Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Александр Чуркин:
Разработчик спутников: сейчас мы запускаем с Восточного аппаратов больше других


28 ноября 2017 года Алексей Песляк, ТАСС


28 ноября запланирован запуск российского спутника дистанционного зондирования Земли "Метеор-М" №2-1, который станет основной полезной нагрузкой для второго в истории запуска с космодрома Восточный. Помимо "Метеора" на орбиту должны быть выведены 17 иностранных малых аппаратов и российский экспериментальный спутник "Бауманец". О подготовке к запуску, технических параметрах и особенностях спутника "Метеор", его функционале, перспективных аппаратах этой серии, а также о спутниках серии "Канопус" рассказал в интервью ТАСС в преддверии старта главный конструктор космических систем и комплексов корпорации ВНИИЭМ (предприятие — разработчик этих спутников) Александр Чуркин.

— Александр Львович, расскажите, для чего предназначен спутник "Метеор"?
— Космические аппараты "Метеор-М" предназначены для получения в первую очередь гидрометеорологической информации, которая используется для оперативного прогноза погоды, а также для мониторинга глобальных изменений климата нашей планеты. Помимо этого они используются для мониторинга окружающей среды, а начиная с аппарата №2-1, то есть с текущего "Метеора", появилось дополнительное назначение — это информационная поддержка служб поиска и спасания терпящих бедствие по международной программе КОСПАС-САРСАТ.

Хочу еще уточнить, что в связи с наличием резерва массы и места под обтекателем, а также возможностей разгонного блока "Фрегат" попутно со спутником "Метеор-М", который является основной полезной нагрузкой, этой же ракетой — "Союз-2.1б" — выводится группа иностранных коммерческих аппаратов и экспериментальный российский аппарат "Бауманец". Работа над этим аппаратом шла в основном в НПО машиностроения.

— В чем отличие КА "Метеор-М" №2-1 от предыдущих аппаратов этой серии? В чем технологические особенности?
— На очередном космическом аппарате "Метеор-М", как, собственно говоря, и на каждом аппарате, вносятся некоторые изменения в существующие системы — они модернизируются, улучшаются, но также и меняется приборный состав.

В частности, именно на этом аппарате не будет присутствовать бортовой радиолокационный комплекс и гелиогеофизический аппаратурный комплекс. Эта аппаратура проходит сейчас модернизацию — смену поколений. На следующих аппаратах она предстанет уже в обновленном виде. В то же время здесь появилась дополнительная аппаратура, которой раньше не было, — это бортовая аппаратура системы КОСПАС-САРСАТ. Есть изменения также и по служебной части. Как это принято в традициях ВНИИЭМ, мы отрабатываем в экспериментальном режиме некоторые приборы на перспективу.

— Сколько по времени изготавливался спутник? Были ли трудности?
— Длительность изготовления аппарата — понятие, конечно, растяжимое. Если начинать с изготовления составных частей, закупки под них элементной базы и так далее, то этот процесс занимает около трех лет.

С готовыми бортовыми системами — это от девяти месяцев до года, то есть непосредственно сам аппарат. Но такого не бывает, системы поступают постепенно. В процессе сборки аппарата и на начальном этапе испытаний выявляются замечания, аппаратура дорабатывается. Поэтому в данном случае непосредственно работа над аппаратом шла около полутора лет.

— Нет ли предпосылок для переноса старта?
— Никаких предпосылок для переноса этой даты на сегодня нет. И в то же время, как всегда, конечно, имеются резервные дни на случай каких-то непредвиденных обстоятельств. Это два следующих дня — 29-е и 30-е число.

— Как вы оцениваете надежность ракеты-носителя "Союз-2.1б"?
— "Союз 2.1а" — это ракета той же серии, также разработки самарского РКЦ "Прогресс", но менее мощная ракета, с меньшим энергетическим потенциалом.

Первый запуск с космодрома Восточный был действительно выполнен ракетой "Союз 2.1а". 1a — это этап модернизации ракеты, а "Метеоры" традиционно выводятся ракетой "Союз-2" этапа 1.б. И с космодрома Байконур запуски осуществлялись таким же типом ракет. Она была несколько модернизирована для запуска с космодрома Восточный. Была доработана система управления, ряд других систем, так что она несколько отличается. С точки зрения надежности, на базе нашей практики, считаем ракету достаточно надежной. Собственно говоря, то же можно сказать и про разгонный блок "Фрегат".

— Планируется ли в перспективе запустить другие аппараты серии "Метеор"? Если да, то когда?
— Уже через год, в декабре 2018 года, мы планируем запустить следующий аппарат серии — "Метеор-М" №2-2. Также в планах, и уже имеются контракты с Роскосмосом, изготовление и запуск аппаратов "Метеор-М" №2-3 в 2020 году и №2-4 в 2021 году. Продолжение этой серии пока рассматривается, возможно, что она еще и далее будет продолжена, но, как вариант, переход в дальнейшем на запуски спутников следующего поколения, работа над которым ведется, — аппараты серии "Метеор-МП".

— Как идет подготовка к третьему пуску с Восточного, в рамках которого планируется запустить два аппарата "Канопус-В" производства ВНИИЭМ?
— Корпорация ВНИИЭМ полюбила космодром Восточный, и сейчас мы запускаем оттуда больше других отечественных фирм. И вслед за этим запуском "Метеора" в ноябре, менее чем через месяц, в декабре текущего года, предстоит запуск с той же стартовой площадки двух аппаратов серии "Канопус-В". Это высокодетальные аппараты дистанционного зондирования Земли "Канопус-В" №3 и №4.

Запуск обоих аппаратов будет осуществлен одной ракетой-носителем "Союз-2" этапа 1.а. Аппараты "Канопус-В" уже на космодроме, на технической позиции. Их подготовка идет по графику.

— Планируется ли запуск спутников серии "Канопус-В" в перспективе?
— Два следующих аппарата — "Канопус-В" №5 и №6 также сейчас создаются в АО "Корпорация ВНИИЭМ", и их совместный запуск запланирован на конец следующего года. То есть сейчас у нас два запуска в течение месяца — "Метеор" и два аппарата "Канопус", и на конец следующего года —  такой же план для космодрома Восточный. Продолжение серии "Канопус-В" после №6 пока обсуждается с заказчиками.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBejAx
Отделка ванной комнаты пластиковыми панелями на http://remont.youdo.com/facing/facing/flats/bath/plastic/.
Услуги от YouDo - https://youdo.com/beauty/massage/back/ по ссылке.
Строительство кирпичного дома на http://ekb.youdo.com/remont/building/house/doma/kirpichnye/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer