Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Максим Агаджанов:
Коронавирус ударил по перелетам, но не по продажам: кто покупает самолеты и вертолеты?


27 апреля 2020 года Николай Явдолюк, БИЗНЕС Online


«За последние 10 лет в России ежегодный пассажиропоток растет в среднем на 8–9 процентов. Естественно, для удовлетворения растущего спроса на авиаперевозки авиакомпаниям все время необходимо увеличивать и обновлять свой флот», — говорит генеральный директор Газпромбанк Лизинга Максим Агаджанов. В интервью нашему изданию он рассказал, как можно сэкономить на покупке вертолета или самолета десятки миллионов рублей, и раскрыл секрет того, как получить кредит или лизинг без лишних затрат.

«СПРОС НА ВЕРТОЛЕТНУЮ ТЕХНИКУ ЕСТЬ — НУЖНО ОБНОВЛЯТЬ ПАРКИ»

— Максим Анатольевич, недавно вы приезжали на Казанский вертолетный завод (КВЗ) на презентацию нового серийного вертолета — Ми-38. Примечательно, что именно ваша компания первой профинансировала приобретение данной машины на условиях лизинга. Это первый опыт с вертолетами?

— Для нас передача первого серийного вертолета Ми-38 с участием президента Татарстана Рустама Минниханова — продолжение нашего успешного сотрудничества с холдингом «Вертолеты России». В 2017 году на МАКСе мы подписали с ними соглашение о сотрудничестве и уже осенью 2019-го закрыли первую сделку по лизингу вертолетов — профинансировали поставку сразу 10 легендарных Ми-8 в пользу авиакомпании «Норильск Авиа». Далее, в том же году, выиграли аукцион на поставку еще одного вертолета Ми-8 для ОГУП «Авиация Колымы» Магаданской области.

— Были ли какие-то сложности по лизингу Ми-38, ведь это новинка в гражданской авиации?

 Нет, сложностей не было. Однако, в связи с тем что это все-таки первый серийный вертолет, при структурировании сделки пришлось учитывать отсутствие каких-либо ретроспективных данных о работе данной машины. Но мы очень высоко ценим продукцию, которую производят заводы холдинга «Вертолеты России», поэтому уверены в надежности этой машины.

— Вам уже поступили какие-то запросы на эту модель?

— Интерес к Ми-38, безусловно, есть, поскольку у многих компаний имеется необходимость в обновлении вертолетного парка.

— В чем, на ваш взгляд, главное преимущество Ми-38?

 Ми-38 — это универсальная машина, которая может применяться для перевозки и пассажиров, и грузов, а также в медико-санитарных работах. Исходя из таких функциональных особенностей, ожидаем, что спрос на этот вертолет будет высок не только в России, но и в странах дальнего зарубежья.

Не будем забывать, что Ми-38 может взять на борт до 30 пассажиров или 5 тонн полезного груза как внутри кабины, так и на внешней подвеске. Такого конкуренты предложить не могут. При этом дальность полета составляет более 1 тысячи километров, а стоимость ниже зарубежных аналогов, которые, как мы выяснили ранее, уступают по некоторым характеристикам.

«В ЭТОМ БИЗНЕСЕ НЕЛЬЗЯ ТОРОПИТЬСЯ»

— Какова динамика спроса на вертолеты и самолеты в России?

— Она позитивная, иначе бы мы в этот сегмент не пришли. Привлекательность авиационной отрасли для нас, лизинговой компании, обусловлена ее стабильным ростом. За последние 10 лет в России ежегодный пассажиропоток растет в среднем на 8–9 процентов. Естественно, для удовлетворения растущего спроса на авиаперевозки авиакомпаниям все время необходимо увеличивать и обновлять свой флот. За последнюю декаду парк авиакомпаний вырос на 15 процентов, а средний возраст сократился с 20 лет до 11,6 в разрезе самолетов.

Кроме этого, необходимо отметить, что авиационный рынок сложно вписать в границы одной страны. Воздушные суда одинаково востребованы во всех государствах мира. Что касается вертолетов, то средний возраст эксплуатируемых машин сейчас составляет более 25 лет. А это значит, что есть предпосылки к тому, что спрос эксплуатантов на приобретение новых вертолетов будет расти.

— Кто сегодня формирует спрос на вертолеты в России?

 Основной спрос приходится на топливно-энергетический комплекс — это около 58 процентов. Речь о геологических службах, которые летают к месторождениям, также растет процент коммерческих перевозок в тех регионах, где сложная транспортная доступность. Суммарный годовой налет всех машин составляет порядка 430 тысяч часов. В последние годы за счет реализации государственной программы развития санитарной авиации повышается спрос на вертолетную технику отечественного производства.

Опять же среди заказчиков на вертолетную технику нередко выступают транспортные компании, осуществляющие традиционные пассажирские перевозки. Обычно они не приносят высокую прибыль, но играют социально важную роль для регионов по доставке жителей в отдаленные и труднодоступные районы, где нет альтернативного транспорта.

— Ваша компания лишь несколько лет в авиаотрасли. Можно ли уже подвести какие-то итоги?

 Да, по итогам 2019 года мы заняли второе место среди лизинговых компаний с долей на рынке более 8 процентов. Причем в портфеле Газпромбанк Лизинга есть не только вертолеты, о которых я рассказывал ранее, но и самолеты. В 2019-м мы выиграли электронный аукцион на поставку двух воздушных судов для ОГУП «Авиация Колымы» Магаданской области. Полученные в лизинг самолеты будут использоваться заказчиком для внутрирегиональных пассажирских перевозок, а также в целях медицинского обслуживания в отдаленных районах Колымы. В текущем году мы уже профинансировали приобретение бизнес-джета в пользу крупного металлургического холдинга, структурируем и другие сделки.

— Доля рынка в 8 процентов — хороший результат?

 Я считаю, что наш текущий результат — итог планомерной работы в последние несколько лет. В этом бизнесе нельзя торопиться — сейчас мы наращиваем экспертизу, изучаем рынок и находим для себя точки роста. Нельзя просто так взять и начать финансировать приобретение или обновление парка воздушных судов. Все-таки речь идет о миллиардах рублей. Важно отметить, что благодаря поддержке нашего партнера — Газпромбанка — перечень наших возможностей максимально широкий. Можем рассматривать и структурировать сложные сделки как для коммерческих структур, так и для государственных заказчиков.

«САМЫЙ СИЛЬНЫЙ УДАР НАНЕС КОРОНАВИРУС»

— Текущая ситуация на авиационном рынке сложная: пассажирские перевозки почти не осуществляются. Как вы оцениваете перспективы как самой авиаотрасли, так и предоставления лизинговых услуг?

 Авиализинг является достаточно волатильным сегментом. Конечно, сейчас есть ряд сложностей. Например, неопределенность по развитию технической поддержки воздушного парка Superjet и приостановление сертификата на Boing 737 MAX 8 уже негативно сказались на спросе со стороны потенциальных покупателей. Это привело к снижению объема нового бизнеса примерно в 2 раза. По итогам 2019 года российский авиализинг показал отрицательную динамику: 80 миллиардов рублей против 165 миллиардов в 2018-м.

Но самый сильный удар нанес коронавирус: по предварительным данным наших аналитиков в марте текущего года, объемы у российских авиакомпаний могут сократиться на 30 процентов в 2020-м, хотя оперативные данные начала года показали рост на 6,5 процента. В абсолютных цифрах снижение перевозок может достигнуть до 35–40 миллионов человек. В связи с этим убытки авиакомпаний возрастут и планы по наращиванию и обновлению воздушного флота будут приостановлены либо смещены в периоде.

— Уже поступали запросы на предоставление отсрочки по лизинговым платежам?

 На сегодняшний день все клиенты Газпромбанк Лизинга выполняют обязательства по договорам лизинга воздушных судов. Сейчас в нашем портфеле в основном сделки с авиакомпаниями, чьи услуги менее подвержены негативному влиянию эпидемиологической ситуации. Запросов на предоставление отсрочки по лизинговым платежам пока не поступало.

В целом лизинг авиационного транспорта по-прежнему востребован авиакомпаниями, поскольку этот финансовый инструмент дает возможность распределить расходы перевозчиков на приобретение дорогостоящих активов на длительный срок, соизмеримый с периодом их эксплуатации. Именно благодаря лизингу авиакомпании могут обновлять свой парк новыми воздушными судами, сохраняя стоимость авиабилетов и летного часа. Поэтому спрос на наши услуги сохраняется. 

«НЕТ ЦЕЛИ — УВЕЛИЧИТЬ ПОРТФЕЛЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ»

— Почему компании делают выбор в пользу лизинга?

 Поскольку авиационный транспорт — это достаточно капиталоемкий актив, его сложно приобрести в моменте. Инвестиции в обновление воздушного флота требуются большие, а лизинг как раз позволяет распределить расходы на приобретение самолета на весь период срока действия договора лизинга. Надо иметь в виду, что лизинг позволяет привлечь финансирование на достаточно большой срок — 10–12 лет. При таком сроке авиакомпании распределяют расходы на приобретение самолетов на весь период, сопоставимый со сроком службы воздушного транспорта.

— Что сегодня происходит со ставками на лизинг воздушных судов?

 Ставка лизингового договора зависит от многих факторов: стоимости фондирования для лизинговой компании, размера ключевой ставки Банка России, срока финансирования и надежности клиента. Крупные корпоративные компании также могут воспользоваться дополнительным преимуществом лизинга — субсидированием по вертолетной технике и самолетам в рамках госпрограмм. Это существенно влияет на конечную стоимость приобретаемого имущества, и порой можно сэкономить десятки миллионов рублей.

Со своей стороны, имея надежное плечо в лице Газпромбанка, готовы предлагать при покупке авиатранспорта ставки по лизингу, как по кредиту в Газпромбанке, без какой-либо лишней маржи.

— Можно ли в лизинг купить б/у самолет или вертолет?

 Конечно. Причем ставка на лизинг такого воздушного транспорта будет дешевле, поскольку стоимость самой техники на порядок ниже новой. Однако в этом случае большую роль при анализе сделки будет иметь финансовое положение лизингополучателя.

— С какими результатами вы планируете завершить текущий год в авиасегменте?

 Прогнозировать сейчас в условиях эпидемиологической обстановки — неблагодарное дело, поскольку нет точных сроков возобновления гражданских авиаперевозок. Тем не менее мы продолжим наращивать свое присутствие в сегменте авиализинга. Но при этом, отмечу, у нас нет цели увеличить портфель любой ценой. Сейчас идут переговоры с рядом интересантов, происходит структурирование капиталоемких сделок. Замедление роста в наших ключевых сегментах мы рассматриваем как стимул к поиску новых точек развития для компании. С другой стороны, потенциальные клиенты видят в нас надежного партнера с интересными предложениями.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение



Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer