— Никита Сергеевич, зимой этого года несколько раз озвучивались планы по ремонту взлетно-посадочной полосы в аэропорту «Южно-Сахалинск», а также реконструкции пассажирского перрона предстоящим летом. Они в силе?
— Реконструкция пассажирского перрона – завершающий этап модернизации аэропорта «Южно-Сахалинск». Она началась еще в 2006 году, через два года проект был пересмотрен, и вот сейчас мы заканчиваем эту работу. Такой большой срок связан с недостаточным финансированием в период с 2008 по 2013 годы. Когда правительство Сахалинской области решило ускорить темпы и забрало нас из федеральной собственности в областную, дело пошло быстрее. Тогда в реконструкцию начали вкладывать деньги из регионального бюджета. Фактически за четыре последних года мы сделали все, что планировалось с 2008-го.
В этом году мы начинаем, а в следующем уже заканчиваем реконструкцию той площадки, где все привыкли садиться в самолет. Работа оказалась сложнее, чем предполагалось 12 лет назад. Нам пришлось дорабатывать изначальный проект, так как за эти годы изменились требования к таким объектам и транспортной безопасности. Мы были вынуждены потратить больше времени, но сделать все так, чтобы потом еще лет 20 не возвращаться к этому вопросу. Ремонт начнется в июле-августе этого года, сейчас проект проходит экспертизу. Надеюсь, этот этап не затянется — по крайней мере, власти региона уже обратились в Главгосэкспертизу с просьбой ускорить рассмотрение нашего проекта.
По плану реконструкцию должны закончить в августе 2020 года, одновременно с открытием нового аэровокзального комплекса, который соприкасается с этим перроном.
Параллельно мы ремонтируем те участки взлетно-посадочной полосы, которые не вошли в проект модернизации. Аварийные части ВПП мы меняем каждый год, чтобы повысить безопасность полетов и продлить срок службы существующей полосы. Напомню, что появилась она в 1964 году. С тех пор ее реконструировали лишь частично. Мы продолжаем поддерживать ее в эксплуатационном состоянии.
— Пассажиры будут испытывать какие-либо неудобства из-за предстоящего ремонта?
— Подчеркну, что все работы в аэропорту проходят в безопасном, в том числе для пассажиров, режиме. Будут ограничения для авиакомпаний — увеличится количество буксировок. Во время ремонта не всегда самолеты смогут на собственной тяге зайти на стоянку или выйти из нее. Для пассажиров, возможно, это будет связано с некоторым увеличением времени доставки их на автобусе до самолета и багажного терминала.
— Ранее говорилось и о том, что аэропорт «Южно-Сахалинск» нуждается в новой взлетно-посадочной полосе. Есть ли уже какие-либо договоренности об этом, предварительные расчеты?
— Подчеркну, что речь в этом случае идет не о второй, а именно о новой взлетно-посадочной полосе. Она пройдет параллельно существующей, примерно в 200-250 метрах от оси прежней полосы. «Старая» после этого перейдет в разряд рулежных дорожек. О том, что аэропорт нуждается в новой полосе, говорилось еще 19 лет назад, когда я пришел работать сюда. Основание ВПП, которое лежит под слоями бетона, не менялось с 1964 года. Ее проектировали и изготавливали для самолетов, вес которых был минимум в четыре раза меньше современных лайнеров. Изменить что-то, не остановив полеты, не заменив основание на существующей полосе, невозможно, поэтому единственным разумным и целесообразным способом привести ВПП в соответствие с новыми требованиями — построить рядом новую. По стоимости это примерно столько же, сколько и замена полотна на существующей полосе.
Кроме того, ремонт покрытия, — это два или три года без полетов. Приняли, как мне кажется, продуманное и взвешенное решение — ходатайствовать о строительстве новой ВПП. Сейчас тщательно прорабатываются источники финансирования этого проекта, определяются ключевые элементы будущей стройки. Но у меня нет никаких сомнений, что полоса будет. Думаю, что это процесс завершится благополучно в 2025 году. Предварительная стоимость — 12-13 млрд рублей. Понятно, что это не только полоска бетона, но еще и сопутствующие сооружения. В общем, предстоит огромный пласт работы, незаметный для тех, кто видит ВПП только из иллюминатора самолета.
Про новый аэровокзал
— Расскажите, какова готовность нового аэровокзального комплекса? Когда он сможет принять первых пассажиров?
— Готовность — около 50 процентов. У нового аэровокзала уже частично есть стены, полностью готов металлический каркас. Его монтаж — это самая затратная часть работ.
Из-за изменившихся требований к транспортной безопасности и обработке багажа пассажиров, мы вынуждены были вносить изменения в готовый проект. В августе планируем отдать доработанный проект на госэкспертизу. Правки коснулись отчасти самого здания, его дизайна и интерьера. Это кропотливая и большая работа, которая заняла около года.
Кроме того, в проекте предусмотрели внедрение комплекса «Умный дом», который не был полностью реализован в первоначальном документе. Валерий Лимаренко на одной из первых наших встреч, когда изучал этот проект, затронул вопрос о его доработке с учетом технологии «Умный дом». Суть в том, чтобы с одного пульта контролировать работу всех систем здания, регулировать климат, освещение, температуру и другие элементы. Это уменьшает расходы на эксплуатацию, повышает комфорт тех, кто находится в здании — пассажиров и персонала.
– Уже можно обозначить сроки завершения экспертиза?
– Надеюсь, в октябре этого года. Пока мы согласовываем проект, строительство будет продолжаться — на тех участках, которых не коснулись изменения. По оценке специалистов, которые контролируют стройку, — аэровокзал будет готов к июню-июлю 2020 года.
Кстати, при проектировании аэровокзала мы использовали BIM-технологию. Аббревиатура расшифровывается как building information modulation — информационная модель здания. Я узнал о ней на одной из конференций. Концепт презентовала компания «Прогресстех». Суть BIM-модели: в одну программу сложены все плоские чертежи, описание всех систем здания. На основе этих данных она «рисует» объемный каркас, потом на него по ходу работ нанизываются отделочные материалы, крепления, фасадные системы, внутрь «заводятся» системы отопления, освещения, канализации, вентиляции. Детализация очень подробная — вплоть до толщины краски на стенах или плитки на полу. В итоге получается виртуальное здание, которое можно покрутить-повертеть на компьютере, это очень информативный материал. Он позволяет получить сведения о внутренних системах, их работе, сроках обслуживания. «Умный дом» уже потом наслаивается на такую BIM-модель.
—Сколько примерно времени пройдет от приемки комплекса до его открытия для пассажиров?
— На отладку систем, знакомство персонала с работой, тестирование с помощью волонтеров нужен месяц. Если все пойдет по плану, то к августу он откроет свои двери для пассажиров.
— А где будете брать волонтеров для тестирования?
— Как правило, это студенты, неравнодушные люди, которые хотят посмотреть и оценить новый объект. Думаю, проблем с этим не будет. У нас достаточно активные жители, на мой взгляд. Клич, конечно, будет — позовем желающих протестировать наш аэровокзал.
Про Оху, Ноглики и Шахтерск
— Что ждет другие островные аэропорты, которые являются вашими филиалами?
— В Охе уже выбрали подрядчика, который займется реконструкцией аэропорта. Это компания «Труд», от нее поступила единственная заявка на аукцион. Еще до того, как принять решение участвовать в конкурсе, ее представители побывали на объекте, оценили фронт работ и соотнесли их со своими возможностями. «Труд» уже давно работает на севере Сахалина. Поэтому для них никаких неожиданностей с логистикой и техникой не было. Для них и в целом — это очень комфортный проект. Я благодарен проектировщикам из Санкт-Петербурга за то, что они сделали его с учетом нашей отдаленности.
Считаю, что за реконструкцию взялся профессионал — «Труд» уже лет 20 работает на острове, опыт работы с ними есть. Надеюсь, что они учтут свои ошибки в других районах (речь о срубленном при строительных работах столетнем тисе на Курилах. — Прим.ред.) и выполнят эту работу в лучшем виде. Мы будем контролировать ход строительства.
Из проектов поменьше — Ноглики. Казалось бы, там все хорошо: устоявшаяся работа, аэропорт востребованный — именно оттуда выполняют рейсы вертолеты до плавучих буровых установок. Но и там грядут позитивные изменения.
В Шахтерске за последних два года провели огромную работу. Как только нам передали этот аэропорт, авиакомпания «Аврора» тут же заявила, что качество покрытия не соответствует ее требованиям. Мы вынуждены были в первый же год вложить практически все свои свободные средства и отремонтировать центральную часть ВПП. У нас это получилось. Авиакомпания, правда, на какое-то время перестала летать по этому направлению, но сейчас, когда рейсы возобновились, у нас остались только мелкие недочеты, которые собираемся устранить предстоящим летом своими силами.
Аэропорты, которые нам передали для повышения надежности, финансовой устойчивости, сейчас крепчают. Все для того, чтобы пассажиры имели возможность регулярно, без задержек летать на север острова и обратно.
Про пункт для грузовых лайнеров
— Недавно аэропорт «Южно-Сахалинск» вновь объявил о том, что может стать пунктом технических посадок и базирования грузовых воздушных судов. Что даст предприятию и региону развитие этого направления?
— Последние полтора года мы разрабатывали стратегию развития аэропорта «Южно-Сахалинск» до 2025 года и на перспективу — до 2035 года. Недавно мы получили результаты. По нашему мнению и по оценке экспертов, которые готовили эту стратегию, одним из ключевых направлений развития аэропорта как бизнес-модели является использование его преимущественного расположения — фактически в центре Азиатско-Тихоокеанского региона, на пути движения воздушных судов из Юго-Восточной Азии на северо-западное побережье США и в Канаду. В ту сторону мимо нас летают грузовые и пассажирские самолеты. Насчет транзитного потенциала в части пассажирских авиакомпаний на этом маршруте у специалистов, проводивших исследования, возникают сомнения. Зато вполне возможно использовать наш аэропорт для посадки на дозаправку грузовых лайнеров, а также как логистического центра (переброски груза с одного вида транспорта на другой или между разными маршрутами). Так случилось, что окончание этого большого исследования совпало с проведением в областном правительстве стратегической сессии по развитию экономики островного региона.
Удачным образом наши планы совпали с намерением одной из ведущих авиакомпаний России «Волга-Днепр» и ее дочерней структуры — грузового перевозчика «Атран». Ее представитель сообщил на стратегической сессии, что компания хочет организовать на базе нашего аэропорта пункт технической посадки и базирования для осуществления отсюда разлетов по странам АТР, в сторону Северной Америки и для переброски грузов в российские регионы.
Для грузоперевозчиков наш аэропорт интересен своей незагруженностью — у нас больше свободного времени на обслуживание воздушных судов по сравнению с переполненными Сеулом и Саппоро. Кроме того, с Сахалина пролегает удобный и выгодный маршрут до сибирских (Красноярск, Новосибирск) и китайских центров потребления товаров.
— Есть уже какой-то задел для реализации этой цели?
— В прошлом году мы приняли в эксплуатацию грузовой перрон для больших трансконтинентальных воздушных судов, которые мы хотим привлекать для упомянутых выше технических посадок и базирования.
Про новые маршруты
— А что для пассажиров? Планируется ли в ближайшее время открывать новые направления?
— Задача аэропорта — дать авиакомпании возможность перемещать пассажиров. Все наши планы, в основном, связаны с планами нашего регионального перевозчика «Аврора». А также, как уже говорилось выше, — с партнерами, которые занимаются доставкой грузов. Так, «Аврора» намерена с июня этого года возобновить рейс на Петропавловск-Камчатский, чему мы очень рады. На выставке туриндустрии, которая в марте этого года проходила в Москве, рядом с нашим стендом стояли камчадалы, которые говорили, что им не хватает этого рейса.
Раньше на Камчатку приезжали пароходом иностранные туристы из Японии и Кореи. Местные туроператоры катали их день-два по достопримечательностям, потом путешественники перелетали к нам. Здесь они находились около недели. Затем интуристов забирало судно в Корсакове. Было хорошо и нам, и камчадалам. Оборвав эту ниточку, Камчатка потеряла свою прежнюю привлекательность. Так что очень хорошо, что перевозчик возобновил этот рейс.
Также в планах – «раскрутить» полеты в Комсомольск-на-Амуре. Еще мы работаем с «Хабаровскими авиалиниями», которых, к слову, с большим трудом привлекли на рейсы Оха — Хабаровск. Сейчас они прорабатывают возможность летать через Совгавань до Шахтерска. В обоих населенных пунктах пассажиров немного, поэтому компания хочет делать такой круговой рейс.
Кстати, «Аврора» уже заявила, что добавит еще один рейс в неделю до Сеула — так они перекроют ушедшую с рынка «Азиану». В планах у них и открытие рейса до Китая — сейчас они выбирают удобную точку — Харбин или Пекин, тут уже они будут оценивать свои возможности.
В целом же, если какие-то компании к нам обращаются, никому из них мы не чиним препятствий. Будем рады всем, кто захочет с нами сотрудничать.
К слову, летом этого года мы планируем участвовать в Евразийском форуме по развитию маршрутов Network. Он пройдет с 7 по 9 июля в Красноярске. Наше предприятие выступает генеральным партнером сессии «Маркетинг и коммерция аэропортов». На форуме собираемся презентовать свой транзитный потенциал для грузоперевозчиков. Ключевым событием этого мероприятия станет переговорная программа, так что мы рассчитываем найти там новых деловых партнеров и, возможно, подписать первые соглашения о сотрудничестве.