Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Александр Смекалин:
Ульяновские власти поделились секретом создания успешного авиакластера 


20 июля 2017 года Алексей Иванов, Российская газета


Ульяновский авиационный кластер является одним из наиболее успешных подобных объединений в стране. Тесное взаимодействие промышленности, научных и образовательных учреждений, а также властей региона, позволило участникам кластера сформировать компетенции высочайшего мирового уровня.

Александр Александрович, с чего началось создание авиационного кластера в регионе и что он представляет собой сегодня?

Александр Смекалин: В августе 2009 года в регионе был организован консорциум "Научно-образовательно-производственный кластер "Ульяновск-Авиа". Первоначально в его состав вошло 19 предприятий и организаций. На сегодня число участников возросло до 77. Среди них АО "Авиастар-СП", АО "УКБП", Ульяновский филиал ПАО "КБ Туполев", два аэропорта - "Ульяновск имени Н.М. Карамзина" и "Ульяновск-Восточный", авиаперевозчик "Волга-Днепр", Портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ), научно-производственные объединения, высшие, средние и специальные учебные заведения, региональная торгово-промышленная палата, а также ряд предприятий малого и среднего бизнеса.

Годовой оборот участников кластера составляет примерно 50 миллиардов рублей. А к 2018 году, в соответствии с их инвестиционными программами, планируется вложить в его развитие еще около 5 миллиардов.

Кластер активно поддерживается Министерством экономического развития РФ, а также признан за рубежом - он является членом Европейского партнерства авиационных кластеров и Евразийского партнерства аэрокосмических кластеров.

Здесь реализуются крупные программы по созданию самых современных гражданских и военно-транспортных самолетов, а также оборудования и комплектующих для них, осуществляется готовка кадров.

Какие задачи вы ставите перед собой при реализации этого проекта?

Александр Смекалин: В настоящий момент участники кластера имеют различный уровень компетенций в нескольких областях авиационной отрасли. Большинство компетенций представлено в регионе на всероссийском уровне, ряд - на уровне стран СНГ или Восточной Европы, отдельные (международные грузоперевозки, сервисный блок эксплуатации воздушных судов) - на высочайшем мировом уровне. Таким образом, кластер имеет высокую степень сформированности и инновационности. По данным Высшей школы экономики, Ульяновский авиационный кластер вошел в тройку лидеров по уровню организационного развития.

И главные задачи, которые мы ставим, формируя этот проект - создание и развитие инновационных подходов в авиастроении, в том числе за счет вовлечения в нее субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме того, мы видим перспективу в установлении межкластерных связей на всей территории РФ и за ее пределами для реализации общих проектов.

Как именно реализуется эта задача?

Александр Смекалин: Сегодня мы продвигаем очень перспективный проект - российский центр кастомизации, где планируется проводить не только экстерьерные, покрасочные работы, но и индивидуальные для каждого лайнера интерьерные доводки. 18 июля в рамках Международного авиационно-космического салона МАКС-2017 губернатор Сергей Морозов и президент корпорации "Иркут" Олег Демченко уже подписали соглашение о намерениях по его созданию.

Прежде всего, это будет касаться отечественных самолетов пассажирского и транспортного назначения - SukhoiSuperjet 100 и МС-21. АО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) и ПАО "Корпорация "Иркут" соответственно рассматривают Ульяновск как место выполнения таких операций, чтобы уменьшить время нахождения самолетов на основных производственных площадках в Комсомольске-на-Амуре и в Иркутске.

В настоящее время кастомизация самолета SSJ-100 уже производится в Ульяновске: установка интерьеров - в АО "Авиастар-СП", покраска - в ОАО "Спектр Авиа". Однако по мере увеличения программы по выпуску самолетов Ил-76МД-90А в АО "Авиастар-СП" не остается производственных площадей для выполнения работ по установке интерьеров на SSJ-100. Рано или поздно АО "ГСС" должно будет найти другую площадку для этих работ.

С учетом того, что единственная в России ПОЭЗ находится в Ульяновске, принято решение создать там индустриальный парк, поскольку нужны будут производственные площадки.

Поэтому мы и предложили площадку ПОЭЗ "Ульяновск" для создания единого центра кастомизации самолетов SSJ-100 и МС-21 (возможно, и других моделей). Для этого ПОЭЗ готова построить для предоставления в аренду авиационный ангарный комплекс. Проект уже разработан и проходит госэкспертизу.

Мы планируем уже в 2018 году выйти на площадку, а к концу 2019-го - создать центр кастомизации.

Для реализации столь амбициозных задач нужны не только производственные мощности, площади, но и довольно большое число высококлассных специалистов. В регионе есть дефицит таких кадров? Как планируете справляться?

Александр Смекалин: Мы понимаем, что при расширении производства понадобятся новые квалифицированные кадры. И наш регион готов начать подготовку специалистов, создав, если понадобится, соответствующие научно-производственные кафедры на базе Института авиационных технологий и управления или Ульяновского госуниверситета.

За прошедшие 10 лет нам удалось сформировать очень крепкий и сильный авиационный кластер, создать кооперационные цепочки, обеспечить заказами предприятия. Однако хочу подчеркнуть: все это мы делали не чтобы поставить галочку, не для того, чтобы о нас узнали и похвалили. Самой главной целью этой работы были люди. На собственном опыте внутри региона мы убедились, что если не будем уделять первостепенного внимания нашим кадрам, то интересных перспектив у нас будет не так много. Именно поэтому мы выстроили специальную систему, связанную с подготовкой и привлечением специалистов на территорию Ульяновской области. Мы готовы принять и поддержать талантливых инженеров и создать все условия для их развития.

Помимо всего прочего мы стараемся популяризировать саму идею "авиационной столицы". Так, начиная с 2011 года, в регионе проходит Международный авиатранспортный форум (МАТФ). Помимо летной программы и показательных выступлений парашютистов, жители города получают доступ в "сердце" авиастроения региона - завод "Авиастар-СП", где могут узнать о новейших достижениях в области авиации и текущих задачах одного из крупнейших промышленных предприятий.

Следует в первую очередь отметить значимость авиасалона как профориентационной площадки, которая может побудить юных жителей региона связать свою жизнь с авиацией.

В 2016 году рамках МАТФ состоялся третий всероссийский конкурс "Топ-100 лучших инженеров России", победителями которого стали двое ульяновцев. Уже на постоянной основе в регионе проводятся открытые чемпионаты по профессиональному мастерству в авиастроении по стандартам WorldSkills, в которых принимают участие сотрудники десятка крупных предприятий. Проводятся презентации компетенций в области беспилотных летательных аппаратов по стандартам JuniorSkills, международный фестиваль детского и молодежного научно-технического творчества "От винта".

Все это позволяет повысить привлекательность инженерного труда, престижность технического образования, создать соревновательную систему мотивации для постоянного профессионального роста среди действующих и будущих специалистов. Кроме того, мероприятие станет отличной площадкой для обмена опытом.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Игорь Елков, Игорь Черняк
Российская газета
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок



Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer