— Насколько эффективно сегодня реализуется госпрограмма развития авиапрома до 2025 года? Какие ключевые изменения были внесены в документ в апреле этого года и чем они обусловлены?
— Об эффективности реализации госпрограммы можно судить по итогам 2016 года. Объем выпуска продукции промышленными организациями авиационной промышленности составил, по предварительным данным, 904,3 млрд руб., это на 8,7% выше уровня 2015 года. Что касается гражданской продукции, то здесь объемы производства за тот же период выросли на 20,9%. На внешний и внутренний рынок за прошлый год поставлено 134 самолета и 169 вертолетов военного и гражданского назначения.
В апреле 2017 года программа была уточнена, в ее структуру были включены новые мероприятия — проекты самолетов Ил-96 и Ил-114, двигателей ПД-35 и ТВ7-117, а также предусмотрены субсидии лизинговым компаниям на закупку вертолетной техники.
Сейчас к своему завершению близятся летные испытания перспективного двигателя ПД-14, параллельно с этим разрабатывается двигатель большой тяги ПД-35, который станет основой развития гражданской и транспортной авиации на период до 2050 года.
Ну и, безусловно, одним из самых значимых событий этого года стал первый полет нового российского узкофюзеляжного самолета МС-21. Этот проект ознаменовал собой новый этап в российском авиастроении. В ближайшие годы мы ожидаем продолжение этого подъема.
— Какие меры господдержки авиапрома и стимулирования спроса на отечественную авиатехнику применяет сегодня министерство?
— Перед Минпромторгом России и производителями авиатехники сегодня стоят две главные задачи. Во-первых, это развитие системы послепродажного обслуживания в России и за ее пределами. Во-вторых, снижение стоимости летного часа для эксплуатанта. Решив эти задачи, мы сможем повысить конкурентные преимущества отечественной авиационной техники в сравнении с зарубежными аналогами.
Министерство с 2012 года создало набор механизмов, направленных на системное стимулирование продаж отечественных самолетов и вертолетов как на внутренний, так и на внешний рынок. Активно применяется компенсация процентов по кредитам российских лизинговых компаний, привлеченным для покупки и последующей передачи в аренду воздушных судов. С 2015 года для наращивания объемов продаж запущена поддержка развития системы послепродажного обслуживания, а также внедрены гарантии остаточной стоимости воздушных судов.
Производителей поддерживает не только наше министерство. С 2015 года совместно с Минтрансом России мы работаем над созданием конкурентных условий для отечественной авиационной техники, а также стимулированием эксплуатантов к ее приобретению. Для развития региональных перевозок оба министерства реализуют программу по поставкам в регионы новых воздушных судов Л-410 производства Уральского завода гражданской авиации.
С 2016 года мы наладили активное взаимодействие с Минздравом России по программе "Здравоохранение": в интересах граждан, проживающих в труднодоступных регионах РФ, до конца года будут переданы 29 новых вертолетов, оснащенных медицинскими модулями. А в следующем году — еще 30 машин.
— Какие новинки военной авиации будут представлены на МАКСе и какие будут заключены контракты в этой сфере?
— Из того, что уже можно показать, зрители и участники увидят перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА или Т-50.— "Ъ"), всю линейку боевых самолетов "Сухого", которая уже продемонстрировала свои возможности при проведении специальной операции в Сирии, новый истребитель МиГ-35, с которым мы связываем серьезные экспортные перспективы.
За последние несколько лет отечественная боевая техника укрепила свой высокий экспортный потенциал, поэтому мы видим широкие возможности для наших самолетов и вертолетов. Но анонсировать контракты в области военно-технического сотрудничества я по понятным причинам не буду.
— Каковы результаты структурных преобразований в сегменте электронной и радиоэлектронной промышленности, поставляющей авионику и бортовое оборудование для авиапрома?
— За последние десять лет облик российской радиоэлектронной промышленности существенно поменялся. Для устойчивого и эффективного развития отрасли мы изменили структуру ее управления.
Сейчас завершается формирование крупных интегрированных структур при непосредственном государственном участии, что приводит к росту удельного веса организаций в форме акционерных обществ, повышению управляемости и эффективности отрасли. Слияние ранее разрозненных активов в профильные холдинги и концерны позволяет повысить финансовую устойчивость организаций, наладить производственные и сбытовые цепочки, обеспечить лучший контроль выполнения государственного заказа, в том числе в оборонной сфере.
Наиболее яркий пример подобных изменений в отрасли — слияние активов двух крупных интегрированных структур: Объединенной приборостроительной корпорации и "Российской электроники". Объединенная компания станет одним из мировых лидеров в области разработки и производства высокотехнологичных вооружений.
Одно из главных преимуществ объединения — возможность выстраивания полной производственной цепочки создания продукции с применением высокой доли российской электронной компонентной базы.
Раньше производители компонентов и так называемые компании-финишеры подчинялись разным головным компаниям, что затрудняло совместное планирование развития продуктовых линеек, а также синхронизацию научно-производственных циклов. Благодаря решению о слиянии удастся более эффективно развивать отдельные технологические направления, такие как авионика, и реализовывать политику импортозамещения.
Сам факт того, что отрасль, находившаяся в конце нулевых годов в глубоком системном кризисе, с разрушенными кооперационными цепочками, сегодня успешно выполняет сложнейшие научно-производственные задачи в рамках государственного оборонного заказа, развивает инициативные проекты по созданию коммерчески ориентированной продукции гражданского назначения, а также устойчиво демонстрирует двузначные темпы роста, говорит о верной траектории проведения структурных преобразований в радиоэлектронной промышленности.
— Готовы ли теперь отечественные предприятия к выполнению современных запросов авиастроителей?
— Отрасль готова обеспечить поставку конкурентоспособных изделий в области авионики и бортового оборудования, создан уже достаточный задел в части технологий и производственной базы. А в плане долгосрочного развития отрасль будет ориентироваться на конечного потребителя изделий радиоэлектроники, в том числе и на авиационную промышленность. Безусловно, при наличии спроса будет идти и уже идет активная встречная работа по обеспечению российских летательных аппаратов передовыми электронными системами.
— Сегодня много говорится о цифровизации экономики, формировании в стране нового экономико-производственного уклада. Что эти слова значат для авиационной промышленности России?
— На международной промышленной выставке "Иннопром-2017" в Екатеринбурге президенту РФ была представлена модель программы создания единого цифрового пространства промышленности России "4.0 RU" — новейшего подхода, объединяющего цифровое конструирование, цифровые технологии, цифровое производство. Базовая концепция разработана в рамках совместной инициативы Минпромторга и ведущих инновационных компаний.
Авиапром стремится стать безбумажным, переходит на цифровые системы разработки и управления, что, в свою очередь, требует централизации IT-инфраструктуры. Под этот тренд попадают и стремление к унификации форматов передачи данных, их накопление, анализ с возможностью применения искусственного интеллекта. Цифровое пространство должно охватывать весь жизненный цикл продукции: постановку поисковых исследований, разработку изделия, подготовку и запуск серийного производства, сопровождение эксплуатации.
Ключевые преимущества единого цифрового пространства промышленности — это полная прозрачность жизненного цикла изделий, возможность активного управления изменениями от этапа конструирования до доставки готовой продукции заказчику и ее сервисного обслуживания с учетом оптимизации стоимости. Использование цифровых моделей изделия и технологического процесса производства (так называемых цифровых двойников) позволяет сделать необходимое количество виртуальных корректировок для достижения целевого результата, сократить натурные испытания.
— Об эффективности реализации госпрограммы можно судить по итогам 2016 года. Объем выпуска продукции промышленными организациями авиационной промышленности составил, по предварительным данным, 904,3 млрд руб., это на 8,7% выше уровня 2015 года. Что касается гражданской продукции, то здесь объемы производства за тот же период выросли на 20,9%. На внешний и внутренний рынок за прошлый год поставлено 134 самолета и 169 вертолетов военного и гражданского назначения.
В апреле 2017 года программа была уточнена, в ее структуру были включены новые мероприятия — проекты самолетов Ил-96 и Ил-114, двигателей ПД-35 и ТВ7-117, а также предусмотрены субсидии лизинговым компаниям на закупку вертолетной техники.
Сейчас к своему завершению близятся летные испытания перспективного двигателя ПД-14, параллельно с этим разрабатывается двигатель большой тяги ПД-35, который станет основой развития гражданской и транспортной авиации на период до 2050 года.
Ну и, безусловно, одним из самых значимых событий этого года стал первый полет нового российского узкофюзеляжного самолета МС-21. Этот проект ознаменовал собой новый этап в российском авиастроении. В ближайшие годы мы ожидаем продолжение этого подъема.
— Какие меры господдержки авиапрома и стимулирования спроса на отечественную авиатехнику применяет сегодня министерство?
— Перед Минпромторгом России и производителями авиатехники сегодня стоят две главные задачи. Во-первых, это развитие системы послепродажного обслуживания в России и за ее пределами. Во-вторых, снижение стоимости летного часа для эксплуатанта. Решив эти задачи, мы сможем повысить конкурентные преимущества отечественной авиационной техники в сравнении с зарубежными аналогами.
Министерство с 2012 года создало набор механизмов, направленных на системное стимулирование продаж отечественных самолетов и вертолетов как на внутренний, так и на внешний рынок. Активно применяется компенсация процентов по кредитам российских лизинговых компаний, привлеченным для покупки и последующей передачи в аренду воздушных судов. С 2015 года для наращивания объемов продаж запущена поддержка развития системы послепродажного обслуживания, а также внедрены гарантии остаточной стоимости воздушных судов.
Производителей поддерживает не только наше министерство. С 2015 года совместно с Минтрансом России мы работаем над созданием конкурентных условий для отечественной авиационной техники, а также стимулированием эксплуатантов к ее приобретению. Для развития региональных перевозок оба министерства реализуют программу по поставкам в регионы новых воздушных судов Л-410 производства Уральского завода гражданской авиации.
С 2016 года мы наладили активное взаимодействие с Минздравом России по программе "Здравоохранение": в интересах граждан, проживающих в труднодоступных регионах РФ, до конца года будут переданы 29 новых вертолетов, оснащенных медицинскими модулями. А в следующем году — еще 30 машин.
— Какие новинки военной авиации будут представлены на МАКСе и какие будут заключены контракты в этой сфере?
— Из того, что уже можно показать, зрители и участники увидят перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА или Т-50.— "Ъ"), всю линейку боевых самолетов "Сухого", которая уже продемонстрировала свои возможности при проведении специальной операции в Сирии, новый истребитель МиГ-35, с которым мы связываем серьезные экспортные перспективы.
За последние несколько лет отечественная боевая техника укрепила свой высокий экспортный потенциал, поэтому мы видим широкие возможности для наших самолетов и вертолетов. Но анонсировать контракты в области военно-технического сотрудничества я по понятным причинам не буду.
— Каковы результаты структурных преобразований в сегменте электронной и радиоэлектронной промышленности, поставляющей авионику и бортовое оборудование для авиапрома?
— За последние десять лет облик российской радиоэлектронной промышленности существенно поменялся. Для устойчивого и эффективного развития отрасли мы изменили структуру ее управления.
Сейчас завершается формирование крупных интегрированных структур при непосредственном государственном участии, что приводит к росту удельного веса организаций в форме акционерных обществ, повышению управляемости и эффективности отрасли. Слияние ранее разрозненных активов в профильные холдинги и концерны позволяет повысить финансовую устойчивость организаций, наладить производственные и сбытовые цепочки, обеспечить лучший контроль выполнения государственного заказа, в том числе в оборонной сфере.
Наиболее яркий пример подобных изменений в отрасли — слияние активов двух крупных интегрированных структур: Объединенной приборостроительной корпорации и "Российской электроники". Объединенная компания станет одним из мировых лидеров в области разработки и производства высокотехнологичных вооружений.
Одно из главных преимуществ объединения — возможность выстраивания полной производственной цепочки создания продукции с применением высокой доли российской электронной компонентной базы.
Раньше производители компонентов и так называемые компании-финишеры подчинялись разным головным компаниям, что затрудняло совместное планирование развития продуктовых линеек, а также синхронизацию научно-производственных циклов. Благодаря решению о слиянии удастся более эффективно развивать отдельные технологические направления, такие как авионика, и реализовывать политику импортозамещения.
Сам факт того, что отрасль, находившаяся в конце нулевых годов в глубоком системном кризисе, с разрушенными кооперационными цепочками, сегодня успешно выполняет сложнейшие научно-производственные задачи в рамках государственного оборонного заказа, развивает инициативные проекты по созданию коммерчески ориентированной продукции гражданского назначения, а также устойчиво демонстрирует двузначные темпы роста, говорит о верной траектории проведения структурных преобразований в радиоэлектронной промышленности.
— Готовы ли теперь отечественные предприятия к выполнению современных запросов авиастроителей?
— Отрасль готова обеспечить поставку конкурентоспособных изделий в области авионики и бортового оборудования, создан уже достаточный задел в части технологий и производственной базы. А в плане долгосрочного развития отрасль будет ориентироваться на конечного потребителя изделий радиоэлектроники, в том числе и на авиационную промышленность. Безусловно, при наличии спроса будет идти и уже идет активная встречная работа по обеспечению российских летательных аппаратов передовыми электронными системами.
— Сегодня много говорится о цифровизации экономики, формировании в стране нового экономико-производственного уклада. Что эти слова значат для авиационной промышленности России?
— На международной промышленной выставке "Иннопром-2017" в Екатеринбурге президенту РФ была представлена модель программы создания единого цифрового пространства промышленности России "4.0 RU" — новейшего подхода, объединяющего цифровое конструирование, цифровые технологии, цифровое производство. Базовая концепция разработана в рамках совместной инициативы Минпромторга и ведущих инновационных компаний.
Авиапром стремится стать безбумажным, переходит на цифровые системы разработки и управления, что, в свою очередь, требует централизации IT-инфраструктуры. Под этот тренд попадают и стремление к унификации форматов передачи данных, их накопление, анализ с возможностью применения искусственного интеллекта. Цифровое пространство должно охватывать весь жизненный цикл продукции: постановку поисковых исследований, разработку изделия, подготовку и запуск серийного производства, сопровождение эксплуатации.
Ключевые преимущества единого цифрового пространства промышленности — это полная прозрачность жизненного цикла изделий, возможность активного управления изменениями от этапа конструирования до доставки готовой продукции заказчику и ее сервисного обслуживания с учетом оптимизации стоимости. Использование цифровых моделей изделия и технологического процесса производства (так называемых цифровых двойников) позволяет сделать необходимое количество виртуальных корректировок для достижения целевого результата, сократить натурные испытания.