Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Николай Севастьянов:
В России сложились условия для полноценной коммерциализации космической деятельности


18 октября 2017 года Интерфакс-АВН


Космос все больше и больше становится не только расходной, но и доходной статьей бюджета. Каждый рубль, вложенный в космические проекты, возвращается сегодня на Землю несколькими рублями. Происходит это в том числе благодаря космическим коммерческим компаниям, одной из которых является российский спутниковый оператор «Газпром космические системы». 2 ноября эта компания отметит свой четверть вековой юбилей. 

О перспективах дальнейшей коммерциализации космической деятельности, а также о том, чего удалось добиться за 25 лет присутствия на космическом рынке, по каким направлением будет развиваться спутниковая система «Ямал», сотрудничество с «Роскосмосом» в сфере мониторинга обстановки в Арктике, планах запуска собственного производства космических аппаратов рассказал «Интерфаксу-АВН» основатель и генеральный конструктор компании «Газпром космические системы» Николай СЕВАСТЬЯНОВ.
      
- Николай Николаевич, сколько спутников входит сегодня в состав орбитальной группировки «Газпром космические системы»?

- В настоящее время у нас четыре космических аппарата. Три новых: «Ямал-300К», «Ямал-401» и «Ямал-402». Четвертый аппарат - «Ямал-202», уже 14 лет работает на орбите. Он будет эксплуатироваться до середины 2019 года, пока у него остается топливо, затем его сменит новый спутник «Ямал-601».  Сегодня наша группировка охватывает услугами связи и телекоммуникации все Восточное полушарие и даже часть Западного.

Свой первый спутник «Ямал-100» мы разработали и запустили еще в 1999 году. Именно он положил начало нашей орбитальной группировке.


- Какое место вы занимаете на международном рынке? 
    
 - В мире более 40 спутниковых операторов. Мы находимся посредине - на 22 - 24 месте и надеемся, что программа развития позволит нам в будущем войти в первую десятку. 

 - Кто является потребителями ваших услуг? 

- Российские потребители используют 65% наших услуг, зарубежные – 35%. Зарубежные - это в основном сервис-провайдеры, международные телепорты, которые обеспечивают магистральные каналы связи, или местные VSAT-сети. В России номенклатура пользователей шире. 5% ресурса группировки мы используем в интересах предприятий группы «Газпром». Остальные 95% спутникового ресурса реализуем на рынке. Очень большой объем приходится на телевизионные компании. 
      
Но пока доля наших услуг на российском рынке меньше, чем у государственного предприятия «Космическая связь». Мы занимаем порядка 30% от объема спутникового ресурса, предлагаемого на отечественном рынке.
     
- Вы - коммерческий российский оператор спутниковой связи. Трудно ли конкурировать на российском рынке с другими операторами, в частности, с ФГУП «Космическая связь»? 
      
- Конечно. Это российский государственный оператор, которому в этом году исполнилось 50 лет. Мы в два раза моложе - нам исполнится 25 лет. Как государственный оператор ФГУП «Космическая связь» получает серьезную государственную поддержку, несмотря на то, что мы работаем на одном рынке.  
      
Но мы не всегда конкурируем, в трудных ситуациях помогаем коллегам. Например, во время Олимпиады в Сочи для ФГУП «Космическая связь» не успели изготовить новые спутники, через которые должна была вестись трансляция игр. Мы подставили плечо и предоставили коллегам мощности наших спутников.
      
- Сообщалось, что в настоящее время в производстве находится ваш новый космический аппарат «Ямал-601». Какие задачи он будет решать? 
     
- «Ямал-601» должен прийти на замену спутника «Ямал-202». Но на нем также будет установлена многолучевая полезная нагрузка в Ка-диапазоне, что позволит предоставлять высокоскоростной доступ в Интернет массовому потребителю с использованием дешевых наземных терминалов.  Этот спутник более чем в два раза увеличит возможности передачи информации через нашу орбитальную группировку. В настоящее время спутник находятся в производстве, идет строительство наземной инфраструктуры. Запуск спутника планируется в декабре следующего года на российской ракете-носителе «Протон-М».
     
 - У вас нет никаких опасений в надежности «Протона»? 
       
- Мы, как заказчик серьезно занимаемся этим вопросом и контролируем ход изготовления именно нашей ракеты и комплектующих для нее: двигателей, оборудования - первую и вторую кооперацию. Эту процедуру мы с ГКНПЦ им. Хруничева отработали при запуске «Ямал-401» в 2014 году. 
       
- А если какая-то зарубежная фирма примет участие в следующем конкурсе и предложит лучшие условия запуска, более выгодные, чем отечественный оператор, поддержите ли вы российского производителя? 
       
- В коммерческом космосе справедливо было бы выбирать лучших, побеждать должен тот, кто предоставит лучшее технико-коммерческое предложение. Когда в 2013 году был конкурс на запуск «Ямал-601», лучшее предложение было у российской компании ГКНПЦ им. Хруничева.  Я надеюсь, что и сегодня наши ракетчики работают над тем, чтобы их услуги тоже были конкурентоспособны.
       
- Все производители и заказчики космических аппаратов мыслят на десятилетия вперед, закладывают срок активного существования спутника от 15 и более лет. Но технологии развиваются все быстрее. Не пришло ли время чаще обновлять группировку, создавая новые возможности для потребителей? 
       
- От срока эксплуатации спутника зависит его экономическая эффективность. Крупный спутник связи на геостационарной орбите – это практически полноценный завод, который производит продукцию в виде космических услуг. Стоимость изготовления такого спутника - около 150 млн евро, не считая затрат на запуск его на орбиту, страхование и строительство наземной инфраструктуры, которая поддерживает функционирование спутника. Это сопоставимо со стоимостью строительства полноценного наземного завода. А их, как известно, не строят на пять-семь лет. 
       
Если сократить срок эксплуатации такого спутника до пяти-семи лет, амортизация вырастет соответственно в два-три раза, что сразу увеличит себестоимость космических услуг. Потребителю это невыгодно. Таким образом, длительность эксплуатации спутника на орбите напрямую влияет на конкурентоспособность его услуг и экономическую эффективность инвестиций.
      
Наземные технологии для конечного пользователя, действительно, улучшаются быстрее, но в основном за счет совершенствования наземного цифрового оборудования, работающего со спутником.  
      
Например, до 2000 года в России было только аналоговое телевидение. Оно требовало один транспондер спутника на один канал телевизионного вещания. Потом была внедрено оборудование цифровой компрессии MPEG-2, которое позволило размещать в одном транспондере спутника до 7 телеканалов. Сейчас технология цифровой компрессии MPEG-4 позволяет разместить до 18 каналов на один транспондер, главное, чтобы энергетика транспондера была высокой. 
      
Технологии производства самих спутников также непрерывно развиваются, но в связи со сложностью космических технологий, этот процесс требует значительно больше времени, чем для наземного оборудования.
       
- А какие планы у вас по изготовлению спутников нового поколения?
       
- Мы планируем расширять свою орбитальную группировку за счет спутников нового поколения. В настоящее время ведем их проектирование и начали создание собственного сборочного производства, на котором будем их изготавливать.
       
- Где будет построено ваше сборочное производство космических аппаратов, когда планируется ввести его в строй? 
       
- Сборочное производство мы планируем построить в России в Щелковском районе Московской области. В предыдущие три года разработали аванпроект, обосновали окупаемость инвестиций, проанализировали предложения всех потенциальных строительных компаний и поставщиков технологического оборудования, подготовили конкурсную документацию. По результатам конкурсных процедур был выбран генеральный подрядчик на строительство «под ключ». 
       
Сейчас завершается разработка проектной документации. В феврале следующего года планируем непосредственно приступить к строительству. Под завод уже отведена земля, подводятся коммуникации. По утвержденному генеральному графику завершить строительство планируется в августе 2020 года. 
       
- И сразу начнется производство новых космических аппаратов? 
       
- Да, перед нами стоит задача, чтобы в будущем все наши космические аппараты, собирались и испытывались на собственной производственной площадке в Щелково. Для нас очень важно обеспечить высокую надежность длительной эксплуатации спутников на орбите. При этом стоимость изготовления спутников должна быть не выше, чем у ведущих производителей. Сроки изготовления спутников на нашем производстве не должны превышать 30 месяцев.  Только в этом случае мы добьемся высокой экономической эффективности нашей орбитальной группировки. Это является главным условием коммерциализации космической деятельности.
       
- Производство будет ориентировано именно на ваши потребности или вы планируете изготавливать аппараты и для других операторов?
       
- В первую очередь мы создаем производство для решения своих задач, так как намерены активно наращивать свою орбитальную группировку. В то же время ожидаем, что сможем производить космические аппараты и для других заказчиков. 
       
- Известно, что помимо спутников связи «Ямал», вы намерены создать спутниковую систему наблюдения «СМОТР». Расскажите, на каком этапе находится реализация этого проекта?
     
- Данный проект включен в Федеральную космическую программу на внебюджетной основе. Мы уже провели предварительное проектирование и прединвестиционные исследования. 
       
Нами создан центр аэрокосмического мониторинга, на базе которого мы уже оказываем услуги по аэрокосмическому мониторингу предприятиям группы Газпром. Разработан целый ряд геоинформационных технологий, включая мониторинг ледовой обстановки в Арктике.
       
По радиолокационному сегменту системы «СМОТР», мы подписали соглашение с Объединенной ракетно-космической корпорацией (подведомственной госкорпорации «Роскосмос») в рамках создания многоцелевой космической системы «Арктика».  Планируется изучить возможность сотрудничества, в рамках которого наша компания организует финансирование и изготовит радиолокационные космические аппараты, а «Роскосмос» обеспечит их запуск на орбиту. Таким образом, каждая сторона пропорционально своему вкладу получит объем возможностей космической системы для решения задач в Арктике.
      
- Расскажите о вашем сотрудничестве с молодой российской компанией «Даурия». У «Даурии» два выведенных недавно малых аппарата не заработали. Сохранилось ли у вас доверие к этой компании? 
       
- Все компании когда-то были молодыми. У крупных компаний, которые сегодня составляют основу космической индустрии, к сожалению, тоже случались неудачи. «Даурия» - перспективная компания. Это творческий коллектив разработчиков, которые своими силами уже разработали и изготовили несколько малых спутников, в настоящее время они функционируют на орбите. Да, у них случилась одна неудача при последнем групповом запуске спутников.  Надо разобраться в причинах. Ведь отказ произошел в процессе запуска на ракете-носителе, но перед запуском спутники прошли положительно все наземные испытания под контролем заказчика. 
       
Мы продолжаем взаимодействовать с «Даурией». Как говорится, за одного битого двух небитых дают. Сейчас совместно изучаем возможности нашего будущего сборочного производства для изготовления их космических аппаратов. 
       
- Насколько, на ваш взгляд, актуальна сегодня задача коммерциализации космической деятельности в России? 
       
- Я считаю, что коммерциализация космической деятельности – в настоящее время имеет большую актуальность для России. За 70 лет развития ракетно-космической промышленности государство вложило в отрасль очень большие средства. Сегодня значительные государственные инвестиции вкладываются в гражданские космические системы. Но любая промышленность когда-то должна начинать давать экономическую отдачу, производя гражданские системы для рынка. 
       
Мировая практика показывает, что в рамках коммерциализации космической деятельности государство сначала перестает инвестировать или субсидировать гражданские спутники связи, потом и спутники наблюдения. А космические услуги покупают у коммерческих спутниковых операторов. Сейчас дело дошло до коммерческих контрактов на услуги грузовых и пилотируемых перевозок на Международную космическую станцию. 
       
Таким образом, государство в гражданских рыночных сегментах перекладывает инвестиционные риски создания новых космических систем на коммерческие компании, покупая у них услуги, значительно сокращая свои затраты на эти цели. Высвободившееся ресурсы направляются на развитие обороны, науки, медицины и образования, где коммерциализация невозможна или нецелесообразна.
       
- То есть вы на собственном опыте считаете, что пришла пора реализовывать коммерческие космические проекты в нашей стране?
       
- Наша компания первая в России стала реализовывать идею коммерциализации космической деятельности. В 1990-х годах это звучало необычно. В этом смысле российская космическая отрасль оказалась консервативной, так как всегда существовала за счет государственных средств. Создание нашего первого спутника «Ямал-100» было в прямом смысле технологическим прорывом, сопровождавшимся большими рисками, но в нас поверил Газпром, которому в связи с большой географией его деятельности, нужно было решить вопросы развития технологической связи. Но этот спутник также дал старт широкой коммерциализации спутниковой связи в России. 
       
В 2001 году перед нами руководством Газпрома была поставлена еще более актуальная задача – создавать космические системы на принципах проектного финансирования без прямых инвестиций Газпрома. При этом, добиться полной самоокупаемости проектов, реализуя космические услуги на российском и зарубежном рынках. 
       
Эту задачу мы решили уже на проекте «Ямал-200», запустив два спутника в 2003 году, а в 2008 году полностью вернули привлеченные кредиты за счет средств полученных от предоставления космических услуг. Это был первый пример, который доказал, что и в российских условиях можно реализовать полностью коммерческий проект в космосе. Мы продолжаем развивать нашу космическую деятельность на этих принципах и в последующих проектах.
      
Поэтому я считаю, что сегодня сложились условия для полноценной коммерциализации космической деятельности в России. 



комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение



Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBhUNb
Смотрите здесь - http://perevozki.youdo.com/city/loaders/furniture/dlv/podem/, гарантии.
Рекомендуем: http://courier.youdo.com/food-delivery/geo/dostavka-edi-v-shchelkovo/, подробное описание тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer