Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Дмитрий Панов:
Мы будем создавать свою систему, ориентируясь на заделы министра Афанасьева


30 октября 2017 года Александра Джорджевич, КоммерсантЪ


Разговоры о технологической модернизации ракетно-космической отрасли ведутся на протяжении последних пяти лет. О том, как идет этот процесс и что ему мешает, как в России создается техника и насколько для нее важны украинские детали, корреспонденту “Ъ” Александре Джорджевич рассказал генеральный директор НПО «Техномаш» Дмитрий Панов.

— Прошло три года с момента введения санкций: какие проблемы решены в части импортозамещения продукции с Украины и из стран НАТО?

— Я повторю мнение коллег о том, что санкции оказались толчком к развитию отечественного производства. Как директор головного технологического института могу сказать, что мы столкнулись со сложностями, наверное, только в первый год введения санкций. Да и то это были трудности с исполнением ранее заключенных контрактов. В части станкостроения мы достаточно легко заменили оборудование, которое производилось в Европе, станками, которые производятся на Востоке. Сами существенно увеличили производство высокотехнологичного оборудования. За прошедшие два года по тяжелому станкостроению мы практически вышли на полное импортозамещение: в итоге даже еще дешевле получилось! Да, у нас есть проблемы с элементной базой, с мозгами для станков. Наверное, даже это можно считать самым сложным на сегодня.

— А с украинской продукцией как обстоят дела?

— А я не знаю, что такое украинская продукция — мы в своей работе с ней никогда не сталкивались. Те же ракеты «Зенит», к примеру, во многом делаются из наших комплектующих, которые поступали туда на сборочное производство. Конечно, существовала многолетняя кооперация. И, безусловно, когда в один момент эта самая кооперация меняется, то на год-полтора возникают неизбежные сложности, потому что нужно переориентировать промышленность. Плоха или хороша была эта ракета, мы сейчас не обсуждаем, но она была удобная и не очень дорогая — это хорошее сочетание. А все, что касается электронной компонентной базы, которую нам поставляли харьковские и киевские предприятия, это тоже легко заменяется. На новой российской ракете «Союз-5» будут российские электронные системы.

— То есть санкции сыграли на руку?

— Основные задачи, которые решает «Техномаш», лежат в плоскости тяжелого машиностроения. И в этом санкции сработали в плюс, потому что, по крайней мере с тендеров, ушли крупные западные компании, которые предлагали дорогое оборудование и играли на рынке не всегда честно. В том, что касается тяжелого станкостроения, мы вообще одни из лучших. Например, мы сделали уникальное оборудование для обработки вафельного фона путем фрезерования нижних топливных баков ракет, чтобы они были легче. Подобное зарубежное оборудование обходится во много раз дороже. В 2015 году было сложно: тогда были заключенные контракты, которые стали один за другим прекращаться. Сейчас остаются проблемы с некоторыми специальными материалами, например с порошками, которые используются в аддитивных технологиях с применением лазерных принтеров. Но они все решаемы, поверьте.

— Инвестиции в предприятие осуществляются за государственный счет или есть частные инвесторы?

— Да их и раньше не было по большому счету: немного по МКС, немного по проекту Sea Launch… Но на общем фоне финансирования от «Роскосмоса» эти инвестиции не играли никакой роли. Мы получаем хорошее финансирование последние пять лет. Потом мы сами находим заказы — например, от Минпромторга. И прибыль от них заложена в структуру цены: часть перечисляется государству, а часть по согласованию с «Роскосмосом» расходуется на инфраструктуру предприятия.

— Вы пострадали от секвестра федеральных программ?

— Пока решаем, что будет дальше. Мы ожидаем частных инвесторов, несмотря на то что им нужен быстрый результат. Конечно, приходят коммерческие структуры, но они больше хотят получить от нас, чем что-то дать. Однако бывают и исключения. Недавно было подписано соглашение между «Техномашем» и группой «Стан», которая объединяет ведущие станкостроительные предприятия отрасли. Мы надеемся, что у нас получится создать совместное станкостроительное КБ. В рамках этого СП «Техномаш» будет проектировать станки, а группа «Стан» их собирать.

— Это была ваша идея?

— Общая. Она родилась еще во времена «Минобщемаша». У нас давно была базовая площадка для сбора станков — Коломенский завод тяжелого станкостроения, который в 1990-е годы почти умер. Но потом его купила группа «Стан», и впоследствии у нас получилась кооперация. И сегодня мы эту кооперацию планируем развивать: они готовы вкладываться в научно-технические разработки станков и инструментов. Мы подписали соглашение, есть «дорожная карта», есть решение премьера Дмитрия Медведева о том, что мы в этом направлении продвигаемся. Мы показывали ему совместное оборудование в Коломне, ему понравилось. Сейчас вопрос прорабатывается в правительстве и Минпромторге. Надеюсь, что в течение года мы выйдем на создание такого станкостроительного центра и вплотную займемся вопросами начала серийного производства отечественных станков в рамках созданного совместного предприятия. «Техномаш» сейчас находится в стадии акционирования, что, я надеюсь, даст нам возможность в будущем выделить свое КБ в отдельный филиал.

— Вы планируете участвовать в создании ракет-носителей «Союз-5» и «Энергия-5», корабля «Федерация». Что будете делать по каждому проекту?

— По «Союзу-5» мы участвуем в работах по эскизному проекту. По сверхтяжелой ракете присутствуем во всех рабочих группах и комиссиях. Сейчас определяется «дорожная карта» и по «Союзу», и по «сверхтяжу», и по лунной программе, и по спутникам. Наша задача — технологическое обеспечение. Если совсем просто сказать, то мы получаем вопрос по той же «Федерации»: какой должен быть корпус или другой узел или механизм корабля — композитный или металлический? Мы даем свое заключение, приезжаем на научно-технические советы, защищаем свою позицию. Это уже не фантазии, но еще и не изделие, конечно.

— Что для вас «технологическая модернизация ракетно-космической отрасли»?

— Это организация производства, обновление мощностей, применение технологий... По сути, первый вид системы в ракетно-космической отрасли создал Вернер фон Браун, она стала американской. Параллельно с ней создавалась отечественная система, которую внедрял Сергей Павлович Королев и которая просуществовала до 1980-х годов. Затем производственную систему, разработанную Королевым, сменила российская, которую внедрил министр общего машиностроения Сергей Афанасьев. Она предполагала следующие нюансы: как менять оборудование, как применять технологии, как создавать опережающий технологический задел. После фон Брауна у американцев была целая череда организаторов промышленности, ну и, наконец, совсем недавно появился Илон Маск со своими абсолютно новыми подходами к делу. Но они все применимы к американской специфике.

А у нас, к сожалению, развитие очень сильно застопорилось в 1990-х годах. Но сейчас мы стоим на пороге новой технологической революции, создания нового уклада. Мы будем создавать свою производственную систему — систему «Роскосмоса», учитывая существующие наработки и, конечно, ориентируясь на заделы министра Афанасьева. В первую очередь будет этап переоснащения предприятий отрасли на российское оборудование. Будет этап разработки технологий, в первую очередь цифровых. Грубо говоря, это создание цифровых фабрик, где для опытного мелкосерийного производства в рамках ОКР, когда требуется постоянная корректировка, требуемые техзадания и запросы партнеров берутся прямо из облака (технология удаленного доступа к информации.— “Ъ”), обрабатываются технологически, тут же создается необходимый софт и загружается на компьютер, с которого идут команды на управляемый роботом станок. В итоге заказчики получают готовую деталь для серийного производства. На «Техномаше» сейчас ставится эксперимент по созданию опытного цеха, которого в России еще не было. Очень надеюсь, что покажем его руководству через год.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBffRz
Рекомендуем: https://youdo.com/coach/tancy/horeogorafiya/roknroll/, недорого.
Услуги частных мастеров: http://remont.youdo.com/doors/tag/deshevo/, подробнее здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer