Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Роман Гусаров:
Эксперт оценил меры Путина по поддержке российской авиаотрасли


13 мая 2020 года Ольга Божьева, Сергей Вальченко, Московский Комсомолец


Кризис, который переживает авиационная отрасль из-за ограничительных карантинных мер, может стимулировать выпуск отечественных гражданских самолетов. Об этом шла речь на совещании, которое провел президент Путин. Судя по всему, отрасль получит господдержку. Она будет выборочной и в основном направлена увеличение доли российских самолетов в российской гражданской авиации.

Путин обозначил некоторые меры господдержки. Это, например, предоставление госгарантий при реализации лизинговых схем продажи российской авиатехники в 2020-2021 годы. Они могут обеспечить выпуск 59 новых самолетов.

Может получить господдержку и малая, региональная авиация, сверх выделенных ранее восьми миллиардов. Еще Путин предложила авиастроителям ускорить выполнение ранее заключенных заказов. Например, досрочно сдать заказчику 66 вертолетов санитарной авиации.

Авиация оказалась самым уязвимым видом транспорта в условиях пандемии. Объем авиаперевозок в России и мире упал на 90-95%. Возобновление хоть какого-то авиасообщения ожидается не ранее июня.

Если нет перевозок, значит, у авиакомпаний нет прибыли и средств на закупку новой авиатехники. Это бьет по отечественному авиапрому. Хотя пока доля его продукции в парке авиакомпаний – мизерная. В основном россияне летали на «боингах» и «эрбасах». Надежды на увеличение этой доли связывают с реализацией проекта создания магистрального самолета МС-21, а также регионального турбовинтового Ил-114.

Кроме того, есть планы снизить долю импортных комплектующих в самолете «Сухой суперджет». Сейчас она составляет 80-90%, включая наполовину французские двигатели. Реализацию программы импортозамещения на этом самолете ускорят на год – с завершением в 2023 году, а не в 2024, как ранее планировалось.

Однако на пути увеличения серийного выпуска российских самолетов есть огромное финансовое препятствие. О нем на совещании у президента рассказал вице-премьер Юрий Борисов. Оказывается, на Объединенной авиастроительной корпорации к 2020 году повис огромный долг – 400 миллиардов рублей. Только на его обслуживание предприятия ежегодно вынуждены из своей прибыли отдавать по 30 миллиардов.

Юрий Борисов сообщил, что есть программа финансового оздоровления авиапрома. Долги авиастроителей банкам не простят, а реструктурируют на 15 лет. Предлагается докапитализировать корпорацию за счет госсредств.

При этом ОАК «поплатится» за эту помощь корпоративной и управленческой оптимизацией, которую собираются провести за три года. Кроме того, за пять лет пройдет трансформация научно-конструкторского блока ОАК. Надо полагать, что при этом в историю уйдут «удельные княжества» под привычными брендами «МиГ», «Сухой», «Туполев», «Ильюшин». Реформаторы рассчитывают на эффект в 300 миллиардов рублей. 

А еще ОАКу придется расстаться с непрофильными активами стоимостью в 17 миллиардов.

Еще одно предложение Юрия Борисова вряд ли с энтузиазмом встретили в Минобороны России. Он предложил проработать вопрос о минимизации штрафных санкций на авиапром за ненадлежащее исполнение оборонзаказа по госконтрактам прошлых лет. Периодически военное ведомство обращается в суды с исками к авифирмам за срыв гособоронзаказа.

Яркий пример – катастрофа с разработкой легкого военного-транспортного самолета Ил-112В, который должен прийти на смену «старичкам» Ан-24 и Ан-26. Новый самолет уже запаздывает года на два-три.

Вместо штрафов, Юрий Борисов пообещал, что менеджмент ОАК «будет нести персональную ответственность за исполнение программ». Может быть, он имел в виду, что такая персональная ответственность, если что, обернется уголовной?

«МК» попросил прокомментировать итоги совещания у президента ведущего авиационного эксперта Романа Гусарова.

-Президент упоминал о создании единой авиакомпании, авиапарк которой должен состоять только из отечественных воздушных судов. Но откуда взять столько российских самолетов, если мы производим их штучно?

-Это не новая инициатива. Президент не раз говорил о необходимости развития региональной авиации. Была идея создать единую компанию, которая будет летать по стране, и которую мы обеспечим самолетами российского производства – «суперджетами», лицензионными Л-410. Предлагалось даже закупить чуть ли не до 100 самолетов.

Путин поручал это сделать еще Дмитрию Медведеву. Но потом сменилось правительство, началась эпопея с коронавирусом, и об этом все дружно забыли. Сейчас, думаю, кто-то из авиапрома президенту об этом напомнил. Именно промышленность лоббирует здесь свой интерес: дескать, давайте, покупайте у нас самолеты. Потому и на совещании у президента речь сразу пошла не о выживании авиакомпаний, а о поддержке авиационной промышленности.

-Ну а все-таки реально создать такую авиакомпанию? Если да, то, в какие сроки?

-Создать компанию с авиаотрядами в регионах, это – не проблема. Проблема в другом. Ну, вот, допустим, сейчас государство потратит деньги на самолеты, построит аэропорты, создаст инфраструктуру и даже после коронавируса найдет где-то пилотов. Но где найти для всего этого авиапассажиров? Дело ведь не в том, что у нас нет региональной авиации, а в том, что нет платежеспособного пассажира. 

И когда такая региональная авиакомпания будет создана, то она тут же поставит перед правительством следующий вопрос: если люди не летают, то давайте субсидируйте нас, чтобы мы могли перелеты сделать доступными, копеечными.  

-И что в этом плохого? В СССР всегда региональные перевозки датировались, поэтому вся страна и летала.

-Да, такая авиакомпания, по сути своей – филиал советского Аэрофлота, каким он когда-то был, когда все перелеты были убыточными. Тогда, действительно, государство их субсидировало. Благодаря этому, чуть ли каждого областного центра можно было долететь до соседнего на самолете или вертолете, заплатив вполне доступные деньги.

-Иначе это существовать никак не может?

-Варианта два: либо поднять платежеспособность населения в регионах до космических высот, либо датировать авиаперевозки. Нужно понимать, что региональные перелеты дороже, чем магистральные из Москвы. Потому что в маленьком самолете, где летит меньше людей, каждое кресло по стоимости обходится дороже. Стоимость содержания региональной инфраструктуры – тоже.

Если в столице на каждый самолет за время его эксплуатации может быть продано десятки тысяч билетов, то в регионах гораздо меньше. И рейсов там меньше. А на них нужно будет распределить стоимость всех расходов и за аэропорт, и за самолет, и за персонал. Именно поэтому региональные перевозки всегда субсидируются. Даже в Канаде. Хотя там в провинции живут побогаче, чем у нас.  

-На совещании поднималась тема импортозамещения в российском авиапроме. В частности, речь шла о «Sukhoi Superjet 100». Сколько лет подряд приходилось об этом писать… А вот теперь об этом говорит уже и президент.

-С необходимостью этого мы столкнулись еще два года назад. Как раз тогда зашла речь о создании самолета Superjet-R – то есть «Russia» - полностью российской версии. Связано это с тем, что западные комплектаторы слишком уж выкручивают нам руки и в ценовой политике, и в вопросах качества. Стало понятно, что надо от них уходить, так как они нас держат за горло и не дают проекту развиваться. 

-И собственное производство комплектующих не развивается.

-Да, а между тем, у нас внутри авиапрома уже созрели собственные структуры, которые технологически готовы производить эту продукцию. Но ОАК их не берет. А промышленность, соответственно, толкает, лоббирует: берите у нас, это все то же самое, только отечественное.

-Если в самолете много импортных комплектующих, есть угроза, что Запад может в любой момент наложить вето на продажу наших самолетов другим странам?

-Конечно. Это началось, когда мы захотели поставить Superjet Ирану. Причем у США с Ираном было все еще не так плохо, как сейчас. Но даже тогда они не разрешили нам продать эти самолеты, так как там оказалась какая-то часть их авторских прав на технологии, которые нам поставлялись Западом.

-Насколько сегодня реально такое импортазамещение, о котором говорилось на совещании?

-Я бы сказал, что замещать Superjet на 100% не имеет никакого смысла. Разве что только в процессе его серьезной переработки. Ведь изначально говорилось о том, что вместе с основным вариантом Sukhoi Superjet 100 параллельно будет создаваться самолет меньшей вместимости – на 75 кресел. Но потом Минпромторг сказал: нет, не будем этого делать. Хотя эта размерность была востребована. Помню, как глава одной из авиакомпаний заявил: «Я возьму сразу 100 машин, если сделаете такой самолет». Но его в грубой форме отослали подальше с его планами. В результате он закупил бразильские 75-местные самолеты «Embraer» и летает на них. А мог бы купить «укороченный» Superjet, если бы их сделали.  

Ведь у Superjet главная проблема какая? Для магистральных перевозок он маленький, а для региональных – слишком большой.

-Но ведь «Гражданские самолеты Сухого» все грозились сделать его больше, на 115 кресел, кажется?

-Это невозможно. Теперь это уже всем понятно. Ни двигатели, ни шасси, ни крыло этого самолета не выдержат. Все придется переделывать. А вот укоротить с малыми потерями его было бы можно. И при этом одновременно что-нибудь там еще импортозаместить.

-Это же уже будет совсем другой самолет. Легче сделать новый. Кстати, о новом: импортазамещение требуется ведь не только Superjet, но и МС-21, хотя он даже еще не построен. 

-Верно. И по нему оно уже идет. Причем более успешно, чем по Superjet. В импортозамещении у МС-21 ключевой момент – авионика. Если раньше это было 50 на 50, то теперь она будет замещена на 100%. «Технодинамика» над этим сейчас работает. Потом сделаны новые российские двигатели ПД-14. Они уже сертифицированы, и вот-вот самолет на них должен взлететь.  

Далее: западные санкции заблокировали нам поставки композитов для крыла этого самолета. Теперь мы делаем свои. Над этим работает Росатом. Есть специальная программа, которая успешно движется. Так что в результате самолет получается полностью отечественный. Ну, может, за исключением каких-нибудь пустяков типа лампочек.

-Получается, коронавирус подтолкнул авиапром к ускорению импортазамещения? 

-Нет. Ни к чему он не подтолкнул. Напротив, коронавирус может только ухудшить общее положение в авиации. Из-за эпидемии сложилась ситуация, когда российским авиакомпаниям новые самолеты не нужны. Ни Superjet, ни МС-21, впрочем, так же, как и западные Airbus и Boeing . Никакие не нужны! Им бы теперь хоть что-то сделать с теми самолетами, что у них уже есть. Ведь если даже начнутся полеты, то такого, как раньше спроса на авиаперевозки уже не будет. Причем долго. Восстановление будет происходить годами. Поэтому сейчас правительство думает, как простимулировать поддержку авиационной промышленности. Собственно, для этого, как я понял, и проводилось это совещание.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение



Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer