Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Михаил Погосян:
Цель — добиться радикальных изменений в ближайшее время


29 сентября 2017 года Евгений Девятьяров, Известия


Ректор Московского авиационного института Михаил Погосян — об итогах приемной кампании, планах внедрения новых направлений подготовки, росте объемов научно-исследовательских работ и стратегии развития вуза.

Правительство России в этом году дало сигнал о намерении развивать отечественное авиастроение и мотивировать авиакомпании к переходу на использование современных российских самолетов. Одним из значимых факторов для успешного решения таких задач являются высококвалифицированные кадры. Ректор Московского авиационного института, председатель комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты Российской Федерации, академик РАН Михаил Погосян рассказал «Известиям» о трансформации МАИ в университет третьего поколения, повышении мотивации молодежи к получению инженерного образования, уровне подготовки абитуриентов МАИ, внедрении практико-ориентированного метода обучения и значительном росте объемов научно-исследовательских работ.

— Вы летом этого года вошли состав Общественной палаты нового созыва и возглавили комиссию по развитию образования и науки. Расскажите о трендах, которые вы отмечаете в целом в приемной кампании в российские вузы в 2017 году.

— Абитуриенты стали более требовательными к выбору своей профессиональной траектории. Выбирая вуз, они думают не только о том образовании, которое получат, но и о той работе, которая их ждет после окончания вуза, с учетом цифровизации экономики и других новых тенденций. Они хотят получить профессию, которая будет востребована не только завтра, но и через 20 лет, когда по прогнозам значительная часть профессий претерпит радикальные изменения, а часть из них просто не будут востребованы. В МАИ мы отмечаем, что престиж инженерных специальностей постепенно растет и молодежь понимает, что образование в высокотехнологичных сферах дает хорошие перспективы.

— Как прошла приемная кампания в МАИ?

— Мы видим интерес абитуриентов к разным направлениям подготовки. Нас радует то, что достаточно высокий конкурс на такие базовые направления подготовки, как авиастроение, двигателестроение, ракетно-космические системы, системы управления, радиоэлектроника и на очень востребованное направление — информационные технологии. В этом году мы видим заметный рост уровня подготовки абитуриентов. Если в целом по стране средний балл ЕГЭ абитуриентов в этом году вырос примерно на 1,6 балла по сравнению с прошлым годом, то у нас чуть меньше чем на 5 баллов — до уровня около 73 баллов.

В этом году мы провели большую работу по продвижению новых подходов к подготовке кадров. МАИ — это не просто базовое образование, а практико-ориентированная подготовка, долгосрочные контракты с корпорациями, вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу. И это нашло соответствующую оценку и отклик со стороны абитуриентов и их родителей.

— Какие у вас планы по развитию и трансформации программ обучения в МАИ? Какие новые направления подготовки могут появиться?

— Я могу назвать несколько направлений. Первое — это управление жизненным циклом. Все сегодня хотят приобретать не продукт, а услугу. И, собственно, сегодня требования к проектированию объекта — это требования и к объекту, и к его производству, и к сервису.

Второе — это математическое моделирование. Современные суперкомпьютеры и программные продукты дают возможность моделировать с большой точностью очень большое количество задач и процессов, что радикально сокращает сроки создания новых изделий.

Третье направление — это новые производственные технологии и новые материалы. Композиты, аддитивные технологии сегодня меняют облик изделий в самых широких сферах деятельности.

Четвертое направление — интеграция авионики. Все системы стали цифровыми, и проектирование комплексов бортового радиоэлектронного оборудования на принципах открытой архитектуры и интерфейсов между большим количеством различных систем изделия является важной и сложной задачей. Сегодня 70% отработки сложного высокотехнологического комплекса — это отработка программного обеспечения.

Следующее направление — это электрификация инженерных систем.

Еще одним из важнейших направлений является сертификация. Важно не просто создать продукт, но и сертифицировать его, и для продвижения современных продуктов на мировой рынок нужна международная сертификация.

Эти направления, с моей точки зрения, востребованы сегодня рынком, и от успеха в их реализации в значительной степени зависит конкурентоспособность той или иной продукции на внутреннем и внешнем рынках. В этих областях мы сегодня ведем большое количество научно-исследовательских работ, открываем новые направления подготовки.

— Один из современных мировых трендов — переосмысление профессии инженера в современном мире. Инженер будущего — это творец, действующий в интересах и на благо общества. Во многих мировых вузах появляются интегрированные инженерные программы, направленные на изменение традиционных «технических» стереотипов. А каким вы видите будущего выпускника МАИ в этой связи?

— Сегодня выпускник должен обладать не только базовыми знаниями, но и практическими навыками. Очень важно в процессе обучения вовлекать студентов в научные исследования, привлекать их к участию в различного рода профессиональных конкурсах студенческих работ. Такое сочетание теории и практики позволяет выпускать практико-ориентированных специалистов. Сегодня заказчики хотят видеть выпускников, которые готовы работать в условиях постоянных изменений. Век цифровых технологий очень быстро трансформирует подходы, и знания быстро меняются. Люди, которые решают новые задачи, должны уметь быстро перестраиваться в условиях новой реальности. Важно обеспечить непрерывную подготовку после окончания вуза. Если каждые 2–3 года вы не повышаете свою квалификацию, вы будете всё время отставать.

Другой важный аспект работы современного инженера — кросс-функциональность. Сегодня большое количество задач решается на стыке различных областей знаний. Мы хотим, чтобы наши выпускники имели достаточно широкий кругозор и могли не только сами решать задачи, но и работать в командах, а также организовывать вокруг себя такие команды, сформированные из специалистов различных направлений, конструкторских школ, национальностей и культур. Я думаю, что здесь у МАИ есть богатый опыт: одной из особенностей выпускников МАИ является умение решать сложные и комплексные задачи.

— Инженеры часто работают в командах. Почему они в командах не учатся?

— Я считаю, что они должны обучаться в командах, и, вовлекая студентов в научно-исследовательские работы, мы формируем у них навыки работы в командах. Мы как раз заняты перестройкой учебного процесса, чтобы наладить обучение в том числе в междисциплинарных программах.

— МАИ вошел в приоритетный список вузов, определенных правительством для привлечения иностранных студентов в рамках реализации проекта по экспорту российского образования. Какие проекты по набору иностранцев вы могли бы выделить в этом году?

— Считаю, что экспорт образования — это одно из важных направлений развития подготовки кадров. Если мы хотим иметь сильные позиции в мире, то должны готовить студентов не только для своей экономики, но и для других стран, в том числе укрепляя тем самым наши позиции. Сегодня в МАИ обучается больше тысячи иностранных студентов. В этом году еще около 400 иностранных студентов будет принято в вуз. Это в полтора раза больше, чем мы принимали в предыдущие годы. Нам это удалось за счет того, что мы развиваем целый ряд новых направлений подготовки, в том числе развиваем англоязычные программы обучения.

— Когда в июне прошлого года вы возглавили вуз, то говорили о желании развивать вуз как инновационный центр, который бы объединял образовательные процессы, а также исследовательские и предпринимательские направления деятельности. Расскажите о ходе реализации этой задачи.

— За этот год мы проделали большую работу с точки зрения существенного увеличения объемов научно-исследовательских работ, которые ведет Московский авиационный институт в интересах индустрии. Год еще не завершился, но наш прогноз объемов научно-исследовательских работ в этом году в полтора раза выше по сравнению с результатом предыдущего. Выручка превысит 2 млрд рублей. Это дает возможность активнее привлекать студентов к участию в этих работах и активнее формировать те приоритетные направления, развиваясь по которым, мы, собственно, создаем предпосылки для устойчивого развития российской промышленности.

Для нас увеличение объема научных исследований — это не самоцель, а элемент формирования новой среды, о которой я говорил. Мы сегодня работаем в рамках долгосрочных контрактов с предприятиями промышленности. Нашими основными заказчиками являются предприятия Объединенной авиастроительной корпорации, «Ростеха», Объединенной двигателестроительной корпорации, «Роскосмоса» и других корпораций. Мы вместе с ними работаем над совместными направлениями научных исследований, модернизацией системы целевого приема и программами повышения квалификации сотрудников этих предприятий.

Хочу особо отметить несколько наших новых проектов. Мы создали Школу управления МАИ и в сентябре в партнерстве с ОАК, ОДК, ОСК запускаем образовательную программу и будем обучать специалистов высокотехнологичных корпораций в рамках выполнения ими проектов в логике управления жизненным циклом.

1 сентября началось обучение по совместной англоязычной магистерской программе с Шанхайским транспортным университетом. В ходе обучения студенты — а им предстоит по окончании программы работать на российских и китайских авиастроительных предприятиях — будут получать актуальные для разных этапов реализации программы создания нового российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета знания от лучших в отрасли специалистов-практиков.

В этом году мы открываем IT-центр, который призван упрочить позиции университета по такому актуальному направлению, как информационные технологии.

— Расскажите о стратегии развития МАИ.

— Основной целью реализации стратегии является формирование новой инновационной среды в МАИ. Мы хотим вывести университет на качественно новый уровень. И нашей конечной целью является создание на базе МАИ университета третьего поколения — университета, который смотрит в будущее и формирует направления перспективного развития, внедряет их в реальную жизнь. Одними из ориентиров нашей стратегии являются задачи по существенному увеличению научных исследований, доли иностранных студентов и повышению качества образовательных программ. Для реализации этих задач мы используем новые современные подходы, открываем новые направления подготовки.

МАИ активно участвует в программах Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и Национальной технологической инициативы. Мы работаем над моделированием будущих рынков для беспилотной авиации, занимаемся анализом транспортных коммуникаций и транспортных систем, которые появятся в будущем. Насколько перспективные виды транспорта могут изменить всю транспортную модель? Это задачи, которые перед нами стоят. Когда мы станем университетом третьего поколения? Это зависит от большого количества факторов. Наша цель — добиться радикальных изменений в ближайшее время!



комментарии (1):

Андрей Ф      03/10/2017 [17:02:47]#1
Судя по статье - у МАИ светлое будущее!....на мой взгляд, примерно такое же, как у SSJ-100....













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBrsUb
Услуги автоперевозок: http://perevozki.youdo.com/arenda/kamaz/, описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer