Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Сергей Жуков:
Первый транспортный беспилотник появится в России к 2019 году


7 сентября 2018 года Дмитрий Струговец, РИА Новости


В рамках Национальной технологической инициативы — государственной программы поддержки перспективных направлений технологического бизнеса в России, которые могут стать основой мировой экономики на период до 2035 года, была создана рабочая группа "Аэронет". Ее основная задача — способствовать развитию рынка гражданских беспилотных авиационно-космических систем и услуг на их основе. О направлениях деятельности группы в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Дмитрию Струговцу в преддверии Восточного экономического форума рассказал лидер рабочей группы "Аэронет" и рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере действия дорожной карты "Аэронета", космонавт-испытатель Сергей Жуков.

— Что планирует представить "Аэронет" на Восточном экономическом форуме?

— Я предполагаю принять участие в двух мероприятиях экономического форума: выступить на сессии по Арктике и прочитать лекцию по сквозным технологиям "Аэронета". Акценты, естественно, будут сделаны на темы, которые прорабатываются в дорожной карте рабочей группы — предназначенном для условий Арктики беспилотнике большого радиуса действия и большой продолжительности полета, предназначенном для мониторинга, поиска и спасания, грузоперевозок, о проекте высокоэллиптичной спутниковой связи. Такая группировка позволит сформировать информационное поле в том числе для беспилотного транспорта — передавать картинку, получать телеметрию, обеспечивать связь, но вот, к сожалению, из-за большой высоты полета спутников она не позволит работать с беспилотной техникой в онлайн режиме, например, управлять ею.

Расскажу также о проектах применения дронов для поиска и спасания в море. И, наконец, планирую доложить о наброске концепции развития беспилотного авиапрома на ближайшие годы. Этот вопрос прорабатывается рабочей группой во взаимодействии с Минпромторгом России и Объединенной авиастроительной корпорацией.

— Какие из проектов "Аэронета" уже реализуются?

- Всего поддержаны шесть системных проектов по линии фонда проектов Национальной технологической инициативы (дочерний фонд Российской венчурной компании) и около 60 проектов по линии Фонда содействия инновациям (в трех конкурсах "Развитие НТИ"). Если говорить об Арктике, то реальные средства сейчас выделены пока только на уже упомянутый проект тяжелого беспилотника для мониторинга обстановки в Арктике и в перспективе для возможных грузоперевозок. Речь идет о гражданской версии 7-тонного двухдвигательного военного аппарата "Альтиус" разработки Казанского ОКБ Симонова. На создание его гражданской версии выделено 450 миллионов рублей бюджетного финансирования и 240 миллионов рублей из внебюджетных источников. Ведутся переговоры с частными инвесторами с целью увеличить сумму софинансирования проекта.

Военный прототип проходит испытания, а гражданский планируется создать к 2019 году. Дальше нужно будет получить сертификат единичного образца, а потом уже сертификат типа на этот беспилотник. Для этого предприятие разрабатывает сертификационный базис — ведь аналогов машине в России нет. В итоге мы рассчитываем получить летательный аппарат с продолжительностью полета до 48 часов, способный поднимать до 2-2,5 тонны полезной нагрузки. Текущая версия для мониторинга обстановки в Арктике способна нести на борту большое количество разной аппаратуры, включая оптические устройства, тепловизор, лидар. Грузовая версия потребует расширения отсека полезного груза. Нынешний отсек невелик по объему, для транспортной версии конструкцию придется сделать более "пузатой".

— Для каких целей может использоваться данный беспилотник?

— Например, для доставки грузов в удаленные населенные пункты. С этой точки зрения он, конечно, не оптимален, поскольку нуждается во взлетно-посадочной полосе. Для целей поиска и спасания грузы можно сбрасывать парашютным способом. А вот для основной цели — мониторинга ледовой обстановки, таксации лесов, других задач дистанционного зондирования Земли — он получится очень хорошим.

— Будут ли на ВЭФ представлены проекты, идущие по линии "Спейснета" — космического ответвления "Аэронета"?

— Если не говорить о небольших проектах (до 20 миллионов рублей), проходящих по линии "Спейснета", которые финансируются фондом Бортника, то межведомственной рабочей группой Национальной технологической инициативы на сегодняшний день одобрен только один космический проект — создание служебной платформы многоцелевого космического аппарата "Атом". Речь идет о создании именно платформы, на которую можно навешивать аппаратуру для решения разных задач — от обеспечения связи и дистанционного зондирования Земли до работ на астероидах. Предполагалось, что производителем таких аппаратов будет выступать АО "Газпром космические системы". Сам проект разработан компанией "Даурия", но пока его развитие приостановилось из-за трений, возникших между ними и Роскосмосом по предыдущему запуску (два спутника производства компании не включились после выведения на орбиту в прошлом году — ред.). Проект был одобрен без выделения средств со стороны НТИ, потому что финансирование должно было вестись со стороны ВЭБ.

Что касается других проектов, которые сейчас в разработке, то во Владивостоке я планирую рассказать о проекте "Авиационная беспилотная транспортная сеть" группы "Кронштадт", формирующей проектный консорциум, и о проекте "Небо".

"Небо" — проект использования спутников связи, работающих на высокоэллиптической, геостационарной и низкой орбите и полностью покрывающих всю территорию страны. Речь идет, во-первых, о создании универсальной потребительской аппаратуры, которая может быть размещена на транспортных средствах — автомобилях, поездах, самолетах, и, во-вторых, об управлении связным ресурсом спутников в качестве коммерческого оператора. Рынок мобильных услуг авторами проекта глубоко проработан.
Сами спутники для высокоэллиптической орбиты "Экспресс-РВ" должны быть созданы по заказу национального оператора ФГУП "Космическая связь" предприятиями Роскосмоса. Это четыре аппарата, размещенных на высокоэллиптической орбите типа "Молния".

— Для управления беспилотниками такая система не подходит?

- Для управления беспилотными транспортными средствами нужна низкоорбитальная группировка связи, например, типа Iridium. У нас в стране такой системы нет. Возможно, что-то будет создано в рамках разрабатываемого проекта многофункциональной группировки спутников "Сфера". К этому проекту я, с одной стороны, отношусь уважительно, но с большой осторожностью давал бы какие-либо прогнозы по его реализации. Хотя для управления беспилотным транспортом — морским, воздушным и наземным, особенно в малозаселенных районах Сибири и Дальнего Востока, в морских акваториях, низкоорбитальная группировка просто необходима. Вопрос — будет ли она российской?

—  Нельзя ли для этого задействовать группировку российских низкоорбитальных спутников "Гонец"?

— Нет, "Гонец" — это пейджинговая связь. Для того чтобы дистанционно управлять беспилотником, необходимо обеспечить постоянную и устойчивую связь, а это возможно только при серьезной группировке. "Гонец" с его 12 спутниками не годится. Нужно, как я сказал, что-то вроде Iridium с его 66 спутниками.

— В свое время в фонде "Сколково" вы помогали становлению стартапов — первого в России частного производителя космических аппаратов компании "Даурия Аэроспейс" и одного из первых частных разработчиков легких ракет "ЛинИндастриал". Обе компании сейчас находятся не в лучшем состоянии. Будут ли "Аэронет" и "Спейснет" оказывать им помощь?

— Мы не можем просто взять из кубышки деньги и выдать этим компаниям. Система поддержки проектов в НТИ многоступенчатая, не быстрая. Мне искренне жаль, что компания "Даурия" потускнела, может быть, даже несколько неоправданно быстро. Я считаю, что на их месте можно побороться за продолжение своей космической судьбы.

Что касается "ЛинИндастриал", то у них произошла смена нескольких инвесторов. Средств на продолжение работы нет. Мы с коллегами думаем, что можно сделать в этой ситуации. Этот тот случай, когда для поддержки команды нужно немного денег — товарищеское микрофинансирование со стороны космического сообщества. С какой-то стороны эту ситуацию можно рассматривать как тест на зрелость нашего космического общества, ведь частных ракетостроителей у нас раз-два и обчелся.

— В каких еще мероприятиях планируется участие "Аэронета" в ближайшее время?

— Рабочая группа "Аэронет" принимает активное участие в Гидроавиасалоне-2018 в Геленджике. Там мы представили около десятка компаний-партнеров, которые на нашем объединенном стенде или на собственных стендах представили силовые установки, макеты летательных аппаратов, системы управления транспортными средствами.

6 сентября в рамках гидроавиасалона я принял участие в круглом столе, в ходе которого представил актуализированную версию дорожной карты "Аэронета" и группы "Спейснет" с полной раскадровкой, своеобразной "таблицей Менделеева" — созданием технологий, оценкой сегментов рынка, планами развития нормативно-правовой базы, работами в сфере образования и популяризации. Я признателен коллегам из Санкт-Петербурга, которые помогли систематизировать наработки широкого круга специалистов и представить их в виде интерактивной презентации, которую после гидроавиасалона мы выложим на официальном сайте рабочей группы.

7 сентября планирую принять участие в заседании экспертного совета Государственной думы и круглом столе Минпромторга России, где группа рассчитывает доложить предложения по концепции развития беспилотного авиапрома.

—  Планируете ли в ходе Гидроавиасалона или ВЭФ найти инвесторов для проектов "Аэронета"?

— Вопрос с поиском инвесторов — штука тонкая. Не всегда понятно, где и в какой момент они могут появиться. Каждое мероприятие — и Геленджик, и ВЭФ, и "Армия", и МАКС — могут привести к знакомствам, которые впоследствии обернутся инвестициями в наши проекты. Важно помнить, что идти следует от рынков, от спроса, реже — от предложения.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение



Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer