Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Рано Джураева:
Каждый год количество пусков с "Восточного" будет расти


28 июля 2017 года Интерфакс


Генеральный директор Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) рассказала "Интерфаксу" о перспективах развития российских космодромов.

- Рано Фрунзевна, расскажите о программе развития космодромов. Известно, что ее финансирование сократилось до 500 млрд рублей. Выработаны ли механизмы сокращения издержек?​

- В основе этих изменений Федеральная целевая программа. Она представляет собой десятилетний стратегический план развития космодромов России. Конечно, она напрямую касается нашего предприятия, и мы очень внимательно следим за ее судьбой. Это динамичный документ. Там заложено стратегическое видение на ближайшие 10-15 лет: какие именно ракеты-носители будут определять нашу перспективу, каковы наши программные цели, связанные с освоением космоса, задачами, которые ставят Роскосмос и Министерство обороны, научное сообщество, коммерческие партнеры. Поэтому в процессе ее подготовки на разных этапах программа корректировалась. Это происходило во-многом потому, что менялась концепция развития, менялись решения, прежде всего связанные с перспективными типами ракет-носителей, в соответствии с теми вызовами, которые диктует мировой рынок развития космонавтики.

На сегодняшний день программа внесена в правительство и активно обсуждается. Мы надеемся, что к осени она будет принята.

- ​Насколько скажется это сокращение на ходе строительства наземной инфраструктуры? Придется ли отказаться от строительства отдельных объектов или сроки строительства будут увеличены?

- Все изменения и правки вносились в программу очень осторожно и были направлены на ее максимальную оптимизацию с тем, чтобы достичь конечных целей при соблюдении высоких стандартов в установленные сроки. На сегодняшний день мы не видим оснований для переноса сроков сдачи объектов. Мы идем в графике по объектам второй очереди. Это касается возведения стартового комплекса для ракеты-носителя "Ангара", с которого будут проводиться пуски ракет, выводящие на орбиту спутники, а вот космонавты и астронавты пока продолжат летать с "Байконура". Тем не менее, речь об отказе от пилотируемых программ на "Восточном" не идет. Поэтому на текущем этапе мы закладываем элементы для развития пилотируемой части.

Кроме того, в программу внесли еще ряд изменений, связанных с ракетой-носителем "Союз-5". Именно этой ракете предстоит в ближайшей перспективе выводить в космос с "Байконура" пилотируемые корабли. Поэтому все основные параметры осталось в программе, и мы ничто не потеряли.

- И все же, Роскосмос пока не отказывается от запуска космонавтов с "Восточного"?

- Пилотируемая программа будет реализована на "Восточном" чуть позже чем предполагалось ранее – на три-четыре года, а пока продолжит реализовываться на "Байконуре". В первую очередь, это связано с наличием на космодроме "Байконур" необходимой для пилотируемых полетов инфраструктуры. Речь идет как о монтажно-испытательных комплексах, так и о тренировочных базах по предполетной подготовке космонавтов. Совпадение этих факторов легло в основу предложения Роскосмоса о продолжении пилотируемых пусков с "Байконура", но уже на новой ракете "Союз-5". Это позволит подготовить базу для пилотируемых полетов с "Восточного" на сверхтяжелой ракете, первой ступенью которой будет "Союз-5" к Луне и в перспективе в дальний космос. Как будет развиваться пилотируемая космонавтика на "Восточном" будет определено после 2020 года.

- Каковы перспективы ракеты-носителя "Ангара" на "Восточном"?

- Работы по созданию стартового комплекса для "Ангары" ведутся сегодня в строгом соответствии с графиком. Уже определено место, где будет располагаться стартовый стол, уточняем исходные данные и в рабочем порядке вносим коррективы в проект. При строительстве комплекса будут использоваться передовые отечественные материалы и комплектующие. Мы уверены, что строительство комплекса завершится в срок. Это будет одна из самых современных в мире на сегодняшний день стартовых систем.

- Возвращаясь к развитию непосредственно самого космодрома, расскажите, пожалуйста, как проходит процесс строительства, какие объекты в ближайшее время будут сданы?

- Основные работы на космодроме сосредоточены на реализации двух ключевых задач. В первую очередь – это подготовка к двум предстоящим в этом году запускам ракет-носителей "Союз 2.1а", а также параллельно возводить полный комплекс инфраструктуры для ракеты-носителя "Ангара".

Поэтому сегодня нам важно завершить все работы в техническом комплексе, который будет принимать уже в ближайшее время разгонный блок, ракеты-носители, космические аппараты, и обеспечить там нужные требования к чистоте помещения, все штатные схемы по инженерным сетям, которые будут задействованы при подготовке и осуществлении пуска. Кроме этого надо завершить все работы на стартовом комплексе, чтобы обеспечить штатную работу систем.

Как раз в эти дни мы ждем результатов работы специальной комиссии, которой предстоит, оценив все параметры, определить точные даты пусков с "Восточного" в этом году. Ориентировочно это будет конец ноября и конец декабря, месяц разницы.

- Сколько пусков с "Восточного" запланировано на следующий год? Увидим ли мы динамику или пока космодром продолжит работу в режиме своего рода обкатки, тестирования?

- Каждый год количество пусков с "Восточного" будет расти. Наша задача обеспечить постепенную загрузку космодрома, в том числе коммерческими пусками. А ведь уже сегодня спрос превышает физические возможности одного стартового стола. Поэтому в 2018 году у нас запланировано больше пусков. Скорее всего речь идет о равномерном распределении пусков летом, осенью и зимой. Затем, еще через год, мы планируем выйти уже на шесть-семь пусков. То есть уже довольно плотный график получается.

Пока все эти запуски будут осуществляться на ракетах-носителях "Союз 2.1а". Однако с появлением стартового комплекса для "Ангары" число запусков пропорционально вырастет.

- Современный космодром требует соответствующего уровня инфраструктуры. К тому же пилотируемые программы практически немыслимы без современного аэродрома поблизости. Пока же на "Восточный" путь один – через Благовещенск. Расскажите, пожалуйста, в какие сроки планируется строительство аэродрома на космодроме?

- В короткой перспективе, мы уверены, существующие нагрузки позволяют эксплуатировать космодром при наличие развитой железнодорожной инфраструктуры. В непосредственной близости рядом с городом Циолковский для обслуживания космодрома построена новая железнодорожная ветка и терминал, обеспечивающий грузо-пассажирское сообщение. В дальнейшем, с ростом нагрузок и перспективой пилотируемых полетов, логичным продолжением развития транспортной сети космодрома станет строительство аэропорта. Ответственным за его возведение назначен Минстрой России. Они проводят комплекс необходимых предварительных работ. Готовят проектную и предпроектную документацию.

- Ранее также сообщалось о том, что ЦЭНКИ возьмет на себя функции генподрядчика в строительстве объектов космодрома, насколько плавным оказался переход от Спецстроя?

- К сожалению, Спецстрой России последний год уже практически не работал эффективно, и многие работы были заморожены, особенно после проблем, возникших в "Дальспецстрое". Сейчас там назначен руководитель Андрей Назаров и мы с ним достаточно эффективно работаем по плавной передаче материалов, оборудования, техники, людей. То есть, мы сегодня трудоустроили много бывших специалистов "Дальспецстроя". И, конечно, такая совместная работа позволила нам быстро включиться в стройку, понять, каким будет этот процесс дальше.

- Можно ли сегодня сделать вывод, насколько своевременным было это решение, каковы первые результаты?

- Сегодня на строительстве космодрома задействовано пять подрядчиков. Общее число рабочих превышает 700 человек. Один из подрядчиков – "Ланит Партнер" - полностью выполнил предусмотренные контрактом обязательства и было принято решение дать ему дополнительную нагрузку. В целом же он справился с опережением графика, закончил все работы с монтажно-испытательным комплексом, подготовил его к приему ракет-носителей. Второй партнер - "Инсистемс" - также близок к завершающей стадии. Тем не менее на техническом комплексе остается еще ряд важных объектов: это инженерный корпус, в котором фактически идет управление всем техническим комплексом, а также метрологическая база, которую мы также должны закончить в этом году, потому что нам нужна метрология и оборудование, которое там находится, для того, чтобы можно было постоянно проверять наше технологическое оборудование. Помимо этого, у нас работает подрядчик на стартовом комплексе, который осуществляет очень важную работу по автоматизации и диспетчеризации всех инженерных сетей на командном пункте. Подрядчики в целом справляются с задачами по графику, у них большая часть материалов и оборудования на площадке, так что они работают. Кроме того, у нас на стартовом и техническом комплексах работает компания "Гидроэлектромонтаж", которая осуществляют работу по электрооборудованию и электроосвещению. И пятый подрядчик - это КБ "Мотор", который осуществляет достройку водозаборных сооружений. Большую часть работ мы делаем самостоятельно, у нас заключено два наряд-заказа с нашими филиалами, это КЦ "Восточный" и КПТХ, которые осуществляют прежде всего общестроительные работы, завершение всех общестроительных работ, то, что там недоделано было, и завершают все работы, связанные с отоплением, водоотведением, вентиляцией, теплоснабжением, прокладки всех сетей.

Кроме того, к нам приехало около ста студентов, стройотряд, очень сильные ребята, практически все будущие инженеры. Они обладают как хорошими навыками работы в "Автокаде" и владеют строительными специальностями. А некоторые уже второй или третий раз приехали. Поэтому мы их потенциал максимально задействуем. Часть из них работает в офисе и помогает нам с документацией, с оформительской всевозможной деятельностью, другая часть работает на площадках, делают серьезную монтажно-строительную работу, хорошо работают, слаженно. Мы им создали, на мой взгляд, неплохие условия.

- Им наверняка интересно не только испытать себя и показать свои навыки, но и, побывав на космодроме, прикоснуться к живой истории? Есть ли такая возможность у тех, кто уже вырос из студенческого возраста? Много ли желающих посетить космодромы и своими глазами увидеть запуск ракеты?

- На "Байконуре" у нас уже аншлаг. То есть спрос уже многократно превысил наши возможности. Огромное количество людей со всего мира туда едет. Во время пилотируемых запусков мы сталкиваемся с объективной нехваткой гостиничных мест и средств размещения, транспорта. Потому что порядка 2 тыс. человек регулярно присутствуют на пусках, особенно пилотируемых. Большой интерес вызывает, конечно, и паломничество со всего мира на "Восточный". Даже нашим коллегам из разных стран, интересно всем посмотреть, как развивается космодром "Восточный", какие там новые технологии применены, какое это грандиозное сооружение. Поэтому мы стараемся создать такие круизные автобусы и организовать маршрут из Благовещенска, даже несмотря на острую нехватку там гостиниц. Люди готовы в палатках ночевать. Настолько велик интерес к этому грандиозному космическому сооружению.

Со своей стороны мы стараемся показать гостям как можно больше, заинтересовать новыми неизвестными ранее фактами. Рассказать не только об этапах развития отрасли, а дать возможность людям в буквальном смысле прикоснуться к космической истории, своими глазами увидеть уникальные артефакты, которые еще несколько лет назад казались им недоступными. Так на Байконуре мы открыли очень интересный экскурсионный маршрут. Мои коллеги из космического центра "Южный" совершенно не ожидали, что командный пункт "Энергии", отвечавший за запуск первого советского многоразового корабля "Буран" вызовет такой неподдельный интерес. Сегодня там создан настоящий работоспособный музей. И сейчас у наших гостей появилась возможность своими глазами увидеть, как запускался "Буран", выслушать личные впечатления тех 16 работников, которые самостоятельно осуществляли первый запуск 30 лет назад.

- В каком направлении дальше будет развиваться космическое паломничество?

- Мы стараемся сейчас сделать более насыщенные программы для всех туристических маршрутов, чтобы поездки стали более информативными. Для этого мы открыли 3D-музей на сайте Байконура. Мы рассчитываем, что побывавшие там пользователи не останутся равнодушными, а с интересом приедут посмотреть на космодром живьем.

Помимо этого, конечно, мы изучаем, возможности открытия новых туристических маршрутов. Для людей, которые приезжают на Восточный, мы не только сам космодром показываем, но и рассказываем о самом регионе, его исторических и природных особенностях. Само это место, тот край очень красивый, там есть удивительные достопримечательности, их можно изучать не один день. Поэтому мы плотно работаем в этом плане с администрацией Амурской области, с губернатором - развивать там туризм интересно всем.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение



Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBk8nB
YouDo: https://youdo.com/lawyer/civillaw/loans/, посетить сайт .
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer