«АС»: Дмитрий Анатольевич, какие правовые документы регулируют деятельность экспериментальной авиации?
Д.В.: В соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (ФЗ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ) к экспериментальной авиации относится авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники (ст. 23 ВК РФ).
Деятельность экспериментальной авиации регулируется Воздушным кодексом РФ, ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, федеральными авиационными правилами, авиационными правилами и нормативными правовыми актами уполномоченного органа в области оборонной промышленности (ст. 26 ВК РФ).
Положением о Минпромторге России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5.06.2008 г. № 438, определены его функции, в том числе, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития авиационной техники и экспериментальной авиации.
В части экспериментальной авиации (ЭА) Минпромторг осуществляет следующие полномочия:
принимает нормативные правовые акты, определяющие:
- порядок допуска к эксплуатации аэродромов ЭА;
- правила государственного учета воздушных судов (ВС) ЭА;
- порядок допуска к полетам экспериментальных ВС;
- порядок организации и проведения демонстрационных полетов экспериментальных ВС;
- перечень документов, которые должны иметь на борту экспериментальные ВС;
- порядок регистрации наносимых на экспериментальные ВС дополнительных опознавательных знаков, имен собственных, товарных знаков, геральдических знаков;
организует выполнение работ по созданию авиационной техники;
организует и проводит расследования авиационных происшествий с экспериментальными ВС;
осуществляет:
- ведение государственного реестра аэродромов экспериментальной авиации Российской Федерации;
- ведение государственного учета ВС ЭА;
- государственное регулирование деятельности в области ЭА, а также регистрацию дополнительных опознавательных знаков, имен собственных, товарных знаков, геральдических знаков, наносимых на экспериментальные ВС;
- государственный контроль за деятельностью авиа-ционного персонала ЭА;
- обеспечивает государственный контроль за выполнением правил эксплуатации экспериментальных ВС.
«АС»: Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях деятельности Управления летной службы ОАО «Авиапром». Какова инфраструктура экспериментальной авиации, ее кадры?
Д.В.: В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 11.12.1997 г. № 1552 и от 15.04.2000 г. № 344 Управление летной службы (УЛС) ОАО «Авиапром» осуществляет работы и оказывает услуги, связанные с регулированием летной деятельности в области ЭА.
В том числе, по поручению Минпромторга России УЛС ОАО «Авиапром»:
- разрабатывает проекты нормативных правовых актов, приказов и распоряжений Минпромторга России, определяющих деятельность ЭА;
- осуществляет контроль выполнения воздушного законодательства РФ, нормативных правовых актов в летно-испытательных подразделениях (ЛИП) ЭА;
- осуществляет контроль летно-методической работы и работы методических советов ЛИП авиационных организаций;
- участвует в аттестации авиационного персонала ЭА;
- участвует в расследованиях авиационных происшествий и серьезных авиационных инцидентов с экспериментальными ВС
- осуществляет контроль проверки организации летно-испытательной работы в ЛИП авиационных организаций ЭА;
- осуществляет контроль обеспечения полетов: штурманского, инженерно-авиационного, аэродромного, связи и радиосветотехнического, поискового и аварийно-спасательного, парашютно-спасательного, высотно-кислородного, метеорологического, диспетчерского, аэронавигационного;
- осуществляет оформление и выдачу разрешений на использование средств радиотехнического обеспечения полетов на аэродромах ЭА;
- осуществляет контроль подготовки экипажей и экспериментальных ВС к выполнению международных полетов, испытательных и исследовательских полетов за границей, демонстрационных полетов на выставках, авиасалонах и аэрошоу в России и на территории других государств, а также контролирует их выполнение;
- оформляет свидетельства авиаперсоналу ЭА;
- проводит анализ авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными ВС, разрабатывает и направляет в авиационные организации рекомендации по их предупреждению, контролирует выполнение профилактических мероприятий по обеспечению безопасности полетов;
- принимает участие в работе комиссии Минпромторга России по комплексному обследованию аэродромов ЭА.
Экспериментальная авиация имеет довольно развитую инфраструктуру в различных регионах России, включающую 54 летно-испытательных подразделения, 295 экспериментальных ВС, 21 аэродром, 5 посадочных площадок.
По состоянию на 1 января 2018 г. в ЛИП работают 194 летчика-испытателя, в том числе летчики-испытатели 1-го класса – 63%, 2-го класса – 16%; 3-го класса – 9%, без класса – 12%. Средний возраст летчиков-испытателей – 53 года, тенденция увеличения возраста («старения») авиационного персонала за прошедшие 5 лет сохраняется.
«АС»: Насколько, на Ваш взгляд, оптимальна существующая система управления и регулирования деятельности ЭА, отвечает ли она требованиям сегодняшнего дня?
Д.В.: Хотел бы отметить, что, к сожалению, в структуре Минпромторга России экспериментальная авиация не имеет подразделения (департамента), обеспечивающего реализацию функции государственного регулирования в области экспериментальной авиации в полном объеме, на современном уровне, а в положении о Минпромторге России не определена ответственность за обеспечение безопасности полетов (конкретное должностное лицо), как это предписано Международными стандартами и Рекомендуемой практикой ИКАО.
При этом, государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации осуществляет Минтранс России с находящимися в его ведении Росавиацией и Ространснадзором, а государственное регулирование деятельности в области государственной авиации осуществляет Минобороны России.
Другие федеральные органы исполнительной власти, имеющие подразделения государственной авиации (МВД, ВСБ, МЧС, ФТС, РОСТО), осуществляют организацию их деятельности и оперативное управление этой деятельностью. Эти федеральные органы, в составе которых действуют подразделения государственной авиации, имеют четкие структуры, осуществляющие организацию проведения летной деятельности и контроль за безопасностью полетов.
«АС»: Какие события в деятельности экспериментальной авиации в 2016-2017 гг. Вы бы отметили?
Д.В.: Летно-испытательная работа в ЛИП авиационных организаций ЭА в 2016-2017 гг. была направлена, прежде всего, на безусловное выполнение производственных планов предприятий и проведение летных испытаний авиационной техники без авиационных происшествий.
Структуры ЭА решали задачи по проведению летных испытаний авиационной техники, выполнению демонстрационных полетов, в том числе по программам Международного авиакосмического салона МАКС-2017 и других выставок в России и за рубежом, международных полетов в целях поставки отечественных ВС иностранным заказчикам. Отдельные экипажи ЭА выполняли задачи по проведению летных проверок средств связи и радиосветотехнического оборудования аэродромов, перегонке ВС в ремонтные предприятия и обратно, авиационному обеспечению деятельности организаций и предприятий. Производились полеты на поддержание натренированности и выполнение проверок летной подготовки летного состава ЛИП ЭА.
В 2016-2017 гг. были подняты в воздух опытные экземпляры новых типов воздушных судов: Як-152 на Иркутском авиационном заводе – филиале ПАО «Корпорация «Иркут», модификаций вертолетов «Ми» и «Ка» на предприятиях АО «Вертолеты России».
Важнейшими событиями в 2017 г. стали начало испытаний нового пассажирского самолета МС-21 на Иркутском авиационном заводе – филиале ПАО «Корпорация «Иркут» и первый полет многофункционального истребителя МиГ-35 в подмосковных Луховицах, заводские испытания которого завершены в декабре 2017 г.
Начало 2018 г. также ознаменовалось важными событиями в деятельности ЭА. В присутствии Президента России Владимира Владимировича Путина 25 января поднят в воздух первый, после возобновления производства на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова – филиале ПАО «Туполев», стратегический ракетоносец Ту-160М. Мне довелось в составе экипажа принять участие в этом полете, во время которого были выполнены маневры по проверке устойчивости и управляемости самолета в воздухе.
В тот же день, 25 января 2018 г., на Ульяновском предприятии «Авиастар-СП» совершил первый полет перспективный самолет-топливозаправщик Ил-78М-90А.
На предприятиях авиационной промышленности и авиаремонтных заводах, входящих в ПАО «ОАК» и АО «Вертолеты России», продолжались испытания серийных и модернизированных воздушных судов.
В 2016-2017 гг. налет в ЭА составил свыше 22 тыс. часов, в т. ч. на испытаниях новой и серийной авиационной техники – 15 тыс. часов. Сравнительный анализ налета по годам за последние годы показывает, что общий и испытательный налет для различных ЛИП отличается и зависит от характера выполняемых ими задач и типов испытываемых экспериментальных ВС. Налет по годам летчиков-испытателей находится примерно на одном уровне. Авиационных происшествий в эти годы не допущено.
Продолжалась работа по подготовке и аттестации руководителей ЛИП, их заместителей по летной и инженерно-авиационной службе на базе ЛИИ им. М.М. Громова. В Школе летчиков-испытателей (ШЛИ) им. А.В. Федотова прошли обучение по программам переподготовки и повышения квалификации 283 специалиста авиационного персонала.
В 2016-2017 гг. УЛС ОАО «Авиапром» были выполнены комплексные проверки организации и проведения летно-испытательной работы, управления полетами и их обеспечения в летно-испытательных подразделениях авиационных организаций ЭА; проверены 12 аэродромов ЭА на предмет допуска их к эксплуатации в соответствии с требованиями нормативных документов и т. д.
Постоянно УЛС ОАО «Авиапром» осуществляются проверки готовности экспериментальных ВС и экипажей к выполнению демонстрационных полетов на международных авиационных выставках в России и за рубежом, выполнению испытательных полетов за рубежом при поставках российской авиационной техники иностранным заказчикам и к другим полетам.
«АС»: Дмитрий Анатольевич, с учетом решения Президента Российской Федерации о передаче авиационных ремонтных заводов (АРЗ) в состав ПАО «ОАК» и АО «Вертолеты России», изменилась ли система летных испытаний ВС после выполнения ремонта?
Д.В.: В настоящее время станции наземных и летных испытаний (СН и ЛИ) АРЗ организуют и проводят свою работу в соответствии с нормативными документами государственной авиации.
В целях упорядочения организации и проведения летно-испытательной работы на АРЗ, вошедших в состав ПАО «ОАК» и АО «Вертолеты России», учитывая, что АРЗ являются авиационными организациями и выполняют испытания авиационной техники после проведения ремонта, предлагалось, в соответствии со статьей 23 Воздушного кодекса РФ, отнести АРЗ к авиационным организациям ЭА.
По инициативе ПАО «ОАК» и АО «Вертолеты России», с привлечением специалистов УЛС ОАО «Авиапром», создана рабочая группа, которая разработала «Временную инструкцию по организации полетов ВС на АРЗ, находящихся в ПАО «ОАК» и АО «Вертолеты России», с последующим поэтапным переходом до 2020 г. деятельности СН и ЛИ АРЗ на нормативные документы ЭА. Инструкция утверждена Минпромторгом России.
Еще одно из важных направлений работы УЛС ОАО «Авиапром» – разработка проектов нормативных документов в области ЭА. За последние годы разработаны и представлены в Минпромторг ряд документов, в том числе:
- ФАП «Требования к специалистам согласно перечня специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации, порядок подготовки специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации, требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации»;
- ФАП о порядке проведения обязательной аттестации, порядка допуска к деятельности специалистов авиа-ционного персонала экспериментальной авиации и порядка выдачи свидетельств для специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации;
- ФАП по выполнению полетов экспериментальных воздушных судов;
- приказ Минпромторга России «Об утверждении форм свидетельств специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации и правил их заполнения» и другие проекты документов.
Разработаны и направлены в авиационные организации экспериментальной авиации Организационно-методические рекомендации по организации и проведению летно-испытательной работы в 2018 г. (ОМР-2018).
Несмотря на большую выполненную работу, нормативная правовая и нормативная техническая база государственного регулирования в области экспериментальной авиации, как мне представляется, не в полной мере соответствует современным требованиям и нуждается в дальнейшем серьезном развития.
«АС»: Что для этого конкретно следует сделать?
Д.В.: Как я уже говорил, необходимо в структуре Минпромторга России создать подразделение (департамент государственной политики в области ЭА), обеспечивающее реализацию функции государственного регулирования в области ЭА в полном объеме, на современном уровне.
Не соответствует современным требованиям система отбора, подготовки и сопровождения деятельности авиационного персонала ЭА. Единственное на сегодня в России учебное заведение, осуществляющее подготовку летчиков-испытателей – подразделение АО «ЛИИ им. М.М. Громова», входящее структурно в ПАО «ОАК». Это не позволяет финансировать на законных основаниях Школу летчиков-испытателей Минпромторга России, в то время, как предыдущий «советский» и международный опыт подготовки летчиков-испытателей подтверждает, что их подготовка, аттестация, трудоустройство в ЛИП, постоянный контроль за их профессиональной деятельностью является задачей государства (раньше это осуществляло УЛС МАП СССР).
Если говорить о первоочередных задачах по развитию и совершенствованию нормативного правового и методического обеспечения деятельности ЭА, то, на мой взгляд, необходимо переработать и ввести в действие приказами Минпромторга России нормативные документы, обеспечивающие выполнение программ испытаний современной авиационной техники и безопасность полетов в экспериментальной авиации, в том числе:
- ФАП «Требования к специалистам согласно перечня специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации, порядок подготовки специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации, требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации»;
- ФАП о порядке проведения обязательной аттестации, порядка допуска к деятельности специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации и порядка выдачи свидетельств для специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации;
- ФАП по производству полетов экспериментальной авиации;
- типовое положение о летно-испытательном подразделении авиационной организации экспериментальной авиации;
- положение об инспекторах летчиках-испытателях, штурманах-испытателях и бортинженерах-испытателях экспериментальной авиации и др.
Также для повышения уровня подготовки и качества деятельности авиационного персонала необходимо просчитать потребность и перспективную программу подготовки кадров для ЭА (на 5-10 лет) и придать Школе летчиков-испытателей статус федерального специализированного учебного заведения по подготовке летно-испытательного состава с финансированием его деятельности за счет государственного бюджета, укомплектовать Школу летчиков-испытателей постоянным преподавательским составом, новейшей авиационной техникой, тренажерами, современными техническими средствами обучения.
Если говорить об основополагающем документе для экспериментальной авиации, то, на мой взгляд, необходима разработка Государственной Программы развития экспериментальной авиации до 2030 г., как вида авиации, используемого для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники. Программа должна быть направлена на реализацию следующих основных задач:
- создание в структуре Минпромторга России подразделения (департамент государственной политики в области ЭА), обеспечивающего реализацию функции государственного регулирования в области экспериментальной авиации;
- совершенствование нормативной правовой и нормативной технической базы государственного регулирования в области ЭА:
- совершенствование системы подготовки специалистов экспериментальной авиации;
- техническая модернизация учебно-методической базы Школы летчиков испытателей им. А.В. Федотова АО «ЛИИ им М.М. Громова»;
- совершенствование материальной базы ЭА, включая реконструкцию и модернизацию аэродромов, полигонов и других объектов;
- обеспечение проведения опережающих летных испытаний (исследований) и создание задела для разработки и производства современной авиационной и другой техники военного и гражданского назначения.
О жизненной необходимости разработки такой Программы шла речь 25 января 2018 г. в процессе беседы экипажа самолета Ту-160М с Президентом Российской Федерации.
«АС»: Дмитрий Анатольевич, благодарю Вас за интересное и насыщенное интервью.
Д.В.: В соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (ФЗ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ) к экспериментальной авиации относится авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники (ст. 23 ВК РФ).
Деятельность экспериментальной авиации регулируется Воздушным кодексом РФ, ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, федеральными авиационными правилами, авиационными правилами и нормативными правовыми актами уполномоченного органа в области оборонной промышленности (ст. 26 ВК РФ).
Положением о Минпромторге России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5.06.2008 г. № 438, определены его функции, в том числе, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития авиационной техники и экспериментальной авиации.
В части экспериментальной авиации (ЭА) Минпромторг осуществляет следующие полномочия:
принимает нормативные правовые акты, определяющие:
- порядок допуска к эксплуатации аэродромов ЭА;
- правила государственного учета воздушных судов (ВС) ЭА;
- порядок допуска к полетам экспериментальных ВС;
- порядок организации и проведения демонстрационных полетов экспериментальных ВС;
- перечень документов, которые должны иметь на борту экспериментальные ВС;
- порядок регистрации наносимых на экспериментальные ВС дополнительных опознавательных знаков, имен собственных, товарных знаков, геральдических знаков;
организует выполнение работ по созданию авиационной техники;
организует и проводит расследования авиационных происшествий с экспериментальными ВС;
осуществляет:
- ведение государственного реестра аэродромов экспериментальной авиации Российской Федерации;
- ведение государственного учета ВС ЭА;
- государственное регулирование деятельности в области ЭА, а также регистрацию дополнительных опознавательных знаков, имен собственных, товарных знаков, геральдических знаков, наносимых на экспериментальные ВС;
- государственный контроль за деятельностью авиа-ционного персонала ЭА;
- обеспечивает государственный контроль за выполнением правил эксплуатации экспериментальных ВС.
«АС»: Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях деятельности Управления летной службы ОАО «Авиапром». Какова инфраструктура экспериментальной авиации, ее кадры?
Д.В.: В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 11.12.1997 г. № 1552 и от 15.04.2000 г. № 344 Управление летной службы (УЛС) ОАО «Авиапром» осуществляет работы и оказывает услуги, связанные с регулированием летной деятельности в области ЭА.
В том числе, по поручению Минпромторга России УЛС ОАО «Авиапром»:
- разрабатывает проекты нормативных правовых актов, приказов и распоряжений Минпромторга России, определяющих деятельность ЭА;
- осуществляет контроль выполнения воздушного законодательства РФ, нормативных правовых актов в летно-испытательных подразделениях (ЛИП) ЭА;
- осуществляет контроль летно-методической работы и работы методических советов ЛИП авиационных организаций;
- участвует в аттестации авиационного персонала ЭА;
- участвует в расследованиях авиационных происшествий и серьезных авиационных инцидентов с экспериментальными ВС
- осуществляет контроль проверки организации летно-испытательной работы в ЛИП авиационных организаций ЭА;
- осуществляет контроль обеспечения полетов: штурманского, инженерно-авиационного, аэродромного, связи и радиосветотехнического, поискового и аварийно-спасательного, парашютно-спасательного, высотно-кислородного, метеорологического, диспетчерского, аэронавигационного;
- осуществляет оформление и выдачу разрешений на использование средств радиотехнического обеспечения полетов на аэродромах ЭА;
- осуществляет контроль подготовки экипажей и экспериментальных ВС к выполнению международных полетов, испытательных и исследовательских полетов за границей, демонстрационных полетов на выставках, авиасалонах и аэрошоу в России и на территории других государств, а также контролирует их выполнение;
- оформляет свидетельства авиаперсоналу ЭА;
- проводит анализ авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными ВС, разрабатывает и направляет в авиационные организации рекомендации по их предупреждению, контролирует выполнение профилактических мероприятий по обеспечению безопасности полетов;
- принимает участие в работе комиссии Минпромторга России по комплексному обследованию аэродромов ЭА.
Экспериментальная авиация имеет довольно развитую инфраструктуру в различных регионах России, включающую 54 летно-испытательных подразделения, 295 экспериментальных ВС, 21 аэродром, 5 посадочных площадок.
По состоянию на 1 января 2018 г. в ЛИП работают 194 летчика-испытателя, в том числе летчики-испытатели 1-го класса – 63%, 2-го класса – 16%; 3-го класса – 9%, без класса – 12%. Средний возраст летчиков-испытателей – 53 года, тенденция увеличения возраста («старения») авиационного персонала за прошедшие 5 лет сохраняется.
«АС»: Насколько, на Ваш взгляд, оптимальна существующая система управления и регулирования деятельности ЭА, отвечает ли она требованиям сегодняшнего дня?
Д.В.: Хотел бы отметить, что, к сожалению, в структуре Минпромторга России экспериментальная авиация не имеет подразделения (департамента), обеспечивающего реализацию функции государственного регулирования в области экспериментальной авиации в полном объеме, на современном уровне, а в положении о Минпромторге России не определена ответственность за обеспечение безопасности полетов (конкретное должностное лицо), как это предписано Международными стандартами и Рекомендуемой практикой ИКАО.
При этом, государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации осуществляет Минтранс России с находящимися в его ведении Росавиацией и Ространснадзором, а государственное регулирование деятельности в области государственной авиации осуществляет Минобороны России.
Другие федеральные органы исполнительной власти, имеющие подразделения государственной авиации (МВД, ВСБ, МЧС, ФТС, РОСТО), осуществляют организацию их деятельности и оперативное управление этой деятельностью. Эти федеральные органы, в составе которых действуют подразделения государственной авиации, имеют четкие структуры, осуществляющие организацию проведения летной деятельности и контроль за безопасностью полетов.
«АС»: Какие события в деятельности экспериментальной авиации в 2016-2017 гг. Вы бы отметили?
Д.В.: Летно-испытательная работа в ЛИП авиационных организаций ЭА в 2016-2017 гг. была направлена, прежде всего, на безусловное выполнение производственных планов предприятий и проведение летных испытаний авиационной техники без авиационных происшествий.
Структуры ЭА решали задачи по проведению летных испытаний авиационной техники, выполнению демонстрационных полетов, в том числе по программам Международного авиакосмического салона МАКС-2017 и других выставок в России и за рубежом, международных полетов в целях поставки отечественных ВС иностранным заказчикам. Отдельные экипажи ЭА выполняли задачи по проведению летных проверок средств связи и радиосветотехнического оборудования аэродромов, перегонке ВС в ремонтные предприятия и обратно, авиационному обеспечению деятельности организаций и предприятий. Производились полеты на поддержание натренированности и выполнение проверок летной подготовки летного состава ЛИП ЭА.
В 2016-2017 гг. были подняты в воздух опытные экземпляры новых типов воздушных судов: Як-152 на Иркутском авиационном заводе – филиале ПАО «Корпорация «Иркут», модификаций вертолетов «Ми» и «Ка» на предприятиях АО «Вертолеты России».
Важнейшими событиями в 2017 г. стали начало испытаний нового пассажирского самолета МС-21 на Иркутском авиационном заводе – филиале ПАО «Корпорация «Иркут» и первый полет многофункционального истребителя МиГ-35 в подмосковных Луховицах, заводские испытания которого завершены в декабре 2017 г.
Начало 2018 г. также ознаменовалось важными событиями в деятельности ЭА. В присутствии Президента России Владимира Владимировича Путина 25 января поднят в воздух первый, после возобновления производства на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова – филиале ПАО «Туполев», стратегический ракетоносец Ту-160М. Мне довелось в составе экипажа принять участие в этом полете, во время которого были выполнены маневры по проверке устойчивости и управляемости самолета в воздухе.
В тот же день, 25 января 2018 г., на Ульяновском предприятии «Авиастар-СП» совершил первый полет перспективный самолет-топливозаправщик Ил-78М-90А.
На предприятиях авиационной промышленности и авиаремонтных заводах, входящих в ПАО «ОАК» и АО «Вертолеты России», продолжались испытания серийных и модернизированных воздушных судов.
В 2016-2017 гг. налет в ЭА составил свыше 22 тыс. часов, в т. ч. на испытаниях новой и серийной авиационной техники – 15 тыс. часов. Сравнительный анализ налета по годам за последние годы показывает, что общий и испытательный налет для различных ЛИП отличается и зависит от характера выполняемых ими задач и типов испытываемых экспериментальных ВС. Налет по годам летчиков-испытателей находится примерно на одном уровне. Авиационных происшествий в эти годы не допущено.
Продолжалась работа по подготовке и аттестации руководителей ЛИП, их заместителей по летной и инженерно-авиационной службе на базе ЛИИ им. М.М. Громова. В Школе летчиков-испытателей (ШЛИ) им. А.В. Федотова прошли обучение по программам переподготовки и повышения квалификации 283 специалиста авиационного персонала.
В 2016-2017 гг. УЛС ОАО «Авиапром» были выполнены комплексные проверки организации и проведения летно-испытательной работы, управления полетами и их обеспечения в летно-испытательных подразделениях авиационных организаций ЭА; проверены 12 аэродромов ЭА на предмет допуска их к эксплуатации в соответствии с требованиями нормативных документов и т. д.
Постоянно УЛС ОАО «Авиапром» осуществляются проверки готовности экспериментальных ВС и экипажей к выполнению демонстрационных полетов на международных авиационных выставках в России и за рубежом, выполнению испытательных полетов за рубежом при поставках российской авиационной техники иностранным заказчикам и к другим полетам.
«АС»: Дмитрий Анатольевич, с учетом решения Президента Российской Федерации о передаче авиационных ремонтных заводов (АРЗ) в состав ПАО «ОАК» и АО «Вертолеты России», изменилась ли система летных испытаний ВС после выполнения ремонта?
Д.В.: В настоящее время станции наземных и летных испытаний (СН и ЛИ) АРЗ организуют и проводят свою работу в соответствии с нормативными документами государственной авиации.
В целях упорядочения организации и проведения летно-испытательной работы на АРЗ, вошедших в состав ПАО «ОАК» и АО «Вертолеты России», учитывая, что АРЗ являются авиационными организациями и выполняют испытания авиационной техники после проведения ремонта, предлагалось, в соответствии со статьей 23 Воздушного кодекса РФ, отнести АРЗ к авиационным организациям ЭА.
По инициативе ПАО «ОАК» и АО «Вертолеты России», с привлечением специалистов УЛС ОАО «Авиапром», создана рабочая группа, которая разработала «Временную инструкцию по организации полетов ВС на АРЗ, находящихся в ПАО «ОАК» и АО «Вертолеты России», с последующим поэтапным переходом до 2020 г. деятельности СН и ЛИ АРЗ на нормативные документы ЭА. Инструкция утверждена Минпромторгом России.
Еще одно из важных направлений работы УЛС ОАО «Авиапром» – разработка проектов нормативных документов в области ЭА. За последние годы разработаны и представлены в Минпромторг ряд документов, в том числе:
- ФАП «Требования к специалистам согласно перечня специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации, порядок подготовки специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации, требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации»;
- ФАП о порядке проведения обязательной аттестации, порядка допуска к деятельности специалистов авиа-ционного персонала экспериментальной авиации и порядка выдачи свидетельств для специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации;
- ФАП по выполнению полетов экспериментальных воздушных судов;
- приказ Минпромторга России «Об утверждении форм свидетельств специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации и правил их заполнения» и другие проекты документов.
Разработаны и направлены в авиационные организации экспериментальной авиации Организационно-методические рекомендации по организации и проведению летно-испытательной работы в 2018 г. (ОМР-2018).
Несмотря на большую выполненную работу, нормативная правовая и нормативная техническая база государственного регулирования в области экспериментальной авиации, как мне представляется, не в полной мере соответствует современным требованиям и нуждается в дальнейшем серьезном развития.
«АС»: Что для этого конкретно следует сделать?
Д.В.: Как я уже говорил, необходимо в структуре Минпромторга России создать подразделение (департамент государственной политики в области ЭА), обеспечивающее реализацию функции государственного регулирования в области ЭА в полном объеме, на современном уровне.
Не соответствует современным требованиям система отбора, подготовки и сопровождения деятельности авиационного персонала ЭА. Единственное на сегодня в России учебное заведение, осуществляющее подготовку летчиков-испытателей – подразделение АО «ЛИИ им. М.М. Громова», входящее структурно в ПАО «ОАК». Это не позволяет финансировать на законных основаниях Школу летчиков-испытателей Минпромторга России, в то время, как предыдущий «советский» и международный опыт подготовки летчиков-испытателей подтверждает, что их подготовка, аттестация, трудоустройство в ЛИП, постоянный контроль за их профессиональной деятельностью является задачей государства (раньше это осуществляло УЛС МАП СССР).
Если говорить о первоочередных задачах по развитию и совершенствованию нормативного правового и методического обеспечения деятельности ЭА, то, на мой взгляд, необходимо переработать и ввести в действие приказами Минпромторга России нормативные документы, обеспечивающие выполнение программ испытаний современной авиационной техники и безопасность полетов в экспериментальной авиации, в том числе:
- ФАП «Требования к специалистам согласно перечня специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации, порядок подготовки специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации, требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации»;
- ФАП о порядке проведения обязательной аттестации, порядка допуска к деятельности специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации и порядка выдачи свидетельств для специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации;
- ФАП по производству полетов экспериментальной авиации;
- типовое положение о летно-испытательном подразделении авиационной организации экспериментальной авиации;
- положение об инспекторах летчиках-испытателях, штурманах-испытателях и бортинженерах-испытателях экспериментальной авиации и др.
Также для повышения уровня подготовки и качества деятельности авиационного персонала необходимо просчитать потребность и перспективную программу подготовки кадров для ЭА (на 5-10 лет) и придать Школе летчиков-испытателей статус федерального специализированного учебного заведения по подготовке летно-испытательного состава с финансированием его деятельности за счет государственного бюджета, укомплектовать Школу летчиков-испытателей постоянным преподавательским составом, новейшей авиационной техникой, тренажерами, современными техническими средствами обучения.
Если говорить об основополагающем документе для экспериментальной авиации, то, на мой взгляд, необходима разработка Государственной Программы развития экспериментальной авиации до 2030 г., как вида авиации, используемого для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники. Программа должна быть направлена на реализацию следующих основных задач:
- создание в структуре Минпромторга России подразделения (департамент государственной политики в области ЭА), обеспечивающего реализацию функции государственного регулирования в области экспериментальной авиации;
- совершенствование нормативной правовой и нормативной технической базы государственного регулирования в области ЭА:
- совершенствование системы подготовки специалистов экспериментальной авиации;
- техническая модернизация учебно-методической базы Школы летчиков испытателей им. А.В. Федотова АО «ЛИИ им М.М. Громова»;
- совершенствование материальной базы ЭА, включая реконструкцию и модернизацию аэродромов, полигонов и других объектов;
- обеспечение проведения опережающих летных испытаний (исследований) и создание задела для разработки и производства современной авиационной и другой техники военного и гражданского назначения.
О жизненной необходимости разработки такой Программы шла речь 25 января 2018 г. в процессе беседы экипажа самолета Ту-160М с Президентом Российской Федерации.
«АС»: Дмитрий Анатольевич, благодарю Вас за интересное и насыщенное интервью.