Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Гендиректор РКЦ "Прогресс": создавать возвращаемые ступени ракеты "Союз-5" не планируется


7 мая 2020 года Екатерина Москвич, ТАСС


Работа ракетно-космического центра (РКЦ) "Прогресс" по ряду направлений не останавливалась во время пандемии коронавируса. В частности, продолжались испытания собранных ракет "Союз-2", а также работы по критически важным заказам по линии Минобороны России и созданию ракеты-носителя (РН) "Союз-5". О работах над перспективными ракетами и спутниками, готовности создать эскизный проект РН с возвращаемой ступенью, а также о борьбе предприятия с распространением коронавируса в интервью ТАСС рассказал генеральный директор РКЦ "Прогресс" Дмитрий Баранов.

— Как ракетно-космический центр "Прогресс" завершил 2019 год?

— В 2019 году АО "РКЦ "Прогресс" обеспечено 18 успешных пусковых кампаний ракет-носителей типа "Союз" и "Союз-2" с четырех космодромов — Байконур, Плесецк, Гвианский космический центр и Восточный.

В прошлом году завершилась эксплуатация ракеты-носителя "Союз-ФГ", предназначенной для запусков транспортных пилотируемых кораблей (ТПК). С 2020 года запуски ТПК будут осуществляться с помощью ракеты-носителя "Союз-2" с цифровой системой управления. Первый пуск носителя "Союз-2" этапа 1А с пилотируемым кораблем серии "Союз МС" состоялся 22 августа 2019 года и прошел в беспилотном варианте, 9 апреля 2020 года осуществлен успешный запуск транспортного пилотируемого корабля "Союз МС-6" с космонавтами.

Также в 2019 году АО "РКЦ "Прогресс" стало победителем конкурса на создание космического комплекса дистанционного зондирования Земли стереоскопической съемки "Аист".

По итогам 2019 года по размеру средней заработной платы на предприятиях самарского аэрокосмического кластера РКЦ "Прогресс" признан лидером. Кроме того, разница между самым высоким и самым низким показателем средней зарплаты по предприятию в течение года небольшая, что говорит о стабильной работе РКЦ "Прогресс".

— Как обеспечивается безопасность сотрудников, которые выходят на работу в условиях пандемии коронавируса?

— В РКЦ "Прогресс", как на системообразующем предприятии, продолжают работать производственные участки, которые выполняют срочные работы по изготовлению и испытанию изделий ракетно-космической техники по гособоронзаказу.

Оперативный штаб и руководство предприятия ежедневно определяют количество сотрудников, которых необходимо вызвать в последующие дни, организуют их проход на предприятие и наличие средств индивидуальной защиты на рабочих местах согласно требованиям Роспотребнадзора.

Для реализации профилактических мероприятий закуплено оборудование для бесконтактного измерения температуры. Ежедневно все работники при явке на предприятие проходят термометрию на проходных предприятия.

— Есть сотрудники, которые до сих пор находятся на самоизоляции?

— Большая часть коллектива РКЦ "Прогресс" находится в самоизоляции, в том числе 650 работникам старше 65 лет были оформлены листки временной нетрудоспособности с 6 по 30 апреля 2020 года в соответствии с постановлениями правительства РФ от 1 апреля 2020 года.

— Проводится ли дезинфекция помещений?

— На территории предприятия проводится санобработка проходных до трех раз в день и генеральные уборки в выходные дни, а также каждые два часа обрабатываются места общего пользования в подразделениях. Кроме этого, обеспечивается дезинфекция пешеходных тротуаров и проездов на территории РКЦ "Прогресс" и на предзаводской площадке. Дважды в неделю проводится обработка общежитий, где проживают сотрудники предприятия.

Согласно требованиям, всеми работниками соблюдается режим социальной дистанции, на проходных нанесена разметка для соблюдения необходимого расстояния 1,5–2 м и используются средства дезинфекции и индивидуальной защиты — маски. В РКЦ "Прогресс" для собственных нужд организован пошив масок силами одного из подразделений предприятия.

— Как ситуация с коронавирусом отразится на деятельности предприятия? Будет ли отставание по графикам?

— Во время вынужденных "каникул" РКЦ "Прогресс" продолжал выполнять срочные работы в рамках гособоронзаказа, на долю которого приходится большой процент всего производства. Считаем, что серьезных отставаний по графикам не будет, а по имеющим место вопросам будем наверстывать после стабилизации ситуации в стране и мире.

— На каком этапе находятся работы по созданию "Союза-5"? Сколько ракет "Союз-5" рассчитывает изготавливать РКЦ "Прогресс" после выхода в серию?

— В РКЦ "Прогресс" в настоящее время продолжается разработка конструкторской документации, подготовка производства и ведется изготовление опытных образцов РН "Союз-5". Количество изготовления РН после выхода в серию определит госкорпорация "Роскосмос" как генеральный заказчик после завершения опытно-конструкторских работ (ОКР). Серийное производство РН "Союз-5" планируется начать после завершения ОКР и проведения соответствующих мероприятий по подготовке к серийному производству.

— Запуски корабля "Орел" перевели на "Ангару". Под какие нагрузки теперь планируется использовать "Союз-5"? Будет ли на нем запускаться облегченная версия "Орла", которую планируется разработать на замену "Союзам" и "Прогрессам"?

— РН "Союз-5" планируется использовать в интересах Роскосмоса, в том числе для запусков коммерческих нагрузок. Возможность использования данной РН для пилотируемых полетов также находится в компетенции госкорпорации.

— Началось ли эскизное проектирование ракеты-носителя "Союз-6"? Для выполнения каких задач она будет создаваться?

— В текущий момент эскизное проектирование РН "Союз-6" не начато. По предварительным наработкам, "Союз-6" — это РН среднего класса, требования к ней и ее характеристики в ближайшем будущем будут сформированы в техническом задании госкорпорации "Роскосмос".

— В марте британская компания OneWeb подала заявление о банкротстве и реорганизации. Отразится ли это на пусках ракет "Союз-2"? Что будет с ракетами, которые уже изготовлены под пуски британских спутников?

— РКЦ "Прогресс" не располагает официальной информацией о банкротстве компании OneWeb.
 

В настоящее время три ракеты-носителя "Союз-2" для запусков КА OneWeb находятся на космодроме Восточный, одна — на Байконуре. Со своей стороны, подтверждаем готовность выполнения всех требований в рамках заключенного контракта по программе OneWeb


— Ведет ли РКЦ "Прогресс" инициативную разработку спутниковых платформ? Каких?

— В рамках государственного заказа РКЦ "Прогресс" ведет разработку космического комплекса (КК) "Аист", в его состав входят два малых космических аппарата (МКА) "Аист-2Т". Данные МКА дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) базируются на модернизируемой платформе малых космических аппаратов, разработанной АО "РКЦ "Прогресс" в рамках создания аппарата-демонстратора — опытно-технологического МКА "Аист-2Д".

28 апреля 2020 года исполнилось четыре года со дня запуска аппарата "Аист-2Д" ракетой-носителем "Союз-2" этапа 1А с космодрома Восточный. В настоящее время РКЦ "Прогресс" осуществляет управление, прием, обработку и распространение данных ДЗЗ с МКА "Аист-2Д". Снимки МКА "Аист-2Д" отличного качества и востребованы различными ведомствами РФ.

— Какие работы по созданию космического комплекса "Аист" проводятся?

— В настоящее время разработан технический проект и проектный облик космического комплекса "Аист" и представлен в ГНИО РКП (головную научно-исследовательскую организацию ракетно-космической промышленности — прим. ТАСС) на экспертизу, ведутся работы по созданию конструкторской документации, по планам этот этап будет завершен в марте 2021 года.

Кроме того, в развитие темы малых космических аппаратов РКЦ "Прогресс" в инициативном порядке ведет проработки дальнейшей модернизации этой платформы. В перспективе на ее основе есть возможность создания малых космических аппаратов ДЗЗ в оптическом диапазоне со сверхвысоким разрешением до 0,4 м и радиолокационного аппарата с разрешением меньше 1 м.

— В январе вы сообщали о сокращении нескольких сотен сотрудников в 2020 году. Кого оно коснется?

— В 2019 году было принято решение о структурных преобразованиях путем объединения нескольких подразделений предприятия и перераспределения функционала сотрудников. В ходе этого часть работников высвобождалась из подразделений. В соответствии с загрузкой предприятия все производственные и конструкторские подразделения РКЦ "Прогресс" укомплектованы кадрами в необходимом объеме.

— Роскосмос на сайте госзакупок разместил тендер на создание 85–100-тонного метанового двигателя для возвращаемой ступени РН. РКЦ "Прогресс" уже ведет разработку возвращаемой ступени? Она будет садиться на раздвижные опоры или принцип будет другой?

— Учитывая все преимущества двигателя, использующего топливную пару "жидкий кислород / сжиженный природный газ", неправильно не рассматривать вопрос построения ракеты-носителя с многоразовой ступенью (или даже ступенями). Ракетно-космическим центром "Прогресс" такие проработки ведутся с 2015 года, и они показали принципиальную возможность создания перспективных ракет-носителей различных схем.
 

С учетом накопленного на сегодняшний день опыта РКЦ "Прогресс" готов к разработке полномасштабного эскизного проекта на перспективный ракетно-космический комплекс с ракетой-носителем и возвращаемой ступенью


— За счет чего планируется сохранить массовое совершенство многоразовой ступени, если придется в ней оставлять дополнительное топливо для посадки и монтировать опоры?

— Вопрос массового совершенства наиболее актуален для верхних ступеней ракеты-носителя. В этой части РКЦ "Прогресс" применяет высоколегированные алюминиевые сплавы, а в перспективе рассматривает возможность применения композиционных материалов при изготовлении топливных баков.

Что касается массового совершенства возвращаемой ступени ракеты-носителя — данная задача носит интегральный характер: с одной стороны, конструкция блока должна быть достаточно прочной для обеспечения динамической посадки, с другой стороны — чем больше сухая масса ступени, тем меньше выводимая полезная нагрузка. Данную задачу планируется решать за счет оптимального распределения силовых элементов в конструкции ступени.

Кроме того, массовое совершенство ступени в большей степени зависит от параметров двигательной установки — в этой части специалисты РКЦ "Прогресс" активно работают с разработчиком перспективного кислород-метанового двигателя.

— Планируется ли создавать возвращаемую ступень для "Союза-5"?

— В настоящее время создавать возвращаемые ступени РН "Союз-5" не планируется.

— Будет ли продолжена линейка аппаратов "Бион"? Ведутся ли работы над аппаратом "Бион-2"?

— В рамках Федеральной космической программы в РКЦ "Прогресс" ведутся работы по созданию КА "Бион-М" №2, который будет работать на орбите 800 км. Ранее на таких высотах медико-биологические исследования не проводились. В научной программе проекта "Бион-М" №2 запланировано комплексное исследование комбинированного биологического действия невесомости и высокого уровня космической радиации на организм на системном, органном, клеточном и молекулярном уровнях.
 

Основная цель — сравнить результаты, полученные в проекте "Бион-М" №1, который работал на орбите 500 км, и в проекте "Бион-М" №2 и определить факторы, которые приводят в организме животных к тем или иным изменениям и нарушениям


В дальнейшем планируются работы над аппаратом "Бион-М" №3 для проведения комплексных исследований влияния невесомости и искусственной силы тяжести на организм и его отдельные функциональные системы на клеточном и молекулярном уровнях применительно к межпланетным полетам человека. Основным объектом исследований в рамках проектов "Бион-М" являются мыши. 

— Может быть, эта программа будет переориентирована с учетом предстоящих лунных миссий и полетов в дальний космос и будет новый аппарат, на высоких орбитах?

— Для предстоящих лунных миссий и полетов в дальний космос в планах госкорпорации "Роскосмос" — создание КА, способного летать за пределы магнитосферы Земли, и мы, в РКЦ "Прогресс", готовы рассмотреть возможность участия в этом проекте.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer