Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Сергей Сухоросов:
Аэросила – это сила


20.03.19 13:36 Илья Вайсберг, Журнал "АвиаСоюз"


22 марта 2019 г. Научно-производственному предприятию «Аэросила» – ведущей отечественной фирме по разработке и производству самолетных воздушных винтов, винтовентиляторов, вспомогательных газотурбинных двигателей (ВГТД) и других авиационных агрегатов исполняется 80 лет. С 2002 г. предприятие возглавляет генеральный директор Сергей Сухоросов, выпускник Московского инженерно-физического института (ныне Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»). Об основных этапах истории НПП «Аэросила», современных и перспективных разработках предприятия Сергей Сухоросов рассказал в эксклюзивном интервью журналу «АвиаСоюз».

- «АС»: Сергей Юрьевич, расскажите, пожалуйста, об истории предприятия, его деятельности в предвоенные, военные и послевоенные годы.
С.С.: Приказом Народного Комиссариата авиационной промышленности СССР № 80/К от 22 марта 1939 г. в подмосковном городе Ступино было создано ОКБ по разработке автоматических самолетных воздушных винтов и гидромеханических систем регулирования. Главным конструктором был назначен Константин Иванович Жданов.

В том же году начато серийное производство первого отечественного автоматического винта АВ-1 с металлическими лопастями конструкции К.И. Жданова для оснащения самолетов И-16, И-153.

С этого времени отечественная авиация (кроме спортивной и легкомоторной авиации) оснащалась воздушными винтами, созданными Аэросилой.

В предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны коллективом ОКБ разработано 12 типов воздушных винтов, серийно выпущенных в количестве более 100 тыс. изделий для оснащения самолетов И-15, И-16, И-153, ЛИ-2, МиГ-3, Су-3, Пе-2, Ил-2, Ил-4, Ил-10, Ту-2, Пе-8 и др.

В послевоенные годы бурное развитие турбовинтовой авиации потребовало оперативного создания принципиально новых воздушных винтов и гидромеханических систем автоматического управления. Результат – создание семейства надежных воздушных винтов и регуляторов для самолетов Ан-2, Ан-8, Ан-12, Ан-14, Ан-10, Бе-12, Ан-24, Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-38, Ан-30, Ан-26, Ан-28, Ан-32, Бе-30.

В связи с бурным развитием отечественного вертолетостроения в 50-60-х гг. создаются рулевые винты для вертолетов Ми-1, Ми-6, Ми-10, Ми-10К, а также воздушные винты для экраноплана и аэросаней.

- «АС»: Наверное, коллектив предприятия особо гордится воздушными винтами для самолетов Ту-114, Ту-95 и Ан-22 «Антей».
С.С.: Особым техническим достижением стало создание уникальных соосных воздушных винтов мощностью 14 000 л. с. для самолетов Ту-95, Ту-114 и Ан-22 «Антей». Эти винты с высоким КПД сегодня не имеют аналогов в мировом винтостроении!  Для самолетов Ту-95 и Ту-114 они обеспечили достижение крейсерской скорости полета 800 км/час, а для самолета Ан-22 – непревзойденную взлетную тяговооруженность.

- «АС»: Сергей Юрьевич, одним из самых сложных, вместе с тем и самых продуктивных в истории предприятия стали 1990-2000 гг., когда Аэросилу возглавлял Ваш отец, выдающийся организатор производства и видный ученый, доктор технических наук Юрий Леонидович Сухоросов, которому в апреле этого года исполнилось бы 80 лет. Расскажите, пожалуйста, о Юрии Леонидовиче, что было сделано в период его руководства.
С.С.: Юрий Леонидович с апреля 1962 г. после окончания Куйбышевского авиационного института приступил к работе в Ступинском конструкторском бюро машиностроения в качестве инженера-конструктора. Он практически прошел все производственные ступени: начальник конструкторской бригады по воздушным винтам, начальник отдела по разработке воздушных винтов и шариковинтовых преобразователей, заместитель Главного конструктора, первый заместитель Главного конструктора – заместитель руководителя предприятия. С 1984 г. в течение 18 лет Юрий Леонидович Сухоросов являлся главным конструктором – руководителем Ступинского КБ (ныне ПАО «НПП «Аэросила»).

Результаты успешной работы Ю.Л. Сухоросова во многом определили сегодняшний день нашего предприятия. Под его непосредственным руководством были созданы:

-            семейство уникальных винтовых преобразователей для самолетов с изменяемой стреловидностью крыла: МиГ-23, Су-24, Ту-22М, Ту-144, Ту-160 и др.;
-            семейство подъемно-движительных комплексов для кораблей на воздушной подушке: «Скат», «Зубр», «Джейран», «Кальмар», «Омар» и «Мурена». За решение этой задачи в 1978 г. Ю.Л. Сухоросову присуждена Государственная премия СССР;
-            новое поколение воздушных винтов и винтовентиляторов с лопастями из полимерных композиционных материалов;
-            семейство конкурентоспособных ВГТД нового поколения трех типоразмеров. Наличие такого семейства позволяет предприятию создавать модификации и модели (их общее число уже превысило 20) для оснащения авиационной и вертолетной техники.

С начала 80-х гг. под руководством Ю.Л. Сухоросова в сотрудничестве с рядом НИИ Минавиапрома предприятие приступило к созданию принципиально новых многолопастных винтовентиляторов и воздушных винтов с композитными лопастями. Практический итог – создание базового соосного винтовентилятора СВ-36 с композитными лопастями мощностью 10 000 л. с., а затем – не имеющий мировых аналогов СВ-27 мощностью 14 000 л. с. для самолета Ан-70. СВ-27 обеспечил высокий КПД на Мп=0,7, непревзойденные взлетные и реверсные характеристики, чрезвычайно короткие разбег на взлете и пробег при посадке самолета. Экономия топлива составляет 30%. В 2012 г. успешно завершились государственные стендовые испытания СВ-27.

Первый многолопастный композитный воздушный винт СВ-34 мощностью 2500 л. с. для самолета Ил-114 получил сертификат типа в 1997 г. Затем появились еще два винта с композитными лопастями – АВ-140 (до 3000 л. с.) для самолета Ан-140 и АВ-36 (1500 л. с.) для Ан-38.

В этот же период предприятие выполнило основную часть ОКР по созданию не имеющего мировых аналогов соосного закапотированного флюгерно-реверсивного винтовентилятора СВ-92 с композитными лопастями мощностью 30 000 л. с. для двигателя НК-93 со сверхвысокой степенью двухконтурности. Первые опытные образцы прошли лабораторные и моторно-стендовые испытания.

Плодотворная и активная деятельность Ю.Л. Сухоросова (он – автор 164 изобретений), направленная на решение государственных задач, отмечена государственными и отраслевыми наградами. В 1989 г. за научные труды по винтовентиляторной тематике ему присуждается ученая степень доктора технических наук. Научные труды и полученные практические результаты существенно обогатили школу отечественного винтостроения.

Присущие Ю.Л. Сухоросову государственный подход и обязательность при выполнении любых задач, целеустремленность и высокая работоспособность, великолепные организаторские качества и широкая техническая эрудиция, умелое сочетание требовательности к подчиненным с человечностью обеспечили ему высокий авторитет руководителя не только в коллективе НПП «Аэросила», но и во всей авиационной отрасли страны.

В своей деятельности на посту руководителя НПП «Аэросила» я, безусловно, опираюсь на большой опыт своего отца, стараюсь сохранять и развивать с учетом современных условий традиции, заложенные в период его руководства предприятием.

- «АС»: Сергей Юрьевич, вы возглавляете НПП «Аэросила» с 2002 г. Что удалось сделать предприятию уже в XXI веке?
С.С.:
В настоящее время мы ведем разработку многолопастного винта АВ-112 с композитными лопастями для легкого военно-транспортного самолета Ил-112 с двигателем ТВ-7-117С, обеспечивающим на чрезвычайном режиме мощность до 3500 л. с. Винт для этого самолета соответствует самым современным требованиям по массовым, тяговым взлетным характеристикам, КПД в крейсерском режиме. В 2017 г. на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ начаты летные испытания силовой установки с воздушным винтом АВ-112. Этот винт будет также применен на региональном самолете Ил-114-300.

В последние десятилетия проявилась востребованность судов на воздушной подушке и экранопланов.

Для патрульно-пограничного катера «Чилим» Аэросила разработала подъемно-движительный комплекс ДПК-1 (состоящий из воздушного винта, нагнетательного вентилятора и редукторов с трансмиссией).

В последние годы спрос на воздушные винты проявили разработчики беспилотных летательных аппаратов. Аэросила разработала и внедрила в эксплуатацию композитный воздушный винт АВ-23М4 на мощность 30 л. с., а затем начала ОКР по созданию воздушного винта АВ-115 (110 л. с.), обладающего дополнительной новизной – применением электромеханической САУ.

- «АС»: Несколько десятилетий Аэросила занимается созданием вспомогательных газотурбинных двигателей (ВГТД). Расскажите, пожалуйста, об основных разработках в этой области.
С.С.: Аэросила практически в течение 60 лет создает вспомогательные газотурбинные двигатели, предназначенные для запуска маршевых двигателей самолетов и вертолетов, кондиционирования кабин и салонов, питания электроэнергией бортовых систем, а также использования в качестве наземных установок авиационного назначения. Изделия эксплуатируются на летательных аппаратах самолето- и вертолетостроительных КБ Туполева, Яковлева, Ильюшина, Сухого, Бериева, Антонова, Камова и Миля.

ВГТД первого поколения созданы под руководством главного конструктора А.М. Полякова, возглавлявшего предприятие в 1972-1984 гг. В конце 90-х гг. проведена сертификация ВГТД ТА12-60 для самолетов Ту-204 и Ту-214, а на рубеже веков создано семейство базовых вспомогательных двигателей нового поколения трех типоразмеров: ТА14/ТА14-130, ТА18-100, ТА18-200 с эквивалентными мощностями 100, 250 и 350 кВт. Базовые двигатели по своим возможностям обеспечивают бортовые энергопотребности всех эксплуатируемых, модернизируемых и вновь создаваемых ЛА, а по удельным и эксплуатационным характеристикам соответствуют уровню лучших мировых образцов.

В конце 90-х гг. разработан базовый двигатель 1-го типоразмера – ТА-14 (сертифицирован в 2001 г.) для гражданского применения. На его основе разработан ВГТД ТА14-130, прошедший государственные стендовые испытания и принятый ВВС РФ. Модификациями этого двигателя оснащаются самолеты Як-130, Ил-112/114, Су-34, Су-35, Ан-140 и вертолеты Ми-8АМТШ-ВН, Ми-171, Ми-28НМ, Ка-52, Ка-31.

Базовый ВСУ 2-го типоразмера – ТА-18-100 сертифицирован в 2002 г. и выбран для применения на самолетах Ту-334, Бе-200 и Ан-178. В 2017 г. в рамках импортозамещения с АО «ГСС» начаты работы по созданию его модификации ТА18-100С для применения в составе ВСУ самолета SSJ 100. Изготовлен двигатель для летных испытаний. С АО «МВЗ им. Миля» ведутся работы по созданию модификации ТА18-100В для модернизации Ми-26Т.

Базовый ВСУ 3-го типоразмера ТА18-200 применен на Ту-204СМ (модель ТА18-200М), созданы модификации ТА18-200-70 для самолета Ан-70 и ТА18-200-124 для самолета Ан-124-100 «Руслан». В 2015 г. разработан и сертифицирован перспективный ВСУ ТА18-200МС для ближне- и среднемагистральных самолетов с возможностью применения на самолете МС-21. На основе базового двигателя создан демонстратор ТА18-200Э с отбором электрической мощности 240 кВА, предназначенный для реализации современной концепции «электрического самолета».

С 2005 г. наше предприятие приступило к проектным работам по малоразмерным газотурбинным двигателям для маршевых силовых установок самолетов и вертолетов в классе мощности 500-1000 л. с., а сегодня переходит к развитию базовых газогенераторов – основе маршевых силовых установок и энергоузлов, в том числе, в классе мощности 1300-1700 л. с.

В настоящее время идут испытания и доводка опытных образцов бортовых энергоустановок мощностью до 1300 л. с., предприятие готовится к серийным поставкам этих установок, а конструкторские подразделения приступили к проработкам по созданию семейства маршевых силовых установок.

Для оснащения вертолетов Ка-226 и «Ансат» ведутся работы по созданию турбовального ГТД-500 – двигателя мощностью 750 л. с., который может стать и прообразом законченной силовой установки для самолетов малой авиации с использованием собственного воздушного винта.

С конца 60-х гг. предприятие работает над созданием винтовых преобразователей – силовых шариковинтовых механизмов для изменения стреловидности крыла самолета. Эти изделия применяются на самолетах Ту-16, Ту-22М, Ту-144, МиГ-23, Су-24.

В целом за 80-летнюю деятельность ПАО «НПП «Аэросила» разработало:

-            115 наименований воздушных винтов (и гидромеханические регуляторы к ним) с мощностью от 20 до
30 000 л. с. для 85 объектов;
-            более 50 наименований ВГТД с эквивалентной мощностью от 100 до 365 кВт для 47 объектов;
-            10 наименований шариковинтовых преобразователей под эксплуатационные нагрузки от 10 до 130 т для 7 типов самолетов.

- «АС»: Мы сегодня разговаривали о новых разработках Аэросилы. Приходится ли при этом сталкиваться с какими-то проблемами в работе?
С.С.: Безусловно, разработка изделий столь высокой технической сложности и новизны, как воздушный винт для военно-транспортного самолета или большой энергоузел класса мощности 1700 л. с., не может проходить совсем без шероховатостей и рабочих трудностей. Технические вопросы отработки и доводки при создании сложных изделий неизбежны, и их нужно решать. И я уверен, что Аэросила, как всегда, успешно пройдет по этому пути.

- «АС»: НПП «Аэросила» не входит в состав Государственной корпорации «Ростех». Как вы считаете, это для предприятия недостаток?
С.С.: ПАО «Научно-производственное предприятие «Аэросила» действительно не входит в контур управления ГК «Ростех». В соответствии с задачами, которые поставили Президент и Правительство, Ростех занимается оптимизацией переданных ему находившихся в государственном ведении промышленных активов. Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной продукции «Ростех» была создана в 2007 г. с целью собрать воедино отдельные разрозненные хозяйствующие субъекты различных отраслей, находящихся в госсобственности. Большая часть этих субъектов на тот момент была объявлена экономически неэффективными, необходимо было провести их санацию с целью снижения неоправданного дублирования и избавления от непрофильных активов, повысить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность российских предприятий и передать их более эффективному, чем государство, менеджеру – частному инвестору.

Проведенные в последующие годы указанные мероприятия по переформатированию неэффективных предприятий позволили улучшить состояние дел во многих, включая оборонные, отраслях промышленности. И по достижении результата Ростех передал в управление частному инвесторам сначала ВСМПО «АВИСМА», затем концерны «Калашников» и «Технодинамика». Также предполагалось, но пока еще не состоялось, вхождение стратегического инвестора в АО «Вертолеты России».

НПП «Аэросила» на момент создания Ростеха уже являлось экономически эффективным, прибыльным, частным предприятием, поставляющим на авиационный рынок высококачественную продукцию в традиционном для Аэросилы сегменте.

Государство сохраняет контроль за деятельностью предприятия через право «золотой акции».

Все последние годы предприятие демонстрирует стабильный рост объемов производства в натуральном выражении, при росте числа рабочих мест и заработной платы, постоянно выводит на рынок новые модели и модификации вспомогательных двигателей и воздушных винтов, движется в новую для себя область маршевых газотурбинных двигателей, а также осуществляет трансфер высоких технологий в сугубо гражданские и неавиационные применения.

Отвечая на ваш вопрос – то, что Аэросила не входит в Ростех, – означает: предприятие эффективно и активные действия со стороны государства для его санации не требуются. Это положительный факт.

Наиболее продуктивные взаимоотношения Аэросилы и Ростеха, входящих в него интегрированных структур и предприятий, видятся нам как сотрудничество и взаимодействие для повышения глобальной конкурентоспособности российской экономики в целом и эффективного продвижения российской высокотехнологичной продукции на мировом рынке.

- «АС»: В декабре 2018 г. Европейское агентство по авиационной безопасности выдало Аэросиле документ, подтверждающий соответствие ВГТД ТА18-100 действующим европейским техническим стандартам. Что это значит для предприятия и авиадвигателестроительной отрасли России в целом?
С.С. Лидерство Аэросилы, исполнение ею роли интегратора высокого уровня для разработчиков и производителей материалов, датчиков, агрегатов и систем, формирующего перспективные требования и задачи, подтверждается Росавиацией – предприятию даны одобрения (за № 002 и № 003) на право разработки и серийного производства ВГТД и воздушных винтов для ЛА гражданского назначения.

Полный цикл создания новой продукции от научного поиска до изготовления опытных образцов, проведения испытаний и технической поддержки, работа с ведущими отраслевыми институтами и конструкторскими бюро, высокий профессионализм персонала и применение взаимовыгодных форм сотрудничества и индивидуальный подход к партнерам и заказчикам, система менеджмента качества, соответствующая требованиям ISO 9001:2015, EN 9100:2016, постоянные совершенствование и модернизация обеспечивают КАЧЕСТВО и НАДЕЖНОСТЬ нашей продукции, подтверждаемые потребителями по всему миру.

ПАО «НПП «Аэросила» – разработчику и изготовителю ВГТД ТА18-100 – в конце 2018 г. вручен одобрительный документ ETSO (аналог российского Свидетельства о годности комплектующего изделия).

Событие, на мой взгляд, значимо для всей российской авиационной промышленности с точки зрения перспектив продвижения на международные рынки, расширения конкурентных возможностей дальнейшего применения ТА18-100, обладающего, как и другие представители семейства ВГТД нового поколения, удельными и эксплуатационными параметрами на лучшем мировом уровне.

- «АС»: Сергей Юрьевич, благодарю Вас за интересное и информативное интервью для журнала «АвиаСоюз».



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer