Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Борис Елисеев:
Коронавирус может изменить систему вузовского образования


2 мая 2020 года Наталия Ячменникова, Российская газета


Можно ли в режиме онлайн научиться ремонтировать самолеты? Как коронавирус отразится на вузовских перечнях специальностей и направлений подготовки? И что ждет государственные образовательные стандарты? Об этом "РГ" рассказал ректор Московского государственного технического университета гражданской авиации профессор Борис Елисеев.

Борис Петрович, вот уже полтора месяца вузы обучают студентов на дистанте. С теорией все понятно. Но ведь в подготовке авиационных инженеров, диспетчеров, техников огромное значение имеет практика. Что с ней?

Борис Елисеев: Для будущего авиатора очень важно, чувствовать "железо" пальцами. Это априори. Но дистанционные технологии можно успешно применять и здесь. Специалисты нашего учебно-методического управления совместно с кафедрами постоянно работают над оптимальными методами организации практик. Например, кафедра управления воздушным движением и Московский центр УВД ФГУП "Госкорпорации по ОрВД" согласовали проведение практики бакалавров по направлению подготовки "Аэронавигация" в режиме онлайн. Делу помогает и то, что учебные места диспетчеров в университетском учебном центре - точная копия реального рабочего места диспетчера.

А как, допустим, с инженерами по обслуживанию авиадвигателей?

Борис Елисеев: У нас есть мощный союзник - современная учебно-тренажерная база, которая позволяет значительно сократить освоение современной авиатехники и организовать практику в дистанционном режиме. Возьмем практику тренажерной подготовки по той же кафедре двигателей летательных аппаратов. Она имеет четкую хронологическую структуру по изучению процедур технического обслуживания Airbus A320, Boeing 737 NG. Включая практические занятия по поиску компонентов систем самолета и процедур технического обслуживания в документации.

Кстати, ИКАО требует, чтобы вся документация по воздушным судам изучалась исключительно на языке разработчика?

Борис Елисеев: Да, только на английском. Без вариантов. Для размещения на электронном ресурсе технической документации по типу самолета, обучающего материала, схем, видеороликов, фотографий и прочего используется облачное хранилище на Google Drive. В любое время можно скачать на свой компьютер. Практические задания выдаются индивидуально на ресурсе ВКонтакте. Студенты занимаются самостоятельным изучением и переводом технической документации, а готовые отчеты по заданиям высылаются на электронную почту преподавателя.

Это понятно. Но разве возможно организовать на удаленке технологическую, ремонтную практику?

Борис Елисеев: Вот это, конечно, нет. Здесь онлайн просто исключен. Какой выход? Если дистанционный формат обучения будет продлен, то занятия, которые требуют работы с лабораторным и другим оборудованием, будут перенесены. Если какие-либо элементы учебного плана не могут быть реализованы в текущем учебном году, то внесем соответствующие изменения в расписание и перенесем эти занятия на будущий.

Как только появиться возможность, сразу вернемся в наши учебные авиационно-технические центры, на самолеты в мастерские и учебные полигоны. Там созданы все условия, воздушные суда с работающими системами и двигателями. И стоянки просторные, можно соблюдать так называемую социальную дистанцию. Преподаватели могут работать с минимальными группами обучающихся. Легко организовать любой вид и уровень практики для студентов и особенно курсантов. Мы не теряем оптимизма.

Выпускники этого года практику прошли?

Борис Елисеев: Да, студенты-выпускники успешно прошли все предусмотренные практики. А вот защищать дипломные работы они будут, скорее всего, дистанционно. У вуза уже есть такой опыт. Четыре года назад госкомиссия в Москве принимала защиты дипломных работ дистанционно. Студенты находились в наших филиалах высшего образования в Иркутске и Ростове на Дону.

Знаете, когда имеется опыт, отработана методика, приняты соответствующие локальные акты, есть и полная уверенность, что с задачей коллектив университета справится. К слову необходимость решения именно этой проблемы, заставило в свое время МГТУ ГА заняться системной разработкой электронной информационно-образовательной среды, которая обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения. Технология была внедрена и успешно функционирует.

Университет имеет шесть филиалов, где учатся не студенты, а курсанты. И получают они не высшее, а среднее профессиональное образование. Есть ли у них сейчас проблемы, с которыми, скажем, столкнулась средняя школа: не у всех дома есть компьютеры, сбоит Интернет и т.д.?

Борис Елисеев: Проблемы, конечно, есть. Но они все решаемые. Как правовед - управленец с 40-летним стажем, из которых двадцать пять приходится на гражданскую авиацию, я высоко оцениваю квалифицированную и оперативную работу, которую делают юристы федеральных органов исполнительной власти по регулированию работы образовательных учреждений в такой сложный период.

Как работа в новых условиях повлияла на преподавателей и персонал вуза? Как скажется на оплате труда?

Борис Елисеев: Мы максимально ограничили количество выходящих на работу. Огромная нагрузка легла на ректорат, деканов. Еженедельно проводятся видеоконференции с директорами филиалов, анализируем проблемы. Меры принимаются оперативно.

В общежитии университета осталось более ста студентов, которым некуда ехать. Это в основном иностранные граждане. Вчера закончила работу бригада медиков из Центральной клинической больницы гражданской авиации. Три дня тестировали студентов на наличие зловредного вируса. Слава Богу, все здоровы..

Зарплата у преподавателей меньше не станет. Но главная проблема - резкое падение поступающих средств от приносящей доход деятельности. Наши экономисты провели предварительный расчет недополученных доходов по университетскому комплексу. Получилась весьма приличная сумма. Соответствующие письма с приложением расчетов уже направлены в Минтранс и Росавиацию.

Какие уроки дистанционки вы видите как ректор? Закончится пандемия: забудем о дистанте как о дурном сне? Или начнется его широкое и повсеместное внедрение?

Борис Елисеев: Многие выводы очевидны. Не для всех специальностей это безапелляционно приемлемо. Особенно для технических, транспортных вузов. Но огромный опыт в использовании элементов электронного обучения с применением дистанционных технологий не должен быть утрачен.

На мой взгляд, должны начаться тектонические подвижки во всей системе законодательства, регулирующего образовательную деятельность. В федеральном законодательстве, подзаконных, а затем и ведомственных актах. Надо предметно анализировать возможности и перспективы различных областей образования. Серьезной трансформации, на мой взгляд, должно подвергнуться содержание государственных образовательных стандартов, на основании анализа лучших практик следует изменить перечни специальностей и направлений подготовки .Это огромная работа для ученых методологов и юристов.

Представляется, что система образования в университетских комплексах гражданской авиации России наиболее адаптирована к подобным переменам. Почему? Потому что она базируется не только на национальном праве, но и на нормах и рекомендуемой практике Международной организации гражданской авиации - ИКАО.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer