Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


"В робота "Федора" заложены секретные возможности"


22 августа 2019 года Анна Урманцева, Известия


Перед роботом «Федором», отправляющимся сегодня, 22 августа, на МКС, поставлено шесть секретных задач, которые будут выполнены в копирующем режиме, — рассказал «Известиям» Евгений Дудоров, исполнительный директор научно-производственного объединения «Андроидная техника», специалисты которой создали андроида. Специально для того, чтобы космонавтам было весело общаться с роботом, в его разговорные сценарии введены неожиданные ответы. Вместе с «Федором» летит комплект кабелей для подключения, экзоскелет и шлем для реализации копирующего режима, а также подробная инструкция.

— 22 августа в 6.38 утра с Байконура на МКС отправится антропоморфный робот «Федор» (FEDOR, Final Experimental Demonstration Object Research — «Финальный экспериментальный демонстрационный объект исследований». — «Известия»). Почему было решено отправить его именно сейчас?

— Для нас это неожиданное решение. Здесь сыграло роль сочетание нескольких факторов. Одним из главных явилось то, что корабль Союз МС-14 летит в беспилотном режиме. Так получилось потому, что у него новый ракетоноситель — Союз 2.1а. Раньше его использовали для грузовых кораблей, а все остальные летали с ракетоносителем Союз-ФГ. Так как это новая стыковка, и есть риск, то решили запустить корабль в беспилотном режиме и заодно испытать робота.

— Он будет как-то наблюдать за полетом или даже участвовать в нем?

— Да, и выдавать информацию о наблюдаемых процессах, озвучивать ее. У него свои датчиковые системы, — он будет получать информацию от них. Робот абсолютно полнофункциональный. В истории космонавтики такого еще не было, чтобы машина отправлялась в космос не как груз, а как член экипажа.

— Мы увидим картинку с его камер?

— Нет. Он не состыкован с кораблем. То, что «Федор» увидит, мы сможем просмотреть только потом. Но вот то, что он будет говорить, услышим в реальном времени.

— Он узнает человека, который откроет люк после стыковки с МКС?

— Такой задачи не ставилось. Но в планах у нас она есть.

— «Федор» говорит только на русском?

— Пока да. Но зато его ответы не всегда предсказуемы. Это просьба «Роскосмоса». Чтобы космонавтам было весело с ним общаться. Так что в его ответы заложены недокументированные возможности. Так называемые пасхалки. Посмотрим, как это всё отработает.

— «Федор» — это же русский робот. Он пользуется ненормативной лексикой?

— Нет. Мы все любим и ценим русский язык, но ненормативная лексика — это всё же удел человека.

— Какой у него рост и вес?

— 182 см и 106 кг. То есть это полноценный «человек».

— Сначала «Федор» был торсовым роботом. Потом у него появились ноги. Сейчас он летит с ногами. Они нужны ему в космосе?

— В данной миссии необходимости в ногах нет. Но мы хотели бы понять некоторые моменты для будущего. Во-первых, за счет этих педипуляторов наладить якорение, чтобы он был зацеплен в какой-то части корабля и не перемещался в пространстве. Во-вторых, следующее поколение роботов должно будет уметь автономно покидать космический корабль. Поэтому сейчас мы и решили доставить его в этой компоновке.

— Что еще летит вместе с «Федором»? Запчасти для него есть?

— С ним летит инструкция — около ста страниц, в нее входит информация о том, каким образом работать с роботом, как его подключать, какие задачи будут выполняться. Эти задачи держатся в секрете. Их шесть, и все в копирующем режиме. Управлять роботом будет Александр Скворцов, поможет ему второй космонавт — Алексей Овчинин. В запчастях на МКС надобности нет. Если что-то сломается, починить это на МКС будет крайне проблематично. С андроидом летит еще задающее устройство копирующего типа в ложементе, — это шлем и что-то вроде упрощенного экзоскелета. Также есть набор кабелей для подключения — силовой и информационный. Ими «Федора» соединят с человеком, ноутбуком и батареей. Еще мы приложили две батареи.

— Какие именно батареи используются?

— Это батареи от скафандра «Орлан», которые хорошо показали себя при работе в открытом космосе, на поверхности МКС. Они питают всю систему жизнеобеспечения космонавта. На самом деле для миссии робота нужна только одна батарея. Вторая — запасная. Но если что, на станции есть еще четыре.

— Внутри «Федора» только российские компоненты или есть иностранные?

— Пока есть импортные. Металл, конечно, весь наш, и пластик. Все детали напечатаны на 3D-принтере. Дизайн также полностью наш. Из двигателей, которых всего 48, российских — 32. Коллекторные двигатели мы используем швейцарские, чтобы приводить в действие захваты. Но на будущих роботах уже будут отечественные. Редукторы пока, к сожалению, немецкие. Датчики — есть российские, а есть немецкого и американского производства. Компьютерная техника — тоже, к сожалению, иностранная.

— А можно было бы поставить нашу?

— Нельзя. Там есть своя специфика. Мы не можем поставить полноценный компьютер с системами электропитания и охлаждения. Поэтому ищем самые передовые решения, которые позволяют иметь минимальный габарит, вес, самую высокую эффективность и производительность, а также поменьше использовать вспомогательное оборудование.

— Так что же вы поставили?

— Одноплатный компьютер, их в России, к сожалению, не производят. Такие используют, например, для майнинга, для интернета вещей. Это может быть игровой компьютер, но все же нестандартный. По сути, это графический ускоритель. Он не требует внешнего охлаждения.

— А были уже ситуации, когда вы не могли продолжить работу из-за отказов иностранных компаний поставлять нужные для «Федора» компоненты?

— Да, такие ситуации были. Одна немецкая компания отказалась работать с нами по поставке двигателей. Пришлось разработать их самим. Сейчас их производим уже серийно.

— Как они называются?

— Бесколлекторные моментные двигатели. Та же ситуация с датчиками и контроллерами. Мы их уже разрабатываем сами.

— Существует ли уже потомок «Федора»?

— Сейчас мы согласовываем в РКК «Энергия» два проекта. Один называется «Испытатель» — это усовершенствованный «Федор», который, как раньше задумывалось, полетит на корабле «Федерация». И ему там предстоит решить большое количество задач. Андроид серьезно готовится работать на научной аппаратуре космического назначения. Все будет сделано на российских комплектующих, которые мы должны сначала испытать, потом зарегистрировать.

— А второй проект?

— Он называется «Теледроид». Это торсовый дроид, который установят на поверхности МКС и он в копирующем режиме станет выполнять набор действий.

— А «Федор» не умеет выходить в открытый космос?

— Нет. Мы не устанавливали этому роботу компонентную базу, которая способна выдержать, во-первых, отрицательные температуры, а во-вторых, работать в условиях вакуума и солнечной радиации.

— Так почему же отклонили проект «Косморобот», который, как планировалось, должен был работать на поверхности МКС и вроде бы уже готов?

— Я комментировать это не могу, не знаю. Моя оценка такова: работу следовало бы продолжать. Проект «Косморобот» достаточно долго вынашивался. Ему на сегодняшний день два года. Там довольно много уже сделано, и наши специалисты частично в нем задействованы. Головным исполнителем является РКК «Энергия», соисполнителем — ЦНИИ робототехники и технической кибернетики. А мы, «Андроидная техника», являемся соисполнителем у ЦНИИ РТК и РКК «Энергия», то есть мы ниже на ступеньку. Надеюсь, в дальнейшем данная работа трансформируется и не пропадает зря.

— Ну или вместо косморобота будет теледроид?

— Это параллельные проекты, у которых разные задачи. Теледроид будет сделан с учетом всех факторов: он сможет работать при низких (в тени МКС) и высоких температурах, в лучах Солнца. Мы будем отводить тепло. Робот сможет работать в вакууме — все элементы будут функционировать. И также мы учтем фактор солнечной радиации.

— Сколько продлится этот проект?

— Три года. Будет создано несколько роботов, часть из них уничтожится на земле.

— Зачем?

— Ну мы же будем проводить критические испытания, нам нужно понимать при каких условиях робот сможет разрушиться. А потом один робот полетит, а другой останется на Земле, чтобы в случае неисправности в космическом полете мы могли бы отработать эту неисправность на Земле.

— А у «Федора» есть двойник?

— Нет. Он такой один. Скорее всего, после завершения полета «Федор» будет помещен в музей как первый полноценный андроид, слетавший в космос. Но это на усмотрение «Роскосмоса».



комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение



Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBeJN5
Сервис подбора сантехников: http://remont.youdo.com/plumbers/mixer/repair-mixer/kitchen/, выбирай YouDo!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer