-Такого кризиса в истории гражданской авиации, чтобы было практически полностью остановлено международное авиасообщение, не было еще никогда. Я вчера изучал прогноз IATA (Международная неправительственная ассоциация воздушного транспорта. – «МК»). Она констатирует: более 90% мирового авиарынка сейчас парализовано.
Эксперты IATA утверждают: доля мирового рынка пассажирских авиаперевозок, которая приносит более 90% дохода, сейчас не функционирует – накрыта карантином коронавируса. То есть речь о том, что даже там, где авиасообщение еще есть, люди уже не летают. Падение колоссальное. И последствия от него мы будем разгребать много лет. Тем авиакомпаниям, которым после этого кризиса удастся выжить, придется еще долго-долго зализывать раны.
-Как это скажется на авиационной технике и на специалистах?
-Очевидно, что сейчас возникает, так называемый, переизбыток провозных емкостей. Даже если в течение двух месяцев эпидемия пойдет на спад, а это, на мой взгляд, самый оптимистичный прогноз, и к июню авиасообщение начнет восстанавливаться, не факт, что люди будут летать самолетами.
-Будут все еще бояться?
-Не только. Всему этому сопутствует серьезное экономическое падение, влекущее за собой и безработицу, и «беззарплатицу». Многие просто уже не смогут себе позволить летать куда-то.
Падение экономики означает падение доходов, а, следовательно, и падение спроса на перелеты. Это значит, что у авиакомпаний, которые рассчитывали на бурный рост перелетов, образуется избыточный парк воздушных судов. А пассажиропоток не вернется быстро к прежним объемам. Лишние воздушные суда будут простаивать год, а может и более. И с этим придется что-то делать. Авиакомпании будут нести огромные издержки, так как за эти машины надо платить лизинговые платежи, тратиться на их консервацию, техническое обслуживание.
-Если у компаний есть лишние самолеты, значит, заказов на новые уже не будет?
-Конечно. Одно тянет за собой другое. Проблема колоссальная. С людьми та же ситуация – придется что-то решать. Невозможно слишком долго содержать достаточно дорогих пилотов. В результате это приведет к увольнениям. Уверен, чем дольше будет продолжаться этот кризис, тем глубже будет падение мировой авиационной отрасли, и тем более кардинальные решения придется принимать.
-Кошмар какой-то…
-Вот как раз «кошмар» - это очень емкое и точное для нынешней ситуации определение.
-Получается какой-то коронавирус останавил развитие авиаотрасли на годы?
-Да. На долгие годы. И это сильнейший удар по мировой экономике, который откатывает нас в развитии всей авиационной отрасли, включая авиастроение, двигателестроение, приборостроение и инфраструктуру авиационных перевозок, далеко назад.