Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Виталий Бордунов:
Компенсации для авиапассажиров: Минтранс темнит


19 апреля 2017 года Анатолий Журин, Свободная пресса


Размноженная СМИ информация о присоединении России к Монреальской конвенции 1999 года с целью унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, у наших соотечественников, летающих за рубеж, дело, конечно, хорошее. Напомним, что Конвенция вступила в силу в ноябре 2003 года. С того времени из-за правовой неповоротливости чиновников транспортного ведомства российские авиакомпании пребывали на вторых ролях по сравнению с иностранными авиакомпаниями даже на собственном рынке международных авиаперевозок.

В результате почти на половине этого рынка чувствовали себя полновластными хозяевами зарубежные конкуренты. Присоединение России к Конвенции должно в корне улучшить ситуацию в сфере международных воздушных перевозок: пассажиры теперь будут получать компенсации за вред, причиненный им авиаперевозчиками по новым правилам, прописанным в этом международном документе. Наконец-то, мы перестанем быть пассажирами второго сорта, что происходило с нами в эти годы. Не останутся внакладе и авиакомпании, которые теперь обретут конкурентоспособность и у себя дома, и на мировом рынке авиаперевозок. Все вроде так, но…

О том, смогут ли столь благие намерения отразиться на практике их применения, мы беседуем с экспертом по правовым вопросам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) профессором Виталием Бордуновым.

 — Конечно, досадно, что присоединение России к конвенции так затянулось. Мне, как участнику ее разработки в 1995—1999 годах, очевидны преимущества этого документа по сравнению с Варшавской конвенцией 1929 года, положениям которой мы следовали. Придерживаясь этого устаревшего и архаичного документа, Россия сама себя загнала в юридическое захолустье. Новизна же Монреальской конвенции в том, что она целиком и полностью развернута лицом в сторону защиты прав пассажира при международных воздушных перевозках. Ее главная цель — обеспечить справедливую компенсацию на основе принципа наиболее полного возмещения. Конвенция по новому определила размеры компенсации за вред причиненный жизни и здоровью пассажира, за повреждение его багажа, а также задержку /отмену рейса, конкретизировала и другие правила, отражающие интересы и пассажиров и перевозчиков.

«СП»: — То есть перевозчикам остается только скрупулезно следовать букве Конвенции, и уйдут в прошлое обиды пассажиров на нежелание перевозчика достойным образом выполнить свои обязательства перед ним?

— Не спешите бить в фанфары. К сожалению, ратификация Конвенции проведена транспортными чиновниками с огрехами, без учета специфики международно-правовых технологий имплементации подобных договоров. Кстати, это уже третья попытка ратификации Конвенции. Проекты ее ратификации в 2012 и 2014 годах подверглись критике экспертами Российской ассоциации международного права, которые были открыты для сотрудничества с Минтрансом. Однако чиновники не захотели воспользоваться их помощью. В результате процедура ратификации проведена предельно поверхностно, что не дает возможности для эффективного и полноценного применения Конвенции в российской практике международных воздушных перевозок. Многие ее нормы сформулированы в самом общем виде, без конкретики в отдельном нормативном акте национального законодательства.

А ведь стоило обратиться к практике советского периода, когда четко и продуманно было сформулировано присоединение к Варшавской конвенции 1929 года. В советский период этим обеспечивалось применение в соответствии с ней правил международных воздушных перевозок. В случае же с Монреальской конвенцией многие ее положения повисают в воздухе, а потому российские перевозчики вынуждены будут произвольно ее толковать и применять по собственным «понятиям». Ожидать при этом, что будет соблюдаться принцип Конвенции о единообразии правил международных воздушных перевозок в мировых воздушных сообщениях, не приходится. А значит, не гарантируется беспроблемное и бесконфликтное ее правоприменение.

«СП»: — Поясните свою мысль.

—  Представитель Минтранса, объясняя пользу Монреальской конвенции для пассажиров, в качестве убедительного примера приводил возможность возмещения вреда в случае задержки рейса, не оговорив, каких именно авиаперевозок. Действительно, такого рода компенсация в ней предусмотрена, но только не на внутренних перевозках, о чем уже поторопились заявить некоторые СМИ. То есть создается иллюзии для не имеющих представления на этот счет пассажиров. Удивляет и то, с каким непрофессионализмом излагается у нас положение Конвенции о компенсации при задержке рейса. В ней такое право закреплено, но при этом предусмотрено и право перевозчика избежать ответственности в некоторых случаях, о которых почему-то умалчивает транспортное ведомство. Конечно, здесь ясность мог бы внести законодатель, но таких намерений с его стороны не видно.

«СП»: — А как именно должны возмещаться компенсации, что говорит на этот счет Конвенция?

 — Конвенция устанавливает четкие размеры компенсации за вред, причиненный в процессе международной воздушной перевозки. Однако и в этом случае требуется конкретизация степени самого вреда, причиненного здоровью пассажира, а он может быть разным. То же самое можно сказать о повреждении багажа. Все эти вопросы оставлены без ответа национальным законодателем.

«СП»: — Что же делать в этой ситуации авиапассажирам и авиаперевозчикам?

— Всем будет непросто. Пассажир, имеющий право на возмещение вреда здоровью и его багажу согласно Монреальской конвенции, обречен на обивание порогов различных ведомственных, судебных и иных инстанций. Ему придется доказывать очевидное, т.е. свои права, закрепленные за ним в Конвенции только потому, что национальный законодатель не потрудился обеспечить должное ее взаимодействие с российской правовой системой, как этого требует Конституция РФ.

По идее, саму компенсацию должна выплачивать авиакомпания, но и здесь нет ясности, что создает лазейки для сваливания вины на страховую компанию, на государство и т. д. В непростом положении оказались и российские перевозчики. Брошенные на «амбразуру» Конвенции, не имея правовых директив со стороны государства в отношении ее порядка и условий применения, они вынуждены будут сами определять, как и каким образом ее применять на практике. Отсутствие федерального вмешательства в этот процесс противоречит обязательствам, возложенным на Россию Монреальской конвенцией. Между тем, ее депозитарий — Международная организация гражданской авиации ИКАО требует от государства, ратифицировавшего Конвенцию, точно соблюдать ее положения. Так что теперь на кону международная репутация Российской Федерации.



СПЗ (Специальные права заимствования (СПЗ); имеют свой курс на основе корзины из четырех ведущих валют - доллара, евро, иены и фунта стерлингов) (7.03.2017) — 78,5 рубля



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC6XNW
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer