Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Денис Мантуров:
Спрос на российское вооружение в мире постоянно растет


20 августа 2018 года Екатерина Мальцева, Интерфакс-АВН


Глава Минпромторга РФ рассказал о состоянии дел и перспективах российской оборонки в условиях санкций и снижения ГОЗа. Будет ли Россия строить новые авианосцы и вертолетоносцы, нужно ли возобновлять производство "Русланов", каков спрос на российское оружие за рубежом и как предприятия оборонной промышленности преодолевают финансовые трудности рассказал в интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Екатерине Мальцевой глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.

 - Денис Валентинович, как вы оцениваете нынешнее состояние оборонно-промышленного комплекса? Удалось ли преодолеть финансовые сложности, с которыми столкнулись многие предприятия ракетно-космической отрасли, Уралвагонзавод, концерн "Тракторные заводы", РТИ и другие? 

       - С различными трудностями, такими, например, как санкционное давление, сталкиваются не только предприятия ОПК, но и гражданская промышленность. При этом ОПК, конечно, для нас особо чувствительный сектор – но и здесь сохраняется устойчивая положительная динамика: выпуск продукции за последние пять лет увеличился более чем в 1,7 раза, примерно на столько же выросла производительность труда.
      Если говорить о прогнозах, то в 2018 году мы ожидаем прирост производства примерно на уровне 5%, а в последующие шесть лет рассчитываем на его ускорение до 8% в год. Кроме поставок продукции по гособоронзаказу в рамках имеющихся контрактов, загрузку производств обеспечивает выпуск товаров гражданского назначения, и здесь планы еще более оптимистичные – ожидаем ежегодного прироста на уровне 13% и выше. 
      Для того, чтобы достичь этих показателей, правительство реализует целый комплекс общих и адресных мер поддержки конкретным предприятиям. Так, финансовое состояние концерна РТИ сейчас достаточно стабильно, но поддержка государства может быть предоставлена компании при необходимости. 
      В отношении Уралвагонзавода могу сказать, что основные трудности уже преодолены, в том числе благодаря государственным финансовым гарантиям, субсидиям на продвижение продаж подвижного состава, компенсации процентных ставок. Новое руководство предприятия ведет системную работу по стабилизации финансового положения, в операционных показателях видна позитивная динамика. По итогам текущего года Уралвагонзаводом прогнозируется положительная рентабельность продаж. В этом году утверждена стратегия развития компании до 2025 года – она предполагает среднегодовой темп роста выручки предприятия на уровне 10% до 255 млрд рублей, а также увеличение доли гражданской продукции более чем в 2 раза – до 42% к 2025 году. 
      Еще одно наше предприятие – "Тракторные заводы" – с конца прошлого года проходит процедуру финансового оздоровления, которая предполагает передачу предприятий концерна в госкорпорацию "Ростех". Все основные активы уже находятся сегодня под акционерным и операционным контролем корпорации. "Ростехом" и Внешэкономбанком разработан механизм привлечения частного инвестора для развития гражданского направления деятельности концерна, который будет реализован в этом году. 

- Когда российская оборонка обретёт новый современный облик - обновятся производственные мощности, будет внедрено цифровое проектирование, "бережливое производство" и так далее? Какие инновации сейчас внедряются? 

      - Новый облик ОПК – это не только современное оборудование, но и целая система автоматизированных производств и прогрессивных технологий для создания промышленной продукции, в которой ключевым звеном являются современные "цифровые" средства управления. Этот момент обязательно будет учтен в проекте госпрограммы "Развитие ОПК на период до 2027 года", работа над которым сейчас активно ведется. 
      Ориентирами в новой госпрограмме как раз и станут проекты по цифровизации производства, такие, как системы управления полным жизненным циклом изделия. Мы планируем исключить импортозависимость от зарубежных разработчиков и уже в 2021 году начать внедрять их элементы на организациях ОПК. Этот проект должен быть реализован при участии "Ростеха" и "Росатома", а также ведущих российских поставщиков софтверных решений для промышленности.

- Как вы считаете, введение контрсанкций в космической сфере и в области авиастроения не усугубит изоляцию России от мировых трендов? Возможно ли приостановление сотрудничества по текущим проектам? 

      - Закон принимался с холодной головой и во взаимодействии всех заинтересованных структур и ведомств. Мы, как и наши коллеги-авиастроители из США, заинтересованы в создании конкурентоспособной продукции как с технической, так и с экономической стороны. Принятый закон позволяет нам принимать точечные осмысленные меры, направленные на выполнение наших производственных планов, а замена недоступных иностранных компонентов позволяет нам снижать их долю в составе самолета и выходить на рынки, ранее недоступные для нас по причине американских ограничений.

- Будет ли продолжена в ОПК тенденция на объединение предприятий в крупные интегрированные структуры? В том числе, планируется ли передача "Ростеху" крупных активов - ОАК и других? Есть ли планы по созданию Ракетно-космического холдинга, который объединит "Роскосмос", Алмаз-Антей, КТРВ и РТИ? 

      - Создание интегрированных структур на базе промышленных предприятий, капиталы которых находятся в госсобственности – это тенденция, которая действительно сейчас присутствует в ОПК и позволяет эффективно управлять самым масштабным за последние годы инвестиционным циклом. Фактически, корпоративный базис ОПК – это 63 интегрированные структуры, внутри которых производится около 78% от общего объема выпускаемой комплексом продукции. 
      В настоящее время на базе 15 организаций, входящих в "Ростех", формируется холдинговая компания по спецхимии и промышленным взрывчатым веществам. Кроме того, происходит формирование единой интегрированной структуры, которая объединяет в себе производственные циклы морского приборостроения. На базе нескольких научно-исследовательских институтов создается Всероссийский научно-исследовательский институт "Центр", который будет наделен функциями центра компетенции по информационно-аналитическому сопровождению решения задач в области развития ОПК. В стадии завершения находится включение в интегрированные структуры ОПК ремонтных заводов Минобороны и оборонных предприятий Крыма и города Севастополя.
      Важное уточнение: наравне с интеграцией предприятий ОПК происходит оптимизация внутренней структуры корпоративного сектора, ликвидируются промежуточные уровни корпоративного управления. Несколько холдингов проводят мероприятия по переводу дочерних обществ на единую акцию. 
      Что касается вхождения ОАК в госкорпорацию "Ростех", то, в первую очередь, хотел бы отметить, что мы сделали оценку развития отрасли с точки зрения повышения эффективности управления, достижения "синергетического" эффекта от взаимодействия компании с предприятиями госкорпорации и их ключевыми поставщиками. Эффекты от консолидации, в том числе, базируются на схожести применяемых технологий, взаимодополняемости конструкторского потенциала и мощностей, аналогичности рынков сбыта. 
      Решение по включению ОАКа в "Ростех" принято, сейчас готовятся все необходимые документы. 
      Проект создания единого ракетно-космического холдинга путем объединения госкорпорации "Роскосмос", Концерна ВКО "Алмаз-Антей", КТРВ и РТИ нуждается в детальном рассмотрении и проработке, поэтому делать какие-либо выводы мне кажется пока преждевременным. 

- Каков сейчас портфель экспортных заказов российского вооружения? Какие прогнозы на ближайшие годы? 

      - На сегодняшний момент портфель заказов на российское вооружение и военную технику составляет порядка 45 миллиардов долларов. Фактически, предприятия ОПК на несколько лет обеспечены заказами на поставку высокотехнологичных вооружений и военной техники. 
      В условиях постоянно меняющейся экономической и политической ситуации, а также жесткой конкуренции в мире делать прогнозы становится весьма проблематично. При этом спрос на российское вооружение постоянно растет, и география нашего военно-технического сотрудничества расширяется, а число партнеров уже включает более 100 государств. 

- Когда планируется подписать контракт с Индией на поставку С-400? Они отказались от совместной разработки истребителя пятого поколения (FGFA)? 

      - Российско-индийское сотрудничество носит стратегический характер. Особое место в нем занимают совместные высокотехнологичные проекты по разработке и производству вооружения и военной техники. В качестве примера можно привести успешную реализацию таких проектов, как лицензионное производство на территории Индии танков Т-90С, самолетов Су-30МКИ, а также совместную разработку и производство ракет "БраМос". 
      Проект поставки ЗРС С-400 "Триумф" является очень важным для обеих стран, и подписанию таких контрактов всегда предшествует достаточно долгий период согласования их параметров. Собственно, сейчас с индийской стороной идет переговорный процесс по условиям сделки. 
      Разработка многофункционального истребителя пятого поколения, несомненно, представляет интерес как для России, так и для Индии. Подобные проекты требуют больших усилий, долгой проработки и крупных финансовых вложений. При этом на сегодняшний день российский истребитель Су-57 является наиболее перспективным из представленных на рынке вооружений и мы, конечно, рассчитываем на дальнейшее развитие подобных проектов с Индией. 

- Уже неоднократно говорилось, что пик гособоронзаказа пройден - как будет обеспечиваться загрузка предприятий ОПК? Удаётся выполнять план по диверсификации производств? 

      - Диверсификация ОПК – направление, по которому у нас есть конкретные целевые показатели на ближайшие 12 лет, обозначенные президентом: доля высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения к 2025 году должна вырасти до 30% с нынешних 18 %, а к 2030 году – достигнуть половины от всего объема производства предприятий комплекса. Отмечу, что пока мы двигаемся с опережением графика и не планируем снижать темпы. 
      Интерактивные каталоги высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения российского производства уже размещаются в государственной информационной системе промышленности на специальном ресурсе. Там же можно собрать и проанализировать планы-графики закупок товаров, работ и услуг для органов власти, местного самоуправления, компаний с госучастием. 
      Совместно с другими ведомствами и институтами развития, в числе которых Фонд развития промышленности, сейчас формируется комплекс мер стимулирования спроса и государственной поддержки, который поможет снизить риски, неизбежно возникающие в процессе диверсификации. 
      Программа "Конверсия", например, предусматривает софинансирование Фондом инвестиционных проектов по производству продукции гражданского и двойного назначения, а в рамках программы "Комплектующие изделия" могут выделяться средства на проекты по организации или модернизации производства комплектующих изделий. Кстати, еще одна важная мера – предоставление скидки при реализации пилотных партий продукции. 

- Нет ли опасений, что такой переход предприятий оборонки на гражданские рельсы приведёт к потере необходимых компетенций и квалификации сотрудников? 

      - Один из главных приоритетов в диверсификации – сохранение "в орбите" ОПК квалифицированных кадров. При разработке и реализации всех мероприятий по диверсификации учитываются уже наработанные в ОПК компетенции и делается акцент на высокотехнологичных направлениях, по которым можно прогнозировать большой спрос и при этом нужно снижать зависимость от импорта. Это позволяет использовать имеющийся кадровый потенциал и сохранять сформировавшиеся высококвалифицированные коллективы. В фокусе внимания – развитие системы дополнительного профессионального образования. Субсидии в рамках госпрограммы "Развитие ОПК" могут выделяться в том числе на создание центров дополнительного профессионального образования, а ресурсы Федерального кадрового центра ОПК будут использоваться для повышения мобильности работников. 

- Хотелось бы узнать, как идет создание перспективных авиационных комплексов для российских ВКС и какую роль играет в их создании Минпромторг России?

      - Не могу раскрывать детали, но постараюсь обрисовать общую ситуацию. Создание образцов вооружения осуществляется строго в соответствии со сроками, которые утверждены в наших документах стратегического планирования, в том числе в действующей государственной программе вооружения. Минпромторг России в рамках своей компетенции решает поставленные задачи – обеспечивает создание и модернизацию производственных мощностей, формирование научно-технического задела и разработку новых технологий. Сейчас уже могу с большой уверенностью сказать, что новые комплексы будут полностью соответствовать требованиям тактико-технических заданий, а их серийное производство будет обеспечено всем необходимым. 

- Сможет ли Россия возобновить производство тяжёлых дальних транспортников Ан-124 "Руслан" без участия украинского КБ Антонова? Такие планы обсуждаются с Минобороны России?

      - Техническая возможность возобновления производства Ан-124 у нашей авиационной промышленности присутствует, ведь большая часть комплектующих самолета выпускается в Российской Федерации, а наш опыт работ по импортозамещению позволяет уверенно решать подобные задачи. В наличии имеется и документация на самолет, и соответствующие производственные мощности. 
      Другое дело, что острой необходимости в строительстве новых самолетов такого класса в настоящее время нет. У нас имеется большой парк самолетов, находящихся в хорошем техническом состоянии и с большим остатком ресурса. Модернизация бортового радиоэлектронного оборудования позволит эксплуатировать имеющийся парк примерно до конца 2040-х годов. К этому времени будет детально прорабатываться вопрос производства перспективного летательного аппарата, который придет на замену Ан-124. 

- Сейчас существуют проблемы со сроками сдачи военных кораблей - какие меры будут приняты во избежание срыва поставок по гособоронзаказу? 
      - Что касается флота, сейчас контроль за ходом строительства кораблей, которые должны быть сданы в ближайшее время, ведется в еженедельном режиме специальными рабочими группами. Это помогает оперативно реагировать и решать все возникающие проблемные вопросы при проведении различного вида испытаний этих кораблей. 

- Когда можно ожидать прорывных разработок по морской тематике? Есть ли в планах строительство нового авианосца и вертолетоносцев? 

      - В каждом головном корабле нового проекта применено очень много технологических и конструкторских решений, которые по праву могут быть отнесены к прорывным технологиям и разработкам в области морской тематики. 
      Вопросы, связанные со строительством авианосца для ВМФ России, в настоящее время находятся в стадии обсуждения, а по вопросу строительства вертолетоносца могу точно сказать, что вертолетоносцев в чистом понимании этого слова строить не будут. Современные корабли – носители вертолетов должны присутствовать в различных категориях кораблей и судов ВМФ. Например, вертолетное крыло в обязательном порядке должно находиться на авианесущих кораблях, но в качестве средств высадки вертолеты должны присутствовать и на десантных кораблях. 

- Как в целом вы оцениваете новую госпрограмму вооружения на 2018-2027 годы? Насколько сбалансировано финансирование закупок новой техники, модернизации существующих образцов и создания перспективных разработок? 

      - Государственная программа вооружения предусматривает скоординированные по целям, ресурсам и срокам мероприятия по разработке, производству и поддержанию в боевом состоянии вооружения, военной и специальной техники. На мой взгляд, ГПВ-2027 сбалансирована. При этом у нее есть две основные особенности: первая – изменение политики ценообразования и вторая – применение долгосрочных контрактов жизненного цикла. Снижение цены на изделие при увеличении его серийности – основной принцип новой ГПВ. С долгосрочными контрактами жизненного цикла организации смогут планировать свои издержки и привлекать инвестиции. 

- Завтра откроется форум "Армия-2018" - что российская промышленность покажет в этом году? Какие новинки, перспективные образцы военной техники можно будет увидеть на статике и в демонстрационной программе? 

      - Международный военно-технический форум "Армия-2018" по традиции станет самой масштабной площадкой, где эксперты и все, кого интересует оборонная промышленность, техника, наука, смогут удовлетворить свой интерес. 
      В рамках форума будут продемонстрированы как образцы техники, уже стоящей на вооружении армии нашей страны, так и ряд перспективных разработок. Все они заслуживают внимания, но лично я бы отметил как наиболее интересные бронетранспортер БТ-3Ф, предназначенный для использования морской пехотой, боевую машину десанта БМД-4М с новым боевым модулем "Синица", самоходную противотанковую пушку 2С25М "Спрут-СДМ1", переносной зенитный ракетный комплекс 9К333 "Верба", предназначенный для поражения воздушных целей на дальности свыше 6 км и на высоте больше 4 км, и боевую машину 2С38 из состава перспективного самоходного зенитного артиллерийского комплекса. Среди натурных образцов на статичной экспозиции будет представлен широкий перечень средств ПВО, бронетанковой, авиационной и инженерной техники. Ну а самым увлекательным зрелищем, на мой взгляд, станет демонстрация ходовых и огневых возможностей российской военной техники на полигонах выставки.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer