которые определяют итоговые возможности дрона – от фундаментальных исследований до внедрения в практику. Созданные нами образцы БПЛА активно используются как летающие лаборатории, на которых тестируются новые типы полезной нагрузки.

Оснащая дрон гиперспектрометром, к примеру, мы получаем возможность точечно определять состав вещества, что позволит контролировать процессы в сельском хозяйстве с точностью почти до листика. Другая инновация – микрогазохроматограф – позволяет проводить быстрый и качественный химический анализ атмосферы, буквально на лету.

Надо отметить, что среди учащихся интерес к БПЛА активно растет год от года – причем, как к сугубо научному аспекту индустрии, так и к бизнесу. Недавно один из наших студентов победил в конкурсе Фонда содействия инновациям, предложив сервис для быстрой коммуникации между эксплуатантами дронов и госорганами, регулирующими движение воздушного транспорта. Полезная вещь, с которой, вероятно, многие из нас скоро познакомятся на практике.

Большое значение приобретают учебные курсы, готовящие операторов гражданских дронов – пока что в стране их практически нет. Сегодня мы одни из немногих, кто занимается подготовкой кадров для работы с гражданскими БПЛА, в рамках дополнительного образования и повышения квалификации. Уже сейчас наши выпускники – в основном, сотрудники природоохранных и коммунальных служб, земельного надзора – успешно используют дроны в своей работе.

Думаю, в ближайшее время подобная практика станет обыденной и более-менее повсеместной. Никто не может так быстро и качественно, как дроны, справиться с задачами, требующими неутомимости и взгляда с высоты птичьего полета. Таких задач всегда было много, а теперь, уверен, станет еще больше.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer