О том, над какими проектами работает сегодня Группа, какие новые разработки представит она открывшемся в Москве международном военно-техническом форуме «Армия-2017» рассказал «Интерфаксу-АВН» генеральный директор Группы Армен ИСААКЯН.
- Армен Эдуардович, на прошедшем в июле в Москве авиасалоне МАКС-2017 Группа «Кронштадт» впервые представила авиационной общественности экспортный вариант уникального российского тяжелого беспилотника «Орион-Э», разрабатываемого по заказу Минобороны РФ. Когда может начаться серийное производство и поставка этого беспилотного комплекса в войска? Какие задачи призван он решать?
- Сроки и объемы производства БЛА в интересах Минобороны РФ мы не раскрываем по условиям контракта. Экспортный вариант готовится Группой «Кронштадт» к производству с 2019 года. Должен отметить, что интерес к данному продукту у иностранных заказчиков высок.
Нашей компанией совместно с АО «Рособоронэкспорт» была сформирована программа продвижения комплекса воздушной разведки с БЛА «Орион-Э», о чем на минувшем МАКСе подписано соглашение. Финальные объемы по его производству и поставке будут зависеть от заказов.
- Как вы оцениваете экспортные перспективы этого беспилотника? Какие страны могут стать его покупателем? С кем уже ведутся переговоры?
- В рамках сотрудничества с Рособоронэкспортом отрабатываются переговоры с целым пулом заказчиков.
- На каком этапе находятся работы по тяжелому ударному беспилотному комплексу, взлетный вес которого порядка пять тонн? Какое вооружение он может нести?
- Данная программа рассчитана на три года. Ее цель – создание демонстрационного образца. В целом появление тяжелого беспилотника может занять четыре-пять лет. Это позволит нам кратно расширить области применения БЛА (речь и о гражданском, и о военном применении) за счет значительного увеличения массы целевой нагрузки, увеличения дальности радиуса, времени в воздухе, дальности радиолокационного обзора.
Здесь мы также можем говорить о выполнении беспилотниками гражданских транспортных задач, появлении грузовых БЛА, осуществлении ими ретрансляции сигналов связи и пр.
- Насколько мы отстаем сегодня в разработке ударных беспилотных комплексов от ведущих зарубежных стран – США, Китая, Израиля и других?
- Правильнее говорить о разведывательно-ударных комплексах: в США и Израиле они широко применяются уже более десяти лет. У нас они в разработке, но усилиями Группы «Кронштадт», поддерживаемой ее основным акционером АФК «Система», нас ожидает скорый прорыв в этой области и отставание в разработке будет в значительной степени преодолено.
Что касается применения – это зависит от планов министерства обороны. В отношении Китая: беспилотники разработки и изготовления КНР являются в подавляющем большинстве копиями образцов разработки США и других стран. Не публикуется информация не только о применениях, но даже нет достоверных видеоматериалов об их полетах.
Благодаря поддержке и заинтересованности нашего акционера и, естественно, за счет его инвестиционных средств, компания уже совершила прорыв – и имею в виду выполнение работы по комплексу воздушной разведки с БЛА «Орион-Э», включившей развитие опытного и серийного производства, композитных технологий. Эксперты подтверждают: новая разработка выводит Россию на новый уровень технологий - беспилотные летательные аппараты, входящие в состав комплекса, не уступают передовым мировым аналогам. Естественно, мы планируем двигаться в том же русле.
- Сообщалось, что Группа «Кронштадт» приступила к разработке беспилотного скоростного конвертоплана «Фрегат». На каком этапе находятся эти работы, когда могут начаться летные испытания этого аппарата?
- Ведутся предпроектные исследования. Создана и испытана летная модель. Сроки выполнения ОКР определяются финансированием: это дорогой проект, но по нашей оценке, технически выполнимый. На создание экспериментального образца-демонстратора нужно 36 месяцев от начала финансирования проекта. Мы также планируем реализовывать в широкой кооперации промежуточные опытные образцы в разных весовых категориях.
- Какова доля гособоронзаказа в общем объеме производства Группы "Кронштадт». Какие еще системы и комплексы разрабатывает "Кронштадт" в интересах Минобороны РФ.
- Долю госзаказа в портфеле мы не раскрываем. Группа «Кронштадт» успешно реализует проекты, связанные с интегрированными системами управления кораблей, широкой линейкой тренажерных решений для разных родов и видов войск, включая технологию единого виртуального поля боя, серьезные ставки мы традиционно делаем на блок АСУ и ГИС. Большие ожидания мы связываем со сферой робототехники, в которую активно инвестируем.
- Некоторое время назад Группа «Кронштадт» выступила с инициативой создания виртуального полигона для испытания робототехнических комплексов. Нашла ли эта идея поддержку в Минобороны РФ?
- Мы продолжаем работу по данной теме и надеемся на поддержку заказчика.
- Когда завершатся работы по созданию для Минобороны РФ единой картографической системы? В чем ее особенности?
- Группа «Кронштадт» является единственным поставщиком по проекту создания автоматизированной системы обеспечения вооруженных сил РФ геопространственной информацией. В настоящий момент система работает и серийно поставляется. Наша компания также предоставляет сервисную поддержку. Масштабирование, создание новых центров геопространственной информации продолжается в рамках контрактов с заказчиком. Масштабная задача этого направления - построение распределенной информационной системы обеспечения Минобороны РФ электронной картографией, и дальше - создание единого геоинформационного пространства Вооруженных сил РФ.
Аналогичные работы выполняются нами для ВМФ.
- Какова ниша компании на международном рынке авиационных и морских тренажеров? Расскажите о возможностях тренажерного комплекса для подготовки морских и воздушных противолодочников, который вы поставили во Вьетнам. В какие еще страны «Кронштадт» поставляет свои тренажерные комплексы?
- В части авиационных тренажеров нами выбран сегмент создания средств обучения пилотов узкофюзеляжных гражданских самолетов Boeing и Airbus. На мировом рынке в этой нише мы видим большой потенциал. Потребность в пилотах исчисляется двукратным процентом ежегодного роста. Особенный дефицит наблюдается в развивающихся регионах.
В морском блоке наши поставки связаны с обеспечением иностранных заказчиков отечественных кораблей тренажерными средствами.
- Как продвигаются работы по созданию привязного БЛА многовинтовой схемы массой 250 кг?
- Мы не рассматриваем эту тему в качестве самостоятельной задачи: тяжелая привязная платформа может быть деривацией проекта конвертоплана: технически это близкие задачи на стадии вертикального взлета.
- По каким направлениям будет идти развитие Группы "Кронштадт"? С какими российскими предприятиями вы работаете в тесной кооперации, планирует ли "Кронштадт" в перспективе создавать какие-то совместные предприятия с зарубежными партнерами?
- Наш основной вектор развития – робототехника в широком смысле, не только БЛА. Мы считаем, что вызовы, связанные с региональными и локальными конфликтами, борьбой с терроризмом, охраной и мониторингом границ будут требовать все более умных решений с использованием автоматизированных средств робототехники. Я говорю о средствах удаленной разведки, обнаружения и применения с контролем в режиме реального времени. Если говорить просто, будущее за роботами, они будут поступательно заменять человека, сохраняя жизни и значительно снижая риски боевых и спасательных операций.
Группа «Кронштадт» фокусируется на «роботизации» технических средств. Мы инвестируем собственные средства в создание инструментов искусственного интеллекта, систем управления, связи и целевых нагрузок в этой области.
Наша задача амбициозна – быть лидером в робототехнике и БЛА в России, и мы видим перспективу в этом растущем сегменте.
Естественно эти программы будут реализовываться в тесной кооперации с десятками соисполнителей.
- Что представляет Группа «Кронштадт» на предстоящем военно-техническом форуме? На каких образцах будет сделан особый акцент?
- Центр экспозиции Группы «Кронштадт» в этом году – это робототехника: широкая линейка изделий и систем, представленная, прежде всего, комплексом с БЛА большой продолжительности полета, а также сухопутным роботом-инженером, безэкипажным катером, подводными аппаратами, целевыми нагрузками для беспилотных аппаратов, системами связи, наземными пунктами с системами управления робототехническими комплексами с комплексом собственного программного обеспечения, обеспечивающим автоматизацию выполнения миссии и обработку данных в режиме реального времени и др.
Достаточно длинный список продуктов и систем отражает осознанный стратегический вектор компании в направлении развития робототехники. На стенде мы покажем робототехнику, готовую к использованию силовыми ведомствами страны в воздухе, на море и на суше.
Также можно будет увидеть новые и модернизированные решения в традиционном для нас тренажерном сегменте. Речь идет о реализации концепции интегрированных стационарных и мобильных центров боевой подготовки, включая как сами технические средства обучения и боевой подготовки, так и полигонное оборудование, системы тактического обучения и слаживания в единой виртуальной среде моделирования и визуализации.
- Армен Эдуардович, на прошедшем в июле в Москве авиасалоне МАКС-2017 Группа «Кронштадт» впервые представила авиационной общественности экспортный вариант уникального российского тяжелого беспилотника «Орион-Э», разрабатываемого по заказу Минобороны РФ. Когда может начаться серийное производство и поставка этого беспилотного комплекса в войска? Какие задачи призван он решать?
- Сроки и объемы производства БЛА в интересах Минобороны РФ мы не раскрываем по условиям контракта. Экспортный вариант готовится Группой «Кронштадт» к производству с 2019 года. Должен отметить, что интерес к данному продукту у иностранных заказчиков высок.
Нашей компанией совместно с АО «Рособоронэкспорт» была сформирована программа продвижения комплекса воздушной разведки с БЛА «Орион-Э», о чем на минувшем МАКСе подписано соглашение. Финальные объемы по его производству и поставке будут зависеть от заказов.
- Как вы оцениваете экспортные перспективы этого беспилотника? Какие страны могут стать его покупателем? С кем уже ведутся переговоры?
- В рамках сотрудничества с Рособоронэкспортом отрабатываются переговоры с целым пулом заказчиков.
- На каком этапе находятся работы по тяжелому ударному беспилотному комплексу, взлетный вес которого порядка пять тонн? Какое вооружение он может нести?
- Данная программа рассчитана на три года. Ее цель – создание демонстрационного образца. В целом появление тяжелого беспилотника может занять четыре-пять лет. Это позволит нам кратно расширить области применения БЛА (речь и о гражданском, и о военном применении) за счет значительного увеличения массы целевой нагрузки, увеличения дальности радиуса, времени в воздухе, дальности радиолокационного обзора.
Здесь мы также можем говорить о выполнении беспилотниками гражданских транспортных задач, появлении грузовых БЛА, осуществлении ими ретрансляции сигналов связи и пр.
- Насколько мы отстаем сегодня в разработке ударных беспилотных комплексов от ведущих зарубежных стран – США, Китая, Израиля и других?
- Правильнее говорить о разведывательно-ударных комплексах: в США и Израиле они широко применяются уже более десяти лет. У нас они в разработке, но усилиями Группы «Кронштадт», поддерживаемой ее основным акционером АФК «Система», нас ожидает скорый прорыв в этой области и отставание в разработке будет в значительной степени преодолено.
Что касается применения – это зависит от планов министерства обороны. В отношении Китая: беспилотники разработки и изготовления КНР являются в подавляющем большинстве копиями образцов разработки США и других стран. Не публикуется информация не только о применениях, но даже нет достоверных видеоматериалов об их полетах.
Благодаря поддержке и заинтересованности нашего акционера и, естественно, за счет его инвестиционных средств, компания уже совершила прорыв – и имею в виду выполнение работы по комплексу воздушной разведки с БЛА «Орион-Э», включившей развитие опытного и серийного производства, композитных технологий. Эксперты подтверждают: новая разработка выводит Россию на новый уровень технологий - беспилотные летательные аппараты, входящие в состав комплекса, не уступают передовым мировым аналогам. Естественно, мы планируем двигаться в том же русле.
- Сообщалось, что Группа «Кронштадт» приступила к разработке беспилотного скоростного конвертоплана «Фрегат». На каком этапе находятся эти работы, когда могут начаться летные испытания этого аппарата?
- Ведутся предпроектные исследования. Создана и испытана летная модель. Сроки выполнения ОКР определяются финансированием: это дорогой проект, но по нашей оценке, технически выполнимый. На создание экспериментального образца-демонстратора нужно 36 месяцев от начала финансирования проекта. Мы также планируем реализовывать в широкой кооперации промежуточные опытные образцы в разных весовых категориях.
- Какова доля гособоронзаказа в общем объеме производства Группы "Кронштадт». Какие еще системы и комплексы разрабатывает "Кронштадт" в интересах Минобороны РФ.
- Долю госзаказа в портфеле мы не раскрываем. Группа «Кронштадт» успешно реализует проекты, связанные с интегрированными системами управления кораблей, широкой линейкой тренажерных решений для разных родов и видов войск, включая технологию единого виртуального поля боя, серьезные ставки мы традиционно делаем на блок АСУ и ГИС. Большие ожидания мы связываем со сферой робототехники, в которую активно инвестируем.
- Некоторое время назад Группа «Кронштадт» выступила с инициативой создания виртуального полигона для испытания робототехнических комплексов. Нашла ли эта идея поддержку в Минобороны РФ?
- Мы продолжаем работу по данной теме и надеемся на поддержку заказчика.
- Когда завершатся работы по созданию для Минобороны РФ единой картографической системы? В чем ее особенности?
- Группа «Кронштадт» является единственным поставщиком по проекту создания автоматизированной системы обеспечения вооруженных сил РФ геопространственной информацией. В настоящий момент система работает и серийно поставляется. Наша компания также предоставляет сервисную поддержку. Масштабирование, создание новых центров геопространственной информации продолжается в рамках контрактов с заказчиком. Масштабная задача этого направления - построение распределенной информационной системы обеспечения Минобороны РФ электронной картографией, и дальше - создание единого геоинформационного пространства Вооруженных сил РФ.
Аналогичные работы выполняются нами для ВМФ.
- Какова ниша компании на международном рынке авиационных и морских тренажеров? Расскажите о возможностях тренажерного комплекса для подготовки морских и воздушных противолодочников, который вы поставили во Вьетнам. В какие еще страны «Кронштадт» поставляет свои тренажерные комплексы?
- В части авиационных тренажеров нами выбран сегмент создания средств обучения пилотов узкофюзеляжных гражданских самолетов Boeing и Airbus. На мировом рынке в этой нише мы видим большой потенциал. Потребность в пилотах исчисляется двукратным процентом ежегодного роста. Особенный дефицит наблюдается в развивающихся регионах.
В морском блоке наши поставки связаны с обеспечением иностранных заказчиков отечественных кораблей тренажерными средствами.
- Как продвигаются работы по созданию привязного БЛА многовинтовой схемы массой 250 кг?
- Мы не рассматриваем эту тему в качестве самостоятельной задачи: тяжелая привязная платформа может быть деривацией проекта конвертоплана: технически это близкие задачи на стадии вертикального взлета.
- По каким направлениям будет идти развитие Группы "Кронштадт"? С какими российскими предприятиями вы работаете в тесной кооперации, планирует ли "Кронштадт" в перспективе создавать какие-то совместные предприятия с зарубежными партнерами?
- Наш основной вектор развития – робототехника в широком смысле, не только БЛА. Мы считаем, что вызовы, связанные с региональными и локальными конфликтами, борьбой с терроризмом, охраной и мониторингом границ будут требовать все более умных решений с использованием автоматизированных средств робототехники. Я говорю о средствах удаленной разведки, обнаружения и применения с контролем в режиме реального времени. Если говорить просто, будущее за роботами, они будут поступательно заменять человека, сохраняя жизни и значительно снижая риски боевых и спасательных операций.
Группа «Кронштадт» фокусируется на «роботизации» технических средств. Мы инвестируем собственные средства в создание инструментов искусственного интеллекта, систем управления, связи и целевых нагрузок в этой области.
Наша задача амбициозна – быть лидером в робототехнике и БЛА в России, и мы видим перспективу в этом растущем сегменте.
Естественно эти программы будут реализовываться в тесной кооперации с десятками соисполнителей.
- Что представляет Группа «Кронштадт» на предстоящем военно-техническом форуме? На каких образцах будет сделан особый акцент?
- Центр экспозиции Группы «Кронштадт» в этом году – это робототехника: широкая линейка изделий и систем, представленная, прежде всего, комплексом с БЛА большой продолжительности полета, а также сухопутным роботом-инженером, безэкипажным катером, подводными аппаратами, целевыми нагрузками для беспилотных аппаратов, системами связи, наземными пунктами с системами управления робототехническими комплексами с комплексом собственного программного обеспечения, обеспечивающим автоматизацию выполнения миссии и обработку данных в режиме реального времени и др.
Достаточно длинный список продуктов и систем отражает осознанный стратегический вектор компании в направлении развития робототехники. На стенде мы покажем робототехнику, готовую к использованию силовыми ведомствами страны в воздухе, на море и на суше.
Также можно будет увидеть новые и модернизированные решения в традиционном для нас тренажерном сегменте. Речь идет о реализации концепции интегрированных стационарных и мобильных центров боевой подготовки, включая как сами технические средства обучения и боевой подготовки, так и полигонное оборудование, системы тактического обучения и слаживания в единой виртуальной среде моделирования и визуализации.