Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Сергей Богдан:
Лётчик, который боится высоты и разговаривает с самолетами


8 декабря 2017 года Игорь Черняк, Аргументы и факты


Это надо было видеть. На недавнем авиасалоне в Дубае тысячи людей - от простых посетителей до упитанных арабских шейхов и надменных американских генералов, - задрав головы, наблюдали за тем, что творил в небе российский Су-35. Зрелище не для слабонервных: сумасшедшие кульбиты, фантастические виражи, «Колокол», «Бочка», «Кобра» и другие сложнейшие фигуры высшего пилотажа в течение 20 минут следовали одна за другой. Управлял истребителем Герой России, заслуженный лётчик-испытатель РФ, начальник лётной службы ОКБ Сухого Сергей Богдан. 

Сергей Богдан
Сергей Богдан. Родился в 1962 г. в Саратовской области. Полковник запаса. Заслуженный лётчик-испытатель РФ. Начальник лётной службы компании «Сухой». Испытывал 57 типов и модификаций самолётов. Производил первые посадки на авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» на Су-33. Осваивал Су-47 «Беркут» с обратной стреловидностью крыла. 29 января 2010 г. поднял в первый полёт Т-50 (сейчас Су-57). Совершил больше 6000 полётов, 5800 часов в воздухе (240 суток). Из них на ­Су-35 - 700 часов. Неоднократно выполнял демонстрационные полёты на современных истребителях на авиашоу для представителей иностранных делегаций в РФ и за рубежом, в т. ч. в Алжире, Ливии, Венесуэле, Китае, Франции. Участвовал в перелёте на истребителе без дозаправки в воздухе через Атлантический океан в Южную Америку. В свободное от полётов время играет в хоккей, болеет за воскресенский «Химик». В 2000 г. награждён орденом Мужества. В 2011 г. ему присвоено звание «Герой России».

Игорь Черняк, «АиФ»: Сергей, вы испытывали свыше 50 типов боевых самолётов. И как вам Су-35?

Сергей Богдан: Он относится к поколению 4++. Чтобы было понятно: 4-е поколение - это Су-27, 4+ - это Су-30, оборудованный более продвинутым комплексом во­оружений, а 4++ - это уже самолёт в преддверии 5-го поколения, который имеет мощный комплекс боевого оборудования. Если по-простому, то при всём моём глубочайшем уважении к Су-27 могу сказать, что в сравнении с Су-35 - это как грузовик и легковой автомобиль.

- Чем же Су-35 лучше?

- У него новый локатор, который видит цель за несколько сот километров - и на земле, и на море, и в воздухе. Расширенная номенклатура вооружения - несколько десятков видов управляемых и неуправляемых средств поражения. Сложнейший комплекс обороны - и постановка помех, и активное противодействие ракетам, которые на тебя летят, плюс двигатель с управляемым вектором тяги. Всё это обеспечивает высокую безопасность полёта. Даже на минимальных скоростях самолёт не сваливается в штопор. И пилотировать можно, не глядя в кабину. 

- То есть вы можете летать вслепую?

- Не совсем. Но в режиме ближнего воздушного боя лётчик может заниматься исключительно наблюдением за воздушной целью. Допустим, системы нашли целеуказание - ему не надо смотреть на приборы, и это не приведёт к ситуации, выход из которой по­требует экстраординарных мер. 

- Я слышал, Су-35 настолько умный, что даже ручка управления, если её бросить, возвращается в первоначальное состояние и фиксируется.

- Дело вот в чём: во-первых, там есть автопилот, который управляет самолётом в режимах боевого применения. Но даже если бросить ручку и автопилот не включён, то существует так называемый режим «псевдоприведения к горизонту».

- Это как? 

- На любом другом самолёте, если лётчик отвлёкся и бросил ручку, самолёт, как неуправляемый автомобиль, начинает куда-то смещаться, крениться, переворачиваться, что небезопасно. Здесь же он буквально за несколько секунд определяет своим интеллектом, что лётчик им не управляет, и выходит в горизонтальный полёт.

- На авиасалоне в Дубае эксперты говорили, что искусственный интеллект Су-35 сам определяет одну цель из нескольких и сам её уничтожает.

- Да. Самолёт способен увидеть более 30 целей и определить наиболее опасные - по критерию дальность плюс скорость сближения. После чего настраивает приоритетный ряд, который лётчику самому просчитать сложно. 

- Самые близкие? 

- Цель может находиться дальше других, но она будет стоять в приоритетном ряду из-за того, что быстрее всех приближается. В итоге происходит одновременный обстрел наиболее опасных целей, которые определяет самолёт. Если цели при этом начинают выполнять какой-то манёвр для срыва атаки, самолёт выстраивает другой приоритетный ряд - и опять же атакует наиболее опасные. 

- И как воспринимали Су-35 в Дубае коллеги-пилоты?

- У нас на всех авиасалонах очень добрые отношения. Мы прекрасно общаемся с теми же французами. С арабами подружились летом на МАКСе и здесь встретились тепло.

- А с американцами?

- С теми, кто прилетел в Дубай, познакомились. Они нам, насколько могли, показали свой самолёт.

- Какой из них?

- F-22. С пилотами поговорили, обменялись сувенирами.  

- Правда, что Су-35 может хвостом вперёд летать? 

- Можно и так сказать. Я это демонстрирую при выполнении петли по типу кульбита. А на «Колоколе», когда произвожу торможение на горке, самолёт как бы зависает и реально остаётся на месте.

- Кого вы считаете конкурентом Су-35? 

- Конкурировать с ним может в принципе любой самолёт - и 3-го поколения, и 4-го, но насколько успешно? Если брать возможности 1-1 или пара на пару - с Су-35 тяжело будет тягаться. Во-первых, очень мощный радар: если дуэльная ситуация, сходимся издалека, мы видим противника намного раньше. Если они нам ставят помеху, самолёт в состоянии автоматически её отстраивать, и всё равно будет захват цели. С учётом того, что Су-35 имеет 12 ракет класса «воздух - воздух», мы на дальних рубежах можем пустить много ракет, и ещё много останется. 

- Ну а если всё же супостат уцелеет?

- Перейдём в ближний бой. Здесь, так как у нас высокая тяга, Су-35 длительное время будет сохранять высокую энергию - такова специфика аэродинамики. Но когда, в конце концов, эта энергия у обоих самолётов начнёт гаснуть, мы переходим на те скорости, где уже актуально применение вектора тяги. И тут у нас мощнейшее оружие ближнего боя. Как, скажем, для любого снайпера неплохо иметь пистолет, штык-нож плюс владеть приёмами рукопашного боя. И как только начинается ближний воздушный бой, тактическое преимущество у нас. 

- Наблюдая за вашим пилотажем, многие обратили внимание, что Су-35 летал в ограниченном пространстве. И если другие уходили далеко за горизонт и терялись в дымке, то вы всё время находились в поле зрения.

- Это показывает, что самолёт обладает колоссальными характеристиками устойчивости и управляемости и способен демонстрировать манёвры в непосредственной близости от земли и зрителей. И делает это безопасно. Другие сегодня тоже могут выполнить штопор, но на высоте 6-8 км, - а наш самолёт делает его за 500 или даже 250 метров от земли. Разница очевидна.

- Если по-честному: в бою ­Су-35 с американским тяжёлым истребителем F-22 кто победит? 

- F-22 я точно не отдам предпочтения. И не потому, что так люблю Су-35. Я видел пилотаж F-22 в режиме сверхманёвренности - наш Су-30 ещё 10 лет назад демонстрировал куда более продвинутую программу. А с тех пор мы ушли далеко вперёд. Кстати, не секрет, что наши самолёты семейства Су-27, которые стоят на вооружении ВВС Индии, Малайзии и других стран, на учениях постоянно «воюют» с самолётами стран НАТО. По статистике, худший вариант - когда они проигрывают 30% воздушных боёв. А обычно выигрывают 90% или вообще побеждают «всухую». 

- Но неужели у Су-35 нет недостатков? 

- Они есть у любого самолёта. Задача лётчиков-испытателей в том и заключается, чтобы их найти. Мы никогда не отзываемся о самолёте восторженно, выполняем полёты, чтобы обнаружить как можно больше моментов, требующих корректировки. И все они должны быть устранены до постановки машины на вооружение. Недостатки есть у любого изделия, даже у «Майбаха», «Мерседеса» или «БМВ», - и это нормально. Но пройдёт 10 лет, и будет создан другой самолёт, с лучшими характеристиками. Каждое следующее поколение создаётся, чтобы устранять какие-то проблемные места и двигаться вперёд.

- Насколько мне известно, вы испытывали самый засекреченный самолёт России 5-го поколения Т-50, он теперь называется Су-57. Он ещё лучше, чем Су-35?

- Комплекс 5-го поколения, естественно, будет превосходить не только Су-35, но и все имеющиеся у нас образцы. Многих его качеств нет на предыдущих машинах. Прежде всего это низкая радиолокационная заметность плюс улучшенные свойства локаторов, ещё более мощное оружие, новые двигатели.

- Когда он придёт в войска?

- Не назову конкретной даты. Но уже сейчас могу сказать, что все основные задачи самолёт в принципе закрывает, все технические решения подтверждены. Военные лётчики-испытатели активно на нём летают, и даже два военных лётчика-неиспытателя уже слетали - это тоже важный факт. 

- Вы суеверный человек?

- К сожалению, да. Как и все лётчики. Например, считается, что новую вещь из обмундирования нужно всегда облетать в менее серьёзном полёте. Если перчатки новые наденешь, то что-то произойдёт. Или ботинки, комбинезон. Особенно ответственно - новый шлем надеть или кислородную маску - ну это так, от лукавого. Есть ещё традиционные моменты - например, перед полётом нужно осмотреть самолёт. Казалось бы, ну зачем его осматривать, там такая масса людей работает, каждый отвечает за каждый сантиметр, - но всё равно лётчик должен подойти, осмотреть внимательно, походить вокруг - это идёт такой настрой перед полётом. Для меня, допустим, очень важно погладить самолёт, похлопать, как лошадь, по крупу, с ним на одну волну настроиться. В это время продумываешь полёт, какие-то детали, настраиваешься.

- В одном из интервью вы сказали, что боитесь высоты. Это была шутка?

- Отчасти. Высоты каждый нормальный человек в принципе должен бояться. Если встать на доску на высоте хотя бы 5 метров - уже неприятно, а если 10, 20, 50? Конечно, страшно. Но мне кажется, если человек чего-то боится, надо просто уметь себя преодолевать. А боязнь высоты - это же инстинкт самосохранения. Он должен быть у всех.  

- А в полёте когда-нибудь было страшно?

- А что такое страх? Это химия, выделение адреналина в стрессовой ситуации. Были моменты, когда резко вдруг понимаешь, что да, к сожалению, наверное, сегодня долететь не получится. Такое неприятное ощущение вроде досады. Но потом как-то это всё проходило. И этот страх, адреналин, активно выделялся в некоторых нештатных ситуациях. Подобные ситуации в процессе работы - нормальная практика, у всех лётчиков-испытателей это происходит. Но страх - это когда парализуется воля человека. А такого я на себе не ощущал, что меня начинает клинить, что не знаю, что мне делать от этого ужаса, просто идёт колоссальный выплеск адреналина, но при этом голова понимает, что и как нужно делать. Как-то так. В общем, чувство, очень близкое к страху, приходилось испытывать. Всякое бывало, но пока, как говорится, Бог миловал.

- Ещё я слышал, что вы со своими самолётами иногда разговариваете. 

- Это было перед первым полётом на Т-50. Там вдруг появились какие-то вопросы и началась вибрация. Решили отложить вылет на несколько часов, надо было понять, что происходит. Самолёт закатили снова в ангар, мороз был очень сильный, конец января. И как-то так случилось: до этого несколько месяцев он круглые сутки был облеплен людьми, человек 50 на нём висело, всё кипело вокруг, а тут рядом никого не оказалось - народ, видимо, на обед ушёл. Это было минут 10-15 - редкое явление перед подъёмом самолёта. Я подошёл к нему, погладил, говорю: не бойся, всё будет хорошо, слетаем мы с тобой и прилетим назад. Был такой момент. Это всё-таки волнительное явление - подъём нового самолёта.

- Если бы не авиация, какую бы профессию для себя выбрали?

- Не знаю. Я ведь ничего другого делать не умею, только летать.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBhkoz
Услуги мастера: http://remont.youdo.com/repair/country-house/price/, подробности тут.
Тут http://remont.youdo.com/repair/flat/price/, смотреть варианты >>
Услуги сервиса: http://remont.youdo.com/repair/flat/two-room/ можно найти здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer