Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Михаил Погосян:
МАИ университеты


16 марта 2020 года Мария Агранович, Наталия Ячменникова, Российская газета


Будущий авиационный конструктор: кто он? Как готовить сегодня инженеров-самолетостроителей? Когда появятся управляющие дирижаблями и регулировщики дронов? И как студенту попасть на Байконур? Об этом и не только рассказывает ректор МАИ академик Михаил Погосян.

Михаил Асланович, начнем с самого "горячего" вопроса: в связи с угрозой коронавируса Минобрнауки рекомендовало вузам переходить на дистанционное обучение. Вуз готов к такому повороту событий?

Михаил Погосян: Безусловно. В МАИ есть развитая система онлайн-обучения, позволяющая эффективно осуществлять образовательную деятельность практически в полном объеме. Хочу отметить, что онлайн-образование - это целая среда, которая позволяет не просто удаленно давать знания, но и сохранять полный контакт студента с преподавателем. Кстати, с начала марта наши иностранные студенты, не имеющие возможности въехать в Россию, уже перешли на дистанционную форму обучения. А вчера, в соответствии с рекомендациями Минобрнауки, мной принято решение о переводе на онлайн-обучение всех студентов.

Инженерная подготовка дает человеку комплексный взгляд на проблему. Срабатывают системность, логика

"Молодежь, на самолет!", "Овладевай авиационной техникой!"… Это самые популярные лозунги из 30-х годов прошлого века, когда создавался Московский авиационный институт. А какие сегодня, спустя 90 лет, лозунги в МАИ?

Михаил Погосян: С 30-х годов авиастроение, а с начала 60-х - космос стали главными приоритетами развития высокотехнологичных отраслей индустрии. Эти позиции они сохраняют, но сегодня развитие аэрокосмической промышленности неразрывно связано с информационными технологиями. С одной стороны, это расширяет возможности, но с другой - усложняет задачу выбора профессиональной и образовательной траектории. Поэтому привлечь талантливую молодежь в университет можно, только проектируя вместе будущее в индустрии высоких технологий.

Ваш нынешний абитуриент - кто он?

Михаил Погосян: Современная молодежь выбирает не столько систему образования, сколько свое будущее. Раньше была "устойчивая траектория полета" с четко очерченными возможностями: вуз - распределение - работа на одном из предприятий авиакосмической отрасли. Теперь возможностей намного больше: в МАИ идут за знаниями и навыками, которые позволят быть гибкими в карьере. Добиваться успехов как на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, авиакосмической индустрии, IT-компаниях, так и в малом бизнесе. Инженерная подготовка дает возможность проявить себя человеку в самых разных областях. Именно это всегда было отличительной особенностью и преимуществом МАИ. Мы готовим специалистов, которые могут решать задачи будущего. Готовим элиту инженерных кадров.

МАИ вошел в тройку лидеров по подготовке специалистов в области IT-технологий среди московских вузов. Какие самые популярные направления на стыке IT и авиации?

Михаил Погосян: За последние два года у нас появились новые программы в сфере информационных технологий: искусственный интеллект, кибербезопасность инфокоммуникации, управление цифровым производством, виртуальная реальность, интернет вещей. Мы смотрим, как эти технологии могут раскрыться в реальных разработках в области авиации, космоса и других направлениях.

Еще одно из быстро развивающихся направлений - математическое моделирование. Здесь у МАИ большой опыт работы по сертификации авиационных комплексов. Решение сложных задач математического моделирования требует подготовки специалистов, которые могут наряду с инженерными задачами глубоко понимать возможности современных информационных технологий.

Даже супертехнологии живут сегодня от силы года три. Как вы подгоняете вузовские программы?

Михаил Погосян: Наше конкурентное преимущество - ориентация на тесное взаимодействие с индустриальными партнерами. Собираем междисциплинарные команды с участием молодежи, где есть и инженеры по конкретным направлениям, айтишники, экономисты, которые могут посмотреть комплексно на развитие новых проектов. Разрабатываем краткосрочные курсы, позволяющие за 1-3 месяца получить базовые знания в новой области, а потом самостоятельно развиваться в этом направлении. Так формируется новая образовательная среда, которая воспитывает не столько инженера, сколько человека, успешного в цифровом мире, в постоянно меняющейся среде.

К каким принципиально новым технологиям вы готовите своих студентов?

Михаил Погосян: Управление жизненным циклом изделий, моделирование - эти технологии уже появились и позволяют оптимизировать сложные технические процессы. Существенное увеличение вычислительных мощностей суперкомпьютеров позволяет решать принципиально новые задачи на самых ранних этапах разработки. Говоря о новых технологиях в производстве, я бы отметил развитие аддитивных технологий, композитных конструкций, роботизацию производства, повышение уровня электрификации инженерных систем, интеграцию авионики, развитие систем искусственного интеллекта... Все это сделает возможным прогнозирование отклонений поведения конструкций от штатных режимов работы.

Будущее космических технологий видится в создании глобальных информационных спутниковых систем, автоматических космических аппаратов, спутниковых группировок, обеспечивающих оказание комплексных космических услуг.

Сегодня ценится не просто диплом, но и дополнительные навыки?

Михаил Погосян: Безусловно. Индивидуальная образовательная траектория - современный тренд. Важен не просто диплом, например, инженера-механика по самолетостроению, но и навыки проектирования под заданную стоимость. Управление проектами - еще один плюс к диплому инженера. Один из важнейших факторов конкурентоспособности в нашей отрасли - сервис продукции, управление жизненным циклом изделий. Это только небольшая часть знаний вокруг базовых программ, которая определяет индивидуальную траекторию каждого студента.

Атлас новых профессий дает прогноз до 2035 года: появятся управляющий дирижаблями, регулировщик дронов, разработчик инфраструктуры для воздухоплавания… Это возможно?

Михаил Погосян: Мы сейчас как раз работаем над созданием образа транспортной инфраструктуры будущего. На большей части нашей страны невысокая плотность населения, и чтобы обеспечить связанность территории, необходимы в том числе инновационные транспортные средства, включая и дирижабли нового поколения, и беспилотники.

А у вас есть личный прогноз на ближайшие пять лет: кто будет наиболее востребован в авиакосмической отрасли?

Михаил Погосян: Можно даже не сомневаться: будут востребованы специалисты по тем новым направлениям, о которых я уже говорил. Наряду с этим важной задачей является проектирование транспортных систем с использованием беспилотных технологий. Гиперзвук, сверхзвуковые технологии будут определять конкурентоспособность индустрии в ближайшие пять лет. А уже после 2030 года начнутся более революционные изменения.

Какие?

Михаил Погосян: Возможно, появятся нетрадиционные аэродинамические компоновки летательных аппаратов. Для этого нужны люди, которые смогут видеть картину будущего, формировать перечень критических технологий. Которые обладают комплексным видением, междисциплинарными знаниями и не боятся новых задач.

Пятая часть студентов-маевцев - целевики. Кто заказывает вам специалистов?

Михаил Погосян: Основные заказчики: Объединенная авиастроительная корпорация, "Вертолеты России", "Технодинамика", "Роскосмос", министерство обороны. Новые правила целевого приема, которые повышают ответственность и студента, и работодателя, конечно, заставили многих более ответственно подойти к выбору будущей профессии.

До 2024 года количество иностранных студентов в наших вузах должно увеличиться в два раза. В МАИ в прошлом году приняли 600 иностранцев. Чему они учатся?

Михаил Погосян: Авиастроение, космос, двигателестроение, IT. По этим направлениям подготовки у нас есть также англоязычные программы. Кроме того, мы уделяем большое внимание программам двойных дипломов с ведущими университетами, в первую очередь - КНР. Развивается филиал МАИ на Байконуре.

Ректору важно найти именно "своего" студента?

Михаил Погосян: Мы стремимся к тому, чтобы в МАИ студенты приходили осознанно. Проводим профориентационные мероприятия, в которые вовлечено более 25 тысяч школьников: олимпиады, проектные команды, тематические смены в "Артеке" и "Сириусе", посещение предприятий. И это дает хорошие результаты. Средний ЕГЭ у наших абитуриентов вырос больше чем на 10 баллов. В прошлом году открыли школу при МАИ - Предуниверсарий для 8-11-х классов, где уже более 150 школьников. В нынешнем примем еще около 200. Интерес колоссальный.

А как вы отбираете тех, кто идет в Предуниверсарий?

Михаил Погосян: Следим за теми, кто участвует в профильных олимпиадах, приходим с лекциями и мастер-классами в школы. Мозг старшеклассника уже заточен на ЕГЭ, его сложно заинтересовать "с нуля". Поэтому наша аудитория - основная школа, а иногда и первоклассники. Мы рассказываем, какие возможности дают авиация и космос, какие технологии будут определять развитие в будущем, показываем шоу дронов, вместе делаем модели самолетов, ракет и беспилотников.

Вопрос ребром

Среди выпускников МАИ помимо 23 летчиков-космонавтов и легендарных авиаконструкторов есть и дипломаты, и артисты, и писатели. Как вам кажется, почему?

Погосян | Инженерная подготовка дает человеку комплексный взгляд на проблему. Срабатывают системность, логика, основанная на хорошей математической подготовке. Но не менее важны среда и атмосфера творческого взаимодействия, которыми уже 90 лет славится МАИ. У нас раскрываются таланты, и успеха может добиться каждый, кто по-настоящему увлечен своим делом.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров




Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer