Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Фанил Зиятдинов:
Ведутся работы по роботизации "Тора"


5 апреля 2019 года Алексей Паньшин, РИА Новости


Визитной карточкой концерна ВКО "Алмаз – Антей" являются не только известные всему миру системы противовоздушной обороны С-300 и С-400, но и зенитные ракетные комплексы (ЗРК) семейства "Тор", которые успешно выполняют боевые задачи в российской армии и за рубежом. У "Тора" уже есть сухопутная и арктическая версии, а в настоящее время проходит испытания опытный образец морского варианта ЗРК. Генеральный директор Ижевского электромеханического завода "Купол" (входит в "Алмаз-Антей"), разработавшего ЗРК "Тор", Фанил Зиятдинов в интервью обозревателю РИА Новости Алексею Паньшину рассказал о планах и задачах предприятия, перспективных разработках, совершенствовании не имеющего мировых аналогов комплекса "Тор" и участии его в реальных боевых действиях.

— В некоторых СМИ появилась информация о том, что ЗРК "Тор-М2" не соответствует заявленным характеристикам. Как-то прокомментируете?
— Современное информационное пространство — это, в числе прочего, широкий спектр представленных в нем мнений. Любой эксперт может высказаться по тому или иному вопросу и имеет на это полное право. Однако что касается тактико-технических характеристик боевой машины, такой, в частности, как "Тор-М2", то подтверждаются они не в ходе дискуссий, а во время государственных испытаний и практических стрельб. Так вот, последние показали, что ЗРК ижевского производства полностью соответствуют всем заявленным параметрам, а также требованиям со стороны министерства обороны, чьи представители дали ЗРК "Тор-М2" самые высокие оценки. Принятие комплекса на вооружение говорит само за себя. Также следует отметить, что ЗРК "Тор-М2" полностью подтвердил свои характеристики не только в ходе испытательных и учебных стрельб, но и при выполнении специальных задач в реальных боевых условиях. Надеюсь, вы понимаете, что я имею в виду. Естественно, информация о высокой эффективности зенитных комплексов семейства "Тор" хорошо известна потенциальным заказчикам, в том числе зарубежным специалистам, которые видели ЗРК в работе и которых трудно обвинить в предвзятости. И, конечно, принимая решения о приобретении военной техники, они опираются на объективные данные, подтвержденные испытаниями и боевой практикой.

— А насколько конкурентоспособны изделия производства "Купола" на мировой арене?
— По совокупности боевых характеристик ЗРК семейства "Тор" до настоящего времени не имеют себе равных. Это хорошо известно специалистам как в нашей стране, так и за рубежом. Мы вполне успешно конкурируем с любыми современными ЗРК в своем классе, о чем свидетельствуют поставки наших комплексов ряду иностранных армий. Разумеется, если какое-либо государство находится в политической зависимости от США или стран ЕС, оно будет приобретать технику их производства. Там же, где выбор осуществляется исключительно на основании тактико-технических характеристик комплекса, ситуация иная. Об этом говорит факт отгрузки крупной партии наших изделий для одной из зарубежных армий в конце минувшего года.

— Вы постоянно ведете работу по расширению модельного ряда ЗРК семейства "Тор". Первая партия арктических "Тор-М2ДТ" уже поступила на вооружение. Каковы отличительные особенности данной модификации?
— Обладая всеми разведывательными и огневыми возможностями базовой модели ЗРК "Тор-М2", арктическая модификация комплекса полностью адаптирована к ведению боевой работы в экстремальных климатических условиях, причем не только Заполярья, но и, как показали испытания, также тропиков и пустынь. Боевые средства комплекса размещены на двухзвенном гусеничном шасси повышенной проходимости ДТ-30 "Витязь" производства Ишимбайского завода транспортного машиностроения. Этот ЗРК может работать в условиях полного бездорожья, на сильно пересеченной, заснеженной и обледенелой местности, в песках, болотах, преодолевать водные преграды. Боевому расчету созданы все необходимые условия для эффективной эксплуатации комплекса, как при экстремально низких, так и высоких температурах. Аналогичным образом адаптированы и боевые средства ЗРК.

— По каким направлениям будет идти дальнейшее совершенствование "Тора"? Основной упор на унификации?
— У предприятия есть собственная масштабная программа разработки и создания новых образцов техники, а также модернизации производства. Перечень тем НИОКР, ведущихся в рамках этой программы, превышает два десятка наименований. Работы идут в направлении повышения помехозащищенности, увеличения возможностей обнаружения и поражения маневрирующих, малоразмерных или малозаметных воздушных целей. Помимо этого, решаются задачи по расширению зоны поражения противника, увеличению вероятности уничтожения объектов, летящих на максимально высоких скоростях. Активно ведутся работы по роботизации процесса боевой работы, снижению времени реакции и другое.

Унификация — один из закономерных результатов этой масштабной работы. Ведь наши ЗРК могут быть с успехом использованы не только в Сухопутных войсках, но и в других видах и родах Вооруженных сил Российской Федерации. В настоящее время мы ведем работы по созданию морского "Тора", опытный образец которого уже прошел ряд испытаний, показавших, что наш ЗРК высокоэффективен не только на суше, но и на воде. Успешное завершение ОКР в данном направлении позволит обеспечить отечественный флот компактным и эффективным средством противовоздушной обороны.

Добавлю, что непрерывное совершенствование ЗРК семейства "Тор" — залог того, что наши комплексы будут и в дальнейшем оставаться высокоэффективным и, как следствие, востребованным средством ПВО малой дальности.

— "Тор-М2" отличается серьезно улучшенными тактико-техническими данными. Какие характеристики комплекса подверглись усовершенствованию в наибольшей мере?
— Модернизации подверглось большое количество узлов комплекса. Внешне самой заметной инновацией стало принятие новой зенитной управляемой ракеты (ЗУР) – 9М338. Это решение назрело давно: несмотря на регулярные модернизации комплекса, ЗУР долгое время оставалась прежней. И вот сейчас комплекс получил новую, весьма успешную ЗУР. Однако при всех своих блестящих характеристиках ЗУР 9М338 не является автономным средством поражения целей, она не делает все сама. И наведение ракеты, и команда на подрыв осуществляется станцией наведения боевой машины. Соответственно, для увеличения точности поражения целей ЗУР была серьезно модернизирована система наведения (СН). СН получает информацию от станции обнаружения целей и вычислительных средств комплекса, значит, потребовалась модернизация станции обнаружения целей, увеличение быстродействия бортовых компьютеров и совершенствование их алгоритмов. Изменения были внесены и в антенно-пусковую установку – в нее нужно было вписать 16 ЗУР вместо восьми. Как видим, изменение одного элемента вооружения ЗРК влечет за собой необходимость дальнейшего совершенствования большинства узлов и приборов. Недаром "Тор" классифицируется как зенитный ракетный комплекс – достоинства отдельных его элементов могут быть реализованы только в совокупности с достоинствами других элементов ЗРК. И именно в совокупности тактико-технические характеристики ЗРК "Тор" являются непревзойденными.

Говоря о модернизации ЗРК семейства "Тор" до уровня "Тор-М2", нельзя не вспомнить о человеке, чей вклад в это достижение невозможно переоценить. Это Иосиф Матвеевич Дризе, главный конструктор боевой машины "Тора". Как известно, с 2013 года наш завод стал головным предприятием не только в производстве, но и в разработке ЗРК семейства "Тор". И работы по модернизации всех узлов и приборов комплекса шли под руководством Иосифа Матвеевича, бывшего на тот момент заместителем генерального директора – главным конструктором ЗРК. Более того, сама возможность модернизации была обусловлена теми революционными техническими решениями, которые изначально закладывались в комплекс его создателями. Незадолго до своей смерти в 2016 году Дризе сказал: "Сегодня мы продолжаем работу по нашей теме и надеемся, что сможем получить еще лучшие результаты. Я пока не вижу предела для совершенствования комплекса". Этих пределов нет до сих пор. Кстати, мало кто знает, что Иосиф Матвеевич до конца своих дней, будучи прикованным к постели, ежедневно проводил совещания по видеосвязи и руководил процессом совершенствования комплексов семейства "Тор".

— Какие предпосылки были для создания тренировочного комплекса "Адъютант"?
— Универсальный мишенно-тренировочный комплекс (УМТК) "Адъютант" — это один из примеров успешной реализации программы создания и производства новых изделий, о которой мы только что говорили. Сам комплекс призван решать задачи подготовки расчетов зенитных ракетных комплексов с созданием воздушной обстановки, максимально приближенной к боевой. Это, собственно, и делает его потенциально востребованным и перспективным. В настоящее время задачи тренировок расчетов ЗРК решаются с использованием старых ракет-мишеней. Между тем современные средства воздушного нападения заметно изменили свои характеристики, масштаб и характер действий — они стали более маневренными, менее заметными. То есть сегодня требуются новые мишенные комплексы, позволяющие отрабатывать навыки противодействия современному противнику. Именно это стало причиной, побудившей наше предприятие начать разработку перспективного мишенно-тренировочного комплекса.

Работы велись инициативно за счет средств предприятия, но в полном взаимодействии со специалистами министерства обороны Российской Федерации. Благодаря этому взаимодействию удалось в сжатые сроки создать комплекс, в максимальной степени соответствующий требованиям военных. УМТК "Адъютант" способен обеспечить создание сложной воздушной обстановки как для выполнения учебных, так и боевых с применением разнотипных мишеней и максимальной возможной их идентичностью с современными и перспективными средствами воздушного нападения противника. В состав УМТК "Адъютант" входят мобильный наземный пункт управления с рабочими местами операторов, выносные средства отображения воздушной обстановки, системы связи и средства жизнеобеспечения персонала и четыре вида воздушных мишеней, созданных на базе беспилотных летательных аппаратов для имитации винтового и реактивного самолета, крылатых ракет или управляемых авиабомб, а также вертолета.

Предварительные испытания опытного образца УМТК прошли успешно, и в ближайшее время мы планируем завершить государственные испытания и начать серийное производство этого изделия, заинтересованность в котором уже сейчас очень велика.

— "Купол" вошел в список организаций с лучшими условиями труда в рамках ежегодного конкурса Минпромторга. Какая социальная политика проводится на предприятии?
— Кадры — это главное достояние завода, от трудолюбия и квалификации каждого работника зависит успех всего предприятия. Это в полной мере осознается руководством предприятия, и в области кадровой политики нами реализуются десятки, если не сотни различных мероприятий.

С целью привлечения высококвалифицированных молодых специалистов из числа лучших выпускников ведущих вузов РФ, наше предприятие сотрудничает с МГТУ им. Н. Э. Баумана, Вятским госуниверситетом, Казанским национальным исследовательским техническим университетом им. А.Н.Туполева, Пермским национальным исследовательским политехническим университетом, Уральским федеральным университетом, Южно-Уральским государственным университетом.

В Удмуртии наше сотрудничество с образовательными учреждениями охватывает сразу несколько ступеней образования. Мы сотрудничаем со средними, средними специальными и высшими учебными заведениями, наиболее активно — с МБОУ "ЭМЛи № 29", АПОУ УР "ТРИТ имени А. В. Воскресенского", ФГБОУ ВПО "ИжГТУ имени М. Т. Калашникова".

На предприятии действует система обучения и повышения квалификации, которая базируется на принципе сочетания внутризаводского и внешнего обучения с привлечением преподавателей различных учебных заведений. За последние три года прошли обучение более 10 тысяч человек.

В целом проводимая кадровая политика способствует стабильности функционирования предприятия, преемственности поколений, развитию профессиональной и творческой активности молодежи, формированию сплоченного коллектива, способного к решению поставленных производственных задач, что получило признание на высоком уровне: кадровая служба АО "Ижевский электромеханический завод "Купол" неоднократно признавалась победителем конкурса "Лучшая кадровая служба дочерних обществ концерна ВКО "Алмаз-Антей".

Наше предприятие ведет активную социальную политику, но мы воспринимаем ее не как благотворительность, а как деятельность, напрямую связанную с производством. Например, "Купол" участвует в благоустройстве заводского микрорайона, где мы недавно провели реконструкцию бульвара имени А. В. Воскресенского. Предприятие обеспечивает работников полисами дополнительного медицинского страхования — по сути, субсидирует здравоохранение, но в ответ получает заботу о здоровье своих работников. Мы выделяем субсидии на приобретение жилья, то есть финансируем строительную отрасль, и тем самым закрепляем на предприятии кадры на долгие годы.

— В обозримом будущем объем гособоронзаказа будет снижаться. В данных условиях вы больше ориентируетесь в сторону экспорта?
— Снижение объемов гособоронзаказа не означает, что его не будет совсем. К ситуации 90-х годов прошлого века мы уже не вернемся. А значит, завод и далее будет производить спецтехнику для нужд российской армии. И это направление всегда будет для нас приоритетным. Да, масштабное перевооружение нашей армии завершается. Но текущее обновление арсенала будет продолжаться, как и принятие на вооружение новых образцов военной техники. И "Купол", безусловно, примет участие в этой работе. Но, конечно, мы планируем и дальше продвигать наши изделия на мировом рынке вооружений.

И это далеко не все. Серьезные перспективы мы видим в диверсификации производства и освоении новых рынков, не связанных с военной сферой. У нас есть долгосрочная программа перевода имеющихся мощностей и персонала на выпуск товаров гражданского и двойного назначения с полным сохранением всех имеющихся компетенций. Мы также осуществляем в ее рамках техническое перевооружение, строим целые производства. Как пример — реализуемый нами масштабный проект выпуска твердотельных волновых гироскопов, которые могут быть использованы как в военных, так и в мирных целях. Мы также выпускаем инфузионные растворы для медицинских нужд, предлагаем высокоэффективную систему очистки сточных вод и ряд других интересных разработок.

Все вышеназванное — это залог экономической стабильности нашего предприятия, его независимости от сиюминутной конъюнктуры. Мы отчетливо видим перспективу и будем делать все возможное для того, чтобы не только сохранить, но и укрепить свои позиции на рынке как военной, так и гражданской продукции.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer