– Владимир Валентинович, начнём нашу беседу с уточнения той роли, которую играет Военно-транспортная авиация в современных условиях…
– Современная военно-транспортная авиация – мобильный, многоцелевой, находящийся в постоянной готовности к решению разных задач род авиации ВКС России. В ней служат и работают на благо своей Родины замечательные люди, достойные преемники славных традиций старших поколений.
Сегодня об интенсивном развитии ВТА проявляет большую заботу руководство Вооружёнными Силами Российской Федерации, продолжается процесс совершенствования её организационно-штатной структуры. Внимание к нам объяснимо: от уровня боеготовности нашего объединения непосредственно зависит мобильность Вооружённых Сил, то есть возможность оперативного применения частей и соединений видов и родов войск в любых регионах с переброской их туда в кратчайшие сроки.
– В завершившемся учебном году, насколько известно, части и подразделения Военно-транспортной авиации имели возможность показать и одновременно повысить свою боеготовность. Имею в виду участие в различных учениях…
– В 2019 году личный состав командования ВТА традиционно принимал участие во многих значимых мероприятиях боевой подготовки Вооружённых Сил, проводившихся как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. Имею в виду совместные учения «Нерушимое братство», «Взаимодействие» (Таджикистан); «Славянское братство – 2019» (Сербия); «Защитники дружбы», «Стрела дружбы» (Египет), «Индра-2019» (Индия), стратегическое командно-штабное учение «Центр-2019», дивизионные и полковые учения ВДВ, конкурс по воздушной выучке экипажей «Авиадартс-2019». В 2019 году было проведено более 20 лётно-тактических учений авиационных эскадрилий, полков и соединений. Учения проводились с выполнением практического десантирования личного состава и боевой техники Воздушно-десантных войск. Было десантировано более 350 единиц техники, 900 тонн грузов, 112 тысяч человек личного состава.
– А каков налёт у экипажей ВТА в этом году, они достаточно подготовлены?
– В настоящее время экипажи ВТА не имеют перерывов во всём спектре решаемых задач по предназначению, в том числе в ведении воздушной разведки и управлении оперативно-тактической авиацией, радиоэлектронной борьбе, бомбометании, они получили практику действий в различных климатических зонах. Средний налёт на экипаж в 2019 году составил более 140 часов. Уровень подготовки экипажей, личного состава соответствует предъявляемым требованиям и позволяет выполнить возложенные на них – в том числе и новые – задачи в установленные сроки.
– Говоря о новых задачах, вы можете рассказать об их сути?
– Например, такие задачи решались на учении в Крыму в июле этого года. Были отработаны также вопросы, как взлёт различных групп самолётов с нескольких аэродромов, построение общего боевого порядка в составе 40 самолётов Ил-76, выполнение захода с моря на две параллельные площадки приземления с отработкой посадки на условно захваченный грунтовый аэродром. Особое внимание при подготовке к учению и его динамике уделялось взаимодействию и управлению. Для контроля боевого порядка по маршруту и в районе десантирования был задействован расчёт боевого управления самолёта А-50.
Полученный опыт позднее использовался на СКШУ «Центр-2019».
– В ходе этого стратегического командно-штабного учения масштабы применения военно-транспортной авиации, надо полагать, оказались ещё более внушительными?
– Да, десантирование осуществлялось уже 71 самолётом Ил-76 с вылетом с четырёх аэродромов исходного района десантирования на две параллельные площадки на минимальном боковом интервале между осями маршрутов 3 километра. Это позволило вдвое сократить время десантирования и глубину боевого порядка, а также увеличить концентрацию десантируемых войск в ограниченном районе. Было десантировано 216 единиц техники и 2805 десантников.
В ходе подготовки к учению особое внимание уделялось техническому состоянию авиационной техники. Заблаговременно позаботились об исправности самолётного парка, к моменту начала СКШУ «Центр-2019» исправность превысила 90 процентов. Это было достигнуто впервые за новейшую историю военно-транспортной авиации. В этом большая заслуга инженерно-технического состава Командования ВТА.
– Какие ещё задачи из числа важных и трудных выполняли экипажи военно-транспортной авиации в этом году?
– Объёмная и очень ответственная работа легла на плечи экипажей военно-транспортной авиации по обеспечению действий группировки наших войск в Сирийской Арабской Республике. Кстати, в ходе боевой подготовки мы широко используем опыт, полученный в Сирии.
Вместе с тем подчеркну: мы самая мирная военная авиация. ВТА привлекается к тушению пожаров, доставке гуманитарной помощи, ликвидации последствий чрезвычайных происшествий и катастроф, решению других не менее важных задач в жизни государства и Вооружённых Сил. Экипажи тушили пожары в Красноярском крае, перевозили грузы в районы, пострадавшие от наводнений.
– Современная военно-транспортная авиация – мобильный, многоцелевой, находящийся в постоянной готовности к решению разных задач род авиации ВКС России. В ней служат и работают на благо своей Родины замечательные люди, достойные преемники славных традиций старших поколений.
Сегодня об интенсивном развитии ВТА проявляет большую заботу руководство Вооружёнными Силами Российской Федерации, продолжается процесс совершенствования её организационно-штатной структуры. Внимание к нам объяснимо: от уровня боеготовности нашего объединения непосредственно зависит мобильность Вооружённых Сил, то есть возможность оперативного применения частей и соединений видов и родов войск в любых регионах с переброской их туда в кратчайшие сроки.
– В завершившемся учебном году, насколько известно, части и подразделения Военно-транспортной авиации имели возможность показать и одновременно повысить свою боеготовность. Имею в виду участие в различных учениях…
– В 2019 году личный состав командования ВТА традиционно принимал участие во многих значимых мероприятиях боевой подготовки Вооружённых Сил, проводившихся как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. Имею в виду совместные учения «Нерушимое братство», «Взаимодействие» (Таджикистан); «Славянское братство – 2019» (Сербия); «Защитники дружбы», «Стрела дружбы» (Египет), «Индра-2019» (Индия), стратегическое командно-штабное учение «Центр-2019», дивизионные и полковые учения ВДВ, конкурс по воздушной выучке экипажей «Авиадартс-2019». В 2019 году было проведено более 20 лётно-тактических учений авиационных эскадрилий, полков и соединений. Учения проводились с выполнением практического десантирования личного состава и боевой техники Воздушно-десантных войск. Было десантировано более 350 единиц техники, 900 тонн грузов, 112 тысяч человек личного состава.
– А каков налёт у экипажей ВТА в этом году, они достаточно подготовлены?
– В настоящее время экипажи ВТА не имеют перерывов во всём спектре решаемых задач по предназначению, в том числе в ведении воздушной разведки и управлении оперативно-тактической авиацией, радиоэлектронной борьбе, бомбометании, они получили практику действий в различных климатических зонах. Средний налёт на экипаж в 2019 году составил более 140 часов. Уровень подготовки экипажей, личного состава соответствует предъявляемым требованиям и позволяет выполнить возложенные на них – в том числе и новые – задачи в установленные сроки.
– Говоря о новых задачах, вы можете рассказать об их сути?
– Например, такие задачи решались на учении в Крыму в июле этого года. Были отработаны также вопросы, как взлёт различных групп самолётов с нескольких аэродромов, построение общего боевого порядка в составе 40 самолётов Ил-76, выполнение захода с моря на две параллельные площадки приземления с отработкой посадки на условно захваченный грунтовый аэродром. Особое внимание при подготовке к учению и его динамике уделялось взаимодействию и управлению. Для контроля боевого порядка по маршруту и в районе десантирования был задействован расчёт боевого управления самолёта А-50.
Полученный опыт позднее использовался на СКШУ «Центр-2019».
– В ходе этого стратегического командно-штабного учения масштабы применения военно-транспортной авиации, надо полагать, оказались ещё более внушительными?
– Да, десантирование осуществлялось уже 71 самолётом Ил-76 с вылетом с четырёх аэродромов исходного района десантирования на две параллельные площадки на минимальном боковом интервале между осями маршрутов 3 километра. Это позволило вдвое сократить время десантирования и глубину боевого порядка, а также увеличить концентрацию десантируемых войск в ограниченном районе. Было десантировано 216 единиц техники и 2805 десантников.
В ходе подготовки к учению особое внимание уделялось техническому состоянию авиационной техники. Заблаговременно позаботились об исправности самолётного парка, к моменту начала СКШУ «Центр-2019» исправность превысила 90 процентов. Это было достигнуто впервые за новейшую историю военно-транспортной авиации. В этом большая заслуга инженерно-технического состава Командования ВТА.
– Какие ещё задачи из числа важных и трудных выполняли экипажи военно-транспортной авиации в этом году?
– Объёмная и очень ответственная работа легла на плечи экипажей военно-транспортной авиации по обеспечению действий группировки наших войск в Сирийской Арабской Республике. Кстати, в ходе боевой подготовки мы широко используем опыт, полученный в Сирии.
Вместе с тем подчеркну: мы самая мирная военная авиация. ВТА привлекается к тушению пожаров, доставке гуманитарной помощи, ликвидации последствий чрезвычайных происшествий и катастроф, решению других не менее важных задач в жизни государства и Вооружённых Сил. Экипажи тушили пожары в Красноярском крае, перевозили грузы в районы, пострадавшие от наводнений.
К моменту начала СКШУ «Центр-2019» исправность самолётов ВТА превысила 90 процентов, что было достигнуто впервые в новейшей истории военно-транспортной авиации
– Владимир Валентинович, вот вы сказали о 90-процентной исправности авиатехники ВТА. Этот показатель зависит не только от качества ремонтных работ, но и от доли новой техники. Новые машины к вам поступали?
– Получение первых серийных самолётов Ил-76МД-90А производства АО «Авиастар-СП», расположенного в Ульяновске, конечно же, стало значимым событием в 2019 году.
– В чём преимущества этого самолёта?
– Конструкция нового тяжёлого военно-транспортного самолёта содержит ряд новых элементов: цельнометаллическое крыло, усиленный грузовой пол и более прочное шасси, двигатели ПС-90А-76 с большей тяговооружённостью и меньшим расходом топлива, цифровое бортовое оборудование.
Личный состав ВТА с нетерпением ждёт поставки в части этих самолётов, а руководство авиационной промышленности делает всё возможное для увеличения темпов их производства.
Серийная поставка в строевые части командования военно-транспортной авиации новых самолётов расширяет оперативные возможности объединения и повышает уровень исправности всего нашего парка.
– С декабря начнётся новый учебный год. Какие задачи поставлены перед лётчиками военно-транспортной авиации на этот период?
– В 2020 году планируется наращивание интенсивности и качества мероприятий боевой подготовки, поддержание уровня боевой выручки соединений, воинских частей и подразделений, гарантирующего их способность выполнять любые задачи по предназначению. Лётный состав должен быть постоянно готовым выполнить задачи по воздушной перевозке пассажиров и грузов, к парашютному десантированию войск, вооружения, военной, специальной техники и грузов, сливу огнегасящей жидкости для тушения пожаров, воздушной разведке, поиску и спасанию экипажей, терпящих бедствие, и даже к бомбометанию. Причём днём и ночью, в самых сложных метеорологических условиях, с использованием неподготовленных аэродромов и площадок. Иными словами, любого ровного участка местности для посадки. Поэтому одна из приоритетных задач – поддержание натренированности лётного состава.
Не менее важная задача – подготовка молодых экипажей до уровня, позволяющего выполнять полётные задания в отрыве от части, самостоятельно принимая решения в любом регионе. Специфика работы экипажей Военно-транспортной авиации состоит в том, что задачи выполняются далеко от своего аэродрома, в различной военно-политической, тактической, навигационной, воздушной и метеорологической обстановке. При подготовке молодёжи инструкторский состав опирается на многолетний и многовекторный опыт применения ВТА, а история и география применения военно-транспортных самолётов очень обширна.
– В октябре прошли выпуски лётного состава из вузов Воздушно-космических сил. Какие части ВТА пополнят молодые лётчики, каков масштаб пополнения?
– В ноябре 2019 года на комплектование частей командования ВТА поступает 109 выпускников лётных училищ. Молодые лётчики и штурманы направлены во все лётные воинские части командования от Пскова до Омска.
– С каким налётом к вам приходят выпускники? Как вообще вы оцениваете уровень их подготовки?
– После окончания училищ налёт лейтенантов составляет 200–250 часов. Всем выпускникам в течение года даётся налёт не менее 150 часов и присваивается квалификационный разряд лётчик и штурман 3-го класса. Лётная подготовка каждого выпускника находится под контролем руководящего состава. Процесс подготовки лётного состава и авиационных специалистов требует очень серьёзных усилий от обучаемых и их наставников.
– На какой технике им предстоит летать?
– Большая часть выпускников будет продолжать осваивать основной тип воздушного судна объединения – самолёт Ил-76МД, но есть и лейтенанты, назначенные на тяжёлые военно-транспортные самолёты Ан-22 «Антей» и Ан-124 «Руслан».
– Хотелось бы услышать ваш комментарий по поводу недавнего привлечения курсантов-старшекурсников к лётно-тактическим учениям ВТА?
– В этом году в командовании военно-транспортной авиации войсковую стажировку прошли курсанты 5-го курса. Теоретическая и практическая подготовка проводилась в Ивановском центре боевого применения и переучивания лётного состава в качестве помощника командира корабля на самолёт Ил-76. Курсанты успешно прошли программу подготовки, получили соответствующие допуски к полётам. В дальнейшем продолжили подготовку в авиационных полках, выполняя функциональные обязанности помощника командира корабля в составе экипажей. Полученные знания и умения позволили им выполнять поставленные задачи в ходе СКШУ «Центр-2019» достаточно качественно. Данные полёты важны для дальнейшего профессионального роста молодых лётчиков.
– Завершая беседу, хотелось бы затронуть тему обеспечения безопасности полётов…
– Это очень важная задача специалистов всех направлений. Довольно большую часть нашей работы можно разделить на два основных направления. Во-первых, выявление и тщательный разбор инцидентов и ошибочных действий не только лётного состава, но и всего персонала, участвующего в обеспечении полётов. Во-вторых, профилактическая работа по предотвращению авиационных происшествий.
Основная цель работы по предотвращению авиационных происшествий заключается в том, чтобы научить каждого авиационного специалиста пониманию потенциальной опасности его ошибочных действий, профессиональной ответственности и настороженности, а также исключить выпуск в полёт неподготовленных экипажей и авиационной техники, обеспечить законность каждого полёта.