Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Александр Чуркин:
Разработчик спутников: сейчас мы запускаем с Восточного аппаратов больше других


28 ноября 2017 года Алексей Песляк, ТАСС


28 ноября запланирован запуск российского спутника дистанционного зондирования Земли "Метеор-М" №2-1, который станет основной полезной нагрузкой для второго в истории запуска с космодрома Восточный. Помимо "Метеора" на орбиту должны быть выведены 17 иностранных малых аппаратов и российский экспериментальный спутник "Бауманец". О подготовке к запуску, технических параметрах и особенностях спутника "Метеор", его функционале, перспективных аппаратах этой серии, а также о спутниках серии "Канопус" рассказал в интервью ТАСС в преддверии старта главный конструктор космических систем и комплексов корпорации ВНИИЭМ (предприятие — разработчик этих спутников) Александр Чуркин.

— Александр Львович, расскажите, для чего предназначен спутник "Метеор"?
— Космические аппараты "Метеор-М" предназначены для получения в первую очередь гидрометеорологической информации, которая используется для оперативного прогноза погоды, а также для мониторинга глобальных изменений климата нашей планеты. Помимо этого они используются для мониторинга окружающей среды, а начиная с аппарата №2-1, то есть с текущего "Метеора", появилось дополнительное назначение — это информационная поддержка служб поиска и спасания терпящих бедствие по международной программе КОСПАС-САРСАТ.

Хочу еще уточнить, что в связи с наличием резерва массы и места под обтекателем, а также возможностей разгонного блока "Фрегат" попутно со спутником "Метеор-М", который является основной полезной нагрузкой, этой же ракетой — "Союз-2.1б" — выводится группа иностранных коммерческих аппаратов и экспериментальный российский аппарат "Бауманец". Работа над этим аппаратом шла в основном в НПО машиностроения.

— В чем отличие КА "Метеор-М" №2-1 от предыдущих аппаратов этой серии? В чем технологические особенности?
— На очередном космическом аппарате "Метеор-М", как, собственно говоря, и на каждом аппарате, вносятся некоторые изменения в существующие системы — они модернизируются, улучшаются, но также и меняется приборный состав.

В частности, именно на этом аппарате не будет присутствовать бортовой радиолокационный комплекс и гелиогеофизический аппаратурный комплекс. Эта аппаратура проходит сейчас модернизацию — смену поколений. На следующих аппаратах она предстанет уже в обновленном виде. В то же время здесь появилась дополнительная аппаратура, которой раньше не было, — это бортовая аппаратура системы КОСПАС-САРСАТ. Есть изменения также и по служебной части. Как это принято в традициях ВНИИЭМ, мы отрабатываем в экспериментальном режиме некоторые приборы на перспективу.

— Сколько по времени изготавливался спутник? Были ли трудности?
— Длительность изготовления аппарата — понятие, конечно, растяжимое. Если начинать с изготовления составных частей, закупки под них элементной базы и так далее, то этот процесс занимает около трех лет.

С готовыми бортовыми системами — это от девяти месяцев до года, то есть непосредственно сам аппарат. Но такого не бывает, системы поступают постепенно. В процессе сборки аппарата и на начальном этапе испытаний выявляются замечания, аппаратура дорабатывается. Поэтому в данном случае непосредственно работа над аппаратом шла около полутора лет.

— Нет ли предпосылок для переноса старта?
— Никаких предпосылок для переноса этой даты на сегодня нет. И в то же время, как всегда, конечно, имеются резервные дни на случай каких-то непредвиденных обстоятельств. Это два следующих дня — 29-е и 30-е число.

— Как вы оцениваете надежность ракеты-носителя "Союз-2.1б"?
— "Союз 2.1а" — это ракета той же серии, также разработки самарского РКЦ "Прогресс", но менее мощная ракета, с меньшим энергетическим потенциалом.

Первый запуск с космодрома Восточный был действительно выполнен ракетой "Союз 2.1а". 1a — это этап модернизации ракеты, а "Метеоры" традиционно выводятся ракетой "Союз-2" этапа 1.б. И с космодрома Байконур запуски осуществлялись таким же типом ракет. Она была несколько модернизирована для запуска с космодрома Восточный. Была доработана система управления, ряд других систем, так что она несколько отличается. С точки зрения надежности, на базе нашей практики, считаем ракету достаточно надежной. Собственно говоря, то же можно сказать и про разгонный блок "Фрегат".

— Планируется ли в перспективе запустить другие аппараты серии "Метеор"? Если да, то когда?
— Уже через год, в декабре 2018 года, мы планируем запустить следующий аппарат серии — "Метеор-М" №2-2. Также в планах, и уже имеются контракты с Роскосмосом, изготовление и запуск аппаратов "Метеор-М" №2-3 в 2020 году и №2-4 в 2021 году. Продолжение этой серии пока рассматривается, возможно, что она еще и далее будет продолжена, но, как вариант, переход в дальнейшем на запуски спутников следующего поколения, работа над которым ведется, — аппараты серии "Метеор-МП".

— Как идет подготовка к третьему пуску с Восточного, в рамках которого планируется запустить два аппарата "Канопус-В" производства ВНИИЭМ?
— Корпорация ВНИИЭМ полюбила космодром Восточный, и сейчас мы запускаем оттуда больше других отечественных фирм. И вслед за этим запуском "Метеора" в ноябре, менее чем через месяц, в декабре текущего года, предстоит запуск с той же стартовой площадки двух аппаратов серии "Канопус-В". Это высокодетальные аппараты дистанционного зондирования Земли "Канопус-В" №3 и №4.

Запуск обоих аппаратов будет осуществлен одной ракетой-носителем "Союз-2" этапа 1.а. Аппараты "Канопус-В" уже на космодроме, на технической позиции. Их подготовка идет по графику.

— Планируется ли запуск спутников серии "Канопус-В" в перспективе?
— Два следующих аппарата — "Канопус-В" №5 и №6 также сейчас создаются в АО "Корпорация ВНИИЭМ", и их совместный запуск запланирован на конец следующего года. То есть сейчас у нас два запуска в течение месяца — "Метеор" и два аппарата "Канопус", и на конец следующего года —  такой же план для космодрома Восточный. Продолжение серии "Канопус-В" после №6 пока обсуждается с заказчиками.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение



Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBejAx
Отделка ванной комнаты пластиковыми панелями на http://remont.youdo.com/facing/facing/flats/bath/plastic/.
Услуги от YouDo - https://youdo.com/beauty/massage/back/ по ссылке.
Строительство кирпичного дома на http://ekb.youdo.com/remont/building/house/doma/kirpichnye/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer