ГОД НОВОВВЕДЕНИЙ
- Владимир Борисович, исполнился год, как вы занимаете эту ответственную должность. Это - классический срок для отчета о своей работе. Каким выдался этот год?
- Год был насыщенным, а второстепенных правовых вопросов в такой отрасли, как авиатранспортная, не бывает. Тут важно все: каждый рейс - это самое меньшее около сотни человек, и наша обязанность - доставить их в пункт назначения в целости, сохранности и хорошем настроении. Тем более если учитывать, что «Аэрофлот» - лидер российской авиации, носитель передового опыта, инициатор общественно важных законодательных инициатив. Нам приходится тщательно просчитывать каждый шаг.
- Среди нововведений, которые появились во многом по инициативе «Аэрофлота» и сегодня тревожат пассажиров, в том числе наших читателей, - отмена бесплатного провоза багажа. Если не ошибаюсь, соответствующее изменение в Воздушном кодексе РФ начнет действовать уже с 29 сентября. Чего ожидать вашим клиентам?
- Для начала определимся с терминами. Само слово «отмена» вводит в заблуждение - правильнее говорить об альтернативе. Так называемые безбагажные тарифы будут применяться только к невозвратным билетам, которые дешевле обычных, но не подлежат сдаче и предполагают отказ от некоторых привычных удобств. Таким образом государство содействует бюджетным перевозкам в России, которые неизмеримо повысили доступность авиатранспорта для ее граждан. В Группу «Аэрофлот» входят четыре авиакомпании, в том числе «Победа» - единственный лоукостер в России. Она и ее пассажиры выиграют в первую очередь. «Победа» пользуется высочайшим спросом, но ей мешают развиваться устаревшие законодательные положения, в том числе директивная норма - 10 кг бесплатного багажа на любого авиапассажира. Теперь, когда «обязательная нагрузка» снята, «Победа» может успешнее конкурировать с крупными европейскими и азиатскими лоукост-перевозчиками - теми, кто изначально свободен от таких обременений. Однако закон установил только общие рамки. Конкретные положения и нормы - это прерогатива компетентного органа. В этой части многое зависит от правил, которые теперь должен принять Минтранс России. В случае реализации предложений «Аэрофлота» у «Победы» появится возможность примерно еще на 20% снизить тарифы на перевозки. А у пассажиров расширяется выбор. Если летишь налегке, зачем платить за чужой багаж?
- Но это имеет смысл, только если «Аэрофлот» сам не введет жестких ограничений по багажу.
- Спешу успокоить читателей: нормы провоза багажа у «Аэрофлота» остаются прежними - можно сдавать до 23 кг бесплатно на пассажира, летящего экономическим классом. Согласитесь, это значительно больше лимита в 10 кг, прописанного в Воздушном кодексе. И, конечно, никто не отменяет ручную кладь. Мы ориентируемся на нормы глобального альянса SkyTeam, членом которого «Аэрофлот» является с 2006 года. Повального введения безбагажных тарифов опасаться не следует. Подчеркиваю, это альтернатива, а не замена билетов. У головной авиакомпании Группы нет планов перехода в разряд лоукостеров. «Аэрофлот» намерен развивать успех в премиальном сегменте, где завоевал крепкие позиции и высокое международное признание. А это совершенно иная бизнес-модель, чем лоукост. Главная ставка - на постоянное совершенствование сервиса. Напомню, «Аэрофлот» - единственная в России авиакомпания, удостоенная за качество обслуживания пассажиров престижного рейтинга «четыре звезды» Skytrax. И для нас было бы очень недальновидно терять такое достижение, снижая за счет чего-то уровень сервиса. «Аэрофлот» делает все, чтобы интересы пассажиров не были ущемлены.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ПУНКТУАЛЬНОСТЬ
- Еще одна животрепещущая тема, судя по настроениям наших читателей, - пунктуальность воздушных перевозок. Слишком много в последнее время говорят и пишут о задержках и отменах рейсов. И при этом нередко упоминают «Аэрофлот».
- То, что о нас много говорят, причем по любому поводу, вполне закономерно. Во-первых, по объему операционной деятельности мы значительно обгоняем другие отечественные авиакомпании. Напомню, что Группа «Аэрофлот» вошла в топ-20 глобальных авиаперевозчиков по пассажиропотоку, достигнув стратегического рубежа, который изначально был намечен только на 2025 год. Но с учетом таких масштабов, а также на фоне всеобщего внимания любая сбойная ситуация виднее. Рейсы задерживаются по объективной причине, продиктованной заботой о безопасности и комфорте авиапассажиров. Форс-мажоры возникают из-за неблагоприятных метеоусловий, стихийных бедствий. Лучшей иллюстрацией здесь может служить этот год, наполненный погодными аномалиями и зимой, и летом. А бывают причины, которые не всегда видны потребителю, например, законодательные ограничения, распоряжения властей. Урегулированием именно таких коллизий мы занимаемся. Наконец, среди причин официально существует и такая: «Поиск не явившихся на посадку пассажиров и снятие их багажа». В отдельные дни по этой графе проходит чуть ли не каждый пятый случай задержки. А вообще показатель «Аэрофлота» один из самых лучших в мире. По итогам 2016 года авиакомпания заняла восьмое место в Европе по пунктуальности, по данным международного портала Flightstats.com.
- Однако имеет место и такой аргумент: «Вот «Аэрофлот» отменил рейсы из-за погодных условий, но другие-то авиакомпании летали. А не в другом ли причина? Может быть, у «Аэрофлота» техника неисправна?»
- Я бы не хотел комментировать действия других авиакомпаний. У каждого свой взгляд на риски. Скажу одно: мы не будем рисковать безопасностью своих пассажиров ни при каких обстоятельствах. Что касается погодных условий, то мы обязаны ориентироваться на официальные метеосводки. Конечно, прогнозы не всегда бывают точными, но мы в любом случае должны заранее, иногда за несколько дней, скорректировать план полетов, оповестить пассажиров, чтобы избежать транспортного коллапса в аэропорту. Случаются задержки рейсов и по техническим причинам. В большинстве случаев неисправность устраняют на месте, однако может потребоваться время, чтобы доставить и установить необходимые запчасти. Требования к авиатехнике в «Аэрофлоте» более строгие, чем даже в некоторых известнейших зарубежных авиакомпаниях. Техническое состояние нашего флота - на высоком уровне. «Аэрофлот» располагает самым молодым самолетным парком в мире среди крупных перевозчиков, эксплуатирующих более ста воздушных судов. «Аэрофлот» имеет максимальную оценку - семь звезд из семи возможных - в рейтинге самых безопасных авиакомпаний мира, который регулярно составляет независимый портал Airlineratings.com.
- Как повлияет на работу «Аэрофлота» Монреальская конвенция, которая в августе окончательно вступила в силу в нашей стране? Доводится читать, что в России уже многократно, до сотен тысяч рублей, выросли выплаты за задержку рейсов.
- Я не ожидаю каких-то крупных изменений в нашей работе. Монреальская конвенция унифицирует ряд правил международных воздушных перевозок, в том числе определяет максимум компенсации за вред, причиненный пассажиру в ходе авиаперевозки. Применяться она будет только в отношении международных рейсов. «Аэрофлот» давно уже руководствуется правилами этой конвенции в странах, которые ее ратифицировали. Никаких автоматических выплат не предусмотрено. Те же, кто надеется заработать на искусственном раздувании компенсаций за задержку рейса или проблемы с багажом, скорее всего, будут разочарованы: любые претензии, решаемые в исковом порядке, должны иметь стопроцентное документальное подтверждение. А преувеличения, которые допускают некоторые СМИ для поднятия своих рейтингов, оставим на их совести.
ДВИГАТЕЛЬ ИНИЦИАТИВ
- Действительно, в активности вашей авиакомпании не откажешь. «Аэрофлот» иногда называют лоббистом всей российской гражданской авиации. Но для такой деятельности, вероятно, необходим мощный штат высококвалифицированных юристов?
- Не назвал бы нашу юридическую службу многочисленной. В подведомственном мне юридическом департаменте трудятся чуть более 50 человек. Поле деятельности очень широкое. Это и претензионно-исковая работа, и кропотливая работа с договорами, включая контроль над закупочной деятельностью, и правовое сопровождение трудовых отношений, и международные связи. Особое внимание уделяется отношениям с государственными органами - это абсолютно необходимое условие эффективного партнерства в деле регулирования авиатранспортной отрасли. Что бы кто ни говорил, законы неба пишутся на земле. А по поводу качества кадров вы совершенно правы - это специалисты очень высокого уровня, получить которых сочла бы за честь любая компания, будь то российская или иностранная.
- Какое из ваших последних достижений в совершенствовании правовой базы гражданской авиации вы отнесли бы к наиболее успешным?
- Прежде всего, думаю, это вопрос ответственности за деструктивное поведение пассажиров на борту воздушного судна. Мы давно настаивали на том, чтобы узаконить так называемые черные списки лиц, отметившихся буйством на борту, которым на этом основании авиакомпании могли бы официально отказать в перевозке. Наконец лед тронулся - в апреле Госдумой приняты дополнения в Уголовный кодекс, которые устанавливают уголовную ответственность для хулиганов на транспорте, вплоть до лишения свободы. В июле во втором чтении приняты поправки в Гражданский и Воздушный кодексы РФ. Перевод ответственности за «воздушные дебоши» из административной в уголовную - это то, чего мы добивались особенно настойчиво. Но с 2014 года эти инициативы лежали в недрах парламента без движения. И если бы не настойчивая позиция генерального директора «Аэрофлота» В. Савельева, которую поддержал Президент России В. Путин, не исключаю, лежали бы по сей день. Между тем ситуация крайне серьезная. С 2006 по 2016 год на рейсах «Аэрофлота» было зафиксировано более трех тысяч случаев нарушения правил поведения на борту. В их числе десятки нападений на членов экипажа, случаев порчи материального имущества, создания угрозы продолжению полета, а вынужденные посадки всегда влекут колоссальные финансовые издержки. Наше законодательство позволяло авиадебоширам отделываться небольшим административным штрафом, как за мелкое хулиганство, или вообще уходить от ответственности. Вот пример: самолет совершил вынужденную посадку в Красноярске из-за пьяного хулигана, который после распития спиртных напитков стал приставать к другим пассажирам, размахивал руками и порвал форму бортпроводника. В итоге дебошира обязали выплатить штраф в размере 1000 рублей, а авиакомпания и пассажиры при этом понесли серьезные убытки. Надеюсь, теперь такого не будет. Совсем недавно, кстати, вынесен вердикт авиахулигану, которого суд приговорил к 6 месяцам лишения свободы. Возможно, это заставит граждан более сознательно относиться к правилам поведения на борту.
- Соблюдает ли «Аэрофлот» принцип равных возможностей в ведении бизнеса? Какие партнеры для вас предпочтительнее - это обязательно должны быть крупные корпорации?
- Вовсе нет. Наоборот, в настоящее время приоритетным для нас является развитие связей с малым и средним предпринимательством. Мы активно развиваем закупки у предприятий этого сектора. По итогам 2016 года показатель таких закупок составил у «Аэрофлота» почти рекордные 65% при установленном нормативе 18%. Наша компания удостоена официальной благодарности Федеральной корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Считаю, что «Аэрофлот» демонстрирует выгодный формат сотрудничества с субъектами МСП. Это открывает новые возможности и создает устойчивую перспективу роста малого и среднего бизнеса, а также обеспечивает всестороннее участие крупных организаций в повышении экономического потенциала России.
- Владимир Борисович, благодарю вас за интервью, которое позволяет нашим читателям увидеть «Аэрофлот» с самых разных, подчас неожиданных сторон.
- Спасибо вам и вашим читателям. Буду рад, если помог им больше узнать о ведущей российской авиакомпании. И, если потребуется, всегда готов к продолжению разговора.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
АЛЕКСАНДРОВ Владимир Борисович родился в 1984 году.
В 2005 году окончил Московскую государственную юридическую академию им. О. Е. Кутафина, в 2016 году - Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Работал на ответственных должностях в органах Прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ.
С 2013 по 2015 год - заместитель начальника отдела правового обеспечения юридического департамента, заместитель директора юридического департамента, советник генерального директора по взаимодействию с органами государственной власти.
В августе 2015 года назначен на должность директора юридического департамента ПАО «Аэрофлот».
С 1 июля 2016 года - заместитель генерального директора ПАО «Аэрофлот» по правовым и имущественным вопросам.
Юридический департамент ПАО «Аэрофлот» удостоен престижных наград:
- Премия Best Legal Department Awards 2015. По итогам конкурса, организованного журналом «Корпоративный юрист» и международным концерном Wolters Kluwer при содействии Ассоциации юристов России, признан «самой эффективной юридической службой с наилучшим способом организации деятельности корпоративных юристов и управлению юридическими рисками среди крупнейших российских и международных компаний».
- Премия «Лучшие юридические департаменты России-2016». Победа в номинации «Транспортные и логистические компании».
- Владимир Борисович, исполнился год, как вы занимаете эту ответственную должность. Это - классический срок для отчета о своей работе. Каким выдался этот год?
- Год был насыщенным, а второстепенных правовых вопросов в такой отрасли, как авиатранспортная, не бывает. Тут важно все: каждый рейс - это самое меньшее около сотни человек, и наша обязанность - доставить их в пункт назначения в целости, сохранности и хорошем настроении. Тем более если учитывать, что «Аэрофлот» - лидер российской авиации, носитель передового опыта, инициатор общественно важных законодательных инициатив. Нам приходится тщательно просчитывать каждый шаг.
- Среди нововведений, которые появились во многом по инициативе «Аэрофлота» и сегодня тревожат пассажиров, в том числе наших читателей, - отмена бесплатного провоза багажа. Если не ошибаюсь, соответствующее изменение в Воздушном кодексе РФ начнет действовать уже с 29 сентября. Чего ожидать вашим клиентам?
- Для начала определимся с терминами. Само слово «отмена» вводит в заблуждение - правильнее говорить об альтернативе. Так называемые безбагажные тарифы будут применяться только к невозвратным билетам, которые дешевле обычных, но не подлежат сдаче и предполагают отказ от некоторых привычных удобств. Таким образом государство содействует бюджетным перевозкам в России, которые неизмеримо повысили доступность авиатранспорта для ее граждан. В Группу «Аэрофлот» входят четыре авиакомпании, в том числе «Победа» - единственный лоукостер в России. Она и ее пассажиры выиграют в первую очередь. «Победа» пользуется высочайшим спросом, но ей мешают развиваться устаревшие законодательные положения, в том числе директивная норма - 10 кг бесплатного багажа на любого авиапассажира. Теперь, когда «обязательная нагрузка» снята, «Победа» может успешнее конкурировать с крупными европейскими и азиатскими лоукост-перевозчиками - теми, кто изначально свободен от таких обременений. Однако закон установил только общие рамки. Конкретные положения и нормы - это прерогатива компетентного органа. В этой части многое зависит от правил, которые теперь должен принять Минтранс России. В случае реализации предложений «Аэрофлота» у «Победы» появится возможность примерно еще на 20% снизить тарифы на перевозки. А у пассажиров расширяется выбор. Если летишь налегке, зачем платить за чужой багаж?
- Но это имеет смысл, только если «Аэрофлот» сам не введет жестких ограничений по багажу.
- Спешу успокоить читателей: нормы провоза багажа у «Аэрофлота» остаются прежними - можно сдавать до 23 кг бесплатно на пассажира, летящего экономическим классом. Согласитесь, это значительно больше лимита в 10 кг, прописанного в Воздушном кодексе. И, конечно, никто не отменяет ручную кладь. Мы ориентируемся на нормы глобального альянса SkyTeam, членом которого «Аэрофлот» является с 2006 года. Повального введения безбагажных тарифов опасаться не следует. Подчеркиваю, это альтернатива, а не замена билетов. У головной авиакомпании Группы нет планов перехода в разряд лоукостеров. «Аэрофлот» намерен развивать успех в премиальном сегменте, где завоевал крепкие позиции и высокое международное признание. А это совершенно иная бизнес-модель, чем лоукост. Главная ставка - на постоянное совершенствование сервиса. Напомню, «Аэрофлот» - единственная в России авиакомпания, удостоенная за качество обслуживания пассажиров престижного рейтинга «четыре звезды» Skytrax. И для нас было бы очень недальновидно терять такое достижение, снижая за счет чего-то уровень сервиса. «Аэрофлот» делает все, чтобы интересы пассажиров не были ущемлены.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ПУНКТУАЛЬНОСТЬ
- Еще одна животрепещущая тема, судя по настроениям наших читателей, - пунктуальность воздушных перевозок. Слишком много в последнее время говорят и пишут о задержках и отменах рейсов. И при этом нередко упоминают «Аэрофлот».
- То, что о нас много говорят, причем по любому поводу, вполне закономерно. Во-первых, по объему операционной деятельности мы значительно обгоняем другие отечественные авиакомпании. Напомню, что Группа «Аэрофлот» вошла в топ-20 глобальных авиаперевозчиков по пассажиропотоку, достигнув стратегического рубежа, который изначально был намечен только на 2025 год. Но с учетом таких масштабов, а также на фоне всеобщего внимания любая сбойная ситуация виднее. Рейсы задерживаются по объективной причине, продиктованной заботой о безопасности и комфорте авиапассажиров. Форс-мажоры возникают из-за неблагоприятных метеоусловий, стихийных бедствий. Лучшей иллюстрацией здесь может служить этот год, наполненный погодными аномалиями и зимой, и летом. А бывают причины, которые не всегда видны потребителю, например, законодательные ограничения, распоряжения властей. Урегулированием именно таких коллизий мы занимаемся. Наконец, среди причин официально существует и такая: «Поиск не явившихся на посадку пассажиров и снятие их багажа». В отдельные дни по этой графе проходит чуть ли не каждый пятый случай задержки. А вообще показатель «Аэрофлота» один из самых лучших в мире. По итогам 2016 года авиакомпания заняла восьмое место в Европе по пунктуальности, по данным международного портала Flightstats.com.
- Однако имеет место и такой аргумент: «Вот «Аэрофлот» отменил рейсы из-за погодных условий, но другие-то авиакомпании летали. А не в другом ли причина? Может быть, у «Аэрофлота» техника неисправна?»
- Я бы не хотел комментировать действия других авиакомпаний. У каждого свой взгляд на риски. Скажу одно: мы не будем рисковать безопасностью своих пассажиров ни при каких обстоятельствах. Что касается погодных условий, то мы обязаны ориентироваться на официальные метеосводки. Конечно, прогнозы не всегда бывают точными, но мы в любом случае должны заранее, иногда за несколько дней, скорректировать план полетов, оповестить пассажиров, чтобы избежать транспортного коллапса в аэропорту. Случаются задержки рейсов и по техническим причинам. В большинстве случаев неисправность устраняют на месте, однако может потребоваться время, чтобы доставить и установить необходимые запчасти. Требования к авиатехнике в «Аэрофлоте» более строгие, чем даже в некоторых известнейших зарубежных авиакомпаниях. Техническое состояние нашего флота - на высоком уровне. «Аэрофлот» располагает самым молодым самолетным парком в мире среди крупных перевозчиков, эксплуатирующих более ста воздушных судов. «Аэрофлот» имеет максимальную оценку - семь звезд из семи возможных - в рейтинге самых безопасных авиакомпаний мира, который регулярно составляет независимый портал Airlineratings.com.
- Как повлияет на работу «Аэрофлота» Монреальская конвенция, которая в августе окончательно вступила в силу в нашей стране? Доводится читать, что в России уже многократно, до сотен тысяч рублей, выросли выплаты за задержку рейсов.
- Я не ожидаю каких-то крупных изменений в нашей работе. Монреальская конвенция унифицирует ряд правил международных воздушных перевозок, в том числе определяет максимум компенсации за вред, причиненный пассажиру в ходе авиаперевозки. Применяться она будет только в отношении международных рейсов. «Аэрофлот» давно уже руководствуется правилами этой конвенции в странах, которые ее ратифицировали. Никаких автоматических выплат не предусмотрено. Те же, кто надеется заработать на искусственном раздувании компенсаций за задержку рейса или проблемы с багажом, скорее всего, будут разочарованы: любые претензии, решаемые в исковом порядке, должны иметь стопроцентное документальное подтверждение. А преувеличения, которые допускают некоторые СМИ для поднятия своих рейтингов, оставим на их совести.
ДВИГАТЕЛЬ ИНИЦИАТИВ
- Действительно, в активности вашей авиакомпании не откажешь. «Аэрофлот» иногда называют лоббистом всей российской гражданской авиации. Но для такой деятельности, вероятно, необходим мощный штат высококвалифицированных юристов?
- Не назвал бы нашу юридическую службу многочисленной. В подведомственном мне юридическом департаменте трудятся чуть более 50 человек. Поле деятельности очень широкое. Это и претензионно-исковая работа, и кропотливая работа с договорами, включая контроль над закупочной деятельностью, и правовое сопровождение трудовых отношений, и международные связи. Особое внимание уделяется отношениям с государственными органами - это абсолютно необходимое условие эффективного партнерства в деле регулирования авиатранспортной отрасли. Что бы кто ни говорил, законы неба пишутся на земле. А по поводу качества кадров вы совершенно правы - это специалисты очень высокого уровня, получить которых сочла бы за честь любая компания, будь то российская или иностранная.
- Какое из ваших последних достижений в совершенствовании правовой базы гражданской авиации вы отнесли бы к наиболее успешным?
- Прежде всего, думаю, это вопрос ответственности за деструктивное поведение пассажиров на борту воздушного судна. Мы давно настаивали на том, чтобы узаконить так называемые черные списки лиц, отметившихся буйством на борту, которым на этом основании авиакомпании могли бы официально отказать в перевозке. Наконец лед тронулся - в апреле Госдумой приняты дополнения в Уголовный кодекс, которые устанавливают уголовную ответственность для хулиганов на транспорте, вплоть до лишения свободы. В июле во втором чтении приняты поправки в Гражданский и Воздушный кодексы РФ. Перевод ответственности за «воздушные дебоши» из административной в уголовную - это то, чего мы добивались особенно настойчиво. Но с 2014 года эти инициативы лежали в недрах парламента без движения. И если бы не настойчивая позиция генерального директора «Аэрофлота» В. Савельева, которую поддержал Президент России В. Путин, не исключаю, лежали бы по сей день. Между тем ситуация крайне серьезная. С 2006 по 2016 год на рейсах «Аэрофлота» было зафиксировано более трех тысяч случаев нарушения правил поведения на борту. В их числе десятки нападений на членов экипажа, случаев порчи материального имущества, создания угрозы продолжению полета, а вынужденные посадки всегда влекут колоссальные финансовые издержки. Наше законодательство позволяло авиадебоширам отделываться небольшим административным штрафом, как за мелкое хулиганство, или вообще уходить от ответственности. Вот пример: самолет совершил вынужденную посадку в Красноярске из-за пьяного хулигана, который после распития спиртных напитков стал приставать к другим пассажирам, размахивал руками и порвал форму бортпроводника. В итоге дебошира обязали выплатить штраф в размере 1000 рублей, а авиакомпания и пассажиры при этом понесли серьезные убытки. Надеюсь, теперь такого не будет. Совсем недавно, кстати, вынесен вердикт авиахулигану, которого суд приговорил к 6 месяцам лишения свободы. Возможно, это заставит граждан более сознательно относиться к правилам поведения на борту.
- Соблюдает ли «Аэрофлот» принцип равных возможностей в ведении бизнеса? Какие партнеры для вас предпочтительнее - это обязательно должны быть крупные корпорации?
- Вовсе нет. Наоборот, в настоящее время приоритетным для нас является развитие связей с малым и средним предпринимательством. Мы активно развиваем закупки у предприятий этого сектора. По итогам 2016 года показатель таких закупок составил у «Аэрофлота» почти рекордные 65% при установленном нормативе 18%. Наша компания удостоена официальной благодарности Федеральной корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Считаю, что «Аэрофлот» демонстрирует выгодный формат сотрудничества с субъектами МСП. Это открывает новые возможности и создает устойчивую перспективу роста малого и среднего бизнеса, а также обеспечивает всестороннее участие крупных организаций в повышении экономического потенциала России.
- Владимир Борисович, благодарю вас за интервью, которое позволяет нашим читателям увидеть «Аэрофлот» с самых разных, подчас неожиданных сторон.
- Спасибо вам и вашим читателям. Буду рад, если помог им больше узнать о ведущей российской авиакомпании. И, если потребуется, всегда готов к продолжению разговора.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
АЛЕКСАНДРОВ Владимир Борисович родился в 1984 году.
В 2005 году окончил Московскую государственную юридическую академию им. О. Е. Кутафина, в 2016 году - Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Работал на ответственных должностях в органах Прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ.
С 2013 по 2015 год - заместитель начальника отдела правового обеспечения юридического департамента, заместитель директора юридического департамента, советник генерального директора по взаимодействию с органами государственной власти.
В августе 2015 года назначен на должность директора юридического департамента ПАО «Аэрофлот».
С 1 июля 2016 года - заместитель генерального директора ПАО «Аэрофлот» по правовым и имущественным вопросам.
Юридический департамент ПАО «Аэрофлот» удостоен престижных наград:
- Премия Best Legal Department Awards 2015. По итогам конкурса, организованного журналом «Корпоративный юрист» и международным концерном Wolters Kluwer при содействии Ассоциации юристов России, признан «самой эффективной юридической службой с наилучшим способом организации деятельности корпоративных юристов и управлению юридическими рисками среди крупнейших российских и международных компаний».
- Премия «Лучшие юридические департаменты России-2016». Победа в номинации «Транспортные и логистические компании».