Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Сергей Сопов:
Мы предложили Роскосмосу $2,5 млрд за ракеты, а в ответ — тишина


7 ноября 2018 года Александр Темнов, ТАСС


Представителей частной космонавтики в России можно пересчитать по пальцам. Несколько лет назад появилась компания, которая строит далеко идущие планы, купив у Ракетно-космической корпорации "Энергия" (входит в госкорпорацию "Роскосмос") плавучий космодром "Морской старт" и готовясь к первому пуску. Дальнейшие цели S7 Space (S7 Spase transportation systems — Космические транспортные системы) — создание многоразовой ракеты, транспортного корабля, "орбитального космодрома" и обеспечение его обслуживания. Об успехах и трудностях, с которыми пришлось столкнуться после выхода на рынок космических услуг, и о планах компании на будущее в интервью ТАСС рассказал генеральный директор S7 Space Сергей Сопов.

— Сергей Алексеевич, после определенных трудностей S7 Space все же купила космодром "Морской старт", что дальше?
 
— С момента покупки прошло достаточно времени. За этот период мы осознали, что не все мечты сбываются. Есть те, которые пока реализовать технически невозможно.
 
— К чему вы пришли в итоге?
 
— Мы приняли решение самостоятельно создать ракету, которая бы заменила по характеристикам носитель "Зенит" для проектов "Морской старт" и "Наземный старт". При этом мы должны не просто повторить "Зенит", а в техническом смысле превзойти его. Это задача очень сложная — в своем классе данная ракета и сегодня все еще лучшая в мире.
 
Для этого мы начали создавать проектные подразделения по средствам выведения, которые возглавил Игорь Сергеевич Радугин (недавно перешел из РКК "Энергия" в S7 Space — прим. ТАСС). Его основная цель — создание транспортной космической системы, которую мы будем использовать в ближайшей перспективе.
 
— Ракета будет одноразовой или многоразовой?
 
— Я повторюсь, наверное, но одноразовая ракета так же "эффективна", как одноразовый самолет. Создавать одноразовый носитель — это даже не топтание на месте, а дорога вспять.
 
В ноябре мы будем отмечать 30-летие второго и последнего запуска многоразовой транспортной космической системы "Энергия — Буран". За эти 30 лет мы все вместе "спустили в никуда" те технологические достижения, которыми можно и сейчас было бы гордиться, а на этом месте выросла одноразовая ракета "Ангара", которая до сих пор не летает. У специалистов ракетно-космической промышленности она, мягко говоря, вызывает неоднозначную реакцию.
 
Никто и никогда, за исключением, например, проекта "Буран" или планов спасения боковых блоков сверхтяжелой ракеты "Энергия", в нашей стране не ставил задачу спасения и повторного использования ракетно-космической техники. И ведь вопрос не в способе возврата отработавшей ракетной ступени, а по большей части в ее ресурсе и в первую очередь в циклах, в ремонтопригодности, трудоемкости технического обслуживания. Сегодня все агрегаты и системы ракеты одноразовые, то есть не подлежащие повторному использованию.
 
Если представить ситуацию, что сегодня мы после пуска возвращаем носитель обратно на Землю, то, что с ним делать дальше, никто не скажет, поскольку ни у кого в нашей стране такого опыта нет.
 
Роскосмос предложил нам участвовать в создании ракеты "Союз-5". Мы согласились, но будем делать свою версию ракеты самостоятельно под собственные задачи на основе эскизного проекта "Союза-5". Наша ракета внутри компании получила условное название "Союз-7" и "Союз-7SL" (Sea Launch — "Морской старт" — прим. ТАСС).  Первая ступень у нее будет многоразовой.
 
— Ракета будет создаваться на основе "Союза-5". Что она унаследует от этого носителя?
 
— В первую очередь двигатель. Нам повезло, что наши учителя, наши предшественники оставили нам великолепное наследие — многоразовый двигатель РД-171. Я не оговорился, он именно многоразовый. Рассчитан на 20 включений — 10 для полета и 10 предполетных прожигов. В части многоразового использования ракеты космического назначения этот двигатель — находка.
 
Для первой ступени своей ракеты мы рассматривали несколько вариантов двигательной установки, в том числе и известный двигатель НК-33 (двигатель от советской лунной ракеты Н-1 — прим. ТАСС).
 
Судьба этого двигателя удивительная — его уничтожают сами творцы. Вы знаете, создавался двигатель в рамках советской лунной программы на первую ступень ракеты Н-1. Двигатель действительно хороший, по всем параметрам нам подходил, но, к сожалению, сегодняшние руководители Объединенной двигателестроительной корпорации и в самарском ПАО имени Кузнецова не пошли в этом вопросе нам навстречу. Точнее, их вообще этот вопрос не заинтересовал.
 
"Самим не надо и никому не дадим" — вот примерно в сухом остатке, что осталось от идеи установить на первой ступени нашей ракеты двигатель НК-33. Спустя 40 лет повторилась старая история: на первую ступень ракеты "Зенит" и унифицированный с ней блок "А" ракеты "Энергия" не было двигателя. РД-170 горел на испытаниях, и не было понятно, можно ли довести его до серийного производства.  Минобщемаш нервничал, внутри "Энергомаша" началось движение сомневающихся, главный конструктор космической системы "Энергия — Буран" Борис Губанов поехал в Самару к Николаю Кузнецову с идеей поставить НК-33 на первую ступень "Энергии". По своим характеристикам двигатель его вполне устраивал. Но на заключительной встрече с Губановым Кузнецов потребовал публичной реабилитации двигателя и его конструкторского бюро (все испытания советской сверхтяжелой ракеты Н-1 закончились авариями по вине двигателей — прим. ТАСС).
 
Но к этому времени удалось уже довести РД-170 до возможности применения на "Зените" и "Энергии". Сейчас произошло то же самое, только нам сказали, что Самара не готова передать нам двигатель НК-33 и документацию по нему для самостоятельного производства, а вместо этого предлагали профинансировать восстановление серийного производства в Самаре и затем покупать эти двигатели.
 
В то же время в НПО "Энергомаш" нашли способ предложить S7 Space то, от чего мы не смогли отказаться. В начале октября было подписано соглашение о сотрудничестве между нашими компаниями. В частности, соглашение предусматривает развитие сотрудничества в сфере возобновления производства, сертификации и коммерческих продаж "земной" и "высотной" модификации одного из двигателей разработки НПО "Энергомаш" как для применения в интересах S7 Space, так и для использования в составе перспективных и модернизируемых ракет-носителей различных классов, в том числе и в рамках международных проектов. Кроме того, стороны договорились оформить отдельное соглашение об условиях приобретения и поставки новых товарных двигателей РД-171М.
 
— Идея использовать НК-33 ушла в прошлое?
 
— Мы рассматриваем разные варианты, в том числе и с применением НК-33, но он уже не находится в приоритете.
 
— Какие варианты спасения первых ступеней вы исследуете?
 
— Среди рассматриваемых вариантов, есть, например, спасение ступени с помощью гиперзвукового парашюта, который мог бы выдержать тепловую нагрузку при входе в плотные слои атмосферы, или оборудование ракетного блока крыльями.
 
Дешевле, конечно, сделать парашютную систему. Но при такой схеме безопасно посадить ступень на небольшую подготовленную площадку из-за ветровой нагрузки будет достаточно проблематично. Мы это определим в процессе проектирования и более точных расчетов и исследований.

— Ракета Илона Маска Falcon 9 садится на своих двигателях. Есть мнение, что она не такая уж и многоразовая.
 
— До появления Falcon 9 Block 5, зафиксированного в сегодняшнем облике, у Илона Маска были одноразовые носители, на которых испытывался принцип многоразовости, проверялись многоразовые решения и элементы конструкции. Falcon 9 Block 5 — это уже многоразовый носитель с определенным расчетным ресурсом: 10 пусков до капитального ремонта, подготовка севшей ступени к повторному использованию в течение 48 часов, общее количество пусков — до 100.
 
Сейчас SpaceX переходит к спасению головного обтекателя. Думаю, в ближайшее время они начнут отрабатывать какие-то элементы спасения второй ступени. В конечном счете, уверен, все равно решат задачу посадки всех элементов ракеты.
 
— Почему вам важен именно многоразовый носитель?
 
— Без него на коммерческом рынке мы просто не сможем выжить. Конкурировать с многоразовыми и дешевыми предложениями, которые сейчас выходят на рынок, одноразовым носителем уже даже не смешно.
 
— Какой путь S7 Space предстоит пройти при создании многоразовой ракеты?
 
— Создать одноразовый носитель с элементами многоразовости, отработать эти технологии в процессе определенного количества пусков, внести необходимые конструктивные изменения, зафиксировать облик ракеты, после чего приступить к ее серийному производству и эксплуатации.
 
— Вы сказали, что свою ракету хотите делать сами. Где вы планируете ее собирать?
 
— Вы правильно говорите. Мы будем покупать комплектующие у предприятий-партнеров, а финальную сборку ракет вести по документации S7 Space на заводе, который планируем построить самостоятельно.
 
Этот завод будет единым как для ракет "Наземного старта" (пуски с космодрома Байконур — прим. ТАСС), так и для "Морского старта".
 
— Планируете ли взять к себе в команду еще каких-либо специалистов из ракетно-космической отрасли помимо Радугина?
 
— С прошлой недели у нас работает Николай Брюханов, который на протяжении последних многих лет возглавлял разработку орбитальных станций и пилотируемых космических кораблей в РКК "Энергия". У нас он занял должность главного конструктора орбитальных комплексов. Будет заниматься грузовым космическим кораблем, тематикой "Орбитального космодрома".
 
Ведутся переговоры и с другими людьми. В целом большое количество высококлассных специалистов хотело бы работать в S7 Space. И я их понимаю: у нас меньше бюрократических  барьеров, можно поучаствовать в действительно прорывных проектах, заняться творческой работой. В госструктурах все зарегулировано, вопрос создания чего-то нового очень осложнен. Вот люди и идут к нам.
 
— На каком космодроме будете использовать свою ракету?
 
— В первую очередь мы нацелены на эксплуатацию "Морского старта". Этот космодром предоставляет достаточно хорошие энергетические возможности по массе выводимой полезной нагрузки на геопереходную орбиту. При использовании ракеты "Зенит" среднего класса с "Морского старта" она выводит груз такой же массы, как тяжелый "Протон" с Байконура.
 
— Как долго еще может использоваться "Морской старт"? Ранее вы называли сроки эксплуатации пусковой платформы в 25 лет.
 
— Сегодня все оборудование как на командном судне, так и на пусковой платформе морально устарело. Оно создавалось 20 лет назад. Остаточный ресурс комплекса — еще 25 лет. В этот срок можно провести старты заказанных и находящихся в производстве ракет "Зенит" и нашего нового носителя. Чем позже сделаем новый носитель, тем меньше времени останется на его эксплуатацию с "Морского старта". Но, естественно, как у любого сложного технического объекта, в случае капитального ремонта и модернизации ресурс может быть существенно увеличен.
 
— Планируется ли модернизация комплекса?
 
— Да, под новый носитель космодром будет модернизирован.
 
— Задействованы ли какие-либо предприятия Роскосмоса в проекте "Морской старт" или все решаете собственными силами?
 
— Вопрос достаточно интересный. Мы не боимся сами эксплуатировать "Морской старт". Мы создали хорошее эксплуатационное подразделение, в нем работают люди, которые раньше трудились в компаниях Роскосмоса: ЦЭНКИ, РКК "Энергия". В РКК "Энергия" была дирекция "Морского старта", ее возглавлял Валерий Гейдарович Алиев. Сегодня он и его специалисты работают у нас, а эта дирекция после продажи проекта расформирована.
 
Но есть направления, по которым мы самостоятельно не справимся. Требуется помощь разработчика, например, в обслуживании разгонного блока ДМ SL (используется в качестве своеобразной третьей ступени ракеты "Зенит-3SL" по программе "Морской старт" — прим. ТАСС). Эта работа достаточно сложная и требует высокой компетенции, здесь мы будем привлекать производителей блока в лице РКК "Энергия".
 
Есть вопросы производства и поставки комплектующих для изготовления ракет-носителей. Здесь задействовано много предприятий Роскосмоса: НПО "Энергомаш", НПЦАП, РКК "Энергия", ЦЭНКИ, НПО Лавочкина, "Металлист-Самара" и многие другие.
 
— Планирует ли ваша компания использовать в работе другие ракеты помимо "Зенита" и "Союза-7"?
 
— Возможность развития средств выведения будет рассматриваться на следующих этапах деятельности нашей компании.
 
— Первый запуск с "Морского старта", как и планировалось, остается на декабрь 2019 года, нет сдвижек по срокам?
 
— Сроки остаются прежними. Конечно, без трудностей не обходится, но они не настолько критичны, чтобы мы переносили запуск.
 
— С чем сложности?
 
— С полезной нагрузкой, а не ракетой. Носитель должен быть поставлен нам в первом квартале следующего года, чтобы к декабрю гарантированно решить все вопросы по подготовке ракеты, наземной и морской инфраструктуры к пуску. Что касается аналитической интеграции космического аппарата к ракете, то она требует достаточно длительного срока, на сегодняшний день мы находимся в стадии переговоров с потенциальным заказчиком.
 
Проще говоря, чтобы были заказы, нужны ракеты. Мы не можем найти заказчика на воздух. Пока у нас нет готовых ракет, к нам никто не пойдет, особенно, если мы с 2014 года ничего не запускали.
 
— Это российский заказчик?
 
— Зарубежный.
 
— Есть ли подвижки в поставках комплектующих из России для изготовления ракет "Зенит"?
 
— Есть решение комиссии экспортного контроля, которое мы выполняем. Теперь вопрос в оформлении распоряжения правительства. Текст распоряжения согласован с Роскосмосом. Это компромиссный вариант между тем, что мы бы хотели, и тем, что нам дают. В итоге бюрократические требования приведут к удорожанию каждой нашей ракеты примерно на $2 млн.
 
— Какие еще проекты планирует реализовать ваша компания кроме многоразовой ракеты?
 
— Помимо новой ракеты у нас есть еще три направления развития. С приходом Николая Брюханова мы начали консультации об образовании проектной службы, которая займется реализацией программы создания грузового космического корабля.
 
В этом вопросе мы готовы кооперироваться с Роскосмосом. Для нас самих создавать корабль с нуля практически неподъемная задача. Значит, нужно использовать то, что уже было сделано в России ранее. А таких вещей три: многоразовый космический корабль "Заря", по которому в СССР была выпущена и конструкторская, и рабочая документация, корабль "Клипер", работы по которому прекращены еще в зачаточном состоянии, и корабль "Федерация". На мой взгляд, наиболее интересно смотрится интеллектуальный задел по перспективному транспортному кораблю "Федерация", правда, в его грузовой версии мы хотим вернуться к композитному корпусу. Сегодня мы выстраиваем график так, чтобы первый пуск ракеты-носителя "Союз-7SL"/"Союз-7" был осуществлен вместе с нашим грузовым кораблем. При этом на пилотируемую космонавтику мы не замахиваемся, это слишком ответственный вопрос.
 
— В прошлом году на конференции "Космос как бизнес" Владислав Филев (совладелец S7 Group — прим. ТАСС) заявил, что компания S7 Space готова заказать у Роскосмоса 50 ракет "Союз-5" с опционом еще на 35 носителей при выполнении Роскосмосом определенных требований к ракете. Последовала ли реакция от госкорпорации?
 
— Нет, никакой реакции не последовало. Напомню, что предложение было сделано при предыдущей администрации Роскосмоса. Что лежало в основе идеи Филева? Стандартная авиационная схема заказа нового самолета. Когда планируют к производству новый самолет, ищут стартового заказчика. В авиации первый твердый заказ — это примерно 50 самолетов. В этом случае уже резонно развертывать серийное производство.
 
Это Филев и предложил: 50 ракет плюс опцион. Заказ твердый, с авансом в 10%. Но от Роскосмоса за прошедший год так и не последовало реакции, словно они о таком предложении и не слышали. Это можно было бы назвать анекдотом, но такова реальность. Мы готовы были слова перевести в твердый контракт. Разговор шел о солидной сумме в $2,5 млрд инвестиций в проект "Союза-5".
 
— В свое время вы говорили о проекте "Орбитального космодрома". Не слишком ли утопичная идея использовать Международную космическую станцию (МКС) для этих целей?
 
— Первое. Как решить транспортную задачу обеспечения грузами баз на Марсе или Луне? На сегодняшних химических двигателях осваивать Солнечную систему слишком затратно. А вот доставлять грузы на околоземную станцию имеющимся и перспективным парком ракет, а оттуда перевозить космическим буксиром к Луне или Марсу намного эффективнее, чем строить сверхтяжелую ракету.
 
Второе. Существует проблема нерационального использования ресурсов — почти вся космическая техника сгорает в атмосфере или остается на орбите захоронения, либо, в случае напланетных аппаратов, остается на поверхности планет. А ведь многое из этого "технологического мусора" можно использовать повторно. Для этого нужно место, где технику можно обслужить, отремонтировать, модернизировать. Это тоже можно выполнять на околоземной станции.
 
Простейшее и самое понятное — перенести контрольно-испытательную станцию, то есть место проверки работоспособности космической техники, с Земли на орбиту. Проверил общую готовность аппарата на Земле, привез на МКС, проверил еще раз на отказ к условиям космического пространства и далее вывел на целевую орбиту транспортным буксиром. Если надо, вернул груз обратно на МКС для ремонта или обслуживания.
 
— В какие сроки подобный проект может быть реализован?
 
— Орбитальный космодром свободно реализуется на базе МКС после 2024 года — рассматриваемого сейчас срока завершения ее эксплуатации.

— Ведутся ли уже переговоры с NASA и Роскосмосом по этому поводу?
 
— Сначала нужно выбрать схему работы по этому направлению.
 
— Много обсуждалось, что S7, покупая "Морской старт", получает определенные преференции от государства. Так ли это?
 
— Вы же заметили, как неспешно решается вопрос с органами власти о поставках комплектующих для наших ракет. Контракт на производство был подписан еще в прошлом году, вопрос согласован со всеми странами — партнерами проекта, а с российской стороны вопрос только-только выходит на финишную прямую. А между тем именно государство должно быть заинтересовано в возобновлении эксплуатации "Морского старта". Сегодня это как минимум страховка, что у России останется доступ к геостационарной орбите. "Союз-7SL"/"Союз-7" с "Морского старта" сможет выводить на геопереходную орбиту космический аппарат массой около 7 тонн.
 
— Так как "Морской старт" — это коммерческий проект, когда он начнет приносить деньги?
 
— Как только начнутся запуски.
 
— Вы проинформировали Роскосмос о своих планах?
 
— Мы проинформировали Роскосмос, что будем делать собственную многоразовую ракету. Но на этом пути нам с их стороны нужна поддержка. Мы предлагаем государству пойти по пути США, где НАСА заказало SpaceX пусковые услуги на определенное количество полезных нагрузок. Предлагаем Роскосмосу заказать у нас до 2042 года вместе с пусковыми контрактами по согласованной цене 76 ракет, в том числе 24 — для пуска с "Морского старта". Денег нам от Роскосмоса не надо, только твердый заказ, чтобы мы знали, что нашей ракете будет обеспечена загрузка. При этом в распоряжении Роскосмоса окажется возможность запусков полезных нагрузок с "Наземного старта" и "Морского старта". Конечно, строить мы будем не 76 ракет, а больше, остальные пойдут на коммерческий рынок.
 
Точно таким же образом планируем пойти и по тематике транспортного корабля снабжения. В рамках первого пуска нашей новой ракеты, который ориентировочно может состояться через три года, мы предлагаем провести летные испытания транспортного корабля. Роскосмос мог бы заказать у нас запуски шести кораблей — обеспечив работой свои предприятия и S7 Space.
 
С одной стороны, зачем это Роскосмосу? А затем, что они с новой ракетой в сжатые сроки получают резервную систему доставки грузов на низкую околоземную орбиту, на геостационарную орбиту, в дальний космос, сняв с себя все риски и финансовые вопросы. Весь основной путь мы готовы пройти сами.
 
Мы, как частная компания, инвестируем и занимаемся разработкой ракеты исходя из самых современных потребностей мирового рынка. При этом государство может использовать наши технологии в своих интересах, после проведения сертификации. Наши ракеты производятся из российских комплектующих, российскими специалистами, и налоги мы платим тоже в России. Государство практически ничего не теряет и только приобретает нового производителя, выходящего с отечественной высокотехнологичной продукцией на мировой рынок.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer