Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Марина Попович:
Прощай, Мадам МиГ: знаменитая летчица Марина Попович навсегда ушла в небо


1 декабря 2017 года Евгений Черных, Комсомольская правда Югра


Мальчишкой в начале 60-х я любил наблюдать за боевыми самолетами, взлетавшими с секретного аэродрома из-за соседнего леса. И лишь недавно узнал от Марины Лаврентьевны, что в ту пору она тренировалась в липецком авиаотряде. Почти каждый день летала над моей деревней. А еще она призналась «земляку» в одной приписке. В официальной биографии, всех энциклопедиях написано, что Попович родилась в 1931 году. В 2011 году ЮНЕСКО торжественно отметило 80-летие Марины Лаврентьевны. Она же известна на весь мир. Почетный гражданин многих городов. Множество титулов, званий, наград, рекордов. Два десятка книг о небе и непознанном, десятки экспедиций в «аномальные» места. На самом же деле 80 ей исполнилось лишь минувшим летом. Откуда такая телепортация во времени? Об этом она сама рассказала мне во время нашей встречи пять лет назад, в июле 2012 года.

ПОМНИ ВОЙНУ!

- Война виновата,- объяснила мне Марина Лаврентьевна. - Я родилась на Смоленщине. До сих пор перед глазами тот кошмар: беспрерывные фашистские бомбежки. Каждый день бомбили. Потом фашисты ворвались в село на мотоциклах, стреляли из пулеметов по всему живому. Можно это простить? Никогда! Детей сжигали живьем в сарае. Нашу семью тоже должны были сжечь, когда заболели тифом. Ночью партизаны на повозке вывезли нас из деревни. Потом эвакуация в Новосибирскую область. Первое время жили в домике на кладбище. Расту, годы идут. А в глазах по-прежнему фашистские бомбардировщики. И одно желание – мстить!

В 14 лет записалась в аэроклуб. Приврала, что 17. В Сибири освоила простенький УТ-2. Хочу на серьезные самолеты. Нельзя! Приказ – женщин не брать. Но, говорят, есть в Москве боевой генерал Каманин, Герой Советского Союза №2, спасавший челюскинцев. Он в ДОСААФ авиацией командует. Езжай, может, он даст добро. Приехала к Каманину. Мне уже 16. Николай Петрович спрашивает: «Сколько вам лет?» - «27!» - «От силы 16. Но вы мне симпатичны. В ДОСААФ можешь летать, сколько хочешь. Но профессионально женщин не берут в авиацию. Твой вопрос только Климент Ворошилов может решить, Председатель Президиума Верховного Совета. Только возраст сильно не прибавляй!» Позже я узнала, что Каманин сам в юности приписал себе год, чтобы поступить в авиаучилище.

Сразу же еду к Ворошилову. Не принимают. Ночую в парке. Одну ночь, вторую. На третий день посчастливилось. Ворошилов идет, видит очередь: «Всех пропустить!» Спрашивает: «Что у вас?» - «Хочу летать!» – «Ну, летайте, в ДОСААФ есть самолеты». – «Нет, я хочу быть профессиональным летчиком». – «Для чего?» - «Хочу отомстить». – «Кому?» - «Фашистам. Знаете, как они нас бомбили, уничтожали, сжигали!». Климент Ефремович опешил: «Война давно кончилась, фашисты повешены, расстреляны». – «Родятся еще». - «Ну, убедительно. А сколько вам лет?» - «22» - «На вид – 16. Ладно, летай!»

И написал Председатель Президиума: «Направить в училище, если есть соответствующие данные». Так я стала с помощью Ворошилова профессиональной летчицей.
 


- Неужто так легко было обмануть с возрастом?

- Я ж с оккупированной территории. Сама вписала в эвакуационный лист годы. И лишь когда перешла в боевую авиацию, испытывать секретные МИГи, из штаба направили запрос в Смоленск. Там все серьезно было. В храме нашли бумаги о крещении, представляете? Выяснилось, что родилась я не 20 июля 1931 года, как писала в анкете, а 7 июля 37-го. И не Мария я, а Марина. Но простили командиры, махнули рукой. У меня уже много заслуг к тому времени было.

Но когда представили на Героя после 10 рекордов на «АНТее», командующий авиацией (он с придурью был, честное слово, нисколько не грешу!) аж взвился, говорят, увидев документы. Бабе? Героя? Уволить к черту! Уволили. Сижу, реву. Потом думаю: что это я, военный летчик-испытатель 1 класса, кандидат наук, мировая рекордсменка, плачу? Пошла на прием к министру обороны СССР Соколову. Клянусь, он сказал про того командующего «Вот балда!» Перечеркнул приказ об увольнении: «Летайте на здоровье!». Так и налетала более 5600 часов.

Марина Лаврентьевна показала свой летный билет. «Видите, год рождения -1937-й. Освоено сорок типов самолетов, вертолетов. От «кукурузника» до АНТея.» На билете размашистая надпись: «Я вами восхищен. С уважением, люблю. Грачев». Другой уже министр обороны. Российский. Ему можно было портить серьезный документ.

Достала заслуженная летчица по прозвищу «Мадам МИГ» еще одну красную книжицу. «Министерство обороны Российской Федерации. Генерал-лейтенант Попович Марина Лаврентьевна». «Первой женщиной –генералом в авиации была Гризодубова, потом Осипенко, я - третья. Недавно совсем вручили. Но это так, полицию пугать удостоверением генеральским,» - рассмеялась она.

В ОБЪЯТЬЯХ ЙЕТИ

- Марина Лаврентьевна, правда, что вы со снежным человеком встречались?

- Я же авантюристка! Услышала, что ученые ищут реликтового гуманоида, оставшегося в живых после всемирного потопа. Загорелась! И поехала в 1982-м на Памир. С младшей дочкой. Экспедицией руководил Олег Румянцев, доктор наук. Жили в палатках. Встретилась с местными чабанами, пасшими курдючных овец. Говорю: «Мы охотимся за снежным человеком.» - «Как, вы будете в него стрелять?» – «Да нет, просто увидеть хотелось бы.» - «Он к нам приходит, трехметровый, волосатый. Мы его считаем за домового. Молоко оставляем, он кушает. Собаки и кошки его боятся.»

Ночью 13 августа проснулась неожиданно: кто-то несильно, но достаточно ощутимо трогал меня за щеку. Полог палатки широко раскрыт. А в проеме никого! Я оцепенела от ужаса. Тут закричала дочь. Спальный мешок, в котором лежала Оксана, медленно выползал из палатки. Слышался треск гравия. Хватаю дочь за плечи, что было сил тяну на себя и тоже кричу диким голосом. В лагере поднялся переполох. Дочь рассказала, что ее разбудило прикосновение чего-то мягкого к ногам. Она тоже ничего не видела в проеме палатки, хотя то, что ее тащило, должно было быть там. Румянцев утверждал позже, что видел у нашей палатки огромную тень, но решил, что это луна так странно освещает деревья. Остаток ночи мы все не сомкнули глаз. Утром осмотрели следовую полосу вокруг палаточного лагеря. На вскопанной земле виднелся огромный след босой ноги.

В тот же день мы с Оксаной покинули лагерь. Вернулись в Москву. Вскоре ужас пережитого забылся. Интерес остался. На следующее лето я отправилась в экспедицию известного криптозоолога Майи Быковой, несколько раз встречавшей йети.

Аномальные явления с тех пор стали моей второй любовью. После Неба.

ГЛАВНАЯ ПО ТАРЕЛОЧКАМ

Такой неофициальный титул присвоили Марине Попович в кругах уфологов. Она книгу толстую написала «НЛО над планетой Земля».

- Сами-то видели летающие тарелки? – поинтересовался я.

- Конечно! Впервые - на Памире. Прямо над нашими палатками завис шар, светившийся по периферии. Второй раз - в Звездном городке. Соседка кричит: «Марина, НЛО над нашим домом!» Я выскочила, стала снимать. Длинный такой, типа дирижабля.

Потом с мужем шли с работы: летит самолет Ту-154, а под ним спокойно плывет большой «дирижабль». Позже в Перми в аномальной зоне видела. В своей книге я собрала множество свидетельств про НЛО со всего мира.

- А что это такое и зачем они к нам прилетают?

- Константин Циолковский писал: «Мы уверены, что зрелые существа Вселенной имеют средства переноситься с планеты на планету, вмешиваться в жизнь отставших планет и сноситься с такими же зрелыми, как они.» Возможно, нас НЛО считают не зрелыми, поэтому на прямую связь не выходят, просто наблюдают. Циолковский считается основоположником космонавтики. Современники называли его фантастом. Но люди действительно побывали в космосе. Мой первый муж Павел Попович дважды летал. Его экипаж должен был «прилуниться» раньше американских астронавтов. Но Кремль закрыл Лунный проект. Я тоже проходила подготовку в отряде космонавтов. Если пророчество Циолковского о полетах в космос сбылось, почему не поверить в его слова о зрелых существах Вселенной? Кстати, мало кто знает: генерал-майор, дважды Герой Советского Союза Павел Попович входил в комиссию по аномальным атмосферным явлениям Академии Наук СССР. Был президентом Уфологической ассоциации России.

…Теперь Марина Лаврентьевна навсегда ушла от нас на любимое Небо. Царствие Вам Небесное, великая летчица России!



комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение



Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC2ZYt
Визажист на свадьбу на https://youdo.com/beauty/visagiste/tag/svadba/.
Монтаж готовых беседок, смотреть http://remont.youdo.com/building/outbuilding/besedki/montazh/.
Бытовой ремонт: http://kazan.youdo.com/remont/carpenter/balkony/obshivka/vagonkoj/ - подробности...
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer