– Юрий Борисович, Корпорация «Иркут» и Иркутский авиазавод играют важную роль в жизни не только сотрудников предприятия, но и всего региона. Каким вы видите будущее завода?
– Действительно, Иркутский авиационный завод – это флагман российского авиастроения. Это один из лучших заводов, входящих в Объединенную авиастроительную корпорацию. Сегодня завод загружен в основном военными программами: производством самолетов Су-30СМ и Як-130, готовится к выпуску учебного Як-152.
Вместе с тем будущее корпорации, да и всего отечественного гражданского самолетостроения в целом, связано с реализацией программы МС-21. Наши планы очень амбициозны. Авиалайнер нового поколения МС-21 нацелен на самый емкий, с точки зрения количества продаваемых самолетов, рынок – рынок среднемагистральных самолетов вместимостью 150–200 пассажиров. Только на российском рынке таких машин понадобится до 700 штук в ближайшие 20 лет. Мы будем бороться за то, чтобы в нашем небе летали в первую очередь российские самолеты, которые будет делать Иркутский завод. Сейчас мы вкладываем в эту программу инвестиции, которые обеспечат производство до 70 машин в год. Это такие темпы производства, которые сделали бы честь любому предприятию и в советское время (напомню, тогда весь авиапром страны выпускал около 100 гражданских самолетов).
МС-21 – самая современная, самая высокотехнологичная машина. Мы надеемся на то, что она по праву станет лучшей в своем классе, даже по сравнению с нынешними Boing и Airbus и их ремоторизированными версиями. Мы связываем очень большие надежды с развитием этой программы на Иркутском авиазаводе. Поэтому работы, включая выпуск гражданской продукции, предприятию, конечно, хватит.
– Военные программы не будут сворачиваться?
– Сразу хочу внести ясность – военные программы сворачиваться не будут. Мы продолжим выпуск всех самолетов, которые я упомянул ранее, ровно до той поры, пока они будут востребованы. А они, я уверен, еще долго будут востребованы.
Например, самолеты Су-30СМ сегодня уже составляют значительную часть группировки ВКС России. Теперь эти машины с нетерпением ждут в морской авиации ВМФ России. В ходе недавней встречи в руководстве МА ВМФ заявили, что им потребуется в ближайшее время минимум 50 Су-30СМ для замены устаревшего авиапарка.
Кроме того, самолеты Су-30 заслуженно пользуются популярностью на внешних рынках. У нас есть контракты на поставку этих машин по линии ВТС. Ряд стран, уже имеющих на вооружении Су-30, заинтересован в увеличении их парка. Появились и новые заказчики. То есть интерес к самолету продолжает сохраняться. Поэтому мы считаем, что по линии ВТС машина также будет востребована.
– Почему, как вы думаете, Минобороны России делает выбор в пользу Су-30СМ?
– В первую очередь потому что многоцелевой истребитель Су-30СМ очень хорошо зарекомендовал себя в ходе эксплуатации в различных условиях, как в нашей стране, так и за рубежом. Он блестяще показал себя при выполнении боевых задач в Сирии. В реальных боевых условиях Су-30СМ наглядно продемонстрировал высокие летно-технические характеристики и широкие боевые возможности.
Наряду с этим отлаженное крупносерийное производство позволило не только создать надежную, эффективную боевую машину, но и обеспечить приемлемую и для заказчика, и для исполнителя стоимость самолета.
Мы очень рассчитываем на то, что обновление парка Минобороны (с учетом потребностей морской авиации) будет проходить в первую очередь за счет Су-30СМ. И наши зарубежные заказчики будут эту машину покупать дальше.
Этому будет способствовать планируемая модернизация самолета Су-30СМ. Сейчас прорабатываются вопросы по расширению номенклатуры средств поражения, увеличению боевых возможностей, ремоторизации. Самолет должен получить двигатели нового поколения, которые обеспечат при лучших характеристиках меньшую цену эксплуатации. Все эти меры продлят жизнь самолету Су-30СМ. Мы надеемся, что самолет будет востребован еще многие годы. Это позволит поддержать загрузку завода, ведь программа Су-30 составляет сегодня основу экономики Корпорации «Иркут» и Иркутского завода.
– То есть сотрудникам завода не стоить переживать, что могут быть какие-то сокращения?
– Никаких увольнений, никаких сокращений, никаких реорганизаций в конструкторском и производственном блоке мы не планируем. Более того, все те программы, которые я перечислил ранее, предусматривают увеличение количества персонала, занятого в проектировании и производстве этих машин. Здесь не то что переживать, здесь надо готовиться к тому, что работы будет еще больше.
– Как планируете справляться с этим?
– Те задачи, которые перед нами стоят, требуют большой концентрации. И в этом смысле преобразования и реорганизации, которые проводятся, они как раз направлены на концентрацию всех нас на решение тех задач, которые являются наиболее ключевыми и критичными для корпорации. Эти приоритетные задачи – выход на рынок транспортной авиации и рынок гражданского самолетостроения. Для этого и создается дивизион гражданской авиации. Это именно тот путь, который должен обеспечить рост и развитие корпорации в условиях сокращения гособоронзаказа.
– На что планируете опираться в своей работе?
– В первую очередь на людей, на коллектив. Я очень рассчитываю на весь коллектив компании, который войдет в новый дивизион. И в первую очередь я хотел бы, чтобы те руководители, которые работают в корпорации – Олег Федорович Демченко, Александр Алексеевич Вепрев, Константин Федорович Попович, – оставались бы у руля компании, обеспечивая реализацию текущих задач и дальнейшее развитие корпорации.
– Как планируете развивать социальные программы, которые существуют на предприятии?
– Все социальные программы будут сохранены. Более того, планируется их расширение. По нашим оценкам, в процессе реорганизации ожидается экономический эффект в несколько миллиардов рублей. Принято решение часть сэкономленных денег со следующего, 2018 года направлять на реализацию новых социальных программ.
В частности, будет запущена новая жилищная программа для сотрудников объединенной корпорации. Программа рассчитана на пять лет. На Иркутском заводе она охватит по 100 человек ежегодно. За указанный период 500 семей работников предприятия смогут получить компенсацию в размере 50% от стоимости приобретаемой квартиры. Решение об участии конкретных сотрудников в данной программе будет приниматься независимой комиссией. Все кандидаты при этом должны соответствовать определенным требованиям. Главными из них являются стаж работы на предприятии не менее пяти лет и готовность отработать там же еще не менее пяти лет после покупки квартиры.
Это лишь один из примеров расширения социальных программ, которые нами запланированы.
– Подготовка молодых специалистов тоже будет продолжена?
– Нам очень нужны квалифицированные кадры. Ни одно самое современное и дорогостоящее оборудование, пусть и максимально автоматизированное, не сможет обойтись без грамотного мотивированного специалиста. Поэтому особое внимание мы будем и впредь уделять профессиональной подготовке наших работников. На заводе уже сложилась непрерывная система подготовки кадров. Она включает не только регулярное повышение квалификации, но и целевое образование в техникуме, ИРНИТУ. Все эти программы получат продолжение…