Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Владимир Бугров:
Слетевший с орбиты


14 ноября 2018 года Наталия Ячменникова, Российская газета


Полет "Бурана" - 205 минут 15 ноября 1988 года стали оглушительной сенсацией. Впервые в мире советский многоразовый корабль приземлился в автоматическом режиме. Американские шаттлы этому так и не научились: садились только в ручном. Почему триумфальный полет оказался единственным? Об этом "РГ" беседует с ведущим конструктором по пилотируемым ракетно-космическим комплексам для экспедиции на Луну и "Энергия-Буран" Владимиром Бугровым.

Владимир Евграфович, "Буран" и сегодня остается самым сложным из когда-либо созданных космических комплексов?

Владимир Бугров: Верно. Мировая ракетно-космическая техника не знает ничего похожего по масштабу и сложности.

А кому впервые пришла в голову идея объединить самолет и ракету?

Владимир Бугров: Еще Циолковский и Цандер, мечтая о межпланетных полетах, представляли себе космический корабль крылатым. То есть использующим не только ракетный двигатель, но и подъемную силу крыла. А их ученик Сергей Королев уже в 1933 году в ГИРДе практически приступил к созданию ракетоплана - установил ракетный двигатель на планер. В 1940 году впервые в СССР на его ракетоплане РП-318-1 выполнил полет летчик Федоров.

Почему же "Буран" стал нашим ответом американцам? Почему не мы тут первые?

Владимир Бугров: Могли. Хотя так задача в то время не ставилась. В феврале 1953 года вышло постановление о назначении Королева главным конструктором межконтинентальных баллистических ракет и межконтинентальных крылатых ракет. Всего за год (!) Сергей Павлович провел проектную разработку, привлек кооперацию, начал изготовление и подготовку к испытаниям экспериментальной крылатой ракеты.

Но, оценив сложность работы сразу по двум направлениям, Королев принимает решение остановиться на баллистических. Всю техническую документацию по крылатым передали в ОКБ-301 Семена Лавочкина. Ракету назвали "Буря". Ее первый удачный пуск состоялся 22 мая 1958 года. Всего было проведено 19 пусков. "Буря" стала выдающимся достижением - она превосходила американский аналог "Навахо". Прорабатывались варианты пилотируемой и возвращаемой второй ступенью. Мы в начале 60-х могли иметь прототип "Бурана". Однако Королев доказал сам себе: "семерка" как оружие эффективнее "Бури". И работы по "Буре" были прекращены.

Главное отличие от шаттла: у нас полноценная 100-тонная ракета могла выводить корабль "Буран" или любые грузы

А через двенадцать лет интерес к идее объединить самолет с ракетой проявили американцы?

Владимир Бугров: Да. В январе 1972 года президент Никсон утвердил программу "Спейс шаттл". Кстати, за океаном у нее было много противников: многие не видели никакой экономической выгоды.

Но ведь единого мнения насчет многоразовости, насколько я знаю, у нас тоже не было?

Владимир Бугров: Не было. В конце апреля 1972 года состоялось расширенное обсуждение с участием министра Сергея Афанасьева, представителей головных институтов, главных конструкторов Василия Мишина и Владимира Челомея. Выводы? Челноки для выведения полезных грузов на орбиту неэффективны и уступают по стоимости одноразовым ракетам. Серьезных задач, требующих возврата космических аппаратов с орбиты, нет. Создаваемая американцами система "Спейс шаттл" реальной стратегической угрозы не несет. Жизнь подтвердила эти выводы.

Так зачем же создавался наш челнок?

Владимир Бугров: "Буран",как и шаттл, создавался не для того, чтобы выводить, а для того, чтобы спускать с орбиты 20 тонн груза. Американцы, затевая "звездные войны", собирались возвращать с орбиты для профилактики военные спутники. Но их ресурс со временем увеличился, и возвращать на Землю устаревший за десять лет аппарат, как стало ясно впоследствии, глупо. Но в то время именно неизвестность будущих задач американского шаттла обусловила решение наших стратегов обеспечить аналогичные возможности для адекватного ответа будущим вызовам вероятного противника.

Помните день старта?

Владимир Бугров: Еще бы. За 30 минут до запуска синоптики "порадовали" штормовым предупреждением: надвигался циклон с дождем и шквалистым ветром до 19 м/с. Главные конструкторы Губанов, Семенов и Лозино-Лозинский под свою ответственность приняли решение: пускать. МРКК "Энергия-Буран" стартовал точно по графику в 06.00.1,25 по московскому времени. На 482-й секунде полета "Буран" отделился от блока Ц и сформировал рабочую орбиту. Выполнено все по программе полета. В 08.20 над Тихим океаном включился маршевый двигатель для выдачи тормозного импульса. "Буран" вошел в атмосферу со скоростью, в десять раз превышающей скорость звука.

Много писали, что точность приземления "Бурана" сразила всех наповал?

Владимир Бугров: Не писали другое. При выходе в контрольную точку с высоты 20 км "Буран" "заложил" маневр, повергший всех в шок: вместо запланированного захода на посадку с юго-востока корабль энергично отвернул влево и стал заходить с северо-востока с креном 45° на правое крыло. Вероятность выбора такой траектории была менее 3 процентов. И это было самое правильное "решение" корабля! Он приземлился с отклонением от осевой линии всего З метра.

Почему ошеломляющий полет стал единственным?

Владимир Бугров: Чтобы сделать систему "Энергия-Буран" хоть сколько-нибудь рентабельной, надо было спускать на Землю 20 тонн грузов не меньше четырех раз в год. Больше ракет мы за год делать не умели. Но ни Академия наук, ни военные не были в состоянии придумать такой грузопоток в 80 тонн с орбиты. И замыслов таких не было.

А почему не сделали транспортным средством ракету "Энергия"?

Владимир Бугров: Вопрос. Ведь в этом главное выгодное отличие от шаттла: у нас полноценная 100-тонная ракета может выводить корабль "Буран" или любые грузы. У них корабль выводится двумя твердотопливными ускорителями и двигателем, установленным на корабле, топливо для которого в подвесном баке. Кстати, мне официально поручали заниматься целевым использованием "Бурана". И среди большого перечня задач я не обнаружил ни одной, которую нельзя было бы успешнее решить на одноразовом носителе.

Как вы считаете, будущее за многоразовыми системами?

Владимир Бугров: Идеальной многоразовой системой я считаю воздушно-космический самолет, взлетающий с аэродрома, выполняющий операции на орбите и возвращающийся на аэродром. Такой проект разработал у нас в НПО Павел Цыбин. В 1985 году я написал письмо президенту Горбачеву с предложением использовать задел по "Бурану" для создания ВКС по проекту Цыбина. Горбачев принял адекватные решения. Был приказ министра, и работы были развернуты. Если бы не перестройка, судьба "Бурана" могла сложиться по-иному. Если честно, то успех "Бурана" для меня лично сопровождается чувством досады.

Дело даже не в том, что первый полет "Бурана" стал последним. Досада от другого. Главным замыслом Королева, утвержденным двумя постановлениями правительства, была экспедиция на Марс. И реальный фундамент для ее дальнейшей разработки к 1974 году был создан. Был подготовлен к запуску комплекс Н1-Л3 для экспедиции на Луну в беспилотном варианте. Как и "Буран". Мы получили огромнейший опыт создания крупномасштабных изделий. Однако эта программа была уничтожена. А ведь вся более чем двадцатилетняя титаническая эпопея по совершенствованию методов работы и построению эффективного производственного процесса, развернутая на королевском предприятии, с успехом могла обеспечить подготовку и осуществление экспедиции советского человека на Марс. Но, к большому сожалению, "Буран" занял ее место.

Кстати

Всего было построено пять летных экземпляров корабля "Буран".

Корабль 1.01 - летал. Хранился в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре. В мае 2002 г. уничтожен при обрушении крыши.

Корабль 1.02 - должен был совершить второй полет и стыковаться со станцией "Мир". Экспонат музея Байконура.

Корабль 2.01 - был готов на 30-50%. Находился на Тушинском машзаводе, потом на причале Химкинского водохранилища. В 2011 г. перевезен для реставрации в ЛИИ, г. Жуковский.

Корабль 2.02 - был готов на 10-20%. Разобран на стапелях завода.

Корабль 2.03 - задел уничтожен.

Справка "РГ"

1. Главный конструктор многоразовой космической системы, включая МРКК "Энергия-Буран":

- до 1982 г. - Игорь Садовский

- с 1982 г. - Борис Губанов

2. Главный конструктор орбитального корабля "Буран":

- с 1981 г. - Юрий Семенов

- до 1981 г. - заместитель Садовского по ОК "Буран" Павел Цыбин

3. Главный конструктор ракеты "Энергия":

- до 1982 г. - Игорь Садовский

- с 1982 г. - Борис Губанов.

4. Главный конструктор планера орбитального корабля "Буран" - Глеб Лозино-Лозинский

5. Генеральный конструктор НПО "Энергия" и главный конструктор двигателей боковых блоков ракеты "Энергия" - Валентин Глушко

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer