– Илья Сергеевич, какова доля авиационной техники в общем объеме экспортных оборонных заказов России? Какая часть принадлежит странам Юго-Восточной Азии? Какова тенденция на будущее исходя общего портфеля заказов РФ?
– Около трети экспортируемой военной продукции составляет авиационная техника – то есть продукция входящих в ОАК конструкторских бюро и заводов. На долю стран Азиатско-Тихоокеанского региона приходится, в зависимости от года, до половины всех поставок, идущих по нашей линии. Поэтому мы уделяем этому региону повышенное внимание, с чем связана и предстоящая демонстрация российской авиационной техники в ходе выставки LIMA-2019 в Малайзии. Мы надеемся, что это поддержит интерес к нашей боевой и учебно-тренировочной технике на хорошем уровне.
– Проявляют ли интерес зарубежные партнеры к российским беспилотникам? Есть ли первые твердые экспортные заказы?
– Проявляют. Буквально недавно в ходе общения с нашими коллегами из Индии во время выставки AeroIndia затрагивалась тематика беспилотных аппаратов. Она включена в текущую повестку. Обсуждается как разработка беспилотных систем с последующим производством и локализацией в Индии, так и содействие и сотрудничество с точки зрения разработки необходимой нормативной базы. В России идет работа над созданием одной из самых продвинутых систем авиационных правил. Здесь нам есть, что предложить коллегам, обменяться опытом.
– Какова перспектива заключения контракта на поставку в Малайзию учебно-боевых самолетов Як-130 с учетом его презентации на LIMA-2019? На каком этапе находятся переговоры, о каком количестве самолетов идет речь?
– Мы неспроста организуем показ натурного образца самолета Як-130 на выставке и его презентацию. Ряд стран региона, в частности Малайзия, проявляют интерес к приобретению легкой учебно-боевой машины, и наш Як-130 идеально подходит для этих целей. Тендер малазийской стороной еще не объявлен, но мы уверены, что показ самолета позволит продемонстрировать его лучшие стороны – самолет может использоваться и для обучения летчиков, и для решения боевых задач. В последние годы целый ряд стран региона принял на вооружение эту замечательную машину: это Бангладеш, Мьянма и Лаос.
– Что мешает реализации контракта между Россией и Индонезией на поставку 11 Су-35 на 1,1 миллиарда долларов? Началось ли производство в России этих самолетов для выполнения этого контракта? Будет ли выплачивать неустойку Индонезия в случае его срыва?
– Мы дорожим нашим сотрудничеством с Индонезией и работаем над выполнением контракта. Он предусматривает ряд положений, связанных с офсетными обязательствами, вопросами встречной торговли, и так далее. Решение всех этих вопросов на всех уровнях требует определенного времени, и, как только они будут проработаны, можно будет говорить о конкретных сроках его выполнения.
– Каковы перспективы победы России в тендере Бангладеш на закупку восьми истребителей для национальных ВВС?
– Наши страны связывает многолетнее сотрудничество. Самолетный парк ВВС Бангладеш преимущественно состоит из воздушных судов российского производства. Мы считаем, что наше предложение в классе двухместных тяжелых и средних истребителей поколения 4+ – а это самолеты Су-30СМЭ и МиГ-35 – является лучшим в своем классе.
– Подписан ли первый экспортный контракт на поставку бомбардировщика Су-32?
– Мы ведем плановую работу по продвижению самолета Су-32 на экспорт. Однако, что касается подписания соглашений, то этот вопрос – в компетенции нашего госпосредника в лице компании Рособоронэкспорт.
– Реализован ли контракт на поставку Мьянме шести самолетов Як-130?
– Все контракты на поставку самолетов Як-130 в страну реализованы. Следует отметить, что самолет пользуется особой популярностью в Юго-Восточной Азии. Помимо Мьянмы, его приняли на вооружение Бангладеш и Лаос. Уверен, что это обусловлено в том числе и его высокими боевыми возможностями. Самолет может применять арсенал авиационного вооружения суммарной массой до 3000 килограммов. В его состав входят ракеты ближнего воздушного боя Р-73Э, управляемые авиабомбы с телевизионной системой наведения КАБ-500Кр и широкий спектр неуправляемого авиационного оружия. Это позволяет не только бороться с разнообразными целями, но и отрабатывать боевое применение на Як-130, что существенно дешевле, чем на истребителе.
– Как идет работа по развитию системы послепродажного обслуживания авиационной техники, которую ведет ОАК в странах региона?
– Мы внимательно смотрим на опыт наших коллег, анализируем его и работаем над тем, чтобы предлагать услуги, которые не только превосходят их по качеству, но и являются более конкурентоспособными по цене. Новая модель ППО подразумевает переход от системы оказания разрозненных услуг, предоставления конкретных запасных частей к обеспечению нормируемых показателей конечного результата: уровня исправности систем ВиВТ (вооружений и военной техники – ред.), уровня эксплуатационной надежности материальной части, полной стоимости владения системой ВиВТ для заказчика, а также среднего времени простоя. Более того, мы готовы предлагать услуги ППО на основе оплаты за летный час – это на данный момент наиболее передовая практика в мире.
– Около трети экспортируемой военной продукции составляет авиационная техника – то есть продукция входящих в ОАК конструкторских бюро и заводов. На долю стран Азиатско-Тихоокеанского региона приходится, в зависимости от года, до половины всех поставок, идущих по нашей линии. Поэтому мы уделяем этому региону повышенное внимание, с чем связана и предстоящая демонстрация российской авиационной техники в ходе выставки LIMA-2019 в Малайзии. Мы надеемся, что это поддержит интерес к нашей боевой и учебно-тренировочной технике на хорошем уровне.
– Проявляют ли интерес зарубежные партнеры к российским беспилотникам? Есть ли первые твердые экспортные заказы?
– Проявляют. Буквально недавно в ходе общения с нашими коллегами из Индии во время выставки AeroIndia затрагивалась тематика беспилотных аппаратов. Она включена в текущую повестку. Обсуждается как разработка беспилотных систем с последующим производством и локализацией в Индии, так и содействие и сотрудничество с точки зрения разработки необходимой нормативной базы. В России идет работа над созданием одной из самых продвинутых систем авиационных правил. Здесь нам есть, что предложить коллегам, обменяться опытом.
– Какова перспектива заключения контракта на поставку в Малайзию учебно-боевых самолетов Як-130 с учетом его презентации на LIMA-2019? На каком этапе находятся переговоры, о каком количестве самолетов идет речь?
– Мы неспроста организуем показ натурного образца самолета Як-130 на выставке и его презентацию. Ряд стран региона, в частности Малайзия, проявляют интерес к приобретению легкой учебно-боевой машины, и наш Як-130 идеально подходит для этих целей. Тендер малазийской стороной еще не объявлен, но мы уверены, что показ самолета позволит продемонстрировать его лучшие стороны – самолет может использоваться и для обучения летчиков, и для решения боевых задач. В последние годы целый ряд стран региона принял на вооружение эту замечательную машину: это Бангладеш, Мьянма и Лаос.
– Что мешает реализации контракта между Россией и Индонезией на поставку 11 Су-35 на 1,1 миллиарда долларов? Началось ли производство в России этих самолетов для выполнения этого контракта? Будет ли выплачивать неустойку Индонезия в случае его срыва?
– Мы дорожим нашим сотрудничеством с Индонезией и работаем над выполнением контракта. Он предусматривает ряд положений, связанных с офсетными обязательствами, вопросами встречной торговли, и так далее. Решение всех этих вопросов на всех уровнях требует определенного времени, и, как только они будут проработаны, можно будет говорить о конкретных сроках его выполнения.
– Каковы перспективы победы России в тендере Бангладеш на закупку восьми истребителей для национальных ВВС?
– Наши страны связывает многолетнее сотрудничество. Самолетный парк ВВС Бангладеш преимущественно состоит из воздушных судов российского производства. Мы считаем, что наше предложение в классе двухместных тяжелых и средних истребителей поколения 4+ – а это самолеты Су-30СМЭ и МиГ-35 – является лучшим в своем классе.
– Подписан ли первый экспортный контракт на поставку бомбардировщика Су-32?
– Мы ведем плановую работу по продвижению самолета Су-32 на экспорт. Однако, что касается подписания соглашений, то этот вопрос – в компетенции нашего госпосредника в лице компании Рособоронэкспорт.
– Реализован ли контракт на поставку Мьянме шести самолетов Як-130?
– Все контракты на поставку самолетов Як-130 в страну реализованы. Следует отметить, что самолет пользуется особой популярностью в Юго-Восточной Азии. Помимо Мьянмы, его приняли на вооружение Бангладеш и Лаос. Уверен, что это обусловлено в том числе и его высокими боевыми возможностями. Самолет может применять арсенал авиационного вооружения суммарной массой до 3000 килограммов. В его состав входят ракеты ближнего воздушного боя Р-73Э, управляемые авиабомбы с телевизионной системой наведения КАБ-500Кр и широкий спектр неуправляемого авиационного оружия. Это позволяет не только бороться с разнообразными целями, но и отрабатывать боевое применение на Як-130, что существенно дешевле, чем на истребителе.
– Как идет работа по развитию системы послепродажного обслуживания авиационной техники, которую ведет ОАК в странах региона?
– Мы внимательно смотрим на опыт наших коллег, анализируем его и работаем над тем, чтобы предлагать услуги, которые не только превосходят их по качеству, но и являются более конкурентоспособными по цене. Новая модель ППО подразумевает переход от системы оказания разрозненных услуг, предоставления конкретных запасных частей к обеспечению нормируемых показателей конечного результата: уровня исправности систем ВиВТ (вооружений и военной техники – ред.), уровня эксплуатационной надежности материальной части, полной стоимости владения системой ВиВТ для заказчика, а также среднего времени простоя. Более того, мы готовы предлагать услуги ППО на основе оплаты за летный час – это на данный момент наиболее передовая практика в мире.