Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Николай Севастьянов:
В России сложились условия для полноценной коммерциализации космической деятельности


18 октября 2017 года Интерфакс-АВН


Космос все больше и больше становится не только расходной, но и доходной статьей бюджета. Каждый рубль, вложенный в космические проекты, возвращается сегодня на Землю несколькими рублями. Происходит это в том числе благодаря космическим коммерческим компаниям, одной из которых является российский спутниковый оператор «Газпром космические системы». 2 ноября эта компания отметит свой четверть вековой юбилей. 

О перспективах дальнейшей коммерциализации космической деятельности, а также о том, чего удалось добиться за 25 лет присутствия на космическом рынке, по каким направлением будет развиваться спутниковая система «Ямал», сотрудничество с «Роскосмосом» в сфере мониторинга обстановки в Арктике, планах запуска собственного производства космических аппаратов рассказал «Интерфаксу-АВН» основатель и генеральный конструктор компании «Газпром космические системы» Николай СЕВАСТЬЯНОВ.
      
- Николай Николаевич, сколько спутников входит сегодня в состав орбитальной группировки «Газпром космические системы»?

- В настоящее время у нас четыре космических аппарата. Три новых: «Ямал-300К», «Ямал-401» и «Ямал-402». Четвертый аппарат - «Ямал-202», уже 14 лет работает на орбите. Он будет эксплуатироваться до середины 2019 года, пока у него остается топливо, затем его сменит новый спутник «Ямал-601».  Сегодня наша группировка охватывает услугами связи и телекоммуникации все Восточное полушарие и даже часть Западного.

Свой первый спутник «Ямал-100» мы разработали и запустили еще в 1999 году. Именно он положил начало нашей орбитальной группировке.


- Какое место вы занимаете на международном рынке? 
    
 - В мире более 40 спутниковых операторов. Мы находимся посредине - на 22 - 24 месте и надеемся, что программа развития позволит нам в будущем войти в первую десятку. 

 - Кто является потребителями ваших услуг? 

- Российские потребители используют 65% наших услуг, зарубежные – 35%. Зарубежные - это в основном сервис-провайдеры, международные телепорты, которые обеспечивают магистральные каналы связи, или местные VSAT-сети. В России номенклатура пользователей шире. 5% ресурса группировки мы используем в интересах предприятий группы «Газпром». Остальные 95% спутникового ресурса реализуем на рынке. Очень большой объем приходится на телевизионные компании. 
      
Но пока доля наших услуг на российском рынке меньше, чем у государственного предприятия «Космическая связь». Мы занимаем порядка 30% от объема спутникового ресурса, предлагаемого на отечественном рынке.
     
- Вы - коммерческий российский оператор спутниковой связи. Трудно ли конкурировать на российском рынке с другими операторами, в частности, с ФГУП «Космическая связь»? 
      
- Конечно. Это российский государственный оператор, которому в этом году исполнилось 50 лет. Мы в два раза моложе - нам исполнится 25 лет. Как государственный оператор ФГУП «Космическая связь» получает серьезную государственную поддержку, несмотря на то, что мы работаем на одном рынке.  
      
Но мы не всегда конкурируем, в трудных ситуациях помогаем коллегам. Например, во время Олимпиады в Сочи для ФГУП «Космическая связь» не успели изготовить новые спутники, через которые должна была вестись трансляция игр. Мы подставили плечо и предоставили коллегам мощности наших спутников.
      
- Сообщалось, что в настоящее время в производстве находится ваш новый космический аппарат «Ямал-601». Какие задачи он будет решать? 
     
- «Ямал-601» должен прийти на замену спутника «Ямал-202». Но на нем также будет установлена многолучевая полезная нагрузка в Ка-диапазоне, что позволит предоставлять высокоскоростной доступ в Интернет массовому потребителю с использованием дешевых наземных терминалов.  Этот спутник более чем в два раза увеличит возможности передачи информации через нашу орбитальную группировку. В настоящее время спутник находятся в производстве, идет строительство наземной инфраструктуры. Запуск спутника планируется в декабре следующего года на российской ракете-носителе «Протон-М».
     
 - У вас нет никаких опасений в надежности «Протона»? 
       
- Мы, как заказчик серьезно занимаемся этим вопросом и контролируем ход изготовления именно нашей ракеты и комплектующих для нее: двигателей, оборудования - первую и вторую кооперацию. Эту процедуру мы с ГКНПЦ им. Хруничева отработали при запуске «Ямал-401» в 2014 году. 
       
- А если какая-то зарубежная фирма примет участие в следующем конкурсе и предложит лучшие условия запуска, более выгодные, чем отечественный оператор, поддержите ли вы российского производителя? 
       
- В коммерческом космосе справедливо было бы выбирать лучших, побеждать должен тот, кто предоставит лучшее технико-коммерческое предложение. Когда в 2013 году был конкурс на запуск «Ямал-601», лучшее предложение было у российской компании ГКНПЦ им. Хруничева.  Я надеюсь, что и сегодня наши ракетчики работают над тем, чтобы их услуги тоже были конкурентоспособны.
       
- Все производители и заказчики космических аппаратов мыслят на десятилетия вперед, закладывают срок активного существования спутника от 15 и более лет. Но технологии развиваются все быстрее. Не пришло ли время чаще обновлять группировку, создавая новые возможности для потребителей? 
       
- От срока эксплуатации спутника зависит его экономическая эффективность. Крупный спутник связи на геостационарной орбите – это практически полноценный завод, который производит продукцию в виде космических услуг. Стоимость изготовления такого спутника - около 150 млн евро, не считая затрат на запуск его на орбиту, страхование и строительство наземной инфраструктуры, которая поддерживает функционирование спутника. Это сопоставимо со стоимостью строительства полноценного наземного завода. А их, как известно, не строят на пять-семь лет. 
       
Если сократить срок эксплуатации такого спутника до пяти-семи лет, амортизация вырастет соответственно в два-три раза, что сразу увеличит себестоимость космических услуг. Потребителю это невыгодно. Таким образом, длительность эксплуатации спутника на орбите напрямую влияет на конкурентоспособность его услуг и экономическую эффективность инвестиций.
      
Наземные технологии для конечного пользователя, действительно, улучшаются быстрее, но в основном за счет совершенствования наземного цифрового оборудования, работающего со спутником.  
      
Например, до 2000 года в России было только аналоговое телевидение. Оно требовало один транспондер спутника на один канал телевизионного вещания. Потом была внедрено оборудование цифровой компрессии MPEG-2, которое позволило размещать в одном транспондере спутника до 7 телеканалов. Сейчас технология цифровой компрессии MPEG-4 позволяет разместить до 18 каналов на один транспондер, главное, чтобы энергетика транспондера была высокой. 
      
Технологии производства самих спутников также непрерывно развиваются, но в связи со сложностью космических технологий, этот процесс требует значительно больше времени, чем для наземного оборудования.
       
- А какие планы у вас по изготовлению спутников нового поколения?
       
- Мы планируем расширять свою орбитальную группировку за счет спутников нового поколения. В настоящее время ведем их проектирование и начали создание собственного сборочного производства, на котором будем их изготавливать.
       
- Где будет построено ваше сборочное производство космических аппаратов, когда планируется ввести его в строй? 
       
- Сборочное производство мы планируем построить в России в Щелковском районе Московской области. В предыдущие три года разработали аванпроект, обосновали окупаемость инвестиций, проанализировали предложения всех потенциальных строительных компаний и поставщиков технологического оборудования, подготовили конкурсную документацию. По результатам конкурсных процедур был выбран генеральный подрядчик на строительство «под ключ». 
       
Сейчас завершается разработка проектной документации. В феврале следующего года планируем непосредственно приступить к строительству. Под завод уже отведена земля, подводятся коммуникации. По утвержденному генеральному графику завершить строительство планируется в августе 2020 года. 
       
- И сразу начнется производство новых космических аппаратов? 
       
- Да, перед нами стоит задача, чтобы в будущем все наши космические аппараты, собирались и испытывались на собственной производственной площадке в Щелково. Для нас очень важно обеспечить высокую надежность длительной эксплуатации спутников на орбите. При этом стоимость изготовления спутников должна быть не выше, чем у ведущих производителей. Сроки изготовления спутников на нашем производстве не должны превышать 30 месяцев.  Только в этом случае мы добьемся высокой экономической эффективности нашей орбитальной группировки. Это является главным условием коммерциализации космической деятельности.
       
- Производство будет ориентировано именно на ваши потребности или вы планируете изготавливать аппараты и для других операторов?
       
- В первую очередь мы создаем производство для решения своих задач, так как намерены активно наращивать свою орбитальную группировку. В то же время ожидаем, что сможем производить космические аппараты и для других заказчиков. 
       
- Известно, что помимо спутников связи «Ямал», вы намерены создать спутниковую систему наблюдения «СМОТР». Расскажите, на каком этапе находится реализация этого проекта?
     
- Данный проект включен в Федеральную космическую программу на внебюджетной основе. Мы уже провели предварительное проектирование и прединвестиционные исследования. 
       
Нами создан центр аэрокосмического мониторинга, на базе которого мы уже оказываем услуги по аэрокосмическому мониторингу предприятиям группы Газпром. Разработан целый ряд геоинформационных технологий, включая мониторинг ледовой обстановки в Арктике.
       
По радиолокационному сегменту системы «СМОТР», мы подписали соглашение с Объединенной ракетно-космической корпорацией (подведомственной госкорпорации «Роскосмос») в рамках создания многоцелевой космической системы «Арктика».  Планируется изучить возможность сотрудничества, в рамках которого наша компания организует финансирование и изготовит радиолокационные космические аппараты, а «Роскосмос» обеспечит их запуск на орбиту. Таким образом, каждая сторона пропорционально своему вкладу получит объем возможностей космической системы для решения задач в Арктике.
      
- Расскажите о вашем сотрудничестве с молодой российской компанией «Даурия». У «Даурии» два выведенных недавно малых аппарата не заработали. Сохранилось ли у вас доверие к этой компании? 
       
- Все компании когда-то были молодыми. У крупных компаний, которые сегодня составляют основу космической индустрии, к сожалению, тоже случались неудачи. «Даурия» - перспективная компания. Это творческий коллектив разработчиков, которые своими силами уже разработали и изготовили несколько малых спутников, в настоящее время они функционируют на орбите. Да, у них случилась одна неудача при последнем групповом запуске спутников.  Надо разобраться в причинах. Ведь отказ произошел в процессе запуска на ракете-носителе, но перед запуском спутники прошли положительно все наземные испытания под контролем заказчика. 
       
Мы продолжаем взаимодействовать с «Даурией». Как говорится, за одного битого двух небитых дают. Сейчас совместно изучаем возможности нашего будущего сборочного производства для изготовления их космических аппаратов. 
       
- Насколько, на ваш взгляд, актуальна сегодня задача коммерциализации космической деятельности в России? 
       
- Я считаю, что коммерциализация космической деятельности – в настоящее время имеет большую актуальность для России. За 70 лет развития ракетно-космической промышленности государство вложило в отрасль очень большие средства. Сегодня значительные государственные инвестиции вкладываются в гражданские космические системы. Но любая промышленность когда-то должна начинать давать экономическую отдачу, производя гражданские системы для рынка. 
       
Мировая практика показывает, что в рамках коммерциализации космической деятельности государство сначала перестает инвестировать или субсидировать гражданские спутники связи, потом и спутники наблюдения. А космические услуги покупают у коммерческих спутниковых операторов. Сейчас дело дошло до коммерческих контрактов на услуги грузовых и пилотируемых перевозок на Международную космическую станцию. 
       
Таким образом, государство в гражданских рыночных сегментах перекладывает инвестиционные риски создания новых космических систем на коммерческие компании, покупая у них услуги, значительно сокращая свои затраты на эти цели. Высвободившееся ресурсы направляются на развитие обороны, науки, медицины и образования, где коммерциализация невозможна или нецелесообразна.
       
- То есть вы на собственном опыте считаете, что пришла пора реализовывать коммерческие космические проекты в нашей стране?
       
- Наша компания первая в России стала реализовывать идею коммерциализации космической деятельности. В 1990-х годах это звучало необычно. В этом смысле российская космическая отрасль оказалась консервативной, так как всегда существовала за счет государственных средств. Создание нашего первого спутника «Ямал-100» было в прямом смысле технологическим прорывом, сопровождавшимся большими рисками, но в нас поверил Газпром, которому в связи с большой географией его деятельности, нужно было решить вопросы развития технологической связи. Но этот спутник также дал старт широкой коммерциализации спутниковой связи в России. 
       
В 2001 году перед нами руководством Газпрома была поставлена еще более актуальная задача – создавать космические системы на принципах проектного финансирования без прямых инвестиций Газпрома. При этом, добиться полной самоокупаемости проектов, реализуя космические услуги на российском и зарубежном рынках. 
       
Эту задачу мы решили уже на проекте «Ямал-200», запустив два спутника в 2003 году, а в 2008 году полностью вернули привлеченные кредиты за счет средств полученных от предоставления космических услуг. Это был первый пример, который доказал, что и в российских условиях можно реализовать полностью коммерческий проект в космосе. Мы продолжаем развивать нашу космическую деятельность на этих принципах и в последующих проектах.
      
Поэтому я считаю, что сегодня сложились условия для полноценной коммерциализации космической деятельности в России. 



комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBhUNb
Смотрите здесь - http://perevozki.youdo.com/city/loaders/furniture/dlv/podem/, гарантии.
Рекомендуем: http://courier.youdo.com/food-delivery/geo/dostavka-edi-v-shchelkovo/, подробное описание тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer